КТП 2 класс окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрированного в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 9 зарегистрированного в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) № О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06ю10.2009 № 373)

  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки 23.04.2014 № 08-548)

  3. Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений

  4. Учебный план МБОУ СОШ№53

  5. Примерная авторская программа В. А. Самкова, Н. И. Романова «Окружающий мир» (образовательная программа «Начальная инновационная школа»). 2011г

В соответствии со стандартом курс «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения различных дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается объединение различных областей научного знания (науки о природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства), имеющее своей целью сформировать у младшего школьника целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире.

Таким образом, целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является создание необходимых предпосылок для формирования у учащихся целостной картины мира и осознания места человека в нем на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения ребенка с окружающими людьми и природой.

В качестве основных обобщающих идей курса выдвинуто положение о единстве человека и природы, их целостности и взаимодействии, идея системности и причинности в познании этого единства, а также идея единства художественно-научного познания. Искусство, создаваемые в процессе творчества художественные образы обогащают научное познание, развивают эмоционально-чувственное восприятие ребенка, его способность к пониманию окружающего мира.

При разработке программы авторы исходили из предположения, что интеграция естественно-научных и социогуманитарных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов послужит не только преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности, но и гуманизации содержания курса «Окружающий мир».

Предлагаемый курс имеет ряд особенностей. Прежде всего применяется аксиологический подход к отбору содержания, ориентирующий педагога на формирование у младших школьников системы потребностей, ценностей, установок. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Содержание курса ориентировано на формирование у младшего школьника основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (природе, рукотворному миру, другим людям), к себе.

Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы - младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать постоянного развития.

.Цель изучения курса. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Задачи.

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы: -мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; -ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за неё ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);

-базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть своё место в них любовь к Родине, выраженная в интересе к её природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;

-базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учёт нравственных позиций других людей);

-учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Программными предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин, являются:

-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);.

-сформированность умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

-сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, Интернет);

-сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в Интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;

-способность использовать готовые модели (глобус, карту, план, план-карту, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;

-способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолётов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и применения необходимой информации в быту;

-умение составлять список используемой литературы и Итернет-адресов;

-способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном , сотрудничестве, учитывая позицию партнёра (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнёра другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;

-способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, эксперементатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

Содержание курса (Расхождение с авторской программой отсутствует) .

Человек и природа (40 часов).

Звёзды планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля - планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус - модель Земли. Изображение на глобусе с помощью обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном краю на основе наблюдений. • Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, в Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24 часа).

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учёба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

Наша Родина - Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь, на свободный труд, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван Ш (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4 часа).

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на свежем воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипячёная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, природа, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни чело встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
    которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценнос-тей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех прос-тые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энцикло- педиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
    Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений. В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца - источника тепла и света - на смену времен года, растительный и животный мир);

  • объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

  • демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые- рыбы-птицы-земноводные-пресмыкающиеся-млекопитающие (животные);

  • сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

  • называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

  • характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные- дикорастущие растения, однолетние-двулетние-многолетние растения; цветковые-хвойные-папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

  • характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

  • использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, интернет для поиска необходимой информации;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

  • понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания)

  • находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной
    системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

  • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулиро-вания своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

  • называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;

  • различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);

  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День Города, села, поселка)

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);

  • работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;

  • использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе; пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

  • работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту

  • выполнять правила безопасного поведения в природе

Программу обеспечивают:

В. А. Самкова, Н. И. Романова. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. В 2ч.-М. « Русское слово» , 2013

Е. А. Гринева, В. А. Самкова, Н. И. Романова. Окружающий мир. 2 класс: Рабочая тетрадь. В 2ч. - М. « Русское слово» , 2013

Е. А. Гринева, В. А. Самкова. Окружающий мир. 2 класс: Методические рекомендации. - М. « Русское слово» , 2013

Информационные ресурсы videodisc.tv; twirpx.com; computerhistory.narod.ru; prezentacii.com; eco.ria.ru; superox.ru; greenword.ru; celestiaproject.ru; klass39.ru; filmix.net; smeshariki-tv.ru; vseyznaesh.ru; nashidetki.ru; calendareveryday.ru; razumniki.ru; bayun.ru; viki.rdf.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

№ п\п

Дата

Тема и тип

урока

Содержание

урока

Домашнее задание

Планируемые

результаты

Вид,

форма

контроля

Информа-ционное обеспече-ние, обору-дование

План

Факт.

Предметные

УУД

Метапредметные

Личностные

самоконтроль

взаимоконтроль

у ч и т е л ь с к и й

административный

ТЕМА 1. Человек в окружающем мире

1

03.09

Наши органы чувств - «окошки» в окружающий мир

Комбинированный урок

Рассматривание учебника и рабочей тетради. Актуализация и систематизация знаний об органах чувств человека, их роли в получении информации об окружающем мире.

У. с. 5- 7

Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать.

Выполнять опыты, демонстрирующие значение различных органов чувств в восприятии окружающего мира

Регулятивные: понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Познавательные: составлять описания, проводить сравнения, выполнять измерения

Коммуникативные

Работать в группах и самостоятельно

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

+

+

Учебник с. 5- 7 + тетрадь с. 4 - 5 + videodisc.tv

2

05.09

О признаках предметов

Комбинированный урок

Представление о главных ( существенных ) и второстепенных признаках предметов.

У. с. 8 - 11

Различать и называть окружающие предметы, описывать их признаки. Выделять главные (существен-ные) и второстепенные признаки. Группировать объекты окружающего мира на основе главного признака, выяснять с помощью определителя наиболее распростра-ненные виды растений и животных

Регулятивные: Решать проблемы творческого и поискового характера под руководством учителя. Познавательные: различать и описывать природные объекты окружающего мира; предлагать способы раз-деления объектов окружающего мира на группы (группировать).

Коммуникативные:

Сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач

Развитие сен-сорного и эмоционального эстетического восприятия.

+

+

+

Учебник с. 8 - 11 + тетрадь с.6 - 7 + twirpx.com

3

10.09

Память -хранительница опыта.

Комбинированный урок

Раскрытие значения памяти для человека. Ознакомление с элементарными приемами

У. с. 12 - 13

Объяснять значение памяти для человека ( приобретение опыта, обучение, возможность ориентироваться в пространстве и во времени ); особенности памяти; знать и использовать элементарные приемы проверки и тренировки памяти

Регулятивные: Решать проблемы творческого и поискового характера под руководством учителя.

Познавательные:

Сравнивать, анализи-ровать и делать обоснованные выводы

Коммуникативные:

Работать самостоя-тельно и в группах

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

+

+

+

Учебник с. 12 - 13 + тетрадь с. 8 - 9

4

12.09

Как люди хранят накопленные знания.

Комбинированный урок

Ознакомление с одной из главных особенностей человека- способностью накапливать знания и передавать их из поколения в поколение

У. с. 14 - 16

Обосновывать важ-ность накопления и обмена информацией у человека; характе-ризовать способы ее хранения; называть современные способы хранения информации.

Регулятивные:

Принимать и удерживать учебную цель

Познавательные:

Устанавливать причин-но-следственные связи

Коммуникативные:

Строить продуктивное общение в процессе решения учебной задачи

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

+

+

+

Учебник с. 14 - 16 + тетрадь с. 10 -11 + computerhistory.narod.ru

5

17.09

Учимся находить ответы

Комбинированный урок

Расширение и систематизация знаний о методах познания окружающего мира

У. с. 17 - 19

Давать определение понятия «метод» и приводить примеры различных методов познания окружающего мира; планировать и выполнять под руководством учителя опыт, позволяющий найти ответ на проблемный вопрос.

Регулятивные: принимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения, удерживать учебную цель

Познавательные: сравнивать, устанавли-вать причинно-след-ственные связи. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

Учебно- позна-вательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

+

+

+

Учебник с. 17 -19 + тетрадь с. 12 - 13

6

19.09

«Глазу верь, а прибором проверь»

Комбинированный урок

Ознакомление с приборами и инструментами, расширяющими возможности человека в познании объектов и явлений окружающего мира.

У. с. 19 - 22

Приводить примеры, показывающие ограниченные возможности органов чувств человека, использовать простейшие измерительные инструменты и приборы ( весы, линейка, термометр )

Регулятивные: принимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения, удерживать учебную цель

Познавательные: владеть общим приемом решения задач

Коммуникативные: работать самостоятель-но и в группе

Учебно- поз-навательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

+

+

+

Учебник с. 19 - 22 + тетрадь с. 14 - 15 + метроном

7

24.09

Наш помощник - воображение

Комбинированный урок

Роль воображения в различных сферах деятельности человека ( научная и творческая деятельность, технические изобретения )

У. с. 23 - 25

Приводить примеры, подтверждающие роль воображения в различных сферах деятельности человека; объяснять, почему важно развивать творческое воображение

Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: работать в парах и группах

Учебно- поз-навательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи


+

+

+

Учебник с. 23 - 25 + тетрадь с. 16 - 17

8

26.09

Экскурсия в библиотеку

Ознакомление с системой хранения книг в библиотеке, порядком поиска нужной книги, с правилами пользования библиотекой

Соста-вить читательский билет

Объяснять значение слова «библиотека» на основе анализа слов, содержащих корень «-тека», уметь правильно пользоваться библиотечным фондом.

Регулятивные: принимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения

Познавательные: умение правильно выбрать нужную книгу

Коммуникативные: взаимодействовать с взрослыми и сверст-никами на основе определенных регламен-тирующих правил ( на примере пользования библиотекой)

Навыки само-организации, самообразования, любовь к чтению, желание расширить кругозор

+

+

Учебник с. 26 - 27 + тетрадь с. 18 - 19

ТЕМА 2. Тела, вещества и энергия

9

01.10

Из чего состоят тел

Комбинированный урок

Систематизация и углубление знаний о многообразии тел и веществ. Понятие смеси

У. с.29 - 30

Различать понятия « тело» и « вещество».

Приводить примеры различных тел и называть вещество, из которых они состоят.

Приводить примеры соответствия между свойствами веществ и назначением изготовленных из них предметов.

Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения

Познавательные: осуществлять под-ведение под понятие на основе рас-познавания объектов, выделения су-щественных признаков и их синтеза

Коммуникативные: работать самостоятель-но и в группах

Элементы эко логической культуры: принятие ценности природного мира, готов-ность следо-вать в своей деятельности нормам при-родоохран-ного, нерас-точительного поведения

+

+

Учебник с. 29 - 30 + тетрадь с. 20 - 21

10

03.10

Три состояния вещества

Комбинированный урок

Систематизация и углубление знаний школьников о трех состояниях вещества

У. с. 31 - 33

Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы. Устанавливать зависимость между расположением молекул в веществе и его агрегатным состоянием. Предлагать свои варианты опытов, демонстрирующих различные свойства веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии

Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя. Познавательные: устанавливать причин-но-следственные связи

Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему, обсуждать полученные результаты

Учебно- поз-навательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

+

+

+

Учебник с. 31 - 33 + тетрадь с. 22 - 23 + prezentacii.com

11

08.10

Изучаем свойства воды

Комбинированный урок

На основе произведенных опытов изучаем свойства воды

У. с. 33 - 36

Выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воды и воздуха. Называть условия, при которых вода переходит из одного состояния в другое. Предлагать свои варианты опытов по данной проблеме. Называть причины загрязнения воды в результате деятельности человека

Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя; принимать и удерживать цель учебной задачи

Познавательные: устанавливать причин-но-следственные связи

Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему, обсуждать полученные результаты

Устойчивый познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Элементы эколо-гической культу-ры: принятие цен-ности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нор-мам природоох-ранного, нерасто-чительного поведения.

+

+

+

Учебник с. 33 - 36 + тетрадь с. 24 -25 + eco.ria.ru

12

10.10

Знакомьтесь -воздух

Комбинированный урок

На основе проведенных опытов изучение свойств воздуха

У. с 36 - 40

Характеризовать воздух как смесь газов; выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха. Называть причины загрязнения воздуха в результате деятельности человека

Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя.

Познавательные: сравнивать, анализировать устанавливать причинно-следственные связи,

Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему, обсуждать полученные результаты

Устойчивый познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Элементы эколо-гической культу-ры: принятие цен-ности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нор-мам природоох-ранного, нерасто-чительного поведения.

+

+

+

Учебник с. 36 - 40 + тетрадь с. 26 - 27

13

15.10

Твердые вещества: от глины до гранита

Комбинированный урок

На основе проведенных опытов изучение воздуха, состава воздуха, свойств воздуха

У. с. 40 - 44

Описывать свойства веществ по приведён-ному плану; сравнивать свойства различных твердых веществ: глины, каменной со-ли, гранита, известняка; выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства твердых веществ. Приводить примеры использо-вания твердых веществ человеком.

Регулятивные: действовать по предложенному образцу, ставить новые учебные задачи под руководством учителя.

Познавательные: устанавливать при-чинно- следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах.

Устойчивый познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Элементы эколо-гической культу-ры: принятие цен-ности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нор-мам природоох-ранного, нерасто-чительного поведения.

+

+

+

Учебник с. 40 - 44 + тетрадь с. 28 - 29

14

17.10

Что такое энергия

Комбинированный урок

Ознакомление с понятием «энергии», с видами энергии, ее значением в жизни человека

У. с. 45 -47

Объяснять значение понятия «энергия», приводить примеры различных явлений и процессов, требующих поступления энергии. Приводить примеры перехода одного вида энергии в другой; называть способы получения энергии человеком. Объяснять важность экономии электроэнергии в быту.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя.

Познавательные: устанавливать причин-но- следственные связи

Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему, обсуждать полученные результаты

Положительное отношение к учёбе, к классу, ответственность за состояние класса, самообслужива- ние.

+

+

+

Учебник с. 45 - 47 + тетрадь с. 30 - 31 + superox.ru

15

22.10.

Энергия и живые существа

Комбинированный урок

Раскрытие значения Солнце как источника энергии для живых организмов. Понятие «пищевая цепочка» ( цепь питания)

У. с. 47 - 48

Объяснять значение энергии для живых организмов, под твер-ждать примерами, что источником энергии для живых существ является Солнце, объяснять, каким образом энергия Солнца становится доступной животным и человеку, приводить примеры передачи энергии по пищевым цепочкам

Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя.

Познавательные: .устанавливать причин-но- следственные связи

Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему, обсуждать полученные результаты

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному мате-риалу. Элементы экологической культуры: приня-тие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо-охранного поведения

+

+

+

Учебник с. 47 - 48 + тетрадь с. 32 - 33

16

24.10.

Учимся быть бережливыми

Комбинированный урок

Раскрытие важности эко-номного (рационального) использования электроэнергии и воды в быту.

Обосновывать важность экономного (рациональ-ного) использования электроэнергии и воды в доме. Называть и обосновывать правила экономии воды и электроэнергии, объяснять важность ответственного отноше-ния к этим ресурсам для сохранения природы и здоровья человека

Регулятивные: принимать и удерживать цели учебной задачи; определять наиболее эффективные способы ее решения

Познавательные: устанавливать причин-но- следственные связи

Коммуникативные: учитывать разные мне-ния и стремиться к ко-ординации различных позиций в сотрудничестве

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному матери-алу. Элементы экологической культуры: приня-тие ценности природного мира, готовность следо-вать в своей деятельности нормам природо-охранного ресур-сосбере-гающего поведения

+

+

Учебник с. 49 - 50 + тетрадь с. 34 - 35

Тема 3. Земля - планета Солнечной системы



17

05.11

На берегу космического океана

Комбинированный урок

Раскрытие важности астрономических знаний для различных сфер деятельности человека. Факты об истории освоения космоса.

Т. с. 36-37

Приводить примеры, подтверждающие важ-ность изучения небес-ных тел; называть основные этапы освое-ния космоса; исполь-зовать доступные источники для получе-ния информации о современных косми-ческих исследованиях (на фактологическом уровне)

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и социальные мотивы

+

+

Учебник с. 54 - 55 + тетрадь с. 36 - 37 +greenword.ru

18

07.11

Путешествие по звездному небу

Комбинированный урок

Знакомство со словами «созвездия», «световой год». Рассказ о созвездии «Большая медведица», изучение его схемы. Игра « Мы идем в планетарий»

Т. с. 38- 39

Называть характерные особенности звезд, отличающие их от других космических тел, понимать, объя-снять, от чего зависит цвет звезд, наблюда-емых в телескоп, объяснять, что такое созвездие, выполнять опыт, позволяющий понять, почему звезды не видны днем

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Коммуникативные: соблюдать правила поведения во время игры

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному матери-алу и способам решения новой задачи

+

+

+

Учебник с. 56 - 58 + тетрадь с. 38 - 39+ celestiaproject.ru

19

12.11

Планеты - главные члены Солнечной семьи

Комбинированный урок

Рассказ о планетах Солнечной системы. Знакомство со словами «орбита», «астероид», «комета».

Т. с. 40-41

Объяснять значение слова «планета», называть признаки, отличающие планеты от звезд ( на примере Солнца), сравнивать планеты по ряду признаков (размеры, удаленность от Солнца, наклон оси вращения); называть планеты Солнечной системы в определенном порядке, устанавливать зависи-мость температуры на поверхности планеты с ее удаленностью от Солнца.

Регулятивные: Принимать и удерживать учебную цель

Познавательные: осуществлять подведе-ние под понятие на осно-ве выделения существен-ных признаков и их син-теза; осуществлять срав-нение, сопоставление, сериацию, группировку, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах.

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному матери-алу и способам решения новой задачи

+

+

+

Учебник с. 59 - 61 + тетрадь с. 40 - 41 + astroteme.ru

20

14.11

Планета Земля и ее модель - глобус.

Комбинированный урок

Углубление знаний учащихся о Земле, истории ее изучения; формирование представления о глобусе как модели земли. Знакомство со словами «материк», «полюс», «экватор»

Т. с. 43 У. с. 62- 64

Объяснять, что такое «модель» и для чего она предназначена. Объяснять, почему глобус называют моделью Земли. Работать с глобусом: показывать материки, океаны, полюса, экватор.

Регулятивные: Принимать и удерживать учебную цель Познавательные: использовать знаково - символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах.

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному матери-алу и способам решения новой задачи. Принятие и понимание учебной задачи, решение и контроль своих действий

+

+

+

Учебник с. 62 - 64 + тетрадь с. 42 - 43 + глобус

21

19.11

Почему происходит смена дня и ночи

Комбинированный урок

Углубление представлений школьников о следствиях суточного вращения Земли вокруг воображаемой оси.

У. с. 65 -66 Т. с 44 - 45

Объяснять смену дня и ночи суточными вращениями Земли вокруг своей оси. Моделировать явление смены дня и ночи, используя глобус и другие средства

Регулятивные: понимать учебную зада-чу, осуществлять конт-роль и оценку своих действий

Познавательные: использовать знаково - символические средства, включая модели и схемы для решения задач

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах.

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному матери-алу и способам решения новой задачи. Принятие и понимание учебной задачи, решение и контроль своих действий

+

+

+

Учебник с. 65 - 66 + тетрадь с.44 - 45 + klass39.ru

22

21.11

Почему происходит смена времен года

Комбинированный урок

Углубление представлений школьников о следствиях годичного движения Земли вокруг Солнца

Т. с. 47 У. с. 67 - 68

Объяснять смену времен года движением Земли по орбите вокруг Солнца. Моделировать движение Земли вокруг Солнца, объяснять полученные результаты и делать выводы

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: использовать знаково - символические средства, включая модели и схемы для решения задач

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах.

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному мате-риалу и способам решения новой задачи. Принятие и понимание учеб-ной задачи, реше-ние и контроль своих действий

+

+

+

Учебник с.67 - 68 + тетрадь с. 46 - 47

Тема 4. Погода

23

26.11

Погода и ее составляющие

Комбинированный урок

Рассмотрение погоды как фактора, оказывающего влияние на здоровье и многие сферы деятельности человека

У. с.73 - 75 т. с. 51

Давать определение по-годы, называть и опи-сывать ее составляю-щие. Приводить при-меры зависимости действий и деятель-ности людей от погоды. Объяснять различие понятий "погода" и "климат"; выполнять опыт, моделирующий образование облаков

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуника-тивных задач

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному матери-алу и способам решения новой задачи.

+

+

Учебник с. 73 - 75 + тетрадь с. 50 - 51+ filmix.net

24

28.11

Метеорологические наблюдения

Комбинированный урок

Ознакомление с современными методами изучения погоды

У. с. 75 - 77 Т. с. 52

Проводить наблюдения за погодой и описывать ее состояние. Объяс-нять назначение и использовать термо-метр, флюгер снегомер и снегомерную рейку. Изготавливать прос-тейшие приборы: флю-гера и анемометра из пластиковых стакан-чиков, барометра из сосновой или еловой шишки

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока.

Познавательные: владеть рядом общих приемов решения задач

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному мате-риалу и способам решения новой задачи. Самодисциплина, самоконтроль

+

+

+

Учебник с. 75 - 77 + тетрадь с. 52 - 53 + smeshariki-tv.ru

25

03.12

Влияет ли погода на наше здоровье и настроение

Комбинированный урок

Выяснение, существует ли зависимость между состоянием человека ( его здоровьем, настроением, работоспособностью) и погодой

У. с. 78 Т. с. 54 - 55

Приводить примеры влияния погоды на эмоциональное и физическое состояние человека; делать обоб-щения и выводы о зависимости эмоци-онального и физичес-кого состояния чело-века от погоды; пред-лагать способы, позво-ляющие человеку быть менее эмоционально зависимым от погодных условий

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока

Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Элементы экологической культуры: готов-ность следовать в своей деятель-ности нормам здоровье сбере-гающего пове-дения; установка на здоровый образ жизни; осознание необходимости соблюдения норм безопасного поведения

+

+

+

Учебник с. 78 + тетрадь с. 54 - 55+ smeshariki-tv.ru

26

05.12

Уроки безопасности

Комбинированный урок

Формулировка и обоснование правил безопасного поведения во время неблагоприятных и стихийных погодных явлений

У. с.79 Т. с. 49

Называть и обосновывать правила безопасного поведения во время неблагопри-ятных и стихийных погодных явлений

( гроза, ураган, очень низкая или очень высокая температура воздуха) .

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе.

Готовность следовать в своей деятельности нор-мам здоровье-сбе-регающего пове-дения; установка на здоровый образ жизни; осознание необходимости соблюдения норм безопасного поведения

+

+

+

Учебник с. 79 + тетрадь с. 48 - 49

27

10.12

Экскурсия на полярную метеостанци

Виртуальная экскурсия.

Виртуальная экскурсия с использованием интернет-ресурсов

У. с. 80 - 81 Т. с. 56 - 57

Описывать условия работы метеорологов на полярной станции, находить дополнитель-ную информацию о российских и междуна-родных полярных станциях; объяснять, почему собранная на Северном полюсе информация о погоде очень важна для всех стран мира

Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Использовать интернет для получения необходи-мой информации с сайта, выбранного учителем

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции

+

+

Учебник с. 80 - 81 + тетрадь с. 56 - 57

ТЕМА 5. Многообразие живой природы.

28

12.12

Четыре царства, которых нет на карте

Комбинированный урок

Выявление существенных признаков по которым живые организмы делятся на четыре царства. Систематизация знаний о живых организмах.

У. с. 82 - 83 Т. с. 58 - 59

Высказывать суждения о многообразии мира живой природы. Называть основные (существенные) признаки, на основе которых живые организмы делятся на царства. Приводить примеры влияния деятельности человека на живую природу. Обосновывать необходимость соблюдения определенных норм и правил поведения в природе

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, планировать последовательность ее выполнения

Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи

Коммуникативные: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе решения учебной задачи

Элементы экологи-ческой культуры: принятие ценнос-ти природного мира. Развитие эколого- эстети-ческого воспита-ния на основе непосредственного общения с живой природой, а также знакомства с произведениями искусства, окружающими выразительность и гармонию природы

+

+

Учебник с. 82 - 83 + тетрадь с. 58 - 59

29

17.12

Зеленое царство: Растения

Комбинированный урок

Расширение представлений о многообразии растительного мира, ознакомление с ролью растений в природе за счет введения элементарных представлений о фотосинтезе

У. с. 85 - 87 Т. с. 60 - 61

Называть характерные особенности растений. Приводить примеры, подтверждающие разнообразие растительного мира. Распознавать виды, характерные для растительного мира России. Использовать рисунки и схемы при описании строения цветкового растения

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно- следственные связи. Использовать знаково- символические средства для решения задач

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Элементы экологи-ческой культуры: принятие ценнос-ти природного мира. Развитие эколого- эстети-ческого воспита-ния на основе непосредственного общения с живой природой, а также знакомства с произведениями искусства, окру-жающими вырази-тельность и гармо-нию природы

+

+

+

Учебник с. 85 - 87 + тетрадь с. 60 - 61 + rastemonline.ru

30

19.12

Царство животных

Комбинированный урок

Расширение представлений о многообразии животного мира, выявление общих признаков для всех животных, введение понятий « позвоночные» и «беспозвоночные»

У. с. 89 - 91 Т. с. 62 - 63

Называть характерные особенности живот-ных. Приводить при-меры, подтверждаю-щие разнообразие животного мира. Срав-нивать способы пита-ния растений и живот-ных. Распознавать виды, характерные для животного мира России. Описывать строение позвоночных животных с опорой на схему или рисунок

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно- следственные связи. Использовать знаково- символические средства для решения задач

Коммуникативные: умение работать самостоятельно или в группе.

Элементы экологи-ческой культуры: принятие ценнос-ти природного мира. Развитие эколого- эстети-ческого воспита-ния на основе непосредственного общения с живой природой, а также знакомства с произведениями искусства, окру-жающими вырази-тельность и гармо-нию природы

+

+

+

Учебник с. 89 - 91 + тетрадь с. 62 - 63 + web-zoopark.ru

31

24.12

Самое необычное царство: Грибы

Комбинированный урок

Выявление существенных признаков грибов, на основании которых эти организмы выделены в самостоятельное царство.

Расширение представлений о роли грибов в природе и жизни человека

У. с. 93 - 95 Т. с. 64- 65

Объяснять, почему грибы выделяют в самостоятельное царство ( это не расте-ния и не животные). Приводить примеры, подтверждающие разнообразие царства грибов. Сравнивать способы питания грибов, растений и животных. Распоз-навать виды съедобных грибов своей местно-сти. Описывать строе-ние шляпочного гриба с опорой на схему.

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно- следственные связи. Использовать знаково- символические средства для решения задач

Коммуникативные: умение работать самостоятельно или в группе.

Элементы экологи-ческой культуры: принятие ценнос-ти природного мира. Развитие эколого- эстети-ческого воспита-ния на основе непосредственного общения с живой природой

+

+

+

Учебник с. 93 - 95 + тетрадь с. 64 - 65 + gribic.ru

32

26.12

Царство невидимок: Бактерии

Комбинированный урок

Ознакомление с особенностями и разнообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека

Называть характерные особенности бактерий; приводить примеры важнейшей роли бактерий в природе и жизни человека. Знать и соблюдать правила защиты от инфекцион-ных заболеваний, возбудителями которых являются бактерии

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно- следственные связи

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Элементы экологи-ческой культуры: принятие ценнос-ти природного мира.

+

+

+

Учебник с. 96 - 97 + тетрадь с. 66 - 67 + vseyznaesh.ru

33

14.01

В лес за грибами

Виртуальная экскурсия.

Обучение отличать съедобные грибы от их ядовитых двойников

У. с. 98-99

Распознавать съедобные грибы, знать признаки по которым можно съедобный гриб отличить от ядовитого двойника.

Регулятивные:в сотрудничестве с учите-лем ставить новые учебные задачи

Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданному признаку.

Коммуникативные: преобразовывать практическую задачу в образовательную

Ответствен-ность, способ-ность восприни мать красоту живой природы.

+

+

+

Учебник с. 98 - 99+ тетрадь с. 68 - 69

Человек и общество

Тема 6. В согласии с природой: народный календарь

34

16.01

Круглый год

Комбинированный урок

Обобщение знаний о причинах смены времен года, о годичном (сезонном) цикле в жизни природы и деятельности человека

У. с. 5 - 6 Т. с. 4-5

Характеризовать признаки времен года. Объяснять причины смены времен года, приводить 2-3 примера летоисчислений у различных народов (на примере жителей своего региона), обосновывать важность использования единого календаря всеми государствами.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно-следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познава-тельные и внеш-ние мотивы. Учебно-познава-тельный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

+

+

+

Учебник с. 5 - 6 + тетрадь с. 4 - 5+ nashidetki.ru

35

21.01

«Год велик, свои приметы знать велит»

Комбинированный урок

Объяснение обусловленности ритма жизни людей сменой времен года (на примере своей местности и 2- 3 регионов России с контрастными природными условиями0


У. с. 6 - 8 Т. с. 6 - 7

Объяснять причины обусловленности ритма жизни людей сезон-ными изменениями в природе. Объяснять, почему для сельских жителей эта законо-мерность проявляется особенно явно. Объяс-нять, как сложился народный календарь и каково его назначение. Приводить примеры народных примет погоды, высказывать обоснованные суждения о том, можно ли в наши дни полагаться на народные приметы погоды

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно-следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции

+

+

+

Учебник с. 6 - 8 + тетрадь с. 6 -7 + calendareveryday.ru

36

23.01

Зимушка- зима - белокрылая птица

Комбинированный урок

Ознакомление с обусловленностью явлений в живой природе сезонными изменениями в неживой природе (изменение температуры и освещенности, продолжительности дня, характер осадков)

У. с. 8 - 11 Т. с. 8 - 9

Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края, связанные с наступлением зимы. Выявлять взаимосвязи между изменениями в живой и неживой природе, происходящими зимой. Объяснять, что такое зимнее солнцестояние, знать дату его наступления

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:. сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно-следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции

+

+

+

Учебник с. 8 - 11 + тетрадь с. 8 - 9 +razumniki.ru razumniki.ru

37

28.01

Зимние заботы и праздники

Комбинированный урок

Раскрытие особенностей труда на селе в зимнее время

У. с. 12 - 15 Т. с. 10 - 11

Описывать особенности сельскохозяйственного труда зимой. Приводить примеры зимних праздников (Новый год, Рождество, Святки, Крещение, Масленица)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Уважительное отношение к труду. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой

+

+

+

Учебник с. 12 - 15 + тетрадь с. 10 - 11 + ethnomuseum.ru

38

30.01

Матушка-весна всем красна

Комбинированный урок

Объяснение обусловленности явлений в живой природе сезонными изменениями в неживой природе (изменение температуры и освещенности, продолжительность дня, характер осадков)

У. с. 15 - 18 Т. с. 12 - 13

Проводить наблюдения и описывать весенние изменения в природе родного края. Выявлять взаимодействия между весенними изменени-ями в живой и неживой природе. Объяснять, что такое весеннее равноденствие, называть дату его наступления

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно-следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции

+

+

+

Учебник с. 15 - 18 + тетрадь с. 12 - 13+

39

04.02

«Весенний день год кормит»

Комбинированный урок

Объяснение важности весенних работ для получения богатого урожая осенью

У. с. 18 - 19 Т. с. 14 - 15

Объяснять, почему сельскохозяйственные работы имеют сезонный характер. Приводить примеры, доказывающие важность весенних полевых работ.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Уважительное отношение к труду

+

+

+

Учебник с. 18 - 19 + тетрадь с. 14 - 15 + bayun.ru

40

06.02

Весенние праздники

Комбинированный урок

Ознакомление с некото-рыми традиционными праздниками разных народов России, отмечаемыми весной

У. с. 20 - 21 Т. с. 16 - 17

Приводить примеры народных праздников, связанных с различными сезонными явлениями (приход весны, весеннее солнцестояние

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно-следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач Коммуникативные: умение работать самостоятельно и в малой группе совместно решать учебную задачу.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой

+

+

+

Учебник с. 20 - 21 + тетрадь с. 16 - 17+ ethnomuseum.ru

41

11.02

Летит лето на крыльях

Комбинированный урок

Объяснение зависимости летних явлений в живой природе от сезонных изменений в неживой природе (изменение температуры и освещен-ности, продолжительности дня, характер осадков)

У. с. 21 - 23 Т. с. 18 - 19

Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края, происходящие в течение лета. Выявлять взаимосвязи между сезонными измене-ниями в живой и неживой природе

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции

+

+

+

Учебник с. 21 - 23 + тетрадь с. 18 - 19+ bayun.ru

42

13.02

Летние заботы и праздники

Комбинированный урок

Раскрытие особенностей сельскохозяйственного труда в летнее время

У. с. 24 - 26 Т. с. 20 - 21

Приводить примеры летних сельскохозяй-ственных работ. Объяс-нять их зависимость от данного времени года. Описывать 2 - 3 народных праздника, отмечаемых летом.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение работать самостоятельно и в малой группе совместно решать учебную задачу.

Уважительное отношение к труду. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой

+

+

+

Учебник с. 24 - 26 + тетрадь с. 20 - 21+ ethnomuseum.ru

43

18.02

Осень золотая

Комбинированный урок

Объяснение обусловленности явлений в живой природе сезонными изменениями в неживой природе (изменение температуры и освещенности, продолжительности дня, характер осадков)

У. с. 26 - 29 Т. с. 22 - 23

Проводить наблюдения и описывать осенние явления в природе родного края. Выявлять взаимосвязи между сезонными измене-ниями в живой и неживой природе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции

+

+

+

Учебник с. 26 - 29 + тетрадь с. 22 - 23+ ethnomuseum.ru

44

20.02

«Осень всему счет ведет»

Комбинированный урок

Раскрытие важности осенних работ (сбор урожая, заготовка кормов, посев озимых и т.п.) для человека.

У. с. 29 - 32 Т. с. 24 -25

Приводить примеры осенних сельскохозяй-ственных работ. Объяс-нять их зависимость от данного времени года. Описывать 2 - 3 народных праздника, отмечаемых осенью.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение работать самостоятельно и в малой группе совместно решать учебную задачу.

Уважительное отношение к труду. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой

+

+

+

Учебник с. 29 - 32 + тетрадь с. 24 - 25+ bayun.ru

ТЕМА 7. Человек - член общества

45

25.02

Что общего у человека и других живых существ

Комбинированный урок

Выявление признаков сходства человека и других живых существ. ( Человек - часть природы)

У. с. 35 - 36 Т. с. 28 - 29

Выявлять на основе сравнения и сопостав-ления признаки сходс-тва и различия челове-ка и других живых существ; приводить примеры, подтверж-дающие, что человек - часть природы, живое существо

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале.

Познаватель-ные: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний.

Коммуникативные: оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

+

+

Учебник с. 35 - 36 + тетрадь с. 28 - 29

46

27.02

Чем человек отличается от других живых существ

Комбинированный урок

Выявление признаков различия человека и других живых существ. (Человек - социальное существо

У. с. 36 - 37 Т. с. 30 -31

Выявлять на основе сравнения и сопостав-ления признаки сходс-тва и различия челове-ка и других живых существ; приводить примеры, подтверж-дающие, что человек - не только один из видов живых организмов, но и общественное (социальное) существо

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале.

Познаватель-ные: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний.

Коммуникативные: оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

+

+

+

Учебник с. 36 - 37 + тетрадь с. 30 - 31

47

04.03

Что такое культура

Комбинированный урок

Обобщение и расширение представлений о культуре. Уникальность культуры - из всех живых существ на планете только человек является создателем культуры

У. с. 38 - 39 Т. с. 32-33

Объяснять на конкрет-ных примерах значение понятия «культура». Объяснять на доступ-ном для данного воз-раста уровне причины многообразия культуры народов, населяющих Россию

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний.

Коммуникативные: выполнять учебные дей-ствия в материализован-ной, громко-речевой и умственной форме.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

+

+

+

Учебник с. 38 - 39 + тетрадь с. 32 - 33+ vestishki.ru

48

06.03

Человек познающий

Комбинированный урок

Закрепление представ-лений школьников о способности человека познавать окружающий мир как уникальной особенности человека, выделяющей его из мира других существ

У. с. 39-40 Т. с. 34 -35

Объяснять значение способности человека познавать окружающий мир. Приводить примеры, подтверж-дающие важность получения образования

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социаль-ные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Учебно- познава-тельный интерес к новому материалу и способам реше-ния новой задачи

+

+

+

Учебник с. 39 - 40 + тетрадь с. 34 - 35+ bayun.ru

49

11.03

Человек - труженик

Комбинированный урок

Обобщения знаний школьников о способности человека осознанно трудиться; показать, что трудолюбие - одно из важнейших качеств человека

У. с. 40-42 Т. с. 36-37

Приводить примеры, подтверждающие различие между осознанным трудом человека и внешне похожими действиями некоторых животных. Характеризовать раз-личные сферы труда человека (сельское хозяйство, промышлен-ность, сфера обслужи-вания). Проводить наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопостав-лять, устанавливать аналогии; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: оценивать реальные и игровые ситуации общения

Внутренняя пози-ция школьника на уровне положи-тельного отноше-ния к школе, принятие образца «хорошего ученика». Уважительное отношение к труду; осознание важности получения знаний и умений

+

+

+

Учебник с. 40 - 42 + тетрадь с. 36 - 37+ bayun.ru

50

13.03

Человек - художник

Комбинированный урок

Обобщение и расширение представлений об искусстве. Уникальность этого явления

У. с. 42 - 43 Т. с. 38 - 39

Приводить примеры, подтверждающие, что творчество, создание произведений искусства - уникальная особенность человека. Приводить примеры и давать краткую харак-теристику различных жанров искусства

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства (изобразительный ряд) для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулировать собствен-ное мнение и позицию.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образцами отечественной культуры (литература, различные жанры изобразительного искусства).

+

+

+

Учебник с. 42 - 43 + тетрадь с. 38 - 39 + bayun.ru

51

18.03

Человек - член общества

Комбинированный урок

Объяснение, что человек может полноценно существовать только в обществе. Представление о различных общностях людей (человечество, народ)

У. с. 44 - 45 Т. с. 40 -41

Объяснять, почему полноценное сущес-твование человека возможно только в обществе других людей. Объяснять значение понятий «человечество», «на-род». Комментировать содержание изобрази-тельного ряда, видео-сюжетов, иллюстри-рующих особенности культуры различных народов РФ

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Использовать знаково-символические средства (изобразительный ряд) для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулировать собствен-ное мнение и позицию

Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представи-теля народа, граж-данина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

+

+

+

Учебник с. 44 - 45 + тетрадь с. 40 - 41+ bayun.ru

52

20.03

Какого человека можно считать воспитанным

Урок закрепления знаний умений и навыков

Объяснение, что различные сферы жизни человека в обществе регламентируются определенными нормами и правилами

У. с. 45 - 47 Т. с. 42- 43

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях между людьми разного возраста, национальности

Регулятивные:

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

+

+

+

Учебник с. 45 - 47 + тетрадь с. 42 - 43+ bayun.ru

53

01.04

В краеведческом музее (В Государс-твенном музее природы и человек

Виртуальная экскурсия

Расширение представле-ния школьников об истории и культуре своего края - своей малой родине.

У. с. 48 -49

На основе сведений, полученных в ходе экскурсии, рассказывать об истории, культуре, образе жизни народов родного края

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск информации, необходи-мой для решения учеб-ной задачи.

Коммуникативные: знать и выполнять правила поведения на экскурсии.

Расширения учебно-познавательных мотивов. Основы гражданской иден-тичности, чувство сопричастности и гордости за свой народ, его исто-рию. Осознание своей этнической принадлежности

+

+

Учебник с. 48 - 49 + тетрадь с. 44 - 45+ ethnomuseum.ru

Тема 8. Семья - часть общества.

54

03.04

Семья - самое близкое окружение человека.

Комбинированный урок

Продолжение формирования представлений о семье как о ближайшем социальном окружении человека

У. с. 53 - 55 Т. с.46 - 47

Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Приводить примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных

Регулятивные: принимать и удерживать цель.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие решения задач.

Коммуникативные: формулировать собствен-ное мнение и позицию.

Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания своего «я» как члена семьи

+

+

Учебник с. 53 - 55 + тетрадь с. 46 - 47

55

08.04

Родословная твоей семьи.

Комбинированный урок

Развитие интереса к истории своей семьи, к своей родословной. Важность сохранения семейных традиций.

У. с. 55 - 56 Т. с. 48 - 49

Сопоставлять родо-словное дерево своей семьи со старшими родственниками. Находить с помощью взрослых нужную информацию в семей-ном архиве, от старших членов семьи

Регулятивные: принимать и удерживать цель.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие решения задач.

Коммуникативные: формулировать собствен-ное мнение и позицию.

Осознания своего «я» как члена семьи; чувство сопричастности к истории своей семьи; понимание важности сохранения памяти о своих предках

+

+

+

Учебник с. 55 - 56 + тетрадь с. 48 - 49

56

10.04

Хозяйство семьи.

Комбинированный урок

Совместное ведение хозяйства - одна из важнейших характеристик семьи

У. с. 57 - 58 Т. с. 50 - 51

Приводить примеры объясняющие понятие «совместное ведение хозяйства», «взаимная ответственность», «взаимопомощь». Рассказывать о своих обязанностях в семье

Регулятивные: принимать и удерживать цель

Познавательные: использовать различные источники информации для выполнения учебной задачи. Коммуникативные: формулировать собствен-ное мнение и позицию.

Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания своего «я» как члена семьи

+

+

+

Учебник с. 57 - 58 + тетрадь с. 50 - 51

57

15.04

Что такое «семейный досуг»

Комбинированный урок

Представления о семейном досуге, о важности совместного проведения свободного времени для укрепления добрых, доверительных отношений между членами семьи

У. с. 58 - 60 Т. с. 52 -53

Рассказывать об увле-чениях своей семьи, о семейных традициях, о совместном проведе-нии свободного време-ни. Обосновывать важность совместного досуга для укрепления взаимоотношений между членами семьи

Регулятивные: принимать и удерживать цель

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мне-ния и стремиться к коор-динации различных по-зиций к сотрудничеству.

Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания своего «я» как члена семьи

+

+

+

Учебник с. 58 - 60 + тетрадь с. 52 - 53

58

17.04

Любимые праздники твоей семьи.

Комбинированный урок

Продолжение формирова-ния представлений о семье как «частице общества», о важности сохранения семейных традиций

У. с. 60- 62 Т. с. 54 - 55

Называть любимые семейные праздники; объяснять, почему именно эти праздники особенно любимы чле-нами семьи; рассказы-вать о подготовке и проведении этих праздников

Регулятивные: принимать и удерживать цель

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие решения задач. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникатив-ных задач

Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания своего «я» как члена семьи

+

+

+

Учебник с. 60 - 62 + тетрадь с. 54 - 55

59

22.04

Семья в русской живописи

Виртуальная экскурсия

Ознакомления школьников с жанром семейного порт-рета, раскрыть его роль как источник сведений о семейном быте в различ-ные исторические эпохи

У. с. 63 - 65

Объяснять значение семейного портрета как источника информации о культуре

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск информации, необходи-мой для решения учеб-ной задачи.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных мнений

Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания своего «я» как члена семьи; чув-ство прекрасного и эстетические чув-ства на основе зна-комства с отечес-твенной художест-венной культурой

+

+

Учебник с. 63 - 65 + тетрадь с. 56 - 57 + rusportrait.ru

Тема 9. Родной край - частица России




60

24.04

Москва - столица России

Комбинированный урок

Расширение представле-ния о роли столицы в жизни государства как культурного и административного центра

У. с. 67 - 70

Показывать на карте России Москву. Объяснять и приводить примеры, подтверж-дающие роль столицы как культурного и административного центра России. Описы-вать по выбору досто-примечательности Москвы

Регулятивные: проявлять познаватель-ную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные: осуществлять поиск необходимой информа-ции в различных источ-никах (включая элек-тронные, цифровые) Коммуникативные: строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

Элементы граж-данской идентич-ности, своей этни-ческой принадлеж-ности в форме осознания «я» как представителя на-рода, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Элемен-ты осознания лич-ной ответствен-ности за общее благополучие

+

+

Учебник с. 67 - 70 + тетрадь с. 58 -59 + viki.rdf.ru

61

29.04

Путешествие во времени: как строилась Москва

Комбинированный урок

Расширение представле-ний об истории Москвы, о ее роли в становлении государственности

У. с. 70 - 74

Показывать на карте России Москву. Расска-зывать, как менялись границы города, его внешний облик. Приводить примеры, подтверждающие роль Москвы в становлении Российского государст-ва. Знать имена выдаю-щихся исторических личностей и их вклад в историю Отечества

Регулятивные: проявлять познаватель-ную инициативу Познавательные: осуществлять поиск не-обходимой информации в различных источниках Коммуникативные: строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

Элементы граж-данской идентич-ности, своей этни-ческой принадлеж-ности в форме осознания «я» как представителя на-рода, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

+

+

+

Учебник с. 70 - 74 + тетрадь с. 60 - 61+ viki.rdf.ru

62

06.05

Санкт-Петербург - наша северная столица

Комбинированный урок

Расширение представле-ний об истории Санкт-Петербурга, о его роли в становлении российской государственности

У. с.75 - 80

Показывать на карте России Санкт-Петер-бург. Описывать по выбору достоприме-чательности Санкт-Петербурга

Регулятивные: проявлять познаватель-ную инициативу Познавательные: осуществлять поиск не-обходимой информации в различных источниках Коммуникативные: строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

Чувство сопри-частности и гор-дости за свою Родину, народ и историю. Элемен-ты осознания лич-ной ответствен-ности за общее благополучие

+

+

+

Учебник с. 75 - 80 + тетрадь с. 62 - 63+ viki.rdf.ru

63

08.05

Пригороды Санкт-Петербурга

Комбинированный урок

Представление о культурном наследии нашей страны на примере культурно- исторических памятников в пригородах Санкт-Петербурга

У. с. 80 - 82

Описывать по выбору достопримечатель-ности окрестностей Санкт-Петербурга

Регулятивные: проявлять познаватель-ную инициативу Познавательные: осуществлять поиск не-обходимой информации в различных источниках Коммуникативные: строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

Чувство сопри-частности и гор-дости за свою Родину, народ и историю. Элемен-ты осознания лич-ной ответствен-ности за общее благополучие

+

+

+

Учебник с. 80 - 82+ тетрадь с. 64 - 65+ viki.rdf.ru

64

13.05

Золотое кольцо России

Комбинированный урок

Представление о культурном наследии нашей страны на примере культурно- исторических памятников городов, входящих в Золотое кольцо России

У. с. 83 - 88

Показывать на карте России города Золотого кольца. Описывать по выбору достоприме-чательности 2 - 3 городов, входящих в Золотое кольцо

Регулятивные: понимать учебную зада-чу урока, выполнять дей-ствия самостоятельно и под руководством учите-ля Познавательные: осуществлять поиск не-обходимой информации в различных источниках Коммуникативные: строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

Элементы граж-данской идентич-ности, своей этни-ческой принадлеж-ности в форме осознания «я» как представителя на-рода, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

+

+

+

Учебник с. 83 - 88 + тетрадь с. 66 - 67+ viki.rdf.ru

65

15.05

Твоя малая родина

Комбинированный урок

Представление о культурном наследии нашего региона на примере культурно- исторических памятников городов, входящих в Поволжье

У. с. 88 - 90

Находить на карте род-ной регион. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсий в краеведческий музей, к памятникам истории и культуры

Регулятивные: понимать учебную зада-чу урока, выполнять дей-ствия самостоятельно и под руководством учите-ля Познавательные: осуществлять поиск не-обходимой информации в различных источниках Коммуникативные: строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

Элементы граж-данской идентич-ности, своей этни-ческой принадлеж-ности в форме осознания «я» как представителя на-рода, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

+

+

+

Учебник с. 88 - 90 + тетрадь с. 68 - 69+ viki.rdf.ru

66

20.05

Достопримечатель-ности России

Комбинированный урок

Представление о природном и культурном наследии России на приме-ре наиболее известных памятников природы и культуры («Семь чудес России»)

У. с. 91 - 95

Объяснять понятие «достопримечатель-ность». Показывать на карте России 2 - 3 объекта. Выступать на уроке с сообщением об одной достопримеча-тельностей России

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информа-ции с использованием различных источников информации

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Элементы граж-данской идентич-ности, своей этни-ческой принадлеж-ности в форме осознания «я» как представителя на-рода, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

+

+

+

Учебник с. 91 - 95 + тетрадь с. 70 - 71+ viki.rdf.ru

67

22.05

В гостях у деда Мороза

Виртуальная экскурсия

Рассказ о вотчине Деда Мороза в Великом Устюге

Объяснять понятия «малая родина», «дос-топримечательность». Объяснять на примере г. Великий Устюг роль малых городов России в сохранении культур-ного наследия нашей страны

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информа-ции с использованием различных источников информации

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных мнений

Распознавание познавательных интересов; формирование чувства гордости за историю и культуру своей Родины

+

+

Учебник с. 100 - 101 + тетрадь с. 72 - 73+dom.dm.ru

68

27.05

Итоговый урок

Урок - викторина


69

29.05

Резервный урок






© 2010-2022