Открытый урок литературного чтения по темеСлова и слоги. Ударение в слове

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Юнг Зоя Николаевна

учитель начальных классов

Сургутский естественно-научный лицей


Тема: Слова и слоги. Ударение в слове.
Педагогическая цель Способствовать формированию представления о слоге как произносительной части слова, умения произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания. Тип урока Открытие нового знания. Планируемые результаты
Предметные: овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; составляют устный рассказ по картинке; озвучивают слова по моделям; выделяют в слове слоги. Личностные: эмоционально «переживают» сказку, выражают свои эмоции. Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: общеучебные - используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; логические - осуществляют анализ звуковых схем. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Основное содержание темы, понятия и термины Слог. Выделение слогов в слове: как произносят (выкрикивают) слова люди, находящиеся далеко друг от друга. Условное обозначение слога. Образовательные ресурсы Азбука 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой (CD)
Ход урока

  1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверим готовность к уроку. Цель: мотивировать к учебной деятельности. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики.
Психологический настрой. - Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да) - Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу! II. Постановка учебной задачи. Ребята, встречи на уроках с героями сказок, стихотворений помогают нам узнать много нового.
  1. Отгадайте загадку и вы узнаете кто сегодня будет нашим помощником.
Сидит в корзине девочка У мишки за спиной, Он сам, того не ведая, Несёт её домой. Ну, отгадали загадку? Тогда скорей ответь! Название этой сказки. (Маша и медведь) - Молодцы! Это Машенька. Машенька приглашает нас на свою новую учебную страницу. (с. 54) 2.) Работа с иллюстрацией к сказке «Маша и медведь» - Рассмотрите картинку. - Проверим это, прочитав начало сказки. (хором) - Давайте прочитаем название новой учебной страницы. (Слова и слоги) - Какое слово вам не знакомо? (Слоги) - Вы уже знаете, что наша речь состоит из слов, а сегодня узнаете из каких частей состоит слово. - Значит, тема нашего урока - это название нашей новой учебной страницы. Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели. - Каких целей мы должны достичь на уроке? Ответы детей.
Я научусь… Я сумею… Я узнаю…

II. Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Выделение слогов в словах с опорой на схемы. - Помогите заблудившейся Машеньке позвать на помощь дедушку, бабушку, братишку. -Как нужно произносить эти слова, чтобы их было легче расслышать на большом расстоянии? (громко, протяжно, по частям) - Как это показано на звуковых схемах слов? (они тоже разделены на части) - Посчитайте, на сколько частей разделена звуковая схема слова «бабушка» ? (на 3части) - А какая это по счёту схема? (вторая, так как первый звук согласный твёрдый) - Движением пальчика ведём по звуковой схеме. Позовём бабушку вместе с Машенькой. (Ба-бу-шка) Аналогичная работа проводится со словами: де-ду-шка, бра-ти-шка -Молодцы! Наверное, теперь родные найдут заблудившуюся Машеньку. 2.) Введение понятия «слог» - Ребята, выделенные при произношении части слова называются слогами. Слово слагается (складывается) из слогов. 3.) Упражнения в делении слов на слоги. - Припомните случаи, когда родители звали вас домой с улицы. Они тоже произносили ваши имена по слогам. Попробуйте показать как. (По цепочке 3 ряд выполняет задание) 4.) Определение количества слогов в словах. -Чтобы быстрее определить, сколько же слогов в вашем имени нам поможет такой приём. Ладонь руки подставить под свой подбородок и произнести своё имя. Сколько раз коснулся подбородок ладони, столько слогов в слове. - Определите количество слогов в своём имени. Работа в паре. -А теперь проверьте друг друга: научились ли вы делить свои имена по слогам и подсчитывать количество слогов? 5.) Игровая ситуация. - Знаете ли вы, что друг нашей Машеньки Петрушка учился говорить по слогам. Представьте себя на месте Петрушки. Я буду говорить слова, а вы повторять их хором, как Петрушка по слогам. Рука, книга, рубашка, пенал, карандаш. Игровая ситуация. - Сейчас узнаем, куда же пришли наши сказочные герои? (В магазин, где продают обувь ) Поможем им купить обувь. А для этого мы должны её купить в таком порядке: в названии которой встречается 2 слога, 3 слога. 2слога: кеды, тапки, туфли, 3слога: галоши, валенки, ролики, ботинки, кроссовки. 6.) Работа с моделями слов. - Эти модели слов приготовил к уроку Петрушка. Что в них необычно? (под звуковыми схемами поставлены дуги и сверху косая чёрточка) Схемы на доске - роза, пила, барабан, шар. Условимся дугами обозначать слоги, чтобы не разделять на части звуковые схемы и не ломать их. - Сколько слогов обозначено в слове РОЗА? (2слога) - Докажите это произношением, используя приём с подбородком. - Сколько звуков объединяется дугой в первом слоге и какие это звуки? (два звука: согласный и гласный) - Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук (р-о) - Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге? По заданному образцу проводится работа над каждым слогом в словах пила, барабан, шар. 7.) Раскрытие слогообразующей роли гласного звука. - Ребята, сравните количество гласных звуков в словах и количество слогов. Что вы обнаружили? (это количество совпадает) -Какой же секрет гласных вы открыли? Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Это должен помнить каждый из учеников. (хором) 8.) Введение понятий «ударение», «ударный слог». - Ребята, послушайте внимательно, как я буду произносить эти слова. С одинаковой ли силой голоса я произношу слоги в словах? (нет) - О слоге, который произносится с большей силой т.е. громче, протяжнее, остальных слогов, говорится, что он произносится с ударением, является ударным. - Для обозначения места ударения в слове существует определённый знак, который так и называется: знак ударения. -Найдите его на схемах слов. Это косая чёрточка. - Обратите внимание, над каким звуком - гласным или согласным- ставится знак ударения (над гласным звуком) - Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным звуком. - Произнесите хором каждое слово с ударением 9.) Работа по формированию произносительной культуры. - В магазине обуви мы покупали туфли. Слово «туфли» обозначает две туфли (с ударение на- у). -А как назвать одну из них? (туфля) (тоже с ударением на -у) -Почему важно соблюдать правильное ударение в слове? Правильное ударение в слове - показатель культуры речи человека. 10.) Упражнения в выделении ударного слога. Работа с диском II.Обобщение полученных сведений. Рефлексия. - Представьте, что я корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы:
  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Что особенно понравилось? Почему?
  3. Что вызвало затруднения?
  4. Чьим успехам смогли порадоваться?
  5. За что можете себя похвалить?
- Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что помогало вам в работе? - А теперь вернемся к целям, которые мы поставили вначале урока. Оцените себя по нашему светофору. Поблагодарите себя за хорошие ответы. -Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области чтения, чтобы на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка).
Я рада за вас

- Спасибо за урок! Дома прочитать вместе с родителями сказку «Маша и медведь» С. Михалков сказал: Чтоб умным человеком стать- Учись писать, учись читать И помни: каждый ученик Не может жить без добрых книг Чтение книг - это увлекательное занятие.
© 2010-2022