• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих умственную отсталость (инклюзивное обучение)

Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих умственную отсталость (инклюзивное обучение)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Структура рабочей программы.



1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Общая характеристика учебного предмета

4. Описание места учебного предмета в учебном плане

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6. Результаты освоения учебного предмета

7. Основные содержательные линии предмета

8.Календарно-тематическое

9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса



2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «ИЗО» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2011год.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель: формирование навыков изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
Задачи:

- научить изображать по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и цвету;

- воспитывать интерес к рисованию;

- прививать навыки самостоятельности и аккуратности;

- корректировать моторику.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: - изобразительная художественная деятельность; - декоративная художественная деятельность; - конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

4. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Во 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч за учебный год (34 учебные недели)

5. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

6.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Ученик должен уметь:

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Ученик должен знать:

- применение картона и бумаги;

- применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы - поролон, обрезки кожи, фольги);

- организацию рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой, картоном и другими материалами;

- правила безопасной работы.

7.ОСНОВЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Тема 1 класса - «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера - интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу первого года обучения входит осознание того, что Мастера работают разными материалами, а также первичное освоение этих материалов. Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер Изображения, затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе.

Ты учишься изображать Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть - осмысленно рассматривать окружающий мир - надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Ты украшаешь Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Ты строишь Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

8.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Тема урока

Кол.ч

Домашнее задание

Дата проведен

план

факт

1-2

Рисование предметов, линий

Рисование предметов разной формы и окраски

2

Раб.тет. с 3

04.09.11.09.

3-4

Рисование прямых линий (заборчик), косых линий (косой дождь)

2

Раб.тет. с 4

18.09.25.09.

5-6

Рисование горизонтальных и вертикальных линий (лесенка, шахматная доска.)

2

Раб.тет. с 5

02.10.09.10.

7-8

Рисование предметов шаровидной формы (Воздушные шарики, машина с колесами)

2

Раб.тет. с 6

16.10.23.10.

9-10

Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы (книга, дорожный знак)

2

Раб.тет. с 7

30.10.13.11.

11-12

Рисование узора

Рисование несложного геометрического узора в полосе

2

Раб.тет. с 8

20.11.27.11.

13-14

Рассматривание иллюстраций в книге сказок. Сравнивание предметов по форме, величине, цвету, рисование этих предметов.

2

Раб.тет. с 9

04.12.11.12.

15-16

Рисование несложных предметов

Рисование несложных предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы)

2

Раб.тет. с 10

18.12.25.12.

17-18

Рисование растительных элементов (веточка ели, лист)

2

Раб.тет. с 11

15.01.22.01.

19-20

Рисование по памяти

Рисование по памяти (после показа) несложных по форме игрушек

2

Раб.тет. с 12

29.01.05.02.

21-22

Рисование с проведением диагоналей. Раскрашивание полученных треугольников в контрастные цвета

2

Раб.тет. с 13

12.02.19.02.

23-24

Рисование с натуры

Рисование с натуры игрушки - кораблика

2

Раб.тет. с 14

26.02.04.03.

25-26

Рисование с натуры элементов строительного материала

2

Раб.тет. с 15

11.03.18.03.

27-28

Рисование иллюстраций к сказкам

Рисование иллюстрации к сказке («Колобок»)

2

Раб.тет. с 16

01.04.08.03.

29-30

Рисование с натуры праздничного флажка.

2

Раб.тет. с 17

15.04.22.04.

31-32

Рисование по памяти

Рисование «Я ракету нарисую»

2

Раб.тет. с 18

29.04.05.05.

33-34

Рисование по памяти знакомого предмета

Ура каникулы.

2

Раб.тет. с 19

13.05.20.05.

9.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.

9


© 2010-2022