Рабочая программа по литературному чтению система Эльконин-Давыдов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 1 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785)), авторских программ В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова «Русский язык. Обучение грамоте», Е.И. Матвеева «Литературное чтение» (Сборник программ начального общего образования. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/ сост. А.Б. Воронцов. - М.,ВИТА-ПРЕСС, 2011г. Программа составлена в соответствии с дидактическими принципами системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 132 часа. Из них на обучение чтению отводится 92 часа, на литературное чтение - 40 часов.

Используется следующий учебно-методический комплект:


  1. Букварь: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2-х ч. Репкин В.В., Восторгова Е.В., - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013

  2. Репкин В.В. Букваренок: Задания и упражнения к букварю. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013

  3. Краткий методический комментарий к Букварю и учебнику русского языка для 1 класса/Программа В.В.Репкина и др.: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001

  4. Литературное чтение. Где прячется чудо?: Учебник для 1 класса начальной школы/ Е.И.Матвеева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012

  5. Обучение литературному чтению. 1 класс. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013

  6. Тетрадь по литературному чтению для 1 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012

  7. Проверочные работы по литературному чтению. 1 класс./ Е.И. Матвеева. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012


Литературное чтение - особый предмет школьной программы 1-й ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Значим для личностного развития ребенка, т.к. формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешного обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Уроки литературного чтения и обучения грамоте в 1 классе начинаются вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Обучение грамоте идёт параллельно с обучением литературному чтению с учётом требований координации устной и письменной речи. В программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению, составляющие основу ФГОС нового поколения, предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. Предметом рассмотрения литературного чтения является способ чтения, а объектом - литературный текст.

В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, новые отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребёнка к новым условиям жизнедеятельности.

Цель курса - обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной
учебной деятельности.

Задачи обучения грамоте:

  • Овладение умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели;

  • Овладение графическим действием как основой общеучебных умений в период освоения грамоты;

  • Формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст);

  • Развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения, обогащение словарного запаса детей;

  • Воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств.

Литературное чтение - особый предмет в школьной программе, который становится серьезным начальным этапом на пути осмысления любого текста. Содержание этого предмета и логика его построения определяются закономерностями формирования учебной деятельности. Именно в деятельности создаются благоприятные условия и для решения собственно предметных задач. В области литературы это задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса и т. п.

Данный курс имеет особую цель - ввести ученика в мир литературного чтения посредством первичного знакомства с текстом произведения, создать условия для разворачивания читательской деятельности на базе интенсивного совершенствования синтагматического чтения через открытие способов понимания текста.

Данная цель начального этапа связана с основной целью всего курса «Литературное чтение» (1-4 классы) - обеспечивать интенсивное совершенствование чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открывать разные способы понимания художественного текста как произведения искусства слова для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитывать культуру восприятия текста ;стимулировать потребность ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение трех видов задач:

1) образовательных:

- развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный), осваивая приемы понимания текста, овладевая техникой чтения, способами интонирования текста; развитие

способностей ребенка; воспитывать культуру восприятия текста; развитие способности творческого видения смыслов художественного текста как произведения искусства слова;

- открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

- формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих:

- развитие чувства художественного слова, литературного

вкуса;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие речи;

3) воспитательных:

- формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

- воспитание эстетического отношения к книге как к

источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Предлагаемый курс помогает организовать читательскую деятельность на уроке, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. В процессе изучения курса «Литературное чтение» развивают­ся общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анали­зировать, выделять существенное, схематически фик­сировать новый опыт, работать с тек­стами разной видово-жанровой специфики, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои версии и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи меж­ду процессами, фиксировать результаты исследования текстов, включать свои открытия в контекст анализа. Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

  • осознание себя членом многонационального российского общества и государства;
  • осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
  • становление гуманистических и демократических ценностей; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей;
  • формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются: 1. Познавательные результаты Учащиеся научатся: - находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах); - сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей; - устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей; - строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт; - использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов; - классифицировать объекты на основе заданного параметра; - определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами.

2. Регулятивные результаты

Учащиеся научатся: - планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью; - уточнять формулировки задач; - выдвигать и проверять гипотезы; - оценивать результат деятельности на основе критериев; - находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом; - видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи; - высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов; - определять причин своих и чужих недочетов и подбор специальных заданий для их устранения; - сравнивать характеристики запланированного и полученного результата; - выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности; - сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материала для отработки способа действия и творческих работ; - редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания; - определять границы собственного знания / незнания.

3. Коммуникативные результаты

Учащиеся научатся: - понимать позиции разных участников коммуникации; - задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения; - осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет); - осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа сопровождением); - владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности; - сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации); - учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве; - проявлять интерес к различным точкам зрения; - аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме; - создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса; - создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.


Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

1. В речевой и читательской деятельности овладение способами: - синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя; - анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики; - сравнительного анализа двух (более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания; - самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении; - отличать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы; - определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения; - разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения; - пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога; - в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления; - самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию; - ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронный журнал «Кукумбер»; «Литературные пампасы»; «Библио Гид» и др.); - выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме; - создания нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору; - создания монологического высказывания; - создания ответов на вопросы в диалоге и на письме. 2. В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение - опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования; - умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков; - способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров; - способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности; - способами характеристики персонажей, их поступков; - способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев; - способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой; - способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного). 3. В творческой деятельности учащиеся научатся - создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.); - редактировать собственный текст; - интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации, иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.; - создавать небольшие описания, рассуждения, повествования; - создавать презентации по результатам исследования произведений; - проектировать свою деятельность.


В результате освоения программы курса в 1-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

  • личностных результатов:
  • учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;
  • принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;
  • имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;
  • имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;
  • имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.
  • метапредметных результатов:
  • считают книгу источником информации;
  • читают текст целыми словами;
  • отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;
  • определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;
  • имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;
  • выделяют в тексте абзац;
  • контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;
  • находят страницу книги по номеру;
  • пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;
  • умеют соотносить текст и иллюстрацию;
  • участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);
  • предметных результатов:
  • имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;
  • различают прозаический и стихотворный тексты;
  • связывают заглавие произведения с его содержанием;
  • имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);
  • имеют представление о разнообразии интонации в произведении;
  • определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);
  • в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;
  • способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;
  • способны кратко описать образа персонажа;
  • имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает выстраивание уроков как урок-диалог, в концепции учебной деятельности (урок постановки учебной задачи, урок решения частных задач, моделирование, рефлексивный урок, урок контроля и оценки) - 106 ч., а также урок-игра, урок-театр, урок-викторина - 26 ч.

Творческая деятельность: создание высказываний, маленьких текстов по заданной тематике; конструирование текста по предложенному набору слов; иллюстрирование произведения; чтение по ролям; драматизация.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самооценки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, также занимаются внеурочно (экскурсии, театры, библиотека). Программа предусматривает целенаправленную читательскую деятельность не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Формирование информационно-библиографической культуры происходит поэтапно. В 1 классе организуется знакомство с правилами поведения в библиотеке, обращения с книгой, формируется умение ориентироваться в мире книг.

Итоговый контроль

В курсе литературного чтения первого года обучения предусмотрены работы на самоконтроль и взаимопроверку, позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.

Текущий контроль по изучению каждого основного раздела проводится в форме проведения проверочных работ, итоговой работы, замеров техники чтения. Контроль техники чтения проводится в конце периода обучения грамоте и в конце учебного года.

Тематическое планирование по литературному чтению

Тема раздела, урока

Тип урока

Вид контроля

Элементы содержания урока

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные


Букварный период (23 недели х 4 часа =92 часа)

Формирование первоначальных представлений о слове.

1

Предмет и слово. Слово как название предметов.

Урок постановки учебной задачи, игра

Текущий

Знакомство с букварём и его героями.

Зачем нужны слова.

Знать: что слова называют предметы

Уметь:

задавать вопросы к словам-предметам

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к отдельным заданиям;

- представления об основных моральных

нормах поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность

для формирования:

- интереса к занятиям по Букварю (или к отдельным заданиям);

- представления о языке как средстве общения, о русском языке как средстве межнационального общения;

- представление о своей семейной и этнической принадлежности.

Регулятивные: Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством

учителя. Обучающийся получит возможность

научиться:

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- оценивать совместно с учителем результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- искать нужную информацию на странице

(или развороте) Букваря;

- «считывать» информацию с рисунков;

- понимать знаки, символы, модели, приведенные в Букваре;

- анализировать объекты, представленные

в рисунках;

- сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии.

Обучающийся получит возможность научиться:

в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

подводить языковой факт под понятия: слово и предложение; речь устная и письменная; звуки и буквы; звуки гласные-согласные, согласные мягкие - твердые;

соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

2

Введение модели слова. Слова, называющие предмет.

Урок решения частных задач

моделирование

Текущий

Выбор знака для модели слова.

Нарисовать модели слов, которые звучат по-разному.

Уметь составлять схемы к словам, по схемам придумывать слова

3

Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы.

Урок решения частных задач

игра

Текущий

Назвать слова-предметы и действия. Составить (совместно) рассказ по картинке.

*Подбирать слова к моделям.

Уметь задавать вопросы к словам-предметам, называющим живые и неживые предметы; уметь различать их

4

Слова, называющие предметы и слова, называющие действия.

Урок решения частных задач

моделирование

Текущий

Слова, называющие реальные действия.

Слова-действия отвечают на вопрос: «что делает?»

Знать: что слова называют предметы, действия, уметь различать их

5

Постановка вопросов к словам- действиям.

Урок решения частных задач

игра

Текущий

Есть особые слова, которые называют цвет, материал, размер, форму.

Уметь задавать вопросы к словам-действиям

Знать, что слова называют признаки,

6

Слова, называющие признаки, и постановка вопросов к ним.

Урок решения частных задач

моделирование

Текущий

Составить рассказ и выбрать из него слова 3-х типов.

Знать, что слова называют признаки ,уметь задавать вопросы к словам-признакам

7

Составление модели предложения.

Урок решения частных задач

моделирование

Текущий

У. вводит термин «высказывание». Слова в высказываниях соединяясь изменяются. *Игра «Сколько слов в моём высказывании»

Знать, что высказывание- это мысль, которую мы произносим, уметь

связывать слова в высказывания; составлять схемы к высказываниям; по схемам придумывать и составлять высказывания. Владеть способом определения количества слов в высказывании.

8

Связь слов в высказывании.

Урок решения частных задач

игра

Текущий

Составление схем.

*Составление высказываний по схемам

9

Служебные слова.

ПУЗ

Текущий

Составление схем высказываний по картинкам.

Знать, что слова-помощники существуют для связи слов в высказывании

10

Служебные слова и отличие их от приставок.

Урок решения частных задач

Текущий

Составление текста. Появление нового типа слов. (Слово-помощник связывает слова между собой.)

Уметь отличать служебные слова от приставок.

11

Урок обобщения «Что мы знаем о словах»

Рефлексивный урок

Текущий

Выполнение заданий

*Игра «Пропал последний звук»

Уметь

связывать слова в высказывания; составлять схемы к высказываниям; по схемам придумывать и составлять высказывания

Звуковой анализ слова.

12

Звуки речи как «строительный материал» языка.

ПУЗ

Текущий

Слово состоит из звуков человеческой речи. Обозначение звуков знаками. *Подбор слов к данным моделям.

Знать, что звуки речи -это «строительный материал» языка; уметь

обозначать звуки знаками.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- воспринимать мнение сверстников, родителей о «считывании» информации с рисунков, о значении знаков, символов, моделей, об анализе, сравнении выделенных учителем критериев.

Обучающийся получит возможность научиться:

правилам общения в школе, в классе;

адекватно реагировать на обращение учителей;

основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах).

13

Способ выделения звуков в слове на основе заданной модели.

Урок решения частных задач

моделирование

Текущий

Учебный диалог

Протяжное произношение слова (интонирование.)

Каждый звук фиксируется в модели.

Владеть способом выделения звуков в слове на основе заданной модели.

14

Способ выделения звуков в слове.

Урок решения частных задач

игра

Текущий

Составление высказываний по модели.

Уметь каждый звук фиксировать в модели.

15

Слог как минимальная произносительная единица.

Урок решения частных задач

моделирование

Текущий

Учебный диалог

Слоги - минимальные единицы для освоения чтения и письма. Деление слова на кусочки. Составление слоговых моделей.

Уметь делить слова на слоги, составлять слоговые модели

16

Гласные и согласные звуки.

Слогообразующая роль гласных звуков

ПУЗ

Текущий Содержательный анализ

Анализ слов. Звуки: ртооткрыватели и ртосмыкатели.

Алгоритм деления слова на слоги. Модели слов. *Игра «Превращение слов».

Уметь

выделять гласные и согласные звуки в словах; знать

слогообразующую роль гласных;

17

Деление слов на слоги.

Урок решения частных задач

моделирование

Текущий

Учебный диалог

Составление зв. моделей. Деление слов на слоги. Работа с неозвученными моделями.

Уметь делить слова на слоги;

находить ударный слог

18

Ударение.

Урок решения частных задач

моделирование

Текущий

Работа со звуковыми моделями

Уметь делить слова на слоги;

находить ударный слог

19

Смыслоразличительная роль ударения в слове.

Урок решения частных задач

игра

Текущий

Фронтальный опрос

Произношение слов с разным ударением.

Нахождение ударного слога в словах.

Уметь находить ударный слог в словах. Владеть способом произношение слов с разным ударением

20

Звонкие и глухие согласные.

ПУЗ

Текущий

Сопоставление моделей разных слов.

Обнаружить новую характеристику согласных (звонкость/глухость) *Нахождение слов, начинающихся на парные по

зв. /глух., тв./мягк.

Знать, что согласные звуки могут иметь пары по звонкости./глухости

21

Смыслоразличительная роль звонких и глухих согласных звуков.

Урок решения частных задач

Текущий Содержательный анализ

Обнаружить новую характеристику согласных (звонкость/глухость)

Уметь различать звонкие и глухие согласные

22

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Урок решения частных задач

Текущий

Учебный диалог

Анализ слов.

Отработка составления звуковых моделей.

Знать, что согласные звуки могут иметь пары по твёрдости/мягкости

23

Смыслоразличительная роль твёрдых и мягких согласных звуков.

Урок решения частных задач

Текущий

Одна и та же модель

подходит к нескольким словам.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные звуки

24

Выделение звуков и их характеристика.

Урок решения частных задач

Текущий

Отработка составления звуковых моделей.

Уметь выделять звуки в словах; составлять

звуковые модели.

25

Полная звуковая характеристика слова.

Рефлексия

Текущий

Учебный диалог

Звуковая запись годится для разных слов.

Замена звука буквой.

Анализ пары слов.

Уметь выделять звуки в словах; составлять

звуковые модели; выполнять полную звуковую характеристику слова

Формирование действий письма и чтения.

26

Буква как знак звука.

ПУЗ

Текущий

Учебный диалог

Буква- смыслоразличительный знак. Замена [ о ]

[а ] буквами в словах

Знать, что буква - знак звука

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

интерес к отдельным заданиям;

представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

интереса к занятиям по Букварю;

представления о причинах успеха в учебе;

проявления этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

представления о языке как средстве общения, о русском языке как средстве межнационального общения;

представления о своей семейной и этнической принадлежности;

понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

адекватно воспринимать оценки своей работы учителями;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные:

Обучающийся научится:

искать нужную информацию на странице (или развороте) Букваря, «считывать» информацию с рисунков;

понимать знаки, символы, модели, приведенные в Букваре и других учебных пособиях;

анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

понимать заданный вопрос;

подводить языковой факт под понятия: речь устная и письменная; звуки-буквы, звуки гласные-согласные.

Обучающийся получит возможность научиться:

в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи;

подводить языковой факт под понятия: слово и предложение; слог, согласные мягкие-твёрдые;

соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

правилам общения в школе, в классе;

адекватно реагировать на обращение учителей;

основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах).

Обучающийся получит возможность научиться:

иметь представление о возможности существования различных точек зрения;

использовать в общении правила вежливости;

участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре и в группе).

27

Буквы гласных А,О.

Урок решения частных задач

Текущий Содержательный анализ

Введение букв.

Анализ слов. Чтение слов.

Уметь обозначать звуки буквами; знать работу гласных А, О.

28

Буквы гласных У,Ы.

Урок решения частных задач

Текущий

Учебный диалог

Знакомство с новыми буквами. Работа со словами.

Уметь обозначать звуки буквами; знать работу гласных У,Ы

29

Буква гласного Э.

Урок решения частных задач

Текущий

Буквы- смыслоразличительные знаки для пары слов. Введение алгоритма записи слова по слуху и алгоритма чтения.

Уметь обозначать звуки буквами; знать работу гласного Э

30

Буквы согласных Л,М.

Урок решения частных задач

Текущий

Фронтальный опрос

Знакомство с новыми буквами. Работа со словами.

Уметь обозначать согласные звуки буквами; знать работу букв

31

Способы послогового письма и чтения.

Урок решения частных задач

Текущий

Запись слова по звуковой модели. Чтение слогов по «слоговым линеечкам». Первое представление о лексической сочетаемости слов в высказывании.

Знать способы послогового чтения и письма

32

Буквы согласных Н,Р. Представление об орфограмме «Большая буква»

Урок решения частных задач

Текущий Содержательный анализ

Запись слов с «большой буквой»

Поиск средств обозначения тв. и мягк. Анализ норм письма.

Уметь обозначать согласные звуки буквами; знать работу букв

33

Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв а-я.

ПУЗ

Текущий

Учебный диалог

Открытие способа: обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью букв а-я* корректирование текста (исправление ошибок).

Уметь записывать слова с «большой буквой»

Уметь обозначать тв. и мягкость согласных с помощью гласных а-я

34

Употребление согласных букв Л, Н, Р для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

Урок решения частных задач

Текущий

Работа со звукобуквенными моделями.

Уточнение работы гласных букв.

Уметь выбирать гласную букву для письма.

Уметь правильно произносить согласный, опираясь на гласный.

35

Обозначение твёрдости -мягкости согласных с помощью букв о-ё.

Урок решения частных задач

Текущий

Составление звукобуквенных моделей. Уточнение работы введённых букв. Конкретизация алгоритмов чтения и письма.

Уметь обозначать тв. и мягкость согласных с помощью гласных

36

Обозначение твёрдости -мягкости согласных с помощью букв э-е

Урок решения частных задач

Текущий

Учебный диалог

Уточнение работы введённых букв.

Уметь обозначать тв. и мягкость согласных с помощью гласных

37

Обозначение твёрдости -мягкости согласных с помощью букв ы-и

Урок решения частных задач

Текущий

Фронтальный опрос

Уточняется работа данных букв. *Собрать слова из «кусочков»

Уметь обозначать тв. и мягкость согласных с помощью гласных

38

Обозначение твёрдости -мягкости согласных с помощью букв у -ю.

Урок решения частных задач

Текущий

Заполняется лента гласных. Составление звуковых моделей слов.

Уметь обозначать тв. и мягкость согласных с помощью гласных

39

Странички совместного чтения.

Обобщающий урок

Текущий

Чтение текстов

Уметь читать по слогам.

40

Буква Г, её работа.

Урок решения частных задач

Текущий

Фронтальный опрос

Фиксируется работа новой буквы. Осваивается изображение буквы.

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

интерес к занятиям по Букварю (или к отдельным заданиям);

знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни;

представление о своей семейной принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- положительного отношения к школе и учебной деятельности;

представления о причинах успеха в учебе;

этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения, о русском языке как средстве межнационального общения;

представления о своей этнической принадлежности;

-понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

проговаривать вслух последовательность производимых действий;

адекватно воспринимать оценки своей работы учителем и одноклассниками;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные:

Обучающийся научится:

понимать знаки, символы, модели, приведенные в Букваре и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос;

анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная; звуки-буквы, звуки гласные-согласные, гласные ударные-безударные, слог, согласные мягкие-твёрдые.

Обучающийся получит возможность научиться:

- искать нужную информацию в Букваре и учебных пособиях;

первоначальному умению различать способы передачи и сохранения информации в давние времена и сейчас;

в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

составлять целое из его частей;

на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

подводить языковой факт под понятия: согласные звонкие-глухие, согласные шипящие;

соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

иметь представление о возможности существования различных точек зрения;

правилам общения в школе, в классе;

адекватно реагировать на обращение учителя;

использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить понятные высказывания;

формулировать собственное мнение и позицию;

участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре и в группе);

договариваться, приходить к общему решению;

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

41

Буква К, её работа.

Урок решения частных задач

Текущий

Учебный диалог

Введение буквы К. Чтение слогов.

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

42

Чтение и запись слов с буквой К и Г.

Урок - путешествие

Текущий

Фронтальный

Изучение следующей пары согласных букв.

Уметь читать слова с новыми буквами

43

Буква Д, её работа.

Урок решения частных задач

Текущий

Введение буквы. Чтение и письмо букв в слогах и словах.

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

44

Буква Т, её работа.

Урок решения частных задач

Текущий

Парная работа.

Знакомство с работой букв

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

45

Чтение и запись слов с буквами Д,Т.

Урок решения частных задач

Текущий

Отработка букв в чтении и письме. *Запись высказываний.

Уметь читать слова с новыми буквами

46

Буква В, её работа.

Урок решения частных задач

Текущий

Знакомство с работой букв Составление имён из набора слогов. Соотнесение ответов с вопросами.

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

47

Буква Ф, её работа.

Урок решения частных задач

Текущий

Учебный диалог

Отработка букв в чтении и письме

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

48

Чтение и запись слов с буквами В,Ф.

Урок решения частных задач

Текущий Содержательный анализ

Отработка букв в чтении и письме

Уметь читать слова с новыми буквами

49

Общее правило переноса.

ПУЗ

Текущий

Фронтальный опрос

Переносить надо по слогам, не оставляя одну букву на строке.

Владеть правилом переноса по слогам, не оставляя одну букву на строке.

50

Алгоритм записи высказывания.

ПУЗ.

Текущий

Учебный диалог

Введение алгоритма записи высказывания

Знать алгоритм записи высказывания.

51

Буква З, её работа.

Урок решения частных задач

Текущий

Фронтальный

Введение и отработка букв с использованием слоговых линеечек.

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

52

Буква С, её работа.

Урок решения частных задач

Текущий

Знакомство с работой букв

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

53

Чтение и запись слов с буквами З,С.

Урок решения частных задач

Текущий

Отработка букв в чтении и письме

Уметь читать слова с новыми буквами

54

Буква Б, её работа

Урок решения частных задач

Текущий

Учебный диалог

Знакомство с работой букв.

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

55

Буква П, её работа

Урок решения частных задач

Текущий

Парная работа

Знакомство с работой букв.

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

56

Чтение и запись слов с буквами Б,П.

Урок решения частных задач

Текущий Фронтальный опрос

Отработка букв в чтении и письме

Уметь читать слова с новыми буквами

57

Чтение и запись слов, высказываний.

Урок решения частных задач

Текущий.

Учебный диалог

Отработка букв в чтении и письме. *Записать высказывание из данных слов.

Уметь читать слова и высказывания с изученными буквами

58

Рефлексия изученного

Урок-рефлексия

Текущий Содержательный анализ

Отработка букв в чтении и письме.

Уметь читать слова и высказывания с изученными буквами

59

Заполнение карты движения.

Урок-рефлексия

Текущий Содержательный анализ

Составление индивидуальной карты

Восстановление «пути» изученного

60

Буква Х.

Урок решения частных задач

Текущий

Х не имеет пары по звонкости/глухости. Работа с двумя текстами. (текст - описание, текст - повествование.)

Знать работу буквы. Уметь читать слова с новой буквой

61

Чтение и запись слов с буквой Х.

Урок-путешест

вие

Текущий

Отработка букв в чтении и письме.

62

Чтение и запись слов, высказываний.

Урок решения частных задач

Текущий

Отработка букв в чтении и письме. Запись высказываний по алгоритму.

Уметь читать слова и высказывания с изученными буквами

63

Буква Ь.

ПУЗ

Текущий

Сравнить звуковые модели слов.

Обозначить слова буквами.

Знать работу Ь. Обозначать мягкость согласных буквы Ь.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к занятиям по Букварю (или к отдельным заданиям);

знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни;

представления о своей семейной принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

представления о причинах успеха в учебе;

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения;

о русском языке как средстве межнационального общения;

представления о своей этнической принадлежности.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проговаривать вслух последовательность производимых действий;

осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные:

Обучающийся научится:

искать нужную информацию в Букваре и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, приведенные в Букваре и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная; звуки и буквы, звуки гласные-согласные, гласные ударные-безударные; слог; согласные мягкие-твёрдые, согласные звонкие-глухие, согласные шипящие.

Обучающийся получит возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

воспринимать смысл небольшого текста;

соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах);

иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

принимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные высказывания;

задавать вопросы,

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

64

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.

Урок решения частных задач, моделирование

Текущий

Фронтальный опрос

Способ обозначения тв./мягк. согласных зависит от позиции звука в слове.

Владеть способом обозначения мягкости согласных с помощью буквы Ь.

65

Обозначение звук [й,] с помощью буквы й.

ПУЗ

Текущий

Отличие Й от других букв. (нет пар по зв./глух. и тв./мягк.

Знать отличие Й от других букв. Уметь обозначать звук с помощью буквы й.

66

Обозначение звука [й,]

с помощью букв Я,Е,Ё,Ю.

ПУЗ

Текущий

Учебный диалог

Выясняется работа гласных букв (Я,Ё,Е,Ю). Слова для чтения и анализа работы букв.

Анализ слов по группам. Обобщение результатов работы

Уметь обозначать звук й с помощью букв я, е, ё, ю

67

Обозначение звука [й,]

на письме.

Урок решения частных задач, моделирование

Текущий

Фронтальный

Разные способы обозначения звука [й,] . На письме.

Уметь обозначать звук й разными способами.

68

Работа гласных букв.

Урок-рефлексия, игра

Текущий

Анализ слов по группам. Обобщение результатов работы групп в таблицу. (систематизация) Запись слов , подчеркнуть 1 чертой буквы, которые выполняют 1 работу, и двумя - буквы, которые выполняют 2 работы.

69

Буква Ж.

Урок решения частных задач

Текущий

Фронтальный опрос

Обозначают звуки всегда твёрдые. Выяснить сколько работ выполняют буквы.

Знать работу буквы ж, давать характеристику звукам.

70

Буква Ш.

Урок решения частных задач

Текущий

Обозначают звуки всегда твёрдые. Выяснить сколько работ выполняют буквы

Знать работу буквы ш, давать характеристику звукам.

71

Обозначение гласных звуков после Ж и Ш.

ПУЗ

Текущий

После букв Ж и Ш употребляются гласные буквы с одной работой.

Уметь обозначать гласные звуки после ш, ж.

72

Орфограмма ЖИ-ШИ.

Урок решения частных задач

Текущий

Учебный диалог

Правило ЖИ-ШИ всегда выделять при письме.

Знать орфограмму жи-ши.

73

Буква Ч.

Решение частных задач.

Текущий

Ч и Щ обозначают только мягкие звуки.

Знать работу букв ч, давать характеристику звукам.

74

Буква Щ.

Решение частных задач.

Текущий

Знать работу буквы щ, давать характеристику звукам.

75

Обозначение гласных звуков после Ч,Щ. Орфограммы ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

ПУЗ

Текущий

Учебный диалог

Гласная буква после Ч, Щ выполняет одну работу. Орфограммы выделять при письме.

Уметь обозначать гласные звуки после букв Ч и Щ.

76

Простейшая транскрипция.

Урок решения частных задач

Текущий Содержательный анализ

Две записи слова.

Составление звуковых записей.

Уметь составлять простейшие транскрипции.Владеть двумя способами записи слов.

77

Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН.

ПУЗ

Текущий

Наблюдение за словами. После Ч и Щ перед другими согласными Ь не употребляется. ( а на конце слов поле Ч, Щ Ь пишется) Письмо пословиц.

Знать орфограмму ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН. Уметь читать слова и высказывания с изученными орфограммами и находить их в тексте.

78

Обозначение мягкости звука [л,] перед согласным звуком.

Урок решения частных задач

Текущий Содержательный анализ

Наблюдение за словами. Запись под диктовку.

Знать обозначение мягкости звука [л] перед согласным.

79

Обозначение мягкости согласных звуков.

Урок-путешествие

Текущий

Систематизация знаний.

Владеть разными способами обозначения мягкости согласных звуков. Уметь применять его на практике.

80

Выбор букв О-Ё после букв, обозначающих шипящие согласные звуки (наблюдение)

ПУЗ

Текущий Содержательный анализ

Звук [о] после шипящих может обозначаться по разному. Ставим ? вместо ошибки.

Иметь представление об орфограмме «шипящий + [о]».

81

Буква Ц, её работа.

Решение частных задач.

Текущий

Работа буквы ц. (Обозначает только твёрдый глухой звук.)

Знать работу буквы ц. Уметь читать слова и высказывания с изученными буквами.

82

Обозначение гласных звуков после Ц.

ПУЗ

Текущий

Выбор гласной после Ц.

Уметь выбирать гласную после Ц, в зависимости от положения.

83

Выбор буквы И-Ы после Ц.

Урок решения частных задач

Текущий Содержательный анализ

Нахождение орфограмм в словах.

Уметь обозначать гласные звуки после буквы Ц. Знать орфограмму «выбор буквы Ц после И-Ы.

84

Отработка способов письма и чтения с изученными орфограммами.

Урок решения частных задач, игра

Текущий

Отработка способов письма и чтения, умения находить орфограммы в словах.

Уметь применять изученные способы письма и чтения. Находить орфограммы в словах на практике.

85

Обобщение знаний о способах обозначения гласных после шипящих.

Урок - путешествие

Текущий

Самостоятельная работа.

Отработка способов письма и чтения, умения находить орфограммы в словах.

Уметь применять изученные способы письма и чтения. Находить орфограммы в словах на практике.

86

Обозначение звука [й,] с помощью разделительных Ь и Ъ.

ПУЗ

Текущий

Составление звуковых моделей.

Запись слов буквами.

Уметь обозначать звук [й,] с помощбю разделительных Ъ и Ь.

87

Обозначение звука [й,] в разных позициях.

Урок решения частных задач

Текущий

Уточняются способы обозначения звука [й,] в разных позициях.

Занть разные способы обозначения звука [й,] на письме.

88

Обозначение звука [й,] на письме.

Урок решения частных задач

Текущий Самостоятельная работа

Систематизация. Анализ слов для чтения.

Уметь обозначать звук [й,] разными способами.

89

Обозначение звука [й,] в разных позициях.

Викторина

Текущий Учебный диалог

Фиксирование разной работы букв в моделях.

Владеть разными способами обозначения звука [й,] на письме.

90

Русский алфавит.

Урок решения частных задач, игра

Текущий

Запомнить имя каждой буквы алфавита и её место.

Знать: буква - знак звука; все буквы русского алфавита работу гласных и согласных букв.

91

Обобщение способов чтения.

Урок решения частных задач

Текущий

Групповая работа

Знакомство со способом смыслового чтения (как взрослые) более осмысленно и выразительнее.

Владеть способами смыслового чтения.

92

Систематизация изученного.

Праздник Букваря.

Урок-праздник

Текущий

Выбор задания. Работа в группах.

Уметь применять изученные способы письма и чтения. Находить орфограммы в словах на практике.

Послебукварный период (40 ч)


Тема раздела, урока

Тип урока

Вид контроля

Элементы содержания урока

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные


Раздел 1. Чудеса природы

1

Урок знакомства

Урок постановки учебной задачи

Текущий

Фронтальный

Знакомство с учебником, тетрадью

Знать условные обозначения учебника. Определять этапы синтагматического чтения: делить высказывания на речевые звенья (синтагмы). Ставить тактовые ударения (ключевые слова).

Регулятивные УУД:

- формировать и удерживать учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

- применять установленные правила;

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики;

- предвосхищать результат;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск и выделение информации;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели, выделения существенных признаков;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков с целью решения конкретных задач;

- рефлексия способов и условий действий;

- смысловое чтение;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- использовать общие приёмы решения задач;

- понимать фактическое содержание текста;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию (оглавлению) и с помощью значков.

2

Чудеса природы. Образ весны, весеннего листа в стихотворениях.

М.Я.Бородицкая «Зима сбежала за ворота»

Урок решения частных задач

Текущий

Фронтальный Оттенки смысла слов. Определение от­тенков слова, настроений автора в поэтическом и прозаическом текстах о природе. Выбор заголовка к тексту. Знакомство с техникой понимания текста - «чтение островками».

*Сочинение - продолжение истории о природе.

3

Наступление весны.

Я.Л.Аким «Апрель».

Урок решения частных задач

Текущий


Описание героя-животного. Разговор героев. Способы передачи их речи. Выделение из текста непонятных слов, определе­ние способов работы с ними. Знаком­ство с разными способами изображе­ния природы разными авторами. Определение «точек предпонимания» в текстах

*Продолжение истории о пробуждении медведя, о весне

Уметь делить высказывания на речевые звенья, ставить тактовое ударение. *рассуждать о природе с заменой первого слова «слышите» (автор) на слово «видите». Читать по ролям

4

Пробуждение природы в сказке.

Н.И. Сладков «Медведь и Солнце»

Урок решения частных задач

Текущий

5

Оттенки настроения.

Э.Ю. Шим «Весна».

Проверочная работа № 1

Урок решения частных задач

Текущий

Выделение слов- признаков для описания весны. Выбор заголовка к тексту.

Рефлексия собственного чтения. Уметь определять задачи «взрослого» чте­ния

6

Тема прихода весны.

В.В. Бианки «Прилетела красавица …»

Урок решения частных задач

Текущий

Парная работа

Выделение слов- признаков для описания цветка в рассказе. Разговор героев. Способы передачи их в речи.


Уметь ставить тактовое ударение в тексте.

Выделять ключевые слова в каждой синтагме.

Читать в соответствии с готовым делением текста на речевые звенья

7

Тема прихода весны.

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

.

Урок решения частных задач

Текущий

Определение задач «взрослого чтения».

Способы передачи настроения героев. Работа со словариком понятий.

Читать диалоги героев с определением интонации их реплик. Определять оттенки настроения учителя во время чтения отрывка из сказки.

8

Образ весеннего цветка в рассказах.

Э.Ю. Шим «Ландыши»

Урок решения частных задач

Текущий

Выделение слов- признаков для описания цветка в рассказе. Разговор героев. *Сочинение истории о весеннем цветке.

( от имени главного героя

Уметь ставить тактовое ударение в тексте.

Выделять ключевые слова в каждой синтагме.

Читать в соответствии с готовым делением текста на речевые звенья

9

Образ весеннего цветка в рассказах.

И.С. Соколов-Микитов «Ландыши».

Урок решения частных задач

Текущий

Выделение слов- признаков для описания цветка в рассказе. Разговор героев. Пропедевтика изучения изобразительных средств (без называния терминологии).


Уметь ставить тактовое ударение в тексте.

Выделять ключевые слова в каждой синтагме.

Читать в соответствии с готовым делением текста на речевые звенья

10

Образ весеннего цветка в стихотворении.

П.С. Соловьёва «Подснежник»

Урок решения частных задач

Текущий

Выделение слов- признаков для описания цветка в рассказе. Разговор героев. Способы передачи их в речи.

* сочинение продолжения истории о подснежнике.

Уметь ставить тактовое ударение в тексте.

Выделять ключевые слова в каждой синтагме.

Читать в соответствии с готовым делением текста на речевые звенья

11

Образ весеннего цветка. И.А. Бунин «Ландыш»;

Г.Х. Андерсен «Подснежник».

Урок решения частных задач, экскурсия

Текущий

Выделение слов- признаков для описания цветка в рассказе. Разговор героев. Способы передачи их в речи. Экскурсия (в том числе виртуальная) в музей, картинную галерею с целью знакомства с произведениями живописи о весне.

Поиск информации в Интернет-ресурсах

Уметь ставить тактовое ударение в тексте.

Выделять ключевые слова в каждой синтагме.

Читать в соответствии с готовым делением текста на речевые звенья

12

Работа с разделом «Читай, удивляйся, размышляй» Проверочная работа № 2

Урок-рефлексия

Текущий

Определение грустно­го, печального настроения истории как основного настроения текста

Определять особые места текста - «островки» смена тона рассказа. Определять критерии смены тона при чтении.

Определять роль похожих по звучанию слов.

Раздел 2. От дождя до радуги

13

Юмористический образ погоды в «детских» стихах.

Г.М. Кружков

«Пёс Прогноз»

Урок решения частных задач

Текущий

Способы изо­бражения «живого» дождя в шутливых стихотворениях разных авторов. Выде­ление слов-признаков и слов-действий для описания необычного героя. Рабо­та со словариком понятий. *Раскадровка «основных событий» стихотворения для создания мультфильма

Читать в соответствии с готовым делением текста на синтагмы. Ставить тактовое ударение.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форм;

- слушать и понимать речь других;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- ставить вопросы и обращаться за помощью;

- строить монологическое высказывание, слушать собеседника;

- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

- соблюдать правила речевого этикета;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять общую цель и пути её достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- определять общую цель и пути её достижения;

- воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- принимать участие в обсуждении содержания прочитанного;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности

14

Рассуждение о мечте. Ф.Д. Кривин «Мечта».

Урок решения частных задач

Текущий

. Написать сочинение «Мечта лужицы сбылась».

Читать в соответствии с готовым делением текста на синтагмы. Ставить тактовое ударение.

15

Образ дождя в стихотворениях.

С.Я. Маршак «Дождь»;

Л.Н. Конырев

«В полях …».

Урок решения частных задач

Текущий

Наблюдение за изменением темпа в стихотворном тексте, соотнесение причины изменения с содержанием произведения

16

Художественное описание дождя.

Б.А. Павлов «Капли-серёжки»

Урок решения частных задач

Текущий

Наблюдение за описанием дождя в сказке

Читать в соответствии с поставленным тактовым ударением и делением текста на синтагмы.

17

Художественное описание дождя.

Н.К. Абрамцева «Дождик».

Урок решения частных задач

Текущий

Наблюдение за описанием дождя в сказке. Сочинение грустной истории о дождике, которая превратилась

в веселую. Иллюстрирование сочинений. Внеклассное занятие.

Читать в соответствии с поставленным тактовым ударением и делением текста на синтагмы

18

Образ радуги в рассказах.

Э.Ю. Шим «Цветной венок»

Урок решения частных задач

Текущий

Определе­ние темы и основной мысли текста. Выделение в рассказе слов-сравнений для создания образа радуги. Способы использования сравнений разными авторами .Определение роли много­точия в рассказе .

Использовать сравнение для создания образа радуги.

Определение критериев смены тона при чтении

19

Образ радуги в рассказах. И.С.Соколов-Микитов «Радуга».

Урок решения частных задач, экскурсия

Текущий

Наблюдение за описанием радуги в рассказах, сказке. Экскурсия (в том числе виртуальная) в музей, картинную галерею с целью знакомства с произведениями живописи о радуге, дожде, солнце.

Работа с Интернет-ресурсами. Подготовка устного небольшого рассказа о любой картине.

Читать в соответствии с поставленным тактовым ударением и делением текста на синтагмы

20

Художественное описание радуги в сказке и стихотворении.

К.Д. Ушинский «Солнце и радуга»;

В.А. Жуковский «Загадка».

.

Урок решения частных задач

Текущий

Деление высказываний на синтагмы.

Расстановка пауз.

Пропедевтика изучения изобразительных средств (без названия терминологии

Наблюдение за описанием радуги в рассказах, сказке и лирическом стихотворении

Делить высказываний текста на синтагмы, расстановка пауз. Чтение в соответствии с поставленным такто­вым ударением и делением текста на синтагмы.

21

Работа с разделом «Читай, удивляйся, размышляй» Проверочная работа № 3

Урок-рефлексия

Текущий

Отработка способа выделения ключевых слов внутри речевых звеньев.

Оценивание способа чтения в соответствии с предложенными критериями.

Получение опыта наблюдения за интонацией разных текстов

Делить текст на синтагмы и ставить тактовые ударения. Читать в соответствии с делением текста на синтагмы и поставленным тактовым ударениям.

Раздел 3. Кто придумал чудеса?

22

Образ облака в стихотворном и прозаическом тексте.

Е.И. Матвеева «На нежном небе …»;

Н.А. Заболоцкий «В нежном небе …».

Урок решения частных задач

Текущий

Составление высказывания (текста) , содержащего описание.

Сравнение текстов-описаний, определение их настроений. Выделение оттенков слова в описании одного явления разными авторами.

Уметь делить высказывания текста на синтагмы, расставить паузы, выделять ключевые слова в синтагмах.

Личностные: - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности);

- развитие мотивов учебной деятельности и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

- установка на здоровый образ жизни;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетических потребностях, ценностях и чувствах;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ценностное отношение к природному миру;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов

23

Образ чудной страны и чудака в стихотворениях.

И.П. Токмакова «В чудной стране»

Урок решения частных задач

Текущий

Сравнение текстов-описаний, определение их настроений. Выделение оттенков слова в описании одного явления разными авторами.

Читать в соответствии с делением текста на синтагмы и поставленным ударением. Определять роль тире в тексте.

24

Образ чудной страны и чудака в стихотворениях. О.О. Дриз «Прогулка».

Урок решения частных задач

Текущий

Интонирование юмористического стихотворения. Способы интонирования стихотворного текста вслух.

Читать в соответствии с делением текста на синтагмы и поставленным ударением. Определять роль тире в тексте

25

Способы создания «чудес» в природе.

В.В. Лунин «Я видела чудо», «Весь дом волшебный».

Урок решения частных задач

Текущий

Способы интонирования стихотворного текста вслух.

* Рассказ о чуде, которое встречалось в жизни ребёнка.

Читать текст в соответствии с делением на синтагмы, выделять ключевые слова. Выявить разные способы запоминания текста и передачи его слушателям.

26

Чудесные превращения в природе и в жизни.

Н.А. Кончаловская «Про овощи»

Урок решения частных задач

Текущий

Способ прочтения и осмысления текста шуточного характера

Выделять слова-признаки, слова-действия для создания картины чуда. Интонировать юмористическое стихотворение.

27

Описание чуда в поэтическом тексте.

О.Е. Григорьев «Человек с зонтом».

Урок решения частных задач

Текущий



Способы интонирования стихотвор­ного текста вслух

Подготовка выставки рисунков по темам «Образ чудной страны» и «Образ чудака».

Обращать внимание на выделение ключевых слов. Подбирать способы изменения тона и темпа чтения.

28

Чудесное превращение гусеницы в бабочку в сказке.

В.Д. Берестов «Честное гусеничное».

Урок решения частных задач

Текущий

Способы изменения тона и темпа чтения.

Наблюдение за репликами диалога героев в разных текстах, определение роли каждой реплики. *Сочинение-продолжение истории о гусенице по заданному началу.

Определять критерии изменения тона и темпа чтения в рассказе.

29

Образ бабочки и солнечного зайчика в лирическом и юмористическом стихотворениях.

Урок решения частных задач

Текущий

Способ прочтения и осмысления текста

Наблюдение за описанием бабочки в дидактическом тексте. Попытка передать в чтении состояние рассказчика

Читать текст в соответствии с этапами синтагматического чтения

30

Рассказ героя от первого лица.

А.А. Фет «Бабочка»;

Н.Н. Матвеева «Солнечный зайчик».

Урок решения частных задач

Текущий

Сопоставление разных образов - бабочки и солнечного зайчика - с целью выявления особенностей интонации автора и читателя, особенностей речи героев и слов-признаков. Способы соз­дания автором «живого» существа

Игра слов как способ создания образа чуда с помощью намеренного соединения корней.

31

Работа с разделом «Читай, удивляйся, размышляй» Проверочная работа № 4

Урок-рефлексия

Текущий

Отработка способа выделения ключевых слов внутри речевых звеньев.

Оценивание способа чтения в соответствии с предложенными критериями.

Получение опыта наблюдения за интонацией разных текстов

Применять способ синтагматического чтения при интонировании диалога.

Раздел 4. Сквозь волшебное стекло

32

Образ солнечного зайчика и солнечного луча.

С. Чёрный «Песня солнечного луча».


Урок решения частных задач

Текущий

Выразительное чтение предложений с восклицательной и вопросительной интонацией

Применять способ синтагматического чтения при интонировании описания бабочки. Выделять ключевые слова, создающие образ.

33

Образ стёклышка в сказке

Н.К. Абрамцева «Стёклышко» (начало)

Урок решения частных задач

Текущий

Продолжение истории по заданному началу

Выбирать тон для передачи настроения.

34

Образ стёклышка в сказке

Н.К. Абрамцева «Стёклышко»

(продолжение)

Урок решения частных задач

Текущий

Пропедевтика изучения повествовательного произведения в жанре сказки.

наблюдение за развитием событий в сказке. Конкурс иллюстраций к сказке Н. К. Абрамцевой «Стеклышко».

Сочинение-продолжение сказки. Презентация работ. Первичное оценивание.

Применять способ синтагматического чтения

35

.

Образ стёклышка в стихотворении.

Е.Я. Тараховская «Сквозь цветное стёклышко».

Урок решения частных задач

Текущий

Выбор средств для передачи радостного настроения.

Применять способ синтагматического чтения при интонировании текста.

36

Тема волшебства.

Урок постановки учебной задачи

Текущий

Пропедевтика сравнительного анализа произведений о весне (дидактический и художественный тексты

Выразительное чтение текста (отрывков) с последующим анализом чтения в соответствии с критериями

37

Добро и зло в изображении писателя.

Ю.И. Коваль «Фиолетовая птица».

Урок решения частных задач

Текущий

Определение личного отношения к событию, описанному автором.

Определение роли восклицательных предложений.

Уметь «проникать» в замысел автора, определять своё личное отношение к событию, описанному автором.

38

Работа с разделом «Читай, удивляйся, размышляй

Урок-рефлексия

Текущий

Классификация прочитанных произведений по настроению, теме, персонажам.

Соотносить собственный замысел с замыслом автора.

39

Проверочная работа № 5 (итоговая)

Урок контороля и оценки

Итоговый

Чтение текстов, выделяя ключевые слова, расставляя паузы, передают авторское настроение.

Рефлексия собственного чтения и чтения других ребят. Оценивать умение читать «по-взрослому».

40

Вместо заключения. Что я знаю и что умею по литературному чтению...

Урок-рефлексия.

Текущий

Беседа о том, каких читательских умений достигли учащиеся в конце 1 класса. Подготовка страницы портфолио по теме «Где прячется чудо?».

Рефлексия собственного чтения и чтения других ребят. Оценивать умение читать «по-взрослому».


© 2010-2022