Статья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОУ СОШ «Морозко»

Цветынина В.С.









Статья на тему:

«Развитие познавательной активности младших школьников на уроках»

































2014 Развитие познавательной активности обучающихся происходит, как известно, в процессе активной учебной деятельности. Активизация познавательной деятельности не только средство развития творческих способностей учеников, но и одновременно обязательное и необходимое условие прочного и осознанного усвоения знаний. Развитие познавательной активности одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались ответить на этот извечный вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?» Каждая эпоха предлагала свой путь решения в силу своих социокультурных особенностей. Современная педагогическая ситуация характеризуется необычным разнообразием: можно выбрать любую программу: традиционную или развивающую. Но программа, нацеленная на развивающее обучение наиболее способствует развитию познавательной активности и на развитие личности, которая сама может сделать выбор и не потеряться в нашей сложной современной жизни. Что же такое познавательная активность, как педагогическое явление? Это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны - это форма самоорганизации и самореализации обучающегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности обучающегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога, заключается в переводе специально организованной познавательной активности ученика. В его собственную, то есть «самоактивность», а ее формирование также является важнейшей задачей развивающего обучения. Таким образом оба вида познавательной активности и ученика, и учителя тесно связаны друг с другом в совместном поиске многих проблем, которые постоянно возникают в учебной деятельности, а совместный поиск это еще одна особенность развивающего обучения. Для развития познавательной активности наиболее близок поиско- исследовательский метод развивающего обучения (или «квазииследовательский» характер учебной деятельности по Давыдову). Также известно, что для развития познавательной активности важно, чтобы ученик осознавал себя субъектом, а не объектом учебной деятельности, а именно ребенок, как самоизменяющийся субъект учения, является фундаментом концепции развивающего обучения. В теории и практике все накопленные школой приемы и методы развития познавательной активности дают гораздо больший эффект в обучении, если они используются в определенной системе, а работа учителя строится с целью постепенного, планомерного развития творческих познавательных способностей школьников. Изучив литературу, связанную с этой проблемой отчетливо выделяются два главных направления в решении данной проблемы:

  1. развитие мышления обучающихся;
  2. развитие познавательного интереса учеников.
В основе мышления лежат способности детей к умению анализировать и систематизировать, умению сравнивать (по существенным и несущественным признакам), обобщению (по основным свойствам), умению конкретизировать и классифицировать. Развитием этих качеств необходимо заниматься как можно раньше и в этом главную роль играет начальная школа. Вам известно, что большинство малышей, идя в школу, «хотят учиться», а это желание мы должны превратить в потребность знать, узнавать новое, быть активным для приобретения новых знаний. В начальной школе большинство уроков по всем предметам начального цикла - это и обучение грамоте, письму, математике, окружающему миру, русскому языку, чтению и т.д. - это уроки открытия новых знаний о числе, слове, о мире и о многом другом. И как важно, чтобы все эти открытия заставляли ребенка удивляться. Ведь удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, ребенок как бы стремиться заглянуть вперед. На таких уроках важно «разжечь» искорку желания узнать еще больше о новом открытии. Примеров таких уроков можно привести множество по каждому предмету. Остановлюсь ниже на уроке обучения грамоте. Меня всегда на этапе обучения грамоте волнует как лучше объяснить или как сделать так, чтобы изучение букв «я, ё, е, ю» было детям понятно и прочно усвоено, даже хорошо подготовленному ребенку. Обычно к изучению этих букв особенно тщательно подбираешь материал и стараешься весь урок сделать на открытии новых знаний самими детьми. И каждый раз убеждаешься, что знания, которые были получены детьми в процессе самостоятельного активного поиска намного прочнее. У ребят появляется желание узнать еще и другие особенности букв, а уж когда встречаются эти особые буквы, то на вопрос «Что ты о них знаешь?» или «Сколько букв и звуков в словах с этими буквами?» в глазах ребят читаешь такое желание ответить, что понимаешь - это стоило трудов. Развивать познавательную активность можно не только яркими фактами на новом материале. Для развития познавательной активности важно учить ребенка умению в знакомом видеть новое. Такое преподавание подходит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, почему сменяются времена года, почему одни птицы улетают, а другие нет. Если учитель сумеет на уроке заинтересовать детей этими вопросами, то это обязательно явится стимулом к активному познанию. Ведь детское «почему» можно в начальной школе превратить из ответов взрослых на этот вечный вопрос любознаек - в самопознание, используя различные творческие задание. Дети наблюдают за облаками, ночным небом, а потом изготавливают модели облаков из ваты и бумаги или работают с пластилином и другими материалами, делают аппликацию. Всё это способствует развитию познавательной активности не только на уроках окружающего мира, но и на уроках труда. При проведении уроков письма, я стараюсь помнить, что надо учить писать не руку, а голову. В этом могут помочь элементы сравнения, конструирования букв из элементов. Если ребенок умеет анализировать (а этому мы учим на всех предметах) и умеет писать основные элементы, то процесс обучения письму тоже становится радостным. Ребенок при активной работе с такой радостью узнает, что новая буква сконструирована из хорошо известных ему элементов, а самое главное, что он эти элементы умеет хорошо писать. Всё это рождает в нём уверенность и желание учиться писать дальше. Во 2 классе героем книги «Маленькая дверь в большой мир» является второклассник Саша и сказочный персонаж - младший домовой «Афанасий». В 3 классе героем книги «В одном счастливом детстве» является девочка Настя. Все эти «сквозные» герои помогают детям читать и думать, вести беседу, рассуждать, узнавать всё новое, развивать свою активность. На уроках русского языка также использую задания побуждающие детей к познавательной активности детей. Существует много таких заданий и упражнений, но мне хочется остановиться лишь на некоторых из них. Я часто использую дидактическую игру «Найди лишнее слово» и т.д. От класса к классу она усложняется, в 1 классе набор слов, слогов, во 2 и 3 классе части речи и их признаки, состав слова. Эти игры заставляют детей сравнивать, задуматься, вспомнить, а главное еще раз дети понимают значение хорошо усвоенных знаний. Мне нравится игра на «выбывание» слов. Эту игру можно провести с существительными, глаголами, прилагательными. Приведу пример: на доске пишем слова: известный, честный, опасность, веселый, красивая, Дети анализируют написанное и ищут, то единственное слово, с которого необходимо начать игру. Дети рассуждают следующим образом:
  1. Опасность - это имя существительное, тогда как другие прилагательные (стирается с доски).
  2. Красивая - единственное прилагательное женского рода.
  3. Веселый - прилагательное не содержит непроизносимой согласной.
  4. Остаются 2 слова с непроизносимой согласной: честный, известный.
  5. Из них можно выделить слово с приставкой - это слово известный, исключаем его.
  6. В результате осталось слово честный.
Большую роль в развитии познавательной активности играют также задания, которые заставляют искать детей «родство» слов при изучении темы «Родственные слова». Здесь дети сами пытаются объяснить происхождение слов, учатся работать с различным справочным материалом. Но главным уроком, где над развитием познавательной активности можно работать не только на каждом уроке, но и на каждом этапе урока, это математика. Именно математика обладает всеми условиями для развития логического мышления. Это и задачи на смекалку, задачи - шутки, задачи с недостающими данными, числовые фигуры, задачи геометрического содержания, логические упражнения со словами и цифрами, математические игры, фокусы, кроссворды, ребусы, комбинаторный задачи. Очень много дает для развития познавательной активности постановка проблемы. Без активной заинтересованной работы детей нельзя решить ни одной проблемы. Сколько раз каждый учитель сталкивался с проблемой того, что объясняешь важный материал, а познавательной активности у детей нет. Это значит все твои старания впустую. Поэтому к подаче нового материала надо использовать все методические приемы, чтобы пробудить познавательную активность, желание знать и желание научиться. В третьем классе мы проходим деление столбиком на однозначное число. Сначала при объяснении все им кажется легко, а потом при решении начинаются трудности. Я попробовала сделать так: в устном счете на доске примеры: 90:6, 360:6, 960:4, 12765:3 Первые примеры решают быстро, хорошо объясняя, как делали. При решении последнего наступает тишина, даже сильные ученики не могут сразу дать ответ. После неожиданности встречи с незнакомым примером дети активно включаются в работу, начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос «как?», а раз есть подобный вопрос, значит появляется желание узнать, научиться. Это желание - залог успешного освоения нового. Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобными слагаемыми. Но они говорят, что так решать слишком долго. И здесь учитель говорит всем ученикам: «А хотите научиться решать быстро?» У учеников глаза горят любопытством. Учитель решает пример на доске столбиком, не задерживая их внимание на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. Просто? Дети заулыбались. А вот дальше нужно создать такую ситуацию, чтобы учащиеся поняли, что кажущаяся простота это внешне, что для того, чтобы решать эти примеры, надо внимательно послушать объяснение учителя. Решение стирается. Дети верили, что все они поняли и решать подобные примеры очень просто. Предлагаю им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью берутся за дело, веря в быстрый успех. Но проходит немного времени и одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи… И так большая часть класса, и главное - у всех в глазах вопрос: «А как? Почему не получается, хотя казалось так просто?» У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение. В результате способ освоен прочно на высоком уровне познавательной активности. Казалось бы, на таком уроке мало что успеешь сделать еще, но зато главный прием и цель урока достигнута. Также необходимо сказать о влиянии нетрадиционных уроков. Возможности нетрадиционных уроков велики, они являются средством формирования и развития познавательной активности детей в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке. Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения и контроля. В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. Задача учителей заключается в том, чтобы раскрепостить мышление, повысить коэффициент полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ребенку природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, впечатлительны. С возрастом их нервная система укрепляется, но многие ее свойства, благоприятствующие активному развитию способностей, в значительной мере утрачиваются, поэтому нужно спешить использовать период начального обучения для развития познавательной активности и творческих способностей детей, использую как традиционные, так и нетрадиционные организационные формы урока.
© 2010-2022