Внеклассное мероприятие. Будь природе другомКонспект занятия

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Будь природе другом!

Введение.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должны быть знание законов живой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

Перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Младшего школьника нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, и поэтому оберегать экологические качества окружающей среды - значит, заботься о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

Необходимо развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках по ознакомлению с окружающим миром, но и на уроках русского языка, математике, чтения.

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, были подобраны задания экологического характера.

Подобранные задания воспитывают бережное отношение детей к природе, раскрывают эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей.

Цели:

  1. Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать;

  2. обсудить важнейшие правила поведения в лесу; познакомить детей с причинами лесного пожара;

  3. познакомить с правилами поведения при обнаружении огня в лесу; воспитывать бережное отношение к природе, к жизни и здоровью человека.

Оборудование: карточки с заданиями, альбомные листы, карандаши, таблички с названия: « Отдел по охране зверей», «Отдел по охране птиц», «Отдел по охране рыб», «Отдел по охране растений». Интерактивная доска, материал по окружающему миру Камчатки, природных ресурсов, рисунки учащихся, презентации, подготовленные учащимися.

Место занятия в серии других занятий:

Занятие по закреплению знаний об охране природы и противопожарной безопасности в Камчатском крае. Заключительное мероприятие после серии уроков и занятий по окружающему миру «Мы - жители Земли» с уклоном на знания о Камчатском крае:

  1. Вилючинск. Растения и животные;

  2. Водоёмы Вилючинска;

  3. Урок «Красная книга Камчатки»;

  4. Экологическая олимпиада между учащимися г. Вилючинска (п. Рыбачий)

  5. Внеклассное мероприятие «Будь природе другом!»

І. Орг. момент. Сегодня на уроке нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили при изучении раздела «Мы - жители Земли» и вы узнаете об основных причинах происхождения лесного пожара, правилах эвакуации. Вам предлагается самостоятельно составить « Перечень законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определённом запрещающем знаке, уметь защитить свой мини - проект «Как предотвратить опасность в лесу». (Жеребьёвка проводилась заранее по интересам учащихся).

Слайд 1. (музыка)

Ученик:

Ты еще не видел леса?

Никогда не видел леса?

Вот беда -

Не видел леса!

Приезжай к нам,

Посмотри.

Ты увидишь,

Лес наш - чудо,

Замечательное чудо,

Удивительное чудо

Небывалой красоты.

Слайд 2.(музыка)

Ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

«Полный» сказок и чудес,

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь,

Мы свои!

ІІ. Работа в группах (4 группы)

  1. -Сейчас мы определим, кто в каком отделе будет работать. От каждой группы ученик выбирает карточку с заданием. Они лежат в перевёрнутом виде на столе учителя.

Карточки с иллюстрациями зверей (Камчатки)

-Назовите зверей, которые изображены на карточках.

(горностай, норка, бурый медведь, росомаха, ондатра, белка, лисица - огнёвка, рысь)

-Что вы можете сказать об этих зверях?

(Это звери, обитающие на Камчатке)

-Ваш отдел будет называться:

«Отдел по охране зверей»

Карточки с иллюстрациями птиц (Камчатки)

-Назовите птиц, которые изображены на карточках.

(белоплечий орлан, куропатка, глухарь, тетерев)

-Что вы можете сказать об этих птицах?

(Это птицы, проживающие на Камчатке)

-Ваш отдел называется:

«Отдел по охране птиц»

Карточки с иллюстрациями рыб (Камчатки)

- Назовите рыб, которых знаете на этих иллюстрациях.

(кижуч, колюшка, голец, кета, нерка)

-Что вы можете сказать об этих рыбах?

(Это рыбы Камчатки)

-Ваш отдел будет называться:

«Отдел по охране рыб»

Карточки с иллюстрациями растений (Камчатки)

-Назовите растения, которые изображены на иллюстрациях.

(одуванчик, брусника, шиповник, берёза, ель, черемша)

-Что вы можете сказать об этих растениях?

(Это растения Камчатки)

-Ваш отдел называется:

«Отдел по охране растений»

2. -Вы получили задания на карточках.

-Прочитайте задания. Работайте дружно, умейте слушать и слышать друг друга, помогайте в выборе нужной информации.

-Каждой группе учитель раздаёт карточки с заданиями.

  • «Отдел по охране зверей»

Слайд 3 (заяц, медведь, лиса)

  1. Загадки о животных Камчатки.

Читают учащиеся.

Куце хвостик, длинно ушко,

На пеньке ты как игрушка.

Лапки ты свои поджал...

От лисички убежал? (заяц)

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.

Страшно я могу реветь,

Кто же я, скажи? (медведь)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

  1. Расскажите об одном из животных по плану:

Защита: презентация 1 - 4 слайда, подготовленная учащимися заранее.

  • Внешний вид.

  • Место обитания.

  • Убежище.

  • Чем питается.

  • Почему человек его истребляет.

Игра «Чьи следы?» Работа с интерактивной доской. Соедините карточки с изображением следов и карточки зверей.

Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.

  1. Составьте правила защиты зверей от людей и пожара. Нарисуйте знаки, запрещающие вредить животным.

( 5 минут)

(группа разделена пополам: одни рисуют знак, другие записывают правила)

Учитель записывает правила на доске.

III. Физ.минутка.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Маша и медведь» «Следы»

  • «Отдел по охране птиц»

Слайд 4 (белоплечий орлан, филин, глухарь)

  1. Загадки о птицах Камчатки.

Птица сверху налетает

Сильным клювом рыбу хватает (белоплечий орлан)

Живёт в лесу,

Ухает, как разбойник,

Когти, как кинжалы

Глаза, как фары (филин)

  1. Расскажите об одной из птиц по плану:

Защита: презентация 1 - 4 слайда, подготовленная учащимися заранее.

  • Внешний вид.

  • Место обитания.

  • Какие особенности есть у этой птицы.

  • Чем питается.

  • Почему истребляется человеком.

3. Подвижная игра «Совушка»

В уголке площадки - обруч. Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

На слова учителя «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

На слова учителя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

  1. Составьте правила защиты птиц от людей и пожара. Нарисуйте знаки, запрещающие вредить птицам (5 минут).

(группа разделена пополам: одни рисуют знак, другие записывают правила)

Учитель записывает правила на доске.

  • «Отдел по охране рыб»

Слайд 5 (лосось, камбала, кижуч)

  1. Загадки о рыбах Камчатки.

Нагулявшись в океане, насмотревшись на других

Обитателей морский

Возвращается домой

Нереститься, в край родной (нерка)

Вот так рыба - просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живет на самом дне.

Очень странные дела.

Это рыба (камбала)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю (кижуч)

  1. Расскажите об одной из рыб по плану:

Защита: презентация 1 - 4 слайда, подготовленная учащимися заранее.

  • Внешний вид.

  • Место обитания.

  • Какие особенности есть у этой рыбы.

  • Чем питается.

  • Как используется человеком.

  1. Составьте цепочку развития рыб (презентация)

(икринка, головастик, малёк, рыбка)

4.Составьте правила защиты рыб. Нарисуйте знаки, запрещающие безжалостный отлов рыбы.

(группа разделена пополам: одни рисуют знак, другие записывают правила)

Учитель записывает правила на доске.

  • «Отдел по охране растений»

Слайд 6 (берёза, ель, брусника, шиповник, черемша)

  1. Загадки о растениях Камчатки.

Летом цветёт, зимой греет,

Настанет весна - потечёт слеза (берёза)

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки (ель)

Много ягоды в лукошках,

Тут и клюква, и морошка.

Вот чернеет ежевика,

Рядом - красная (брусника)

На кусте цветочки - И горька и остра,

Как девичьи щёчки, Что же это - …(черемша)

А сами сучья -

Как пасть щучья (шиповник).

  1. Расскажите об одном из растений по плану:

Защита: презентация 1 - 4слайда, подготовленная учащимися заранее.

  • Внешний вид.

  • Где растёт.

  • Чем интересно растение.

  • Как человек его использует.

3.Составьте части растения (презентация: корень, стебель, цветок, листья)

4. Составьте правила защиты растений от людей и пожара. Нарисуйте знаки, запрещающие вредить растениям.

(группа разделена пополам: одни рисуют знак, другие записывают правила)

Учитель записывает правила на доске.

IV. Слайд 7.

Составление словосочетания по буквам.

- Какие опасности могу подстерегать нас в самом обычном лесу?

(Дикие животные, ядовитые растения, ядовитые грибы, пожары) Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор.

Из данных букв составьте и прочитайте, какая самая страшная опасность в лесу.

Слайд 8.

К Л У Е Ч С Г Н В О Ы Й Р П Д О Э Ж В А Т Р (лесной пожар) Действительно, самая страшная опасность в лесу - пожар. Пожароопасный сезон в лесу начинается весной, когда растает снег и длится порой до глубокой осени. Районы, в которых бушуют лесные пожары, объявляют зоной бедствия.

Ученик:

Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!

V/. Дискуссия об основных причинах загорания лесов.

- Кто в большинстве случаев является виновником возникновения лесного пожара? (Люди)

- Как вы думаете, по какой причине возникает значительное количество пожаров в лесу? (от брошенной горящей спички, не затушенной сигареты, не полностью погашенный костер).

- Как вы думаете, могут ли разбитые стекла быть причиной возгорания в лесу? (в солнечную погоду осколки стёкол фокусируют солнечные лучи, как зажигательные линзы.)

- В каком месте и как безопасно разводить костер в лесу? (Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться. Нельзя разводить костер под деревьями. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо. Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дёрн и разводить костер в образовавшейся ямке.).

- Как правильно погасить костер в лесу? (залить водой или засыпать песком, а снятый дёрн положить на место).

VI. Определение правил поведения при пожаре.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОПАЛИ В ЗОНУ ПОЖАРА?

-Кто является главным виновником лесного пожара? (Люди!)

Раздаются памятки учащимся.

Памятка

Есть несколько правил поведения, если вы попали в зону пожара.

Если вы увидели, что огонь только-только начал разгораться, при вас, можно попытаться сбить пламя веником из зелёных веток или забросать огонь песком (землёй).

Если пожар сильный - как можно скорее покиньте опасное место.

Бегите навстречу ветру. Выбежав, немедленно сообщите

о пожаре взрослым, или в службу спасения по телефону 01 или

сот. 010.

Если сильно задымлено, трудно дышать, нос и рот надо прикрыть мокрой тряпкой - платком, подолом рубашки...

Если вы знаете, что недалеко бушует лесной пожар, не ходите туда, там опасно!

Взрослые люди справятся с огнем без вас.

Дети к тушению пожара не допускаются!

Тушением лесных пожаров занимается специальная служба лесного хозяйства (лесхоз). Они же занимаются и охраной леса.

Чтобы не случилось в лесу беды, лесного пожара, за лесом надо ухаживать, охранять его.

Этим и занимается лесхоз. А чтобы сберечь лес, лесхозу нужна помощь всего населения и даже детей.

VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

9 слайд

ТЕСТ.

Какой номер телефона у службы спасения?

а) 01 или 010 б) 02 в) 03 г) 04

Какие опасности подстерегают человека в лесу?

а) леший и кикимора б) ягоды и грибы

в) зайцы и лисы г) гроза и пожар

Пожар в лесу начинаются когда?

а) зимой б) весной в) осенью г) летом

Какую травму может получить человек при неправильном обращении с огнём?

а) порез б) царапину в) ожог г) перелом

5. Где нельзя разводить костёр?

а) на старом кострище б) в вырытой ямке в) под деревом

Коллективная проверка теста.

VII. Выставка рисунков.

-Вы рисовали дома плакаты, рисунки на тему «Лесной пожар». Выставка рисунков.

Ученик:

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

Вручение дипломов: « Защитник природы».

VIII. Подведение итогов.

- Как вы считаете, вы плодотворно поработали в своих отделах?

(Каждый отдел составил перечень законов о природопользовании, нарисовали знаки, запрещающие по темам; повторили правила поведения при пожаре)

- Что вам понравилось?

- С чем хотите ещё тщательнее познакомиться?

- О чём расскажите дома родителям?

- С каким настроением вы пойдёте домой после занятия?

Заключение.

Использование заданий экологического характера очень оживляет работу, как учителя, так и учащихся, вызывает у них эмоциональный отклик, способствует формированию активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять, воспитывает бережное отношение к природе, к жизни и здоровью человека.

В заданиях содержится информация, которая помогает учащимся увидеть ценность природы для общества и человека: красоту, богатство ее кладовых, незащищенность перед человеком.

Литература.




Внеклассное мероприятие. Будь природе другомКонспект занятия.



Внеклассное мероприятие. Будь природе другомКонспект занятия.



1.Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должны быть знание законов живой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

2. Цели:

Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать;

обсудить важнейшие правила поведения в лесу; познакомить детей с причинами лесного пожара; познакомить с правилами поведения при обнаружении огня в лесу; воспитывать бережное отношение к природе, к жизни и здоровью человека.

Место занятия в серии других занятий:

Занятие по закреплению знаний об охране природы и противопожарной безопасности в Камчатском крае. Заключительное мероприятие после серии уроков и занятий по окружающему миру «Мы - жители Земли» с уклоном на знания о Камчатском крае:

Вилючинск. Растения и животные;

Водоёмы Вилючинска;

Урок «Красная книга Камчатки»;

Экологическая олимпиада между учащимися г. Вилючинска (п. Рыбачий)

Внеклассное мероприятие «Будь природе другом!»

Работа в группах (4 группы)

«Отдел по охране растений»

«Отдел по охране рыб»

«Отдел по охране зверей»

«Отдел по охране птиц»

Загадки о растениях, рыбах, зверях, птицах.

Расскажите об одной из рыб, растении, звере, птице по плану.

Составьте правила защиты.

Нарисуйте знаки, запрещающие вредить растениям, зверям, птицам, рыбам.

Подвижная игра «Совушка»

Игра «Чьи следы?»

Физ. минутка.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Маша и медведь» «Следы»

Составьте цепочку развития рыб.

Составьте части растения

Какие опасности могу подстерегать нас в самом обычном лесу?Дискуссия об основных причинах загорания лесов.

Определение правил поведения при пожаре.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОПАЛИ В ЗОНУ ПОЖАРА?

Раздаются памятки учащимся.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Звуковое сопровождение произведений о природе и её защите.

Вручение дипломов: « Защитник природы».

Внеклассное мероприятие. Будь природе другомКонспект занятия.

© 2010-2022