Тема урока: Однокоренные слова

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Однокоренные слова

Предмет: русский язык

Класс: 4 «В»

Учитель: Лейнвебер Маргарита Федоровна

Педагогические цели

Создать условия для обучения составлению «Семьи слов» по аналогии с данным объектом, презентации учащимися своих достижений

Тип урока

Сообщение новых знаний

Планируемые результаты

(предметные)

Проявляют позитив эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимают значимость хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию; подбирают слова с заданной морфемой, находят корень в однокоренных словах, подбирают однокоренных слова к заданному слову

Личностные

результаты

Имеют мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

П.: осознают познавательную задачу, решают её; используют знаково-символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

Р.: планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха (неуспеха) и способы преодоления трудностей.

К.: участвуют в диалоге, общей беседе; оценивают мысли, советы, предложения других людей, разные мнения; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его

Основное

содержание темы, понятия и термины

Корень, слова, однокоренные слова, «дерево» слов; словообразовательный словарь, морфемный словарь

Образовательные ресурсы

Морфемный словарь, словообразовательный словарь

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальный.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Л - проверяют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II.Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный.

Сообщение учителя, беседа, инсценировка .

Инсценировка.

Учитель. Однажды встретились корень куста и корень слова.

- Здравствуй, я корень, а ты кто?

- Я тоже корень.

- Я в земле живу, а ты где живёшь?

- А я в словах живу.

- Ну какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!

- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

Учитель. Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, и такие от которых новые слова растить можно!

- Попробуйте объяснить, о чём у нас с вами разговор будет на уроке?

Слушают учителя; соотносят содержание инсценировки и учебный материал; отвечают на вопросы, формулируют тему урока и определяют цель деятельности на уроке

Р - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Фронтальный, ответы на вопросы

III. Сообщение новых знаний

Работа с учебником

Презентация теоретического материала Словесный.

Сообщение учителя, беседа, наблюдение

Групповая работа

Ученик-исследователь

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101). Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.

- Составьте предложение с любым словом, которое вы нашли на рисунке.

-Сделайте вывод: какие однокоренные слова вы использовали? Ответы по группам.

-Что общего в этих словах?

Слушают учителя, отвечают на вопросы; составляют предложения с выбранным словом.

Работают со схемами слов, подбирая к ним слова с аналогичной структурой .

Дети наблюдают и выявляют слова с общим корнем. Исследуют: какие слова называются однокоренными?

Пр. - отрабатывают умения выполнения разбора слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой.

Р. - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам, письмо

IV. Первичное закрепление

Фронтальная. Словесный.

Сообщение учителя, беседа Ученик-исследователь

- Выполните упр.3 нас.101 учебника - Ребята, нам нужно выполнить задания, они представлены в трёх блоках по уровню сложности. Сделайте выбор и приступайте к работе в группе.

Дети распеделяются по уровневым группам, выполняю дифференцированную работу: КРАСНЫЙ - выстроить цепочку слов, начать со слова из которого растёт слово и закончить ряд; ЖЁЛТЫЙ - исследовать цепочку слов «Найти лишнее слово, исключить из списка», выделить корень; ЗЕЛЁНЫЙ - выделить в словах главную, общую, неизменяемую часть слава.

Дети делают вывод по групповому заданию и общий вывод по теме. Слушают учителя, защищают свои исследовательские проекты, в отведённое учителем время комментируют представленные работы

Пр. - отрабатывают умения выполнения разбора слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой.

Р. - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Защита мини-проектов по группам

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

Ученик-исследователь

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л - выполняют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Правильное выполнение движений

. Творческое задание

  1. Проектная деятельность. Исследовательская лаборатория

Индивидуальная работа. Ученик-исследователь, учитель-исследователь.

-Исследование в группах прошло хорошо, новое задание для настоящих исследователей пришло и выполнить его необходимо индивидуально. Вам предложен текст. Выберите слова, часто повторяющиеся в тексте, сгруппируйте их, определяя корень слова, запишите в цепочку так, чтобы из первого слова выросло целое дерево слов. Изобразите на деревце, используя эти слова, приклеивая их клеем к иллюстрации, на которой изображено дерево.

Индивидуально работают по заданию. Дети делают вывод по индивидуальному заданию, осуществляют проверку и взаимопроверку и делают общий вывод по теме.

Пр. - отрабатывают умения выполнения разбора слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой.

Р. - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Защита индивидуальных проектов (заочно)

2.Защита классного проекта

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Ученик-исследователь, учитель-исследователь.

Слушают учителя, защищают свои исследовательские проекты, в отведённое учителем время комментируют представленные работы

К - приобретают опыт публичного выступления, оформления и представления своего исследования

Индивидуальный. Презентация проекта

3.Обсуждение проектов. Составление рейтинга

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа

- Итак, все проекты представлены. Предлагаю высказать своё мнение о том, что понравилось, что удивило, что показалось интересным. Пока звучат мнения слушателей, примите участие в составление рейтинга лучших 5 проектов.

Высказывают свои мнения о представленных проектах. Пишут на листочках по пять фамилий учащихся, чьи проекты наиболее понравились

К - размышляют, высказывают мнение, представляют и аргументируют свою позицию, приобретают опыт ведения корректного спора

Беседа по вопросам

IV. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

- Какая задача стояла перед нами?

- Удалось ли её решить?

-Какие знания и умения помогли нам?

- Кто справился с задачей?

- Кто испытывал затруднения? Почему?

Отвечают на вопросы учителя.

Р - открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция



© 2010-2022