Открытый урок по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению во 2 - в классе по программе «Школа 2100»

по теме «Два мира в произведении А.Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино»

Цели урока:

Обучающие:

- определение характеров героев через исследование их поступков и действий;

- Выявление положительных и отрицательных героев произведения, выяснение основных отличий;

- Совершенствование умений анализировать литературное произведение

Развивающие:

- развитие умения вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;

- развитие логического мышления на основе сравнительного анализа;

- развитие навыка выразительного чтения

Воспитательные:

- воспитание чувства товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Использова-ние источников и средств обучения

1.Орг. момент

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Назад дружно повернитесь

И гостям нашим улыбнитесь.

А теперь садитесь.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес

2. Актуализа-ция знаний

Ребята, ответьте на вопрос: -Кто к нам пришёл в гости?

Почему именно её я пригласила?

Черепахе Тартиле белее 300лет..Она очень мудрая. Пришла с подарками и интересными заданиями.

Пословицы (от Черепахи Тартилы)

Соедините начало и конец пословиц по смыслу.

Добро помни… … а на зло настоим.

За добро постоим… … кто добра не творит

никому.

Плохо тому…. …а зло забывай.

_-Объясните эти пословицы. Как вы их понимаете?

- О чём эти пословицы?

Слушают песню Тартилы из к-ф «Приключения Буратино» и узнают героиню.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения

Познавательные УУД:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Запись песни Черепахи Тартилы из Фильма «Приключения Буратино»

На доске пословицы на листочках (начало и конец разные)

3. Тема урока

- Сформулируйте тему урока.

-Добро и зло это два противоположных мира, которые существуют в сказках (и в современном мире).

- Добро и зло в произведении А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

- Два мира в произведении А.Толстого « Золотой ключик или приключения Буратино»

Коммуникативные УУД:

- договариваться, приходить к общему мнению

Тема на доске

4. Цели урока

- Какие цели вы перед собой ставите?

- Кто перед собой поставил такую же цель?

схема

- Какие ещё цели вы перед собой ставите?

схема

- Кто перед собой поставил такую же цель?

- Какие ещё цели вы перед собой ставите?

таблица

- Кто перед собой поставил такую же цель?

-узнать нужную информацию из словаря.

-Учиться читать выразительно, работать с текстом.

-Сравнить два мира в произведении А. Толстого.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности

Схемы на карточках на доске

5. Планируемые результаты

- Чему вы хотите научиться на этом уроке?

-Научимся находить в словаре нужную информацию.

- Научимсячитать грамотно и выразительно.

- Сравнивать.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

6. Средства

достижения

- Как вы думаете, откуда вы сможете получить эту информацию?

- Из учебника, из словарей, от одноклассников, из общения с Вами

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации

7. Оценочная деятельность

_Ребята, у вас уже есть объём знаний по нашей теме?

-У вас на столах ключики с двигающимися зубчиками.

-Передвиньте зубчик ключа на тот уровень, который соответствует объёму ваших знаний по теме урока.

Личностные УУД:

- способность к самооценке

Ключики с двигающимищя зубчиками

9. Раскрытие

темы урока












































-Вспомните, какую цель ставили перед собой.

-Что мы можем узнать в толковом словаре?

-Толкование каких слов вас интересуют?

Сегодня в роли Учителя будут…(два ученика)



Заполняю таблицу

Мы достигли поставленной цели?

Задание от Черепахи Тартилы:

Ч.Т. хочет познакомить вас с новым понятием.

Этимология- 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов.2. Происхождение того или иного слова или выражения.

Существуют словари, которые называются как? Ваши предположения.

Этимологический словарь.

-Зачем же нас Ч.Т. познакомила с этим словом?

-Я поработала с этимологическим словарём сама. Прошу стать Учителем вместо меня и прочитать.

Физминутка

«Молчанка».

По классу размещены ключики. Вам надо:

1 вар. Найти ключи с 2-мя зубцами и посчитать их.

2 вар. Найти ключи с 3-мя зубцами и посчитать их.

Проверка - светофором - красный - 4 ключа, зелёный - 3 ключа

-Какую следующую цель мы ставили перед собой?

Загадка про Буратино

Далеко, на теплом море

Появился вдруг мальчишка -

Деревянный, с длинным носом,

Про него создали книжку.

В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал.

Черепахою Тортилой

Был подарен ключик сей,

И ещё мальчишка встретил

Добрых, преданных друзей…Кто это?

-Давайте определим с помощью учебника, какими чертами характера обладал наш герой.

Откройте учебник на стр. 144.

Начинаем читать сначала главу «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но всё кончается благополучно»



Работа в парах.

-Черепаха Тартилахочет проверить , какие вы внимательные читатели.

У каждого ученика на парте лежат листы с отрывком из произведения. Надо найти ошибки в тексте (речевые, по сюжету сказки)

и исправить

«Вдруг сыщики подняли свои кошачьиморды и услышалинаверху обрыва красныйколпачок Буратино. Сильными прыжками доги начали взбираться по пологому косогору. Но прежде чем они доскакали до верха, Буратино - а ему уже никуда не скрыться, не убежать поднялруки над головой и - синичкой - с самого круто места кинулся вниз, в чистый пруд, затянутый синей ряской.»

Проверка - светофор - красный - 9 слов, зелёный - 8 слов.

Достигли поставленной цели?

Физминутка

Под песню «Буратино» выполняют танцевальные движения, характерные для деревянного мальчика

-Какую следующую цель ставили перед собой?

- Посмотрите на таблицу. Черты характера кого мы будем рассматривать?

Предлагаю вспомнить остальных героев.

Задание от Ч.Т.:

Закончите четверостишья (будьте внимательны)

-Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали….(Буратино - Дуремар)

- Бедных кукол бъёт и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор…(Айболит - Карабас)

- С голубыми волосами

И огромными глазами.

Эта куколка - актриса.

А зовут её …(Алиса - Мальвина)

По описанию узнайте героев:

- Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами….(Пьеро)

- На головах у них были одеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, повыше ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет…( Кот Базилио, Лиса Алиса)

Задание на развитие зрительной памяти от Ч.Т.

Посмотрите у кого на парте, под партой, в парте есть предметы, которые принадлежат героям нашего произведения.

Разместите их на доске. Кому принадлежат эти предметы?(сачок, костыль, азбука, плётка, голубой бант, колпак)

-Ночь (дети закрывают глаза)…..(учитель меняет местами некоторые предметы)

-День (дети открывают глаза). Что изменилось? Восстановите порядок.

Можем сейчас сравнить?

Что мы ещё должны сделать?

Самостоятельная работа

Ч.Т. предлагает вам разно-уровневые задания.

Уровень сложности выбираете сами.

Каждому ученику выдаются листы с разно-уровневыми заданиями.

1 уровень.

Выполни задание в рабочей тетради. III.2 с. 18

2 уровень.

Перечисли черты характера Карабаса-Барабаса и Дуремара.

3 уровень.

Отгадай черты характера и определи, к каким героям они относятся.

ы а н й ж д, б ы д й р о

а в з и ы л б в т й о в ы в и з й а т и с л

-Каким героям подходят положительные черты характера? Каким - отрицательные?

Ученики размещают картинки с изображениями героев в нужные графы в таблице.

Сравните миры.

-Лексическое значение слов.

- Добро и зло.

Добро - 1. Всё положительное, хорошее, полезное.2. Имущество , вещи. Слово многозначное (омоним) Подходит первое значение этого слова. Зло -1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру. 2. Беда, несчастье, неприятность. Нам подходит первое значение этого слова.



Этимологический словарь.

-Чтобы узнать происхождение слов Добро и Зло.







Дети читают выразительно.

сострадательный, переживающий, понимающий, отзывчивый, решительный









-Сравнить.

Героев произведения.











-Нет.

-Определить черты характера героев.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск нужной информации, работа со словарём



Познавательные УУД:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения поставленных задач;

- обобщать, выводить общность для целого ряда объектов



Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

- развитие внимания

Познавательные УУД:

- высказывание предположений,

- выявление особенностей характера героя

Регулятивные УУД:

- удержание цели деятельности до получения её результата

Коммуникативные УУД:

- восприятие текста с учетом поставленной задачи, нахождение в тексте информации, необходимой для решения учебной задачи

- умение давать характеристику качествам характера героя

Регулятивные УУД:

- нахождение ошибок и установление их причин

Личностные УУД:

- умение считаться с мнением одноклассников

- проявление терпения и доброжелательности в споре, доверия к одноклассникам

- оценивание учебной деятельности в паре



Познавательные УУД:

- высказывание предположений,

- выявление особенностей характера героя











Регулятивные УУД:

- удерживать цель деятельности до получения её результата

- планировать решение учебной задачи

-вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и намечать способы их устранения

- анализировать свою работу





Таблица на доске заполняется

(по мере раскрытия критериев заполнения)





Схемы на доске дополняются

Документ.камера







Дополняется в таблицу

10. Итог



11. Оценочная деятельность

-Что узнали о мире добра в данном произведении?

- Что узнали о мире зла?

- Что бы посоветовали героям мира зла?

(выход на пословицу)

_-Какие цели ставили перед собой в начале урока?

-Смогли ли вы достичь поставленных целей?

Ключики.

- Изменился ли ваш объём знаний? Покажите на сколько увеличился.





Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию

Личностные УУД:

- оценивание собственной деятельности, свои достижения, причины неудач

Регулятивные УУД:

- умение анализировать собственную работу

- соотношение плана и совершенных операций



Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию

12. Рефлексия

Сегодня у нас в гостях была Ч.Т.вспомните, я говорила, что она пришла с интересными заданиями и……(подарками). Загляните в дневники и найдите подарки.

-Если вы со всеми заданиями справились самостоятельно, то поднимите ключики над головой.

- Если вы с заданиями справились с помощью учителя, напарника, то вытяните руку перед собой с ключикои.

- Если не смогли справиться с заданиями, но хотите попробовать выполнить их ещё раз, покажите мне ключики обратной стороной.

Прочтите пожелания от Ч.Т.

-Что вам хочется ей сказать?

В конце звучит песня «Бу - ра - ти- но»



-Спасибо!


© 2010-2022