Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета». 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: « Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».

Цель: познакомить с цветом как средством выражения, научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы.

Задачи:


  • Закрепить понятие о теплых и холодных цветах и их оттенках, научить их составлять смешиванием красок;


  • совершенствовать навыки работы гуашью;


  • развивать эстетическое отношение к действительности;


  • воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами.


Оборудование: для учащихся - бумага формата А4, гуашь, кисти, палитра.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент


Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Руки положи на стол.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем рисовать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы - ученики.

Настроение у нас отличное,
А улыбки - дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.

Сегодня урок рисования проведу у вас я ,зовут меня Наталья Николаевна.

Давайте проверим готовность к уроку.

Нам понадобится лист картона, гуашь, зубная щётка, баночки с водой, трафаретки, клей, ваша фантазия и хорошее настроение.

Послушайте сказку.

Солнышко захотело полюбоваться на себя в зеркало. Но где же его взять на небе? Там только ветер, тучи, облака.

- Я помогу тебе, - предложило маленькое белое Облако.

- А как? - спросило Солнышко.

- Подтолкни меня своим лучиком так, чтобы я подпрыгнуло! - засмеялось Облако.

Солнышко тут же несколькими лучиками подтолкнуло белое Облако.

От этого из Облака одна за другой пролились на землю капельки воды - дождик. Каждая капелька попадала на солнечный лучик так, что он мог в ней видеть свое отражение. Оно было очень красивым и разноцветным.

- Как я хочу, чтобы все на Земле увидели, какое я красивое! - воскликнуло солнышко.

И тут произошло чудо: на небе появились разноцветные дуги.

- Что это было? (Радуга.)

Правильно. После дождя солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и на небе появляется многоцветная радуга. Цвета радуги располагаются в строгом порядке.

- Есть специальная поговорка для запоминания их порядка. Кто ее знает? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

- Верно. Первая буква каждого слова обозначает первую букву в названии цвета. Назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

Оказывается, все цвета рождаются из прозрачного солнечного лучика.

- Как вы думаете, что получится, если соединить концы цветной радуги-дуги в колечко?

Получится цветовой круг.

(Учитель вывешивает пособие «Цветовой круг».)

-Он расскажет нам, как, используя одни его цвета, нарисовать морозные узоры, прохладную воду, лед. А другие его цвета напоминают нам о жарком лете, пылающем огне, теплом солнышке.

Тема нашего урока: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».

Ребята, послушайте стихотворение Н. Бромлей. Стихи о красках:

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Не зная этих истин,

Ты не сиди в квартире,

Возьми в дорогу кисти,

Глаза открой пошире.

Смотри, смотри, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Смотри, какого цвета

Огромная планета.



Сегодня к нам в гости пришли 2 девочки.

(Учитель вывешивает изображения девочки Льдинки и девочки Огонька.)

- Это Девочка Льдинка пришла с подружкой, девочкой Огоньком. Какие краски прячутся в платьице девочки Льдинки, а какие у девочки Огонька? (Голубой, синий, фиолетовый и желтый, оранжевый, красный.)

- Что вам напоминают синий, фиолетовый, голубой цвета? (Небо, снег, холодный ветер.)

Темно-синий вечер,

Голубой рассвет,

Льдинки и снежинки,

Их холодный свет.

Прохладу нарисуем сине-голубой -

Зимнюю картину видим мы такой.

- Это холодные цвета.

- Что напоминают вам желтый, оранжевый, красный? (Огонь, солнце, тепло.)

Жаркое солнце,

Теплый песок,

Ярко-оранжевый в поле цветок.

Самым горячим, красным и желтым,

Знойное лето цветом наполним!

-Это теплые цвета.

- Почему так называют цвета - теплые и холодные? Одинаковы ли они по настроению? (Примерный ответ: Теплые цвета радостные, активные, счастливые. Напоминают солнце и огонь, что в природе действительно дает тепло. холодные цвета грустные, таинственные, успокаивающие. Напоминают лед, снег, что в природе действительно холодное.)

- Ребята, сейчас мы с вами будем играть в игру «Тепло - холодно», я вам буду показывать цвет, а вы отвечайте, какая «температура» у этих цветов.


3.Работа со зрительным рядом

-Я приглашаю вас на выставку, где можно увидеть работы художников.

- Найдите работы, выполненные в холодной цветовой гамме. (Дети указывают на нужные репродукции.)

- Покажите работы, выполненные в теплой цветовой гамме. (Дети показывают нужные работы.)

-В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник Пабло Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период - с теплыми.

Посмотрите на свои баночки с гуашью. Возьмите те цвета, какие есть в цветовом круге (шестицветном). Попробуем их распределить на две группы. Справа поставим холодные цвета, а слева - теплые.

(Дети выполняют задание, в ходе которого возникает проблема - куда поставить зеленый цвет.)

4. Сообщение новых сведений:

- Вот и девочки Льдинка и Огонек все время спорят. Никак подружки не могут решить, как же назвать зеленый цвет. Дело в том, что зеленый цвет состоит из двух. Каких? (Желтого и синего.)

-Правильно. Из теплого - желтого и холодного - синего цвета. Значит, если, замешивая зеленый, девочка Льдинка, положит большую льдинку, он станет более холодным, но если девочка Огонек своим огнем осветит синий, то получившийся зеленый станет теплым, радостным.

(Учитель показывает таблицу «теплые и холодные цвета».)

- А как другие цвета можно сделать более теплыми или холодными? (Смешать с синей или желтой краской.)

-Правильно, нужно добавить солнышко или льдинку.

Физкультминутка


5. Указания по выполнению работы

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю закрыть глазки. Представьте угасающий костер в ночи. На фоне мерцающих холодных углей и неба взвиваются огненные языки. Огонь как будто борется с ночью за свое существование. А теперь откройте глазки.

- Как вы думаете, что мы будем рисовать? (огонь ночью)

-Правильно. Мы сегодня изобразим «борьбу» теплых и холодных

Беседа об огне Он всегда бывает разным, Удивительный огонь. То буяном безобразным, То тихоней из тихонь. То он змейкой торопливой По сухой скользит коре, То косматой рыжей гривой Полыхает на заре. Да, огонь бывает разный - Бледно - жёлтый, ярко - красный, Синий или золотой, Очень добрый, Очень злой.


- Когда огонь бывает злой? (пожар, костёр) Почему?

- Что делать, чтобы огонь не стал злым? (звонить 01, соблюдать правила противопожарной безопасности) - Когда огонь добрый? (свеча для освещения, согреться у костра, приготовить еду) Подготовка к рисованию

Пальчиковая гимнастика:

(Пальцы сжаты в кулак. Разжимая по одному пальчику, произносят слова).

- Этот пальчик в лес пошёл.
- Этот пальчик гриб нашёл.
- Этот пальчик чистить стал.
- Этот пальчик жарить стал.
- Ну а этот всё поел, оттого и растолстел!
Беседа - Сегодня мы будем рисовать добрый огонь. Пусть свет от вашей свечи дарит тепло, радость, хорошее настроение и согревает, когда на душе грустно и холодно.

Берем фиолетовый или темно-синий лист бумаги. Важно, чтобы его цвет, по вашему мнению, напоминал цвет ночного неба. Если цветной бумаги в наличии не оказалось, можно сделать его самим. В этом случае у вас есть отличная возможность изобразить вечерний или ночной небосвод реалистичнее, для чего дальний край небосклона (ближний к горизонту) слега осветляется.

В центре нижней части листа выкладываем краску. В самой середине - красного цвета (алую), а на небольшом расстоянии от нее - желтую.

Легкими плавными волнообразными движениямипальчиков создаем огненный "бутон". Никаких особых усилий не нужно - краски сами смешаются так, что будут напоминать огненные сполохи. Ну вот, огонь почти как живой, но чего-то не хватает... Искр. В небольшой емкости смешиваем в равных частях желтую и красную краску и добавляем воду до консистенции жидкой сметаны или сливок. Опускаем в краску зубную щетку и водя по ней пальцем или картонкой, бразгаем на наш рисунок, точнее, стараемся все же попасть в огонь. Это, конечно, никак не получится, ведь бразги летят во все стороны. Не переживайте, именно это и требуется. Без особых усилий получим необходимые нам искры. Посадим у костра людей. Правда, их рисовать тоже не просто, поэтому мы их... вырежем. Используем черную бумагу. Готовые силуэты необходимо наклеить. Поместим силуэт на рисунок. На наш взгляд чего-то не хватает. Левый угол пустоват. Сделаем еще силуэт ушастой совы на ветке. Помещаем силуэты на рисунок. Теперь осталось самое приятное - детали. Воспользуемся белым мелком или карандашом, чтобы нарисовать отблески от костра. Поскольку объекты находятся с обеих сторон от огня, блики у правых фигур будут находится на всех левых кромках, а левых фигур - на правых кромках, то есть ближних к источнику света. У центральной фигуры блики можно разместить и там, и там, но не сплошь.

7.1Выставка и анализ работ (по рядам)

Словами не передать, какая красота получилась!

- Расскажите о своих работах.

Обобщение темы урока

- Что интересного узнали на уроке?

- Какие цвета относятся к теплым? (оранжевый, красный, желтый)

- А к холодным? (синий, фиолетовый)

- А почему мы их называем холодные и теплые?

7.2. Домашняя работа: подумать где в природе встречается «борьба» теплых и холодных красок, в каких состояниях природы, времен года преобладают «холодные» или «теплые» цвета.



© 2010-2022