Урок по литературному чтению Люблю природу русскую. Весна

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Литературное чтение 2 класс 16.03.2016 г. Учитель МБОУ «Коктебельская школа» Дубинина Г.А. Тип урока: урок «открытия новых знаний» Тема «Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится» Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со стихотворением русского поэта Ф.И. Тютчева о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии. Планируемые результаты: Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием. Метапредметные: Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении. Решаемые проблемы: - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»; - учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение); - воспитывать любовь к родной природе.
Понятия: «Лирический герой», «образ», «контраст». «олицетворение», настроение, тема произведения, средства художественной выразительности, рифма. Формы и методы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: презентация «Весна», видеоролик «Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится...», учебник «Литературное чтение» 2 класс, раздаточный материал. Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Орг. Момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

-Сегодня у нас гости. Повернитесь лицом к гостям, поприветствуйте их.

-Сейчас урок литературного чтения.

-А девиз у нас такой (слайд 1)

Внимательно слушай - и всё услышишь.

Внимательно смотри - и всё увидишь.

Думай - и всё поймёшь

II. Актуализация знаний

-Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлом уроке? («Люблю природу русскую. Весна.»)

-Дженифер, Настя и Лиза выучили стихотворения о весне. Давайте послушаем стихи в сопровождении музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март. Апрель»

-Прокомментируйте чтение.

(ошибки, интонация, паузы, логическое ударение)

-Какую оценку заслуживает? (оценивают дети)

-Согласна.

-Настя Мыкычук.(комментируют и оценивают дети)

-Лиза Сень. Песня о весне. Уходи ,мороз косматый! Слышишь, старый, или нет? И над солнцем, и над хатой Голубой, весенний свет. Солнце ласково смеётся, Светит ярче, горячей, И с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей. Он лучистый, серебристый. Он сверкает и дрожит, А другой, такой же чистый. Рядом весело бежит.

-Молодцы, ребята! Рассказали стихотворения выразительно, без ошибок, чётко и внятно выговаривали звуки. Читали с радостным настроением. И для хорошего настроения есть повод: на улице Весна!

Орфоэпические упражнения. (слайд 2)

Чтобы разговаривать, надо выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно. Учитель: Говорит Весна! - Сестра, уходить тебе пора (доброжелательно) А Зима в ответ: - Нет, нет, нет, нет! (недовольно) А с крыши капает вода: - Да, да, да, да! (бодро) Тают горки во дворах: - Ох! - Ах! (грустно) - Ах! - Ох! - Вот так! - Так вот! (радостно) -Учимся правиль и внятно выговаривать звуки и слова.
Прочитаем по ролям: -Слова автора читает Тимофей. -Весны-Ангелина. Вода-________________ Горки - читают все (Чтение стихотворения по ролям) - О чём это стихотворение?( о том, как не хочется зиме уходить) -А вы хотите, чтобы она ушла? Творческая работа. -Помогите весне замкнуть Зиму в ледяных норах. Для этого вам нужно вписать в этот ключ (показываю) весенние приметы. На выполнение-1 минута. (записывают в карточку-ключ приметы весны): Тает снег, пригревает солнце, побежали ручьи, прилетели птицы, день прибывает, на деревьях набухли почки, вылезла зелёная травка, появились подснежники. Проверка. -Какие признаки весны вы написали? (читает 1 человек, остальные дополняют)

III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока

-Вы догадались, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?(О весне и зиме)

-Определим цели нашего урока. Для этого вам необходимо правильно соединить левую и правую части предложения на карточке №1.

-Прочитайте слова левого столбика.

-Прочитайте словосочетания в правом столбике. Это конец предложения.

-На выполнение -30 секунд, полминуты.

Проверка.

-Что у нас получилось? Прочитайте.(читает один человек)

Слайд 3 (открывается по мере называния целей урока).

Урок по литературному чтению Люблю природу русскую.Весна

- А ещё мы постараемся увидеть образы зимы и весны, созданные поэтами, художниками, композиторами и те красочные средства, которые помогают им рассказать, как красива наша природа.

-Для чего вам это надо?

(чтобы уметь красиво говорить, видеть красоту природы)

- Чтобы узнать автора стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся, вам нужно прочитать его имя справа налево.

вечтюТ чивонавИ родёФ

(переворачиваю надпись)

-Фёдор Иванович Тютчев -великий русский поэт.

Рассказ учителя. (слайд 5)

Фёдор Иванович Тютчев родился более 200-ухсот лет назад в 1803 году в Орловской губернии в старинной дворянской семье и прожил семьдесят лет. Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Поэтическим мастерством его восхищались. Перед талантом его преклонялись.

Афанасий Фет обращался к нему так:

«Мой обожаемый поэт» и называл его « Поклонник вечной красоты».

Тютчев - гениальный лирик, певец природы. Он много о природе, которая, словно живое существо, дышит, чувствует и грустит в его стихах. Так хорошо ведомы поэту тайны природы.

Одно из лучших его стихотворений мы выучим сегодня наизусть.

- Прочитайте название стихотворения . (слайд 6)

«Зима недаром злится»

-Переверните страницу в учебнике. Найдите стихотворение.

- Как вы думаете, это стихотворение о зиме? (выслушиваю варианты ответов)

-Почему Зима злится?

-Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока.

Словарная работа (слайд 7)

- В стихотворении встретятся следующие слова, объясните их значение:

-Работает толковый словарь.

(я читаю слово-ученик-его значение)

Взбесилась - очень сильно разозлилась.

Наперекор - вопреки, противоположно тому, чего ожидали, хотели.

Пуще - ещё больше, сильнее.

Трезвон - звон во все колокола (обычно церковные). Праздничный трезвон.

Хлопочет - работает усердием.

-Переверните страницу в учебнике. Найдите стихотворение.Послушаем стихотворение в исполнении артиста театра и кино Олега Табакова.

Чтение стихотворения.(презентация)

(аудио, видеоклип)-Можно следить.

Беседа.

-Вам понравилось стихотворение?

-О чём в нём говорится ?

(В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне.)

-Какое настроение вызывает это стихотворение? (радостное)

-Стихотворение похоже на сказку?

(Да. Происходит столкновение времён года, оно представляется в виде сказочного сражения.)

( поэт-волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей. Поэтому их имена написаны с большой буквы.У поэта они и ведут себя как люди.)

-Что они делают? (ссорятся, дерутся)

-Сражаются-кто кого переборет. Такое бывает у людей? (да)

Слайд 8

- Зима и Весна оживают у поэта. Он наделяет их человеческими качествами.

-Вспомните, как называется литературный приём, когда происходит одушевление предметов явлений природы?

(Слайд 9)

Олицетворение - от слов творить лицо.

-Для чего использовал автор такой приём?

(чтобы стихотворение было более ярким, красочным, живым)

-Перечитайте стихотворение шёпотом и найдите слова-действия Зимы и Весны)

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

(караоке под музыку и видеоклип)

-А сейчас будем работать в парах.Возьмите карточку №2.

Работа в парах. (по карточкам)

-Вам нужно подчеркнуть слова,

1 вариант -характеризующие зиму.

2 вариант - характеризующие весну .

-Можете советоваться.

- На выполнение работы-1 минута.

Проверка самостоятельной работы.

- Прочитайте, какие слова вы выбрали для создания образа зимы,

-весны.

(слайд 10)

Весна

Кто? прекрасное дитя

Что делает?

Зима

Кто? злая ведьма

Что делает? стучится злится гонит (зиму) хлопочет хохочет ворчит шумит взбесилась умылася пустила румяней стала

прошла

-Слова какой части речи мы с вами выделяли при чтении? (глаголы)

- Какие это глаголы?

(Автор использует глаголы, противоположные по значению, по настроению и отношению к герою)

- Такое яркое противопоставление в литературе называется контрастом

(слайд 11)

- Тютчев в этом стихотворении использовал контраст для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.

Физкультминутка

-Немножко отдохнём.

Весна пришла! Встаём, друзья! (встают из-за парт)

Нас ждёт, торопит улица.

Шагаем дружно: ты и я (шагают на месте)

И не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят, (взмах руками)

Букашки пробудились. (потягиваются)

Деревья листьями шумят, (трясут кистями рук над головой)

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг (кружатся на месте)

И мы с тобою кружимся.

-Остановитесь. Делаем вдох-выдох.

-Садитесь. Продолжаем наш урок.

Работа над выразительностью.

-Подготовимся к выразительному чтению. Что значит прочитать стихотворение выразительно?

( Делать паузы там, где стоят знаки препинания, выделять голосом главные слова, определить темп чтения, тон).

-Возьмите карточку №3- текс стихотворения и карандаш. Сделаем пометки.

-На сколько частей разделили стихотворение? (на пять)

-Сколько продолжительных пауз? (четыре)

Анализ текста по частям. 1 часть.

- Прочитайте про себя первую часть стихотворения и скажите,

почему злится Зима.

- Зима злится, потому что прошла её пора.

-Как вы понимаете выражение «весна в окно стучится»?

(Это значит, что весна уже близко, скоро наступит.)

-Какие слова по - вашему, являются главными в этой части?(называют)

-Какую интонацию передать при чтении? (сердито)

-Прочитайте выразительно эту часть.(1 человек)

2 часть.

- Прочитайте вторую часть про себя. Как вы понимаете смысл слов «всё засуетилось»?

(Это значит, что всё оживает, движется, тает.)

- Значит, каким должен быть темп чтения этой части?

( Быстрый, передающий движение.)

-Какие слова здесь главные?

-Что передадите при чтении? (радость)

- Прочитайте выразительно вслух вторую часть.

3 часть.

-Прочитайте самостоятельно третью часть и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.

_Что делает Зима? (Хлопочет, ворчит)

-А весна?( хохочет, шумит.)

-Какие слова здесь главные?

( Эти слова и являются здесь главными.)

-А как шумит Весна?

( Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком.)

-Какую интонацию нужно передать при чтении этой части? (сначала недовольство, а потом с намешкой)

-Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения.

4 часть.

-Прочитайте четвёртую часть и выберите из текста слова,

доказывающие, что Зима так просто не уходит.

( Зима взбесилась.)

-Что означает это слово? 9силно разозлилась)

-Что она делает?

( Она посылает метель на землю. Зима воюет, дует холодом, сыплет

колючим снегом.)

- Слова «взбесилась», «пустила», «убегая» являются основными в

данной части.

- А как называет поэт Зиму?

( Поэт называет Зиму «ведьмой злой».)

-А как называет Весну?

( А Весну называет - «прекрасное дитя»).

-Какую интонацию нужно передать при чтении? (со злостью)

-Как автор оносится к Зиме? (осуждает за то, что она не хочет уходить)

-А к Весне он как относится? (ласково, как к ребёнку)

-Прочитайте выразительно четвёртую часть и не забудьте об отношении автора к героям.

5 часть.

- Прочитайте последнюю часть и ответьте на вопрос: как Весна

отреагировала на проказы Зимы?

( Весна не переживает и не обращает внимания, ей горя мало)

-В стихотворении есть слово «умылася» - это в данном случае

свойственно автору. А как бы сказали грамотно мы?

( Надо говорить «умылась».)

-Выберите нужную интонацию.(радостно, весело,беззаботно)

-Прочитайте выразительно 5-ую часть.

Выразительное чтение всего стихотворения.(слайд 13)

-А теперь, прочитайте выразительно всё стихотворение вслух.

- Сейчас один человек будет читать это стихотворение, а остальные будут оценивать чтение по следующим критериям:

(слайд12)

Критерии оценки:

1.Соблюдение пауз.

2.Простановка логических ударений.

3.Эмоциональность.

(2 человека)

-Кто из ребят сумел передать при чтении нужную интонацию и характер героев? (оценивают чтение)

-Оцените чтение.(ставят оценку, аргументируют)

Закрепление изученного.

Работа в группах.(задание в конвертах)

-А сейчас проверим, насколько внимательны и наблюдательны вы были на уроке. Будем работать в группах.

Дети, у которых на парте лежит голубой подснежник-лидеры групп.

Подойдите ко мне .

-Получите задание(в конвертах)

1 группа: восстановить последовательность событий в стихотворении

(на пяти карточках напечатаны вперемешку столбики стихотворения)

2 группа: выбрать из стихотворения слова, которые рифмуются

(слова в конверте вперемешку)

3руппа: собрать портрет Зимы.

4 группа: собрать портрет Весны.

5 группа: составить характеристику Зимы.

6 группа: составить характеристику Весны.

-Воспользуйтесь словами для справок.

-Но прежде, чем вы начнёте трудиться, давайте вспомним правила работы в группах.

( читают дети на полосках)

1. Вести себя спокойно.

2.Внимательно читать задание.

3.Говорить по очереди, не перебивая друг друга.

4. Придерживаться установленного времени.

5. Выбрать ученика, который представит результат работы.

-На выполнение работы вам даётся 2 минуты.

Проверка.

-Время на обсуждение закончилось.

-Слушаем представителя 1-ой группы.

- Вам надо было…..(читаю задание, представитель читает строфы по порядку)

….2 группа и т. д.

(Читают рифмы)

….3 и 4 группы.

-Взгляните на эти портреты. Кто из них Зима, а кто - Весна?

-Какие краски выбрал художник для портрета Зимы? (холодные тона)

-А для портрета Весны? (тёплые, яркие)

-Почему?

- Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?

(Весной пробуждается от зимнего сна природа, все вокруг оживает. Зима подходит к концу, она состарилась за время своего правления природой и жить ей осталось недолго.)

…5 и 6 группы.

-Какой вы представили Весну?

(читают)

Весна - это красивая девушка. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками.

-А какой вы представили Зиму?

-Зима - злая «ведьма», старая и некрасивая. Она летит по небу, её

белое платье развевается. И там, где она пролетает, - снег, метель. Вот - вот налетит на Весну.

-Кто победил в этом поединке?( Весна)

Беседа.

-Вернёмся к вопросу, который был вначале урока:

- О чём ж стихотворение: о Зиме или о Весне? (О Зиме и о Весне)

-Два главных героя. Два образа - два настроения.

-На чьей стороне симпатия автора?

(Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то, что она не уходит).

-Какое же время года, по-вашему, лучше?

-Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша.

-Посмотрите, как красива природа зимою, как мы радовались снегу, а у

Тютчева:

«Чародейкою зимою околдован лес стоит…»

Всему своё время-говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо.

Работа над картинами.

-Что помогло Тютчеву создать такую яркую картину смены времен года?

( Образные слова, прием олицетворения, контраста, сравнения, фантазия поэта, его литературный талант.)

-Какими способами еще может человек может в своем творчестве передать радостные чувства от прихода весны? С помощью чего?

( Художники рисуют картины с помощью кисти и красок, композиторы сочиняют музыку с помощью нот и инструмента)

- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.

-Я предлагаю вам познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками.

(Слайды 14, 15, 16)

Исаак Левитан «Март», « Большая вода», Алекссей Саврасов «Грачи прилетели», Архип Куинджи «Ранняя весна»

-Какую из картин вы бы подобрали для иллюстрации нашего стихотворения?

( Саврасова «Грачи прилетели»)

-Почему?

-Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела: поэт, композитор и художник своими произведениями призывают нас любить родную землю. Только любовь к прекрасному, бережное отношение к окружающей природе спасёт красоту.

-И пусть ваша жизнь с приходом весны станет интереснее, богаче. впечатлениями и наблюдениями.

- Замечательный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев в одном из стихотворений писал(слайд 17)

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык... VI. Рефлексия

-Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги.

-Сделайте открытие:

С какой целью написаны стихи, музыка и картины о весне?

(на карточке №4 соедините начало фразы с концом) слайд 18
Чтобы сообщить к красоте природы. Чтобы передать что пришла весна Чтобы привлечь внимание свою радость
-Итак, стихи, музыка и картины написаны с целью читает…….
Домашнее задание дифференцированно по желанию детей. Выберете домашнее задание по своему желанию. • Выучить стихотворение наизусть. • или сочинить свое стихотворение или рассказ о приходе весны. -Вам понравился наш урок?

- Оцените свою работу с помощью символов.

-Если урок полезный, заставил задуматься, прикрепите на лужайке подснежник

-Если на уроке было не интересно, скучно прикрепите на тучку снежинку.

Всем спасибо за работу!

© 2010-2022