• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая разработка на тему «Развитие нравственных представлений учеников 3 «А» класса на материале произведений Роберта Ивановича Рождественского»

Методическая разработка на тему «Развитие нравственных представлений учеников 3 «А» класса на материале произведений Роберта Ивановича Рождественского»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методическая разработка на тему «Развитие нравственных представлений учеников 3 «А» класса на материале произведений Роберта Ивановича Рождественского» Целью формирующего этапа исследования было развитие нравственных представлений учащихся 3 «А» класса в процессе внеурочной деятельности на примере произведений Роберта Рождественского. Творчество Роберта Ивановича Рождественского не включено в основное начальное образование. Однако произведения автора наполнены нравственным смыслом, который отражает проблемы современного мира. Поэтому нами было принято решение о том, чтобы ввести изучение произведений Р. Рождественского в процесс внеурочной деятельности. Так как 2015 год объявлен «Годом литературы» в МАОУ Шимская СОШ было организовано дополнительное внеурочное занятие «Клуб читателей». Данное занятие проводилось один раз в неделю и на проведение его отводилось 30 минут. Для проведения этих занятий были приглашены ученики 10-11-ых классов, которые самостоятельно отбирали материал для чтения с младшими школьниками. Нами было предложено ввести, и проведено 5 занятий по изучению произведений Рождественского. На констатирующем этапе исследования нами были выявлены следующие направления, которые вызвали затруднения у детей:
  1. Чувство гражданственности;
  2. Любовь в ее многогранном значении;
  3. Труд и наука, как стремление человека к совершенствованию самого себя и познанию окружающего мира.
Таким образом, нами были выделены следующие нравственные представления, в соответствии с которыми мы проводили отбор произведений для изучения с младшими школьниками:
  • О готовности к служению своей Родине;
  • Об обязанностях и правах гражданина страны;
  • О любви, верности, заботе;
  • О трудовых качествах человека;
  • О познании и учении.
На основе составленных представлений, которые необходимо развивать нами были отобраны следующие произведения Роберта Рождественского: «Человеку надо мало», «Все начинается с любви», «Баллада о маленьком человеке», «Я буквы выучил еще до школы». На занятии по изучению стихотворения «Человеку надо мало» целью был младший школьник, имеющий нравственное представление о смысле жизни, жизненных ценностях, любви и человечестве. Занятие называлось «Рождественский смысл». Перед чтением произведения учитель обсуждала с детьми что такое «смысл», почему он «рождественский». Детьми было определено понятие слова «смысл» «Рождественский смысл жизни». Как вы понимаете, что такое «смысл»? (Это то, ради чего что-то делаешь) Учитель: Действительно «смысл» любого действия или события дает нам ответ на следующие вопросы: почему, зачем, для чего, с какой целью. Например, смысл учебы. Как вы думаете, какой смысл вашей учебы? (Получение знаний, чтобы потом работать и зарабатывать, чтобы стать умным, чтобы всему научиться) На вопрос о том, почему он «рождественский» дети предложили следующие варианты: «по имени», «от рождества», «по фамилии». После чего было предложено познакомиться с биографией автора и определен правильный ответ - «рождественский», потому что Роберта Рождественского. После знакомства с биографией учитель прочитала стихотворение. Далее дети ответили на вопрос «В чем смысл жизни Рождественского», привели примеры из текста:

«Чтоб жила на свете

мама.

Сколько нужно ей - жила…» Роберт в раннем возрасте пережил смерть отца, затем смерть бабушки, а так же долгую разлуку с матерью.

«после грома -

тишину» В этих строках автор говорит не только о том, что человеку необходимо единение с самим собой, но и отголосок пережитой им войны просматривается в них.

«Утром свежую газету -

с Человечеством родство» В этих строках Рождественский говорит о том, как важны все люди для друг друга и мир во всем мире. Тогда всех можно будет объединить определением с заглавной буквы «Человечество». Дома детям было предложено составить устное выступление на тему «Мой смысл жизни». На занятии «Все начинается с любви» изучалось стихотворение с таким же названием. Целью данного занятия был младший школьник, обладающий нравственным представление о любви. Перед началом работы по теме детям было предложено выступить со своим сообщением на тему «Мой смысл жизни». Одна ученица захотела выступить и рассказала о своем смысле. Очень порадовало ее выступление, так как в нем она сказала, что ее смысл жизни заключается в том, чтобы выучиться, стать врачом и лечить детей. Работа ребенка представлена. При подготовке к чтению стихотворения учитель обсудила с детьми, что может начинаться с любви. Так, например, один ученик сказал: «Когда я был совсем маленький, я очень любил кошечек и всегда игрался с ними в гостях у друзей, а мама не хотела, чтобы мы завели кошечку дома, но потом они с папой подарили мне котенка, и моя жизнь с ним началась с моей любви к кошечкам». Далее учитель прочитала стихотворение «Все начинается с любви» и в ходе его анализа дети пришли к выводу, что все в мире начинается с любви. Затем учитель вместе с учениками перешли к определению понятия «любовь»: Учитель: Верно, мы живем ради любви. Любовь является одним из чувств, которое составляет смысл нашей жизни. Скажите, что же такое любовь? (Это когда хорошо относишься к человеку, заботишься о нем, находишься с ним рядом.) Любовь бывает только к человеку? (Нет, любить можно музыку, школу, работу, играть и т.д.) Тогда, что такое любовь, если мы говорим не о любви к живому существу, а например к чтению книг? (Это значит ты без этого не можешь и нуждаешься в этом, всегда этим занимаешься) Учитель: Получается, что любовь - это чувство нужды в чем-то или привязанности к чему-то. И, то, к чему мы привязаны, доставляет нам радость и положительные чувства. В конце занятия детям было предложено дома вспомнить о том, что в их жизни началось с любви и рассказать об этом на следующем уроке. На занятии «Учиться, учиться и еще раз учиться» было изучено стихотворение «Я буквы выучил еще до школы» Целью данного занятия был младший школьник, имеющий нравственное представления о понятиях «труд» и «наука». В начале урока учитель с детьми проводила беседу по фразе «учиться, учиться и еще раз учиться»: Сначала обратите внимание на название нашего занятия. Прочитайте его. Что значат эти слова? (Что нужно учиться пока не научишься.) А как узнать что ты уже научился? (Когда закончишь школу или университет.) Скажите, как вы думаете учиться в школе - это труд или наука? (Труд, потому что тяжело. Наука, потому что изучаем все новое, узнаем.) Учитель: Наши мнения разошлись. А все это потому, что одна и таже деятельность человека может относиться и к понятию труд, и к понятию наука. После прочтения стихотворения учитель вместе с учениками, опираясь на текс автора составили определения к понятиям «труд» и «наука». Учитель: Какими качествами обладал герой, что смог удержаться и вместо «трали-вали» он сидел и учил буквы? (Трудолюбивым, целеустремленным, настойчивым.) Учитель: Правильно и эти понятия составляют определение к слову «труд». Труд - это не просто любовь к работе, но и те качества личности, которые вы перечислили: целеустремленность, работоспособность, настойчивость. Найдите еще строки из стихотворения, которые подтверждают, что наш герой обладал этими качествами.

«Читал я от заката до рассвета,-

сюжета требовал от книг!

Сюжета!» Учитель: С понятием труд мы определились. Но почему же название нашего занятия «Учиться, учиться и еще раз учиться». Вот и автор в своем стихотворении пишет:

«Читал я от заката до рассвета,-«

«…Стать грамотным

я так и не сумел.» Учитель: О чем же говорит нам автор. Ведь он же читал «от рассвета до заката». Почему же он так и смог стать грамотным? (Потому, что нельзя никогда выучить все полностью, всю жизнь нужно учить учить и учить что-то новое.) Учитель: Правильно! Понятие «наука» включает в себя не только любовь к знаниям, а еще стремление получить новые знание и всегда искать что-то неизведанное и не открытое для себя. Дома учитель предложила детям составить список качеств, которыми обладает каждый из них. На последнем уроке по знакомству с произведениями Роберта Рождественского была использована «Баллада о маленьком человеке». В начале урока учительница предложила детям назвать качества, которыми они обладают. Дети называли такие качества, как: трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, справедливость, доброта, общительность, смелость и другие. Далее перед изучение нового произведения учитель проверила знания детей по понятию «баллада». Выяснилось, что дети не знакомы с данным понятием. На распечатанных листках со стихотворение был небольшой словарь, в котором дети прочитали значение слова «баллада». Учитель: Посмотрите, внизу стихотворения вам представлен словарик. Найдите определение к слову «баллада». Прочитайте его. (Один ученик читает вслух: Баллада - это стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную или сказочную тему. Определение взято из толкового словаря русского языка, автор: Д.Н. Ушаков.) (Ушаков, 1996). После учитель прочитала стихотворение «Баллада о маленьком человеке». После прочтения между учителем и учениками была проведена беседа о то, почему Рождественский называет человека «маленьким». Учитель: Как вы думаете, почему рождественский назвал человека «маленький»? (По сравнению со всеми людьми на Земле он один маленький человечик.) Какие вещи автор называет маленькими? (Земля, человек, зарплата, автомат, сапоги и т.д.) Для чего он столько раз повторяет слово «маленький»? (Чтобы потом показать какой он большой поступок совершил.) Какие строки говорят о поступке? Прочитайте их.

«…то на всей земле

не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!» Учитель: Автор говорит о том, что даже один человек может сделать для всей страны что-то важное и необходимое для всех. После учитель перешла к обсуждению того, почему человек может совершать такие поступки ради страны. Было выяснено, что любовь к Родине или стране может сподвигнуть человека на такие поступки и так было определено понятие гражданственность, которое ученики самостоятельно дополнили по словарю: Учитель: Посмотрите в словарь и найдите это понятие. (Это понятие гражданственность.) Верно, прочитайте определение этому понятию. (Гражданственность - качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.) Учитель: Попробуйте объяснить, что такое гражданство. (Это когда служишь своей стране, интересуешься тем, что происходит в стране, знаешь свои права в ней, обязанности и исполняешь их.) В конце занятия были подведены итоги по нескольким понятиям: Учитель: Давайте подведем итоги. Любовь к родине у нас выражается чем? (Патриотизм.) А патриотизм рождает в человеке что? (Гражданственность.) И тут мы можем видеть, что все опять начинается с …? (Любви) Таким образом, знакомство с произведениями Роберта Рождественского была закончена. В процессе занятий мы выяснили, что дети проявляют большой интерес к новым произведениям и авторам, а в частности, к творчеству Роберта Рождественского. На занятиях всегда была приятная и доброжелательная атмосфера. Дети отвечали на вопросы учителя с интересом и комментированием ответов по тексту. Перед началом новых занятий многие ученики делились впечатлениями о том, что они прочитали новое стихотворение Рождественского, нашли книгу с его стихами или выучили наизусть то стихотворенее, которое мы изучали на предыдущем занятии. Следует отметить, что формирующий этап исследования подтвердил наши предположения о том, что занятия по изучению художественных произведений новых авторов в процессе внеурочной деятельности вызываю большой интерес со стороны детей, а так ж способствуют более сильному воздействию на развитие нравственных представлений младших школьников.

© 2010-2022