Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование навыка чтения у младших школьников


Русакова Оксана Ивановна

Учитель начальных классов

«Уметь читать - значит

извлечь из мертвой буквы

живой смысл».

К.Д.Ушинский
Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его реализации принимают участие не только различные анализаторы, но и ряд психических функций. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является как предметным, так и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка и по другим предметам. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у слабоуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания прочитанного. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам. Интерес к чтению возникает только тогда, когда младший школьник владеет осознанным чтением свободно и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Для овладения читательской деятельностью необходимо знать способы чтения, обладать определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. При обучении чтению педагогу также необходимо учитывать психические процессы, активно влиять на определенные анализаторы: развивать слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста, память, воображение, мышление, речь. Кроме того, важно, чтобы был развит речедвигательный аппарат. Нельзя забывать и о чтении про себя. Чтение про себя и вслух - это разные формы чтения. Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают послоговым способом; другие, по слогам и целыми словами; третьи целыми словами и лишь некоторые, наиболее трудные слова прочитывают по слогам; четвертые обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов, т.е. первоклассники находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершеннее способ, тем медленнее читает ребенок. В таком случае необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе, т.е. если он читает послоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Из-за ряда причин, изложенных выше, автором были разработаны таблицы для поурочного использования их во время «читательских разминок». Предлагаемое пособие (состоящее из пятидесяти таблиц, три из которых, как пример, представлены в Приложении 1), построено как система игровых и занимательных упражнений для «читательских разминок». Данные приемы применялись в течение длительного времени. Наиболее достоверные результаты эффективности прослеживались на 2-х последних наборах первоклассников. Для первой группы первоклассников таблицы использовались недостаточно систематически, т.к. находились в стадии доработки. Для второй - «читательские разминки» проводились ежеурочно, с учетом способа овладения детьми чтением. По окончании каждого полугодия проводилась диагностика нарушений навыка чтения, а результаты заносились в представленную таблицу (Приложение 2). Сопоставительный анализ полученных результатов позволяет утверждать, что более систематическое применение таблиц значительно улучшает техническую сторону чтения, дает возможность учителю прослеживать динамику овладения техникой чтения учащимися, в связи с чем, повышаются показатели скорости чтения. Самый высокий показатель скорости чтения у 1 группы - 75 слов в минуту, у учащихся 2 группы-111слов в минуту. Данные приемы позволили достичь высоких показателей в развитии навыка чтения, проводить уроки развивающими и познавательными, интересными и увлекательными. «Читательские разминки» дают возможность ежеурочно развивать и совершенствовать навык чтения каждого ребенка незаметно для него самого, в игровой форме. А если учитывать и тот факт, что дети приходят в школу, владея различными способами техники чтения, то данный дидактический материал позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.









Приложение 1

ТАБЛИЦА № 9



  1. Н

    оайди слоги, где согласный звук мягкий. Составь слова из данных карточек.

КВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

аВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

Т

НВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

НО

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

на

АВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

2. Прочитай предложения:

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

УВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников Н и к и т ы ?



Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников
УВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников Т и н ы !

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

УВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников Н и к и т ы и К а т и .

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

3. В 16 клетках 12 букв. Посмотрите на них одну минуту и прикройте.

Запишите на отдельном листе расположение букв в клетках.

О

А


Н

Ы


К

У

Т

И

О


У


Т

Ы








ТВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковАБЛИЦА № 28
1Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников.


Найди два одинаковых слога.

2. Найдите слово в слове. Объясните значение слов.

ДВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников у б о к (дуб, бок, код, док, бук)

ДВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников н е в н и к (веник, век, дни, вид)

ДВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников о р о г а (рога, город, род, гора, град)

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

3. Найди букву, которая заблудилась.

ДВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковокажи.

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

















ТВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковАБЛИЦА № 40
Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников
Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников
1

Почему гласные [Я], [Ы] стоят в другом ряду от остальных гласных?

Найди слог, где согласный [Ж] мягкий. Почему такого слога нет?


.

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьниковВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

2. Слова - перевертыши. Прочитайте слова, написанные наоборот.

Найдите лишнее слово: Вставьте недостающую букву:

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

К О Н О Р О В А Ж Л У И

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

И Ж И Ч Л Ы И

Выступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников

Ь Л В А Р У Ж С Н Е И Н К А

ИВыступление на тему Совершенствование навыка чтения младших школьников Ж О Н

У Р Н А Л

И Ж И Р Т С

3. Прочитай пословицу. Как ты ее понимаешь? Сколько слов в этой пословице?

ВЕ


ЖИ


ВЕ


У


СЬ


К


ВИ -


К


ЧИ



Приложение 2

Таблица 1.

Результаты диагностики навыка чтения у учащихся на конец 1 полугодия (на конец учебного года)


Компонент навыка чтения

Симптоматика нарушений чтения

Количество учащихся

Процентное выражение

1группы

2группы

1группы

2группы


Способ чтения





Послоговое чтение


Слог + слово


Чтение целым словом





Правильность

чтения






















Замены букв





Нарушения звуко-слоговой структуры: - пропуски букв; - пропуски слогов; - добавления букв; -добавления слогов; -перестановки букв; -перестановки слогов.
















Ошибки угадывания.

Повторное считывание.

Пропуск строки.

Считывание верхней строки вместо нижней.

Потеря строки.

Повторы букв, слогов, слов.


Грамматические ошибки:

нарушение согласования.


Выразительность

Отрывистое или слитное чтение.

Отсутствие дифференциации в использовании пауз.


прод. табл.1


Компонент навыка чтения

Симптоматика нарушений чтения

Количество учащихся

1группы 2группы

Процентное выражение

1группы 2группы

Сознательность чтения:

а) пересказ;

б) понимание

смысла

прочитанного

Опускание смысловых частей текста;



Непоследовательность изложения;



Исключение, добавление, искажение фактов;



Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения.



Отсутствие навыков воспроизведения по вопросам.




Непонимание причинно-следственных отношений.




Непонимание временных отношений.




Трудности вычленения из текста новой информации;




Трудности в выделении главной мысли произведения.




Скорость чтения





Медленный темп чтения.




Быстрый темп чтения, нарушающий правильность и осознанность чтения.




8

© 2010-2022