Выступление на НПК Я - исследователь. Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Великолепные сказки

Пушкина были всего

ближе и понятнее мне;

прочитав их несколько раз,

я уже знал их на память…

Нередко я пересказывал

эти сказки денщикам».

М. Горький.

Введение

Моя тема называется «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина». Я выбрала эту тему, потому что мне было интересно узнать, происхождение устаревших слов, откуда взяты слова, что они обозначают.

Целью моей работы стало раскрыть эти загадки. Для этого я изучила сказки А.С.Пушкина и нашла ответы в словаре В.И.Даля. Я провела опрос среди своих сверстников, среди учеников 2 класса (записи тестовых работ прилагаются в моей работе).

Мне стало интересно проводить исследовательскую работу, но всё узнать, пока не удалось. Я решила обязательно продолжать исследовать сказки А.Пушкина и в дальнейшем стать грамотным человеком.

«Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина»

Учащиеся младших классов не знают значения устаревших слов, поэтому не понимают точного смысла художественного текста.

Знание устаревших слов помогает освоить в полном объеме содержание текста и почувствовать красоту родной речи и узнать историю своего народа.

Цель моей работы: исследовать знание устаревших слов среди учащихся начальной школы и заинтересовать ровесников толкованием устаревших слов в словарях.

Я поставила перед собой следующие задачи:

  • Изучить устаревшие слова

  • Найти толкование устаревших слов в сказках А.С. Пушкина и составить словарик.

  • Провести анкетирование учащихся 2 класса.

  • Выяснить роль устаревших слов в русской речи на примере сказок А.С. Пушкина.

Объектом моего исследования стали сказки А.С. Пушкина:

  1. «Сказка о царе Салтане…»

  2. «Сказка о рыбаке и рыбке»

  3. «Сказка о мёртвой царевне…»

  4. «Сказка о золотом петушке»

Мы с моим руководителем составили план исследования:

  • Отбор и изучение литературы по теме.

  • Определение роли устаревших слов в русской речи.

  • Исследование объема устаревших слов в сказках А.С. Пушкина.

  • Анкетирование учащихся по проблеме.

  • Определение уровня понимания второклассниками смысла устаревших слов и их роль в сказках А.С. Пушкина, проведение викторины и теста.

  • Оформление результатов работы в таблицах.

  • Выводы.

Сказку любят дети и взрослые, я тоже очень люблю читать сказки.

Причина любви народа к сказкам кроется в том, что уж очень складно в них все рассказано. На то есть причина: прежде сказки не писали, а сказывали. Один послушает, да дружку расскажет, а дружок другому. И каждый старается, чтоб у него сказка лучше получилась, интереснее, отсюда и название сказки - народная.

Но был такой человек, который слушал, слушал сказки от своей бабушки Арины Родионовны, а потом взял и записал их. И не просто записал, а в стихах. Теперь он по праву считается лучшим рассказчиком народных сказок. Это А.С. Пушкин. В народных сказках много слов, дошедших до нас из глубины веков и не всегда понятных современному читателю, потому эти слова называются устаревшими. В пушкинских сказках их тоже много. Младшим школьникам они непонятны, из-за этого они не всегда понимают и точный смысл сказки.

В начале года я начала свои исследования, чтобы узнать, читают ли сегодня дети сказки А.С. Пушкина и понимают ли их смысл.

Я составила тест по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», чтобы узнать, как ребята знают текст. В тесте было 6 вопросов с тремя вариантами ответов.

Я провела анкету по «Сказке о царе Салтане…» в своем классе, чтобы выяснить, все ли они понимают в тексте.

Вопросы анкеты:

  1. Читали ли вы «Сказку о царе Салтане…» ? (да, нет)

  2. Все ли слова в ней были вам понятны? (да, нет)

  3. Какие слова были вам непонятны?

  4. Всегда ли вам был понятен смысл того, что происходило в сказке?

  5. Что мешало вам понять смысл сказки?

И вот, что я узнала: все второклассники читали эту сказку, но 78% из них не понимали смысл из-за незнания значения устаревших слов.

Я подсчитала количество устаревших слов в сказках А.С. Пушкина.

  1. «Сказка о царе Салтане…» -18 слов.

  2. «Сказка о рыбаке и рыбке» - 8 слов.

  3. «Сказка о мёртвой царевне…» - 13 слов.


  1. «Сказка о золотом петушке» - 9 слов.

Я решила составить викторину и опросить учащихся 2 класса, насколько они знают толкование устаревших слов. Викторина содержала ряд устаревших слов, учащиеся должны были написать их значение. Затем ребятам было дано правильное толкование слов, составленное мной по словарям, и предложено им перечитать сказки, используя данный словарик. (См. Приложение №1 «Словарь устаревших слов в сказках А.С. Пушкина»)

Вопросы викторины:

Iвариант

Брань телохранитель

Гридни светлая комната

Перст броня

Терем говорить

Диво ссора

Баять палец

Латы жилое здание

Светлица чудо

(Соединить слово с его толкованием)





II вариант

Палата враг

Пенять рот

Супостат топор

Уста еда

Чело упрекать

Яства дань

Секира лоб

Оброк большой зал

(Соединить слово с его толкованием)

Ключ:

I вариант

Брань ссора

Гридни телохранитель

Перст палец

Терем жилое здание

Диво чудо

Баять говорить

Латы броня

Светлица светлая комната

II вариант

Палата большой зал

Пенять упрекать

Супостат враг

Чело лоб

Яства еда

Секира топор

Уста рот

Оброк дань

Отвечали на вопросы викторины 22 человека. Из них 13 человек допустили 3 ошибки из 8 слов (в 2 вариантах -16), 4 ошибки сделал 1человек, 5 - 2, 6 - 1, 7 -1, 8 - 4 человек

Кол-во

ошибок

3

%

4-5

%

6-7

%

8

%

1вар.

4

44

2

22

1

11

2

22

2 вар.

9

69

1

7,7

1

7,7

2

15,3

итого

13

56,5

3

14,5

2

9,4

2

18,6

Итак, ни один учащийся 2 кл. не знал значения всех устаревших слов, 56,5 % учащихся допустили по 3 ошибки, 24% по 4-7 ошибок, и 18,5% совершенно не знали значения устаревших слов, а значит, не понимали смысл текста.

Кол-во

верных

ответов

4

66%

3

50%

2

33%

1 - 16,5%

Число

учащ.

(22уч.)

2

11%

6

27%

8

36%

5-22%

Таким образом, хорошее знание ( 66%) текста «Сказки о мертвой царевне» показали 11% учащихся, 27% - 50%; 36% -33%; 22% - всего 16,5% качество знаний текста. Значит, хотя сказку читали все, но запомнили содержание немногие. Думаем, что причина в том, что не все поняли смысл слов, потому хуже запомнили содержание.

Заключение

Исследуя знание устаревших слов среди учащихся 2 класса, мы пришли к выводу, что 24% знают их плохо, а 19% не знают совсем. Нам удалось заинтересовать ровесников толкованием устаревших слов в словарях.

Особенно их заинтересовал словарь, составленный нами по сказкам, в который вошли 48 словарных статей, дающих толкование устаревших слов из 5 сказок.


© 2010-2022