- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по литературному чтению
Открытый урок по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудак И.А. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Урок по литературному чтению во 2 - в классе по программе «Школа 2100»
по теме «Два мира в произведении А.Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино»
Цели урока:
Обучающие:
- определение характеров героев через исследование их поступков и действий;
- Выявление положительных и отрицательных героев произведения, выяснение основных отличий;
- Совершенствование умений анализировать литературное произведение
Развивающие:
- развитие умения вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
- развитие логического мышления на основе сравнительного анализа;
- развитие навыка выразительного чтения
Воспитательные:
- воспитание чувства товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Использова-ние источников и средств обучения
1.Орг. момент
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Назад дружно повернитесь
И гостям нашим улыбнитесь.
А теперь садитесь.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес
2. Актуализа-ция знаний
Ребята, ответьте на вопрос: -Кто к нам пришёл в гости?
Почему именно её я пригласила?
Черепахе Тартиле белее 300лет..Она очень мудрая. Пришла с подарками и интересными заданиями.
Пословицы (от Черепахи Тартилы)
Соедините начало и конец пословиц по смыслу.
Добро помни… … а на зло настоим.
За добро постоим… … кто добра не творит
никому.
Плохо тому…. …а зло забывай.
_-Объясните эти пословицы. Как вы их понимаете?
- О чём эти пословицы?
Слушают песню Тартилы из к-ф «Приключения Буратино» и узнают героиню.
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения
Познавательные УУД:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Запись песни Черепахи Тартилы из Фильма «Приключения Буратино»
На доске пословицы на листочках (начало и конец разные)
3. Тема урока
- Сформулируйте тему урока.
-Добро и зло это два противоположных мира, которые существуют в сказках (и в современном мире).
- Добро и зло в произведении А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
- Два мира в произведении А.Толстого « Золотой ключик или приключения Буратино»
Коммуникативные УУД:
- договариваться, приходить к общему мнению
Тема на доске
4. Цели урока
- Какие цели вы перед собой ставите?
- Кто перед собой поставил такую же цель?
схема
- Какие ещё цели вы перед собой ставите?
схема
- Кто перед собой поставил такую же цель?
- Какие ещё цели вы перед собой ставите?
таблица
- Кто перед собой поставил такую же цель?
-узнать нужную информацию из словаря.
-Учиться читать выразительно, работать с текстом.
-Сравнить два мира в произведении А. Толстого.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности
Схемы на карточках на доске
5. Планируемые результаты
- Чему вы хотите научиться на этом уроке?
-Научимся находить в словаре нужную информацию.
- Научимсячитать грамотно и выразительно.
- Сравнивать.
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
6. Средства
достижения
- Как вы думаете, откуда вы сможете получить эту информацию?
- Из учебника, из словарей, от одноклассников, из общения с Вами
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации
7. Оценочная деятельность
_Ребята, у вас уже есть объём знаний по нашей теме?
-У вас на столах ключики с двигающимися зубчиками.
-Передвиньте зубчик ключа на тот уровень, который соответствует объёму ваших знаний по теме урока.
Личностные УУД:
- способность к самооценке
Ключики с двигающимищя зубчиками
9. Раскрытие
темы урока
-Вспомните, какую цель ставили перед собой.
-Что мы можем узнать в толковом словаре?
-Толкование каких слов вас интересуют?
Сегодня в роли Учителя будут…(два ученика)
Заполняю таблицу
Мы достигли поставленной цели?
Задание от Черепахи Тартилы:
Ч.Т. хочет познакомить вас с новым понятием.
Этимология- 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов.2. Происхождение того или иного слова или выражения.
Существуют словари, которые называются как? Ваши предположения.
Этимологический словарь.
-Зачем же нас Ч.Т. познакомила с этим словом?
-Я поработала с этимологическим словарём сама. Прошу стать Учителем вместо меня и прочитать.
Физминутка
«Молчанка».
По классу размещены ключики. Вам надо:
1 вар. Найти ключи с 2-мя зубцами и посчитать их.
2 вар. Найти ключи с 3-мя зубцами и посчитать их.
Проверка - светофором - красный - 4 ключа, зелёный - 3 ключа
-Какую следующую цель мы ставили перед собой?
Загадка про Буратино
Далеко, на теплом море
Появился вдруг мальчишка -
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.
В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И ещё мальчишка встретил
Добрых, преданных друзей…Кто это?
-Давайте определим с помощью учебника, какими чертами характера обладал наш герой.
Откройте учебник на стр. 144.
Начинаем читать сначала главу «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но всё кончается благополучно»
Работа в парах.
-Черепаха Тартилахочет проверить , какие вы внимательные читатели.
У каждого ученика на парте лежат листы с отрывком из произведения. Надо найти ошибки в тексте (речевые, по сюжету сказки)
и исправить
«Вдруг сыщики подняли свои кошачьиморды и услышалинаверху обрыва красныйколпачок Буратино. Сильными прыжками доги начали взбираться по пологому косогору. Но прежде чем они доскакали до верха, Буратино - а ему уже никуда не скрыться, не убежать поднялруки над головой и - синичкой - с самого круто места кинулся вниз, в чистый пруд, затянутый синей ряской.»
Проверка - светофор - красный - 9 слов, зелёный - 8 слов.
Достигли поставленной цели?
Физминутка
Под песню «Буратино» выполняют танцевальные движения, характерные для деревянного мальчика
-Какую следующую цель ставили перед собой?
- Посмотрите на таблицу. Черты характера кого мы будем рассматривать?
Предлагаю вспомнить остальных героев.
Задание от Ч.Т.:
Закончите четверостишья (будьте внимательны)
-Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали….(Буратино - Дуремар)
- Бедных кукол бъёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это доктор…(Айболит - Карабас)
- С голубыми волосами
И огромными глазами.
Эта куколка - актриса.
А зовут её …(Алиса - Мальвина)
По описанию узнайте героев:
- Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами….(Пьеро)
- На головах у них были одеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, повыше ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет…( Кот Базилио, Лиса Алиса)
Задание на развитие зрительной памяти от Ч.Т.
Посмотрите у кого на парте, под партой, в парте есть предметы, которые принадлежат героям нашего произведения.
Разместите их на доске. Кому принадлежат эти предметы?(сачок, костыль, азбука, плётка, голубой бант, колпак)
-Ночь (дети закрывают глаза)…..(учитель меняет местами некоторые предметы)
-День (дети открывают глаза). Что изменилось? Восстановите порядок.
Можем сейчас сравнить?
Что мы ещё должны сделать?
Самостоятельная работа
Ч.Т. предлагает вам разно-уровневые задания.
Уровень сложности выбираете сами.
Каждому ученику выдаются листы с разно-уровневыми заданиями.
1 уровень.
Выполни задание в рабочей тетради. III.2 с. 18
2 уровень.
Перечисли черты характера Карабаса-Барабаса и Дуремара.
3 уровень.
Отгадай черты характера и определи, к каким героям они относятся.
ы а н й ж д, б ы д й р о
а в з и ы л б в т й о в ы в и з й а т и с л
-Каким героям подходят положительные черты характера? Каким - отрицательные?
Ученики размещают картинки с изображениями героев в нужные графы в таблице.
Сравните миры.
-Лексическое значение слов.
- Добро и зло.
Добро - 1. Всё положительное, хорошее, полезное.2. Имущество , вещи. Слово многозначное (омоним) Подходит первое значение этого слова. Зло -1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру. 2. Беда, несчастье, неприятность. Нам подходит первое значение этого слова.
Этимологический словарь.
-Чтобы узнать происхождение слов Добро и Зло.
Дети читают выразительно.
сострадательный, переживающий, понимающий, отзывчивый, решительный
-Сравнить.
Героев произведения.
-Нет.
-Определить черты характера героев.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации, работа со словарём
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения поставленных задач;
- обобщать, выводить общность для целого ряда объектов
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- развитие внимания
Познавательные УУД:
- высказывание предположений,
- выявление особенностей характера героя
Регулятивные УУД:
- удержание цели деятельности до получения её результата
Коммуникативные УУД:
- восприятие текста с учетом поставленной задачи, нахождение в тексте информации, необходимой для решения учебной задачи
- умение давать характеристику качествам характера героя
Регулятивные УУД:
- нахождение ошибок и установление их причин
Личностные УУД:
- умение считаться с мнением одноклассников
- проявление терпения и доброжелательности в споре, доверия к одноклассникам
- оценивание учебной деятельности в паре
Познавательные УУД:
- высказывание предположений,
- выявление особенностей характера героя
Регулятивные УУД:
- удерживать цель деятельности до получения её результата
- планировать решение учебной задачи
-вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и намечать способы их устранения
- анализировать свою работу
Таблица на доске заполняется
(по мере раскрытия критериев заполнения)
Схемы на доске дополняются
Документ.камера
Дополняется в таблицу
10. Итог
11. Оценочная деятельность
-Что узнали о мире добра в данном произведении?
- Что узнали о мире зла?
- Что бы посоветовали героям мира зла?
(выход на пословицу)
_-Какие цели ставили перед собой в начале урока?
-Смогли ли вы достичь поставленных целей?
Ключики.
- Изменился ли ваш объём знаний? Покажите на сколько увеличился.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию
Личностные УУД:
- оценивание собственной деятельности, свои достижения, причины неудач
Регулятивные УУД:
- умение анализировать собственную работу
- соотношение плана и совершенных операций
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию
12. Рефлексия
Сегодня у нас в гостях была Ч.Т.вспомните, я говорила, что она пришла с интересными заданиями и……(подарками). Загляните в дневники и найдите подарки.
-Если вы со всеми заданиями справились самостоятельно, то поднимите ключики над головой.
- Если вы с заданиями справились с помощью учителя, напарника, то вытяните руку перед собой с ключикои.
- Если не смогли справиться с заданиями, но хотите попробовать выполнить их ещё раз, покажите мне ключики обратной стороной.
Прочтите пожелания от Ч.Т.
-Что вам хочется ей сказать?
В конце звучит песня «Бу - ра - ти- но»
-Спасибо!