- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока «Ритмика и танец»
Разработка урока «Ритмика и танец»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Порожнякова В.В. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект урока.
По предмету ритмика и танец в начальной школе.
Тема: Игра как педагогическая основа образовательного процесса. Роль игры в развитии творческих способностей детей.
Цель урока: Выяснить, действительно ли игра способствует лучшему усвоению знаний и умений в танцевальном искусстве. Задачи: Образовательная - в игровой форме повторить пройденный танцевальный материал в соответствии со склонностями и способностями ученика. Развивающая - привить детям любовь к танцу. Через игру-путешествие способствовать развитию танцевальных способностей (музыкально- двигательных, художественно-творческих), способствовать развитию чувства ритма, эмоциональной отзывчивости на музыку. Вместе со сказочными героями ориентируемся в пространстве. Воспитательная - развить чувство товарищества и уважения. Воспитание культуры общения.
Методы: Словесные:
Объяснение учителя Рассуждения детей Наглядные: Декорации
Прослушивание музыкального материала Театральное выступление сказочных героев Практический: Проведение урока ритмики и танца Материалы и оборудование:
Ширма с декорациями Красный платок Аудио-кассеты, CD диск Магнитофон
СЦЕНАРИЙ. «Калейдоскоп сказок» (Ведущая заходит в класс) Ведущая: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Сегодня мы путешествуем в страну сказок. А вы любите сказки? Дети: Да! Ведущая: Сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Вот вам загадка.
У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный, Но любил папаша сына, Шалунишку ... Дети: БУ-РА-ТИ-НО! (Звучит музыка из к.ф. «Приключения Буратино», появляется Буратино, пританцовывая, он напевает песенку. После слов: «...Скажите как меня зовут..» Дети хором отвечают.) Дети: Буратино!
Буратино: Здравствуйте ребятишки, девчонки мальчишки! Дети: Здравствуй Буратино. Буратино вздыхает Ведущая: Буратино, почему ты вздыхаешь? Что случилось? Буратино: Я потерял свою подружку - Мальвину. Она хотела учить меня уму разуму, а я сбежал. И теперь я понял свою ошибку, хочу учиться. Но где найти Мальвину? Ведущая: Мы тебе поможем.
Ребята, отправимся вместе с Буратино искать девочку Мальвину? Дети: Да. Ведущая: А что мы возьмем с собой? Дети: Удачу, хорошее настроение, смелость, выносливость, смекалку, настоящих друзей. Буратино: Вперед! На поиски друга! (Дети вместе с Буратино идут в зал хореографии.) Звучит музыка и дети маршем заходят в зал, строятся.
Ведущая: Мы с вами попали в страну сказок. Ребята, давайте как полагается поздороваемся со сказкой, поприветствуем гостей. Дети исполняют поклон. Буратино здоровается с гостями
Буратино: На чем же мы поедем в путешествие?
Ведущая: Ребята, давайте построим паровозик и отправимся на поиски Мальвины.
(Дети и Буратино выстраиваются друг за другом изображая паровозик.) Буратино: Ту-Ту! Поехали!
(Дети мелким дробным шагом передвигаются по кругу. Пройдя один круг останавливаются. Перед ними большая книга. Все в удивлении.)
Ведущая: Посмотрите что это? Дети читают: «Книга сказок»
Ведущая: Ой-ой кто это там?
( Звучит ритмичная музыка и в зале появляется мышка в спортивных штанишках с гантельками. Исполняет танец.)
Мышка: Физкульт- привет ребята и уважаемые взрослые! Привет Буратино!
Дети: Привет Мышка!
Мышка: Из какой я сказки?
Дети перечисляют сказки, где встречается мышка.
Мышка: Правильно! Я пришла к Вам из сказки РЕПКА. Я помогла вытащить репку. А знаете, почему я такая сильная?
Буратино: Потому что много каши ела!
Мышка: Потому, что я регулярно делаю зарядку.
Ведущая: Ребята, давайте вместе с мышкой тоже сделаем зарядку- разминку.
Дети исполняют танцевальную разминку. Сказочные герои активно участвуют в ней.
Мышка: Ребята. А куда вы путь держите? Дети и Буратино: Мы ищем Мальвину.
Мышка: Да, к домику Мальвины путь не близкий. А доберетесь вы до него на этом паровозике сделав еще один круг. А мне пора в сказку, а то без меня дед с бабкой не вытащат репку.
(Звучит ритмичная музыка и мышка убегает.) Буратино: Ребята скорее в путь, паровозик ждет нас.
(Дети строятся друг за другом изображая паровозик и под музыку двигаются по кругу. Дети останавливаются около книги, звучит волшебная музыка.) Ведущая: Смотрите кажется книга нам хочет что-то рассказать. (Звучит музыка из мультфильма «Приключения красной шапочки» и в зал пританцовывая выходит Красная шапочка.)
Красная шапочка: Я необычная девочка. Угадайте, как меня зовут и из какой я сказки.
Дети: Красная шапочка. Сказка Красная шапочка.
Красная шапочка: Правильно. Я иду к бабушке и несу ей в корзинке пирожки. Но мне так хочется поиграть с вами поэтому немного я немного задержусь. У меня есть вот такой красивый красный платочек. Ведущая: Ребята, давайте поиграем. Игра «Платочек». Мы сделаем круг и будем передавать платочек по кругу, при этом кланяясь друг другу, под музыку. Как только музыка остановится, человек, у которого остается в руках платок выходит в круг и исполняет танец. (Игра повторяется три-четыре раза.) Красная шапочка: А куда вы идете.
Буратино: Мы ищем девочку с голубыми волосами.
Красная шапочка: Вы хотите найти Мальвину? Но для этого нужно хорошо знать героев сказок и сказки. Ведущая: А мы знаем, правда ребята. Давайте покажем, какие сказки мы знаем. А ты Красная шапочка будь внимательна посмотрев наши подсказки, угадай что это за сказки. (Дети строятся по линиям и показывают танцевальные комбинации на музыку из любимых мультфильмов: «Чебурашка и Крокодил Гена, Антошка, Львенок и черепаха.)
Красная шапочка угадывает героев сказок.
Буратино: Ребята я думаю нам осталось совсем немного. Вот за тем лесочком ее домик.
Красная шапочка: По лесу ваш паровозик не проедет. Я покажу вам тропинку, по ней мы пройдем змейкой.
Ведущая: Ребята давайте возьмемся за руки с нашими героями, пройдем змейкой по волшебному лесу.
( Дети, взявшись за руки, хороводным шагом идут змейкой. В это время, на полянке появляется домик Мальвины.)
Буратино: Я, кажется, узнаю этот домик. Здесь живет Мальвина.
Ведущая: Ребята давайте проверим, кто же здесь живет. Исполняется игра
«Кто в домике живет». Каждый возьмет по колокольчику и подбежит к
домику. Колокольчики будут звенеть только тогда, когда зазвучит музыка.
Как только музыка прекращается мы прячемся под елкой.
(Дети берут колокольчики играют вместе с героями сказок. Игра
продолжается два-три раза. Когда дети прячутся из домика выглядывает
Мальвина.)
Мальвина: Что за шум, может это звонок на урок. Дети: Нет
Буратино: Здравствуй Мальвина! Мальвина: Здравствуйте!
Буратино: Познакомься это мои новые друзья. Они помогли мне найти тебя и не бросили в беде.
Ведущая: Вот что может сделать настоящая дружба. Дети исполняют танец на музыку «Настоящий друг».
Анализ урока.
Урок является интегрированным по следующим показателям:
-
В нем интегрированы учебный материал по хореографическому искусству.
-
Формирование основы знаний по литературе (знакомство с русскими сказками).
-
Развитие творческого воображения детей происходит в соответствии с уровнями повтор - вариации - импровизации.
-
Активный игровой характер позволяет проявить себя в театрализованном действии.
Общий эмоциональный характер согласуется с личностно- деятельным и индивидуальным подходом.
Подобная форма урока может быть рекомендована педагогу для обобщения и прохождения нового материала после определенного раздела программы. Основные задачи урока хореографии были решены. В игровой форме дети продемонстрировали пройденный материал, вместе со сказочными героями - радуясь и огорчаясь вместе с ними. Юные артисты учились понимать друг друга и уважать. Кроме того, такой урок снимает психическую и физическую утомляемость, что очень важно в первом классе. А главное дети получили заряд энергии, испытали эмоциональный всплеск. В театрализованном уроке приняли участие дети из старшей группы, что послужило хорошим примером для начинающих танцоров. Полученные на уроке знания и умения являются частью программы, над которой предстоит нам работать.
Заключение. Младший школьный возраст-начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода ребенок получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для своего дальнейшего развития. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. И от того, насколько успешно складывается его успеваемость, будет зависеть становление статуса и отразится на самооценке ребенка, его самоуважении и самовосприятии.
Но невозможно раскрыться маленькому человеку без игровых действий. Игра в жизни ребенка остается любимым занятием, которое способно отвлечь его от повседневного бытия, такого тягостного особенно в первом классе. Игра вводит детей в новый мир отношений людей и их поступков. Именно в игре ребенок учится ориентироваться на позиции людей, оценивая свои собственные поступки. Игра рождает заново ребенка творца. Два новообразования младшего школьного возраста, формирующихся в игре - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, начала творческого. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому, необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Для развития творческих способностей автором предложены следующие меры:
- введение в программу школьного воспитания специальных занятий по развитию творческих способностей
- На занятиях танцами, музыкой давать больше заданий на проявление творческого потенциала
- управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой, игрой с целью развития воображения, раскрепощения.
- использование специальных игр развивающих творческие способности: координацию, ориентацию в пространстве, умение слушать музыку и выражать её в танцевальных образах, укрепляется здоровье как физическое и психоэмоциональное, так и духовно-нравственное.
-
Работа с родителями (с целью привлечения к творческому процессу). Все эти меры действенны и продуктивны и включены в единую программу обучения хореографии в рамках дополнительного образования.
Список литературы.
- Агапова И.А. , М.А. Давыдова Фольклорные праздники в школе: Сценарии мероприятий - Волгоград: «Учитель», 2008.
- Аграшенков А.А. Психология на каждый день - М.: «ВЕЧЕ-ACT», 1997.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших
- Барышникова Т. Азбука хореографии - М.: «Рольф», 1999.
- Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М.:
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальна активность как проблема творчества. Ростов-н\Д, 1983.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца - СПб.: «Лань», 2000.
- Воспитание школьников Теоретический и научно-методический журнал/ред. Л.В. Кузнецова «Воспитание школьников», 2008. №9
- Выготский Л.С. Воображение и творчество - М.: «Просвещение», 1991.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. -
- Гринченко И.С. Игровая радуга. М.: - «ЦТЛ», 2004.
- Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М .,1986.
- Захаров Р. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта - М.: «Искусство», 1983.
- Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга/ Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова - Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2003.
-
Иванов А.В. Игры и праздники в образовательной среде школы Методическое пособие М.,: «ЦГЛ», 2005.
- Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. М., 1989.
-
Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) - М.: «Эксмо», 2007.
-
Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. Москва 1997.
- Культурно-досуговая деятельность: Учебник/ под ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова-М. МГУК, 1998.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие - М.: «РОУ», 1996.