Семинар-практикум для родителей Ваш ребёнок - будущий первоклассник!

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уважаемые родители! Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Как сделать его учебу интересной, увлекательной, обеспечивающей постоянное умножение знаний и практических навыков? Опыт педагогов показывает, что учится успешно только тот ученик, который умеет управлять собой, подчиняясь тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Поэтому успех в освоении математики, русского языка и других предметов определяется не столько уже имеющимися навыками чтения, письма, счета, сколько способностью слушать учителя, выполнять все правила организации учебной жизни в школе. Нам, учителям, точно так же, как и Вам, родителям, очень хочется, чтобы будущий первоклассник поднимался по лестнице жизни спокойно и уверенно, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми.

Упражнение "Снежинка".

Я предлагаю вам выполнить интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

- Нашли?

Участники отвечают, что не нашли.

- А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу:

- Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Это говорит о том, что дети все в школу приходят абсолютно разные. Различны их способности, возможности и личностные качества

С чего начать подготовку к школе? Я считаю, что начать нужно с вас, взрослых. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?


Тест для родителей

«Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?» Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, то поставьте галочку, если не согласны, то оставьте вопрос без галочки.
1 2 3 4 5
1 6 11 2 7 12 3 8 13 4 9 14 5 10 15




Всего

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человеку.
  10. Мой ребенок никогда не расстается с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учитель не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Посчитайте, сколько галочек оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение До 4 баллов - это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка. 5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее. 10 баллов и более - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. Теперь обратим внимание на то, в каких столбцах сумма 2 - 3 галочки. 1 столбец - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 2 столбец - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 3 столбец - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, надо заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями. 4 столбец - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 столбец - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.

Намного легче адаптируются в школе дети, посещающие ДОУ, где они ежедневно занимаются, вырабатывают произвольное внимание, учатся говорить, доказывать, мыслить. Что же такое мышление?

Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п.

Выделяют три вида мышления:

1). Наглядно - действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками)).

Наглядно - действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно - действенного мышления формируется и более сложная форма мышления -

2). Наглядно - образное (познание с помощью представлений предметов, явлений). Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

В гараже стояло 5 машин, 2 уехало. Сколько машин осталось?

Это позволяет ребенку использовать схематические изображения или считать в уме.

К 6 - 7 годам начинается более интенсивное формирование

3). Словесно - логического мышления (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, рисование, лепка, чтение, обобщение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно - следственных связей, понимание взаимосвязей, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д.

Опыт работы свидетельствует о том, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшаться в несколько в 3 - 4 раза.

В домашних условия вы сами можете проверить насколько развито мышление у вашего ребенка, а потом если в этом есть необходимость подкорректировать его.

Тест «Нелепицы».

Покажите ребенку картинку (рис.27), на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц - это хороший результат развития образно - логического мышления.

Семинар-практикум для родителей Ваш ребёнок - будущий первоклассник!

Тест «Раздели на группы».


На рис.28 представлены различные геометрические фигуры.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и разделить представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу могут входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Ребенок называет все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.

На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Если за это или меньшее время ребенок выделил все группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, фигуры черного цвета, заштрихованные, незаштрихованные, большие фигуры, малые фигуры, то это отличный уровень образно - логического мышления.

Семинар-практикум для родителей Ваш ребёнок - будущий первоклассник!






Тест для оценки

словесно-логического мышления

Ребенок отвечает на вопросы:

Какое из животных больше - лошадь или собака?

Утром люди завтракают. А вечером?

Днем на улице светло, а ночью?

Небо голубое, а трава?

Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?

Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)

Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка - это?..

На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?

Для чего нужны автомобилю тормоза?

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Что общего между белкой и кошкой?

Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

Какие ты знаешь виды транспорта?

Чем отличается старый человек от молодого?

Для чего люди занимаются спортом?

Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?

Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы:

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

3. Темно.

4. Зеленая.

5. Фрукты.

6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9. Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

12. Это инструменты.

13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.

14. Гвоздь - гладкий, а винт - нарезной; гвоздь забивают молотком; а винт вкручивают.

15. Виды спорта (спорт).

16. Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т.д.).

17. Три существенных признака как минимум: "Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и" т.д.

18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и др.

20. Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.

Высокий уровень развития словесно-логического мышления - если ребенок ответил правильно на 15 - 16 вопросов.

Коррекционные и развивающие упражнения на мышление.

  1. «Найди лишнее слово»

Читайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

  • Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

  • Храбрый, злой, смелый, отважный.

  • Яблоко, слива, огурец, груша.

  • Час, минута, лето, секунда.

  • Платье, свитер, шапка, рубашка.

  • Мыло, метла, паста зубная, шампунь.


  1. Игра «Как это можно использовать».

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого - либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.


  1. Игра «Говори наоборот».

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой - маленький». Можно использовать следующие пары:

  • Пустой - полный

  • Тяжелый - легкий

  • Шершавый - гладкий

  • Твердый - мягкий

  • Красивый - безобразный


  1. Игра «Бывает - не бывает».

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации можно предлагать разные:

  • Почтальон принес письмо.

  • Поезд летит по небу.

  • Мальчик виляет хвостом.

  • Хвост бежит за собакой.

  • Корова жует траву.

  • Ветер качает деревья.

  • Деревья водят хоровод.

Быть родителями первоклассника действительно не просто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать что-то новое.

Возьмите ручку и напишите "Мой ребенок - дошкольник". Просто? А теперь возьмите ручку в другую руку и напишите "Мой ребенок - первоклассник". Посмотрите на эти две записи. Как легко и ровно мы пишем правой рукой, и как трудно и непривычно дается письмо левой рукой. Если Вам кажется, что терпение на исходе, что у Вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение.

Любите своего ребенка и помните, что первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для его родителей. А мы, педагоги лицея, будем рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не устанете в пути. Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы. Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом! Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

7

© 2010-2022