Конспект урока по литературному чтению А. Плещеев «Осенью». Рифма (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению А.Плещеев «Осенью». Рифма (3 класс)Тема. А. Плещеев «Осенью». Рифма.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением А. Плещеева;

развивать навыки выразительного чтения;

расширять представление учащихся о рифме;

развивать внимание, память учащихся;

воспитывать интерес к поэзии

Оборудование: серия предметных рисунков на тему «Осень»;

карточки с рифмами;

стихотворение А.Н.Плещеева «Скучная картина»;

мультимедийный проектор

ХОД УРОКА

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Беседа.

- Как вы думаете, что помогает писателям, композиторам, - художникам создавать прекрасные произведения, посвященные осени?

- Благодаря своему таланту, вдохновению, любви к природе и наблюдательности мастера искусства создают свои прекрасные произведения. Представьте, что вы оказались в осеннем лесу. В какие одежды он одет? Представьте, как с деревьев тихо опадают листья. На что они похожи? Какими бывают осенние дни? Мы тоже должны быть внимательны к природе, и тогда она откроет нам свои удивительные тайны.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня мы познакомимся со стихотворением известного русского поэта Алексея Плещеева, научимся выразительно читать это стихотворение, узнаем, что такое рифма.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Знакомство с биографией А.Н.Плещеева

Родился Алексей Николаевич Плещеев 4 декабря 1825 года в Костроме в дворянской семье. Детство его прошло в Нижнем Новгороде (теперь г. Горький), на берегу Волги. Плещеев часто в стихах вспоминал свое детство, весёлые игры, старый сад, широкую Волгу, добрую, ласковую мать.

В пятнадцать лет Плещеев поступил в военную школу. Но вскоре ушёл из неё и стал студентом университета. Первые свой стихи Плещеев напечатал, когда ему было восемнадцать лет.

С тех пор он решил посвятить себя литературе. Плещеев хорошо знал литературу, особенно любил Лермонтова и Пушкина. Всю жизнь Плещеев считал, что долг поэта - служить своему народу. Он писал стихи о горе народном, о бесправии и нищете крестьянства, призывал к знанию. Много стихотворений посвятил Плещеев детям. Писателям, которые в его время писали для детей, Плещеев говорил; «Помните, что

маленькие читатели - будущие строители жизни». Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом.

Другая тогда была жизнь у ребят, другая школа. Но стихи эти интересны и современным школьникам. Конспект урока по литературному чтению А.Плещеев «Осенью». Рифма (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению А.Плещеев «Осенью». Рифма (3 класс)


А.Н.Плещеев


  1. Методика «Предугадывание»

- При помощи иллюстраций и слов составьте четверостишие. (Работа в группах)

высохли

о с е н ьКонспект урока по литературному чтению А.Плещеев «Осенью». Рифма (3 класс) Конспект урока по литературному чтению А.Плещеев «Осенью». Рифма (3 класс)

к у с т ыКонспект урока по литературному чтению А.Плещеев «Осенью». Рифма (3 класс)

3.Работа над стихотворением А. Плещеева «Осенью»

а) Чтение учителем стихотворения.

б) Самостоятельное чтение учащимися стихотворения.

в) Лексическая работа.

Озимь - всходы пшеницы, ржи, посеянных осенью.

г) Чтение учащимися стихотворения вслух по строфам.

- Какие строки произвели на вас самое яркое впечатление?

- В грустной осенней картине, описанной поэтом, есть один жизнерадостный штрих. Найди его.

е) Выборочное чтение стихотворения учащимися.

- Найдите строки, в которых описывается увядание природы.

- Как описаны в стихотворении кусты, ветер? Какие сравнения можно к ним подобрать?

- Какие отрывки из стихотворения вам бы хотелось проиллюстрировать?

ж) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- Настройтесь на выразительное чтение стихотворения. Подумайте об интонации и смысловых паузах.

- Как передать грусть поэта, вызванную приходом осени? В каких строках запечатлен момент радости?

4. Знакомство с рифмой.

а) Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло…
(складно).

-Какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову птичка?

(Синичка, невеличка, певичка.)

-К слову кошка?(Ложка, плошка, лукошко, гармошка, мошка, картошка, окошко, ножка, сережка, матрешка.)

б) Прослушайте текст «Рифма».

- Что называется рифмой? Прочитайте определение рифмы, приведенное в учебнике.

в) Сегодня я вам прочитаю рассказ Б. Шергина «Рифмы», а ваша задача услышать рифмующиеся слова. Согласны?

Рифмы
Впереди едет дядька на лошади. Шиш и попросил его подвезти. Сел он рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит. Он говорит:
- Дяденька, давайте играть в рифмы.
- Это что такое - рифмы?
- А давайте так говорить, чтобы складно было.
- Давай.
- Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
- Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
- Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
- Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.
- Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твово дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
- Это, зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
- Это дяденька, для рифмы.
- Я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут?
- Меня зовут… Федя.
Дядька говорит:
Если ты Федя,
То поймай в лесу медведя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
Дядька говорит:
Если ты Степан,
Садись на ероплан,
На ероплане и летай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, это я пошутил.

Меня зовут не Степан, а… Силантий.
Дядька говорит:
Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий.
- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».
- Хотя и нет, все равно слезай!
Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
г) Дети находят в тексте рифмующиеся слова и называют их.

5. "Создай свою строфу"

Упражнение, в основе которого детям предлагаю сложить из разбросанных слов гармоничную строфу.

- А сейчас каждая группа должна сложить своё четверостишие об осени по данным рифмам.

1 группа - картина - конца - льётся - крыльца

2 группа - рябина -под окном - деревушка - пятном

3 группа - гости - пришла - сердце - тепла

6. Выслушивание четверостиший.

7. Чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Скучная картина…»

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости
Осень к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!

V. ИТОГ УРОКА

- Со стихотворениями какого поэта мы познакомились на уроке?

- Что такое рифма?

- Что учились делать на уроке?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить наизусть стихотворение А.Н.Плещеева « Осенью», поиграть с родителями в игру «Рифма»


© 2010-2022