Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка


Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 23570 (далее - стандарт); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментальное ядро содержания общего образования; Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. -М.: Просвещение, 2010 г.; Окружающий мир. Рабочие программы 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2011; Планируемые результаты начального общего образования. М Просвещение, 2010.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
  1. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школь В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с ин­тересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Отличительные особенности рабочей программы
Рабочая программа базового курса по окружающему миру для обучения в 1 классе разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. Образовательная технология: традиционная (с элементами развивающего обучения). Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Эта программа выбрана в связи с тем, что учащиеся СКОШ № 34 имеют ряд особенностей развития, которые не позволяют им усваивать программы повышенной трудности. Дети с задержкой психического развития традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточнос­тью познавательной деятельности, снижением уровня ра­ботоспособности, недоразвитием эмоционально-личност­ной сферы. Причины таких состояний разнообразны: орга­ническая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности, неблагоприятные социальные факторы, хро­нические соматические заболевания (М.С. Певзнер, Т.А. Вла­сова, В.И.Лубовский, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, А. О. Дробинская, С. Г. Шевченко). При установлении задержки психического развития у де­тей выявляются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сен­сорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств орга­низма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.), задерж­ка темпа развития может иметь обратимый характер. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, различные творческие задания. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определённых знаний, умений, навыков, но также формирование таких приёмов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении. На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у учащихся происходит формирование навыков самоконтроля, умения самостоятельно выполнять задания, планировать свою деятельность. При изучении данного курса ставятся следующие коррекционные задачи:
  • развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
  • развитие общеинтеллектуальных умений: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
  • осуществление нормализации учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в здании, воспитывать навыки контроля, самоконтроля, самооценки;
  • развитие устной монологической речи в единстве с обогащением ребёнка знаниями и представлениями об окружающей действительности.
На каждом уроке ведётся работа по установлению причинно-следственных связей, что развивает словесно-логическое мышление. Для развития воображения используются такие приёмы, как словесное рисование, описание по представлению предметов, событий, явлений с опорой на личный опыт.

III. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс - 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68 ч (34 учебные недели).

IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религии.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям,
готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера,
признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств
благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой; • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной
деятельности (планированию, контролю, оценке); • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного
отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении
целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир
УУД 1 класс. Личностные 1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметные 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира ученик научится:

  • называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
  • называть государственную символику России;
  • называть общие признаки живых организмов;
  • называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
  • соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
  • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
  • называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
  • называть основные группы животных и растений;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • называть основные признаки каждого времени года;
  • называть основные помещения школы;
  • называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
  • называть основные учреждения культуры, быта;
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • пользоваться словами, указывающими направления и время;
  • наблюдать, делать умозаключения;
  • различать профессии людей;
  • различать растения и животных;
  • различать объекты природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке;
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать сушу и воду на глобусе;
  • ориентироваться в помещениях школы;
  • различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
  • уход за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.
Получит возможность научиться: Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут
  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
  • группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
  • сознательно выполнять правила экологического поведения;
  • высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
  • определить по внешнему виду названия различных растений;
Самостоятельно и уверенно учащиеся могут
  • измерить длину небольшого тела; времени по часам;
  • описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
  • выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
  • по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
  • перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
  • назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
  • приводить примеры насекомых, рыб, зверей.



VI. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Человек и общество Общество, люди, человек. Особенности взаимоотношений с разными людьми. Мир профессий. Наша Родина - Россия. Государственная символика России. Москва - столица России. Родной край - частичка России. Родной город (село), регион (область, край). Человек и природа Природа. Неживая и живая природа. Природные явления. Вода. Полезные ископаемые. Звезды и планеты. Солнце. Земля. Глобус как модель Земли. Времена года. Растения и животные, их разнообразие. Условия для жизни растений и животных. Растения и животные родного края. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к ним. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Правила поведения в природе. Гигиена систем органов тела.

№ Тема раздела Количество часов 1. Введение. Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем, Вопросиком и Мудрой Черепахой 1 ч 2. «Что и кто?» Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? 20 ч 3. «Как, откуда и куда?» Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? 12 ч 4. «Где и когда?» Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? 11 ч 5. «Почему и зачем?» Почему солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? 22 ч
Итого: 66 ч

Выполнение практической части программы предусматривается только в образовательной области «Окружающий мир и человек». Содержание практической части, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:

  • практических работ - 11
  • проектов - 4
  • опыт - 1
  • комплексная контрольная работа - 1
  • экскурсии
Экскурсии Знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами поведения безопасности в пути. Практические работы - Знакомство с разнообразием камней; с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавания с помощью атласа - определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавания по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером. Простейшие работы с ним; знакомство с глобусом. -Изучение свойств снега и льда; отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц. - Простейшие правила гигиены.
Практическая часть 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год Практическая работа 4 5 1 1 11 Тест 1 1 1 1 4 Опыт
1

1 Проект 1 1 1 1 4

VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
урока Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности обучающихся Коррекционная работа
1 четверть (18ч)
Введение - 1 час 1 02.09 Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой Учащиеся осваивают первоначальные умения: -задавать вопросы; -вступать в учебный диалог; -пользоваться условными обозначениями учебника; Расширение словарного запаса. Активизация и обогащение словаря, правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи
Раздел «Что и кто?» - 20 ч 2 05.09 Что такое Родина?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; -рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Развитие зрительного восприятия и узнавания - описание по памяти. Развитие воображения - отгадай и дорисуй. Развитие гордости за родную страну 3 09.09 Что мы знаем о народах России?
Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Единство народов России Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; - обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; Находить информацию о народах своего края; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие зрительной памяти и внимания при наблюдении за демонстрацией. Развитие речи - словесное рисование 4 12.09 Что мы знаем о Москве?
Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей - наших сверстников. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; -узнавать достопримечательности столицы; - работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей - своих сверстников; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Развитие произвольной памяти и внимания через обучение приемам запоминания (картинки, ассоциации). Развитие воображения - нарисуй картину. 5 16.09 Проект «Моя малая Родина» НРК В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: -фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; -находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; -интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; -составлять устный рассказ; -выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Формирование умения планировать свою деятельность. Развитие зрительного восприятия и узнавания. Описание по памяти Развитие гордости за свою малую Родину 6 19.09 Что у нас над головой?
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; - моделировать форму Солнца; -работать в паре: моделировать форму созвездий; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Развитие воображения. Поиск заданных объектов. Увеличение объёма понятийного словаря 7 23.09 Что у нас под ногами? (практическая работа) НРК Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; - практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; -различать гранит, кремень, известняк; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний
Развитие пространственных представлений. Развитие навыков группировки и классификации (на основе овладения основными родовыми понятиями) - классификация 8 26.09 Что общего у разных растений? (практическая работа) НРК Анализируют собственные наблюдения за растениями и их развитием. Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их. Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения. Сравнивают растения, находят сходства и различия между ними. Работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради. Знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России.
Развитие навыков группировки и классификации (на основе овладения основными родовыми понятиями) - обобщение Развитие воображения. Отгадай и дорисуй. 9 30.09 Что растёт на подоконнике? (практическая работа) НРК Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями, наблюдают комнатные растения, сравнивают их, описывают. Работают с разрезными карточками, выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. Готовят краткие сообщения о декоративных растениях.
Развитие произвольной памяти и внимания. Поиск заданных объектов. 10 03.10 Что растёт на клумбе? НРК
Обсуждают значение культурных растений в жизни человека. Высказывают предположения, выявляют существенные признаки, анализируют рисунки, работают с разрезными карточками, выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду). Развитие пространственных представлений. Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. 11 07.10 Что это за листья? (практическая работа) Сравнивают листья растений (по рисункам, разрезным карточкам, по комнатным растениям, по листкам гербария). Отражают полученные знания с помощью рисунка. Развитие навыков группировки и классификации (на основе овладения основными родовыми понятиями) - классификация 12 10.10 Что такое хвоинки? НРК Сравнивают хвойные деревья: их хвою, прикрепление к ветви, шишки. Работают с разрезными карточками: классифицируют деревья. Выполняют задания в рабочей тетради. Развитие речи, владение техникой речи (Словесное рисование) Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов 13 14.10 Кто такие насекомые? НРК Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки животных, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради, моделируют насекомое.
Развитие памяти и внимания на основе упражнений в запоминании и различении. 14 17.10 Кто такие рыбы? НРК Выделяют основной признак рыб, сравнивают строение рыбы с другими животными, находят части тела рыб по рисунку-схеме, описывают рыб, исследуют и моделируют строение тела рыбы. Активизация и обогащение словаря. Развитие внимания и зрительной памяти 15 21.10 Кто такие птицы? Выполняют задания 5, 6 из рабочей тетради; выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих, рассматривая картинки на с. 40 учебника, работают с разрезными карточками; учатся различать птиц, размышляют о среде обитания и способах питания птиц, наблюдают клювы, ноги, перья птиц, их образ жизни, слушают записи звуков, издаваемых птицами, моделируют выбранную птицу. Развитие мышления при сравнении и различении 16 24.10 Кто такие звери? Что такое зоопарк? Наблюдают животных, готовят о них сообщения Анализ иллюстративного материала, сбор необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний; оценка деятельности людей и собственных действий. Развитие умения находить логические связи и делать выводы. 17 28.10 Что окружает нас дома?
Группировка предметов по их назначению. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать назначение бытовых предметов; - находить на рисунке предметы определённых групп; - работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопро­верку; - приводить примеры предметов разных групп; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Развитие воображения. Описание картин. Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) 18 31.10 Что умеет компьютер? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять составные части компьютера; - характеризовать назначение частей компьютера; - сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; - работать в паре: рассказывать (по ри­сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; - моделировать устройство компьютера; - соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие зрительного восприятия и узнавания. - Описание по памяти 2 четверть 19 11.11 Что вокруг нас может быть опасным? НРК - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; - характеризовать опасность бытовых предметов; - работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; - моделировать устройство светофора; - оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие воображения. Закончи высказывание автора. 20 14.12 На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус - модель Земли. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - выдвигать предположения и доказывать их; - использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; - работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; - моделировать форму Земли; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Развитие мышления при сравнении и различении 21 18.11 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Развитие самоконтроля.
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) 22 21.11 Как живёт семья? Проект «Моя семья» НРК
- Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; - называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; - рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; - оценивать значение семьи для человека и общества. Развитие воображения. Описание картин. Развитие связной речи при составлении рассказа по плану 23 25.11 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать по рисунку-схеме путь воды; - обсуждать необходимость экономии воды; - выяснять опасность употребления загрязнённой воды; - практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие пространственных представлений. Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) 24 28.11 Откуда в наш дом приходит электричество? (практическая работа) - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; - запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;- анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;- практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) 25 -2.12 Как путешествует письмо? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; - работать в паре: строить из разрезных дета­лей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, про­водить взаимопроверку; - различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са­мопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие связной речи при составлении рассказа по плану 26 05.12 Куда текут реки? (практическая работа) НРК - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; - сравнивать реку и море; - различать пресную и морскую воду; - практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие пространственных представлений. Развитие зрительного восприятия и узнавания. 27 09.12 Откуда берутся снег и лёд? (опыт) НРК - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; - наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие памяти и внимания на основе упражнений в запоминании и различении. Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. 28 12.12 Как живут растения? (практическая работа) - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; - прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; - формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; - практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие словесно-логического мышления - поиск смысловых несуразностей Развитие диалогической речи при ответах на вопросы 29 16.12 Как живут животные? НРК Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; - работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; - оценивать свои достижения на уроке Развитие воображения. Отгадай и дорисуй. Развитие зрительного восприятия и узнавания. Описание по памяти 30 19.12 Как зимой помочь птицам? (практическая работа) НРК - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; - обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; - запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие представлений о времени. Времена года. Формирование бережного отношения к птицам 31 23.12 Откуда берётся и куда девается мусор? (практическая работа) - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; - обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; - обсуждать источники появления загрязнений в снеге; - формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; - сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) 32 26.12 Откуда в снежках грязь?
33 13.01 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы Развитие самоконтроля.
Раздел «Где и когда?» (11ч) 34
Когда учиться интересно?
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю -Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; - работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; -рассказывать о своём учителе; Формулировать выводы из коллективного обсуждения; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Формирование мотивационных компонентов деятельности Формирование навыков построения развернутого речевого высказывания
3 четверть (18ч) 35
Проект «Мой класс и моя школа»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: -фотографировать наиболее интересные со бытия в классе, здание школы, классную комна ту и т. д. - коллективно составлять рассказ о школе и классе; - презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); -оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Формирование умения планировать свою деятельность. Развитие творческих способностей 36
Когда придёт суббота? Первоклассники научатся прогнозировать свою деятельность, изготовлять презентации на тему и выступать перед аудиторией. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; - работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; - называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие представлений о времени. Дни недели Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) - Обобщение «Классификация» 37
Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; - называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; - работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; - наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Развитие представлений о времени. Времена года. Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) - Исключения «Четвертый лишний» 38
Где живут белые медведи? Где живут слоны? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; - приводить примеры животных холодных районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Развитие воображения. Закончи высказывание автора. Развитие зрительного восприятия и узнавания. Узнавание предмета по контуру 39
Где зимуют птицы? НРК Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; - работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; - объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; - приводить примеры зимующих и перелётных птиц; Развитие зрительного восприятия и узнавания. Найди ошибку Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов 40
Когда жили динозавры? - Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; - работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; - приводить примеры животных жарких районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями Развитие воображения. Нарисуй картину. Обогащение и уточнение активного словаря. 41
Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная). - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; - отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) - Обобщение «Классификация» 42
Когда изобрели велосипед? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать старинные и современные велосипеды; - работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; - запомнить правила безопасной езды на велосипеде; Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. 43
Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. - сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; - определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; - работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием; - рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; Коррекция ЭВС посредством д/игр 44
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы Развитие самоконтроля.
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) 45
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; - работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; - использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; - работать со взрослыми: наблюдать кар­тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Активизация и обогащение словаря, правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) 46
Почему идёт дождь и дует ветер?
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за дождями и ветром; - работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку; Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. 47
Почему звенит звонок? (практическая работа) Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; - практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; - обсуждать, почему и как следует беречь уши; - высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопро­верку Развитие воображения. Закончи высказывание автора. Развитие зрительного восприятия и узнавания. Узнавание предмета по контуру 48
Почему радуга разноцветная? Радуга - украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; Развитие зрительного восприятия и узнавания. Работа с цветом Развитие диалогической речи при ответах на вопросы 49
Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); - обсуждать наше отношение к домашним питомцам; - рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; - презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);
Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) - Обобщение «Классификация» Формирование умения планировать свою деятельность. 50
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? НРК - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; - рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; - устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника. Развитие связной монологической речи на основе составления связного рассказа Развитие воображения. Нарисуй картину. 51
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; - объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; - работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; - оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; - формулировать правила поведения в природе; Развитие воображения. Описание картин. 52
Почему их так назвали? - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;
Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов 4 четверть 53
Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. - сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; - работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполне­ния задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку; - оценивать правильность своей подготовки ко сну; - рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; - определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;
Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. 54
Почему нужно есть много овощей и фруктов? - различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цвет­ных фишек, осуществлять самопроверку; - работать в группе: находить в учебнике ин­формацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) - Исключения «Четвертый лишний» 55
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (практическая работа)
- обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, - отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; - рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; - практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; - запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; - формулировать основные правила гигиены Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) 56
Зачем нам телефон и телевизор?
Почта, телеграф, телефон - средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) - средства массовой информации. Интернет. - различать средства связи и средства массо­вой информации; - рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; - объяснять назначение радиоприёмника, теле­визора, газет и журналов; - работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); - обсуждать назначение Интернета.
Активизация мыслительной деятельности на основе наблюдений, упражнений в классификации и дифференциации. 57
Зачем нужны автомобили? классифицировать автомобили и объяснять их назначение; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; - использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие мышления при сравнении и различении 58
Зачем нужны поезда?
Поезда - наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта. - классифицировать поезда в зависимости от их назначения; - работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; - использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;
Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов 59
Зачем строят корабли?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; - работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку; Развитие зрительного восприятия и узнавания. Узнавание предмета по контуру Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов 60
Зачем строят самолёты?
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку; Развитие памяти и внимания на основе упражнений в запоминании и различении. 61
Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?
- обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; - обсуждать необходимость соблюдения пра­вил безопасности в транспорте; - работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; Формирование навыков построения развернутого речевого высказывания Активизация мыслительной деятельности на основе наблюдений 62
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие воображения. Закончи высказывание автора. Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. 63
Зачем люди осваивают космос?
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин - первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; - работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять Самопроверку; - моделировать экипировку космонавта; - участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развитие умения находить логические связи и делать выводы. Развитие внимания, слухового восприятия 64
Почему мы часто слышим слово «экология»? НРК
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить в тексте учебника ответы на во­просы; - приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; - оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; - участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы». Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) 65
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Развитие самоконтроля Активизация мыслительной деятельности. 66
Презентация проекта «Мои домашние питомцы» В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; - презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); Развитие связной монологической речи на основе составления связного рассказа Развитие творческих способностей











VIII. Учебно - методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы.
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности. Учебно-методический комплект под редакцией А.А. Плешакова не нарушает преемственности, имеет завершённую линию и соответствует целям и задачам обновлённого содержания по предмету окружающий мир в условиях перехода на новый образовательный стандарт. Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания окружающего мира по учебному комплекту могут быть использованы (с корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы. Учебно-методический комплект обеспечивает существенное развитие у учащихся речи и познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей. Учебно-методический комплект, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Демонстрационные пособия

  • Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2011
  • Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2011
  • Плешаков А.А. Тетрадь «Проверим себя» к учебнику для 1 класса. - М.: Просвещение, 2010 (по желанию).
  • Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2008).
  • Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2010
  • Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2010
  • Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010
  • А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. Великан на поляне, или
Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
  • Примерные программы начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  • Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». К учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. В 2-х частях. 1 класс». Издательство «ЭКЗАМЕН», М, 2012
  • Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
  • натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  • гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  • изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  • географические и исторические карты;
  • предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.


Информационно - коммуникативные средства
Видеофильмы Цифровые образовательные ресурсы Ресурсы Интернета
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс
Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».

Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт. (school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135)
Фотогалерея: флора и фауна. Подборки фотографий растений, птиц и животных. (max-foto.info/)
Детский портал «Солнышко» (solnet.ru)



  1. Оценочные материалы



Представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта. Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащихся. В состав портфолио включаются:
  • дневники наблюдений;
  • оформленные результаты мини - исследований;
  • оформленные результаты мини - проекты;
  • творческие работы;
  • материалы самостоятельных работ и т.п.

За процессом овладения универсальными учебными действиями составляются оценочные листы. По результатам накопительной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:
  1. сформированности универсальных учебных действий и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования во 2 классе;
  2. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Формы контроля: Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.


  1. Организация коррекции на уроке окружающего мира


Цель: Осуществляя целенаправленную работу по формированию общеучебных способностей, коррекции индивидуальных недостатков развития, пропедевтическую работу; обеспечивать реализацию Федерального образовательного стандарта к знаниям и умениям школьников; компенсируя недостатки, восполняя пробелы предшествующего обучения, преодолевая негативные особенности эмоционально-личностной сферы, нормализуя и совершенствуя учебную деятельность детей, повышать их работоспособность и активизировать познавательную деятельность.
Коррекционные задачи: - развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обес­печением «эффекта новизны» при решении учебных задач); - развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анали­за, сравнения, обобщения, навыки группировки и классифи­кации; - осуществлять нормализацию учебной деятельности, форми­ровать умение ориентироваться в задании, воспитывать навы­ки самоконтроля, самооценки; - развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представления­ми об окружающей действительности; - осуществлять логопедическую коррекцию нарушений речи; - осуществлять психокоррекцию поведения ребенка; - проводить социальную профилактику, формировать навы­ки общения, правильного поведения.
На уроке окружающего мира осуществляется коррекция эмоционально - волевой, и когнитивной сферы. Продолжает, осуществляется социально - бытовая ориентировка, профессиональная ориентация через материал, предоставляемый учебным курсом. Ведется активная работа по развитию речи, пополнению и расширению активного словаря, развитию памяти, внимания, воображения. Развивается самоконтроль, умение планировать свою деятельность, описывать эмоциональные состояния героев произведений, используя свой личный опыт. К четвертому классу развитие когнитивных процессов должно переходит на качественно новый уровень. Запоминание становиться осмысленным, произвольным. С этой целью учащиеся на уроках знакомятся и внедряют в практическую деятельность специальные приемы запоминания (создание образов, пиктограммы, ассоциации). Развитие речи и пополнение активного словаря осуществляется путем работы со справочной и дополнительной литературой, написанием сообщений по заданной или определяемой самими обучающимися темой. На каждом уроке ведется работа над лексическим значением слов, используется в большом объеме иллюстративный материал. Кроме того, ведется работа по установлению причинно - следственных связей, что развивает словесно - логическое мышление. Для развития воображения на уроках используются такие приемы как словесное рисование, составление диафильмов, описание по представлению предметов, событий, явлений с опорой на личный опыт. Для повышения эффективности коррекционных мероприятий предпочтение при отборе оптимальных методов организации познавательной деятельности отдается методам, повышающим активизацию мыслительной деятельности: частично - поисковому, методу проблемного изложения. Коллективная и групповая формы организации деятельности на уроках позволяют обеспечить ситуацию успеха для каждого обучающегося, учат взаимодействию в группе на основе сотрудничества и сотворчества.
Литература:
  1. С.Г. Шевченко. Коррекционно - развивающее обучение. Москва. ГИЦ «Владос». 1999.
  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников по русскому языку, чтению, математике. - Изд. 3-е, переработанное и дополненное - М.: Издательство «Ось - 89», 2001. - 96 с.
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., переработанное и дополненное - М.: Издательство «Ось - 89», 2001. - 272 с. (Практическая психология)


  1. Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента

Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов. Приоритетной задачей программы является формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению. В процессе изучения курса систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему городу, к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Содержание НРК реализуется в течение всего урока или на одном из его этапов.


Содержание образования НРК

урока

Содержание образования НРК

урока

1.

Моя малая родина

1


2. Лиственные деревья Челябинской области

11


Животные Челябинской области

15,16

29, 30

3. Хвойные деревья на Южном Урале

12


Зимующие птицы Челябинской области

27,39

4. Насекомые Челябинской области

13


«Красная книга» Челябинской области

50,64

4. Рыбы водоёмов Челябинской области

14, 26

Опасность вокруг меня

19

5. Традиции моей семьи

22


Литература: 1. Н.А.Евстифеева «Кое-что о птицах Южного Урала» (информационное пособие). 2. Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала» (1-4 кл). 3. Краткий географический справочник «Челябинская область».: Челябинск, 1995. 4. А.А.Плешаков «Природа» (учебное пособие) - Изд. «Вентана Граф», 1996. 5. Л.А.Тырычева «Окружающий мир в ребусах, кроссвордах и загадках». - ГУП.: «Челябинский дом печати», 2001. 6. Природоведение с основами экологии. 1-2 класс. Тетрадь для работ по природоведению. Мохнатова Е.Р. Челябинский дом печати, 1997. 7. А.А.Плешаков «Зеленые страницы». Просвещение, 1995. 8. В.Танасийчук «Удивительная прогулка» /экология в картинках/ Москва, 1991. Серия «Моя первая книга о природе»: Птицы. Бабочки. Рыбы. Цветы. Деревья. Кошки и котята. Собаки и щенки. Мои любимцы. Дикие животные. Чудо на ладони. ACT ПРЕСС 1996 . 9. Е.П.Фефилова и др. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 1 класс (ориентированы на работу с учебным комплектом А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»).- М.: ВАКО, 2011.
  1. Сводная таблица прохождения программного материала

четверти

По плану


По факту

Примечание

1 четверть

18




2 четверть

14




3 четверть

18




4 четверть

16





1



© 2010-2022