- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема урока: Однокоренные слова
Тема урока: Однокоренные слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лейнвебер М.Ф. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Однокоренные слова
Предмет: русский язык
Класс: 4 «В»
Учитель: Лейнвебер Маргарита Федоровна
Педагогические цели
Создать условия для обучения составлению «Семьи слов» по аналогии с данным объектом, презентации учащимися своих достижений
Тип урока
Сообщение новых знаний
Планируемые результаты
(предметные)
Проявляют позитив эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимают значимость хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию; подбирают слова с заданной морфемой, находят корень в однокоренных словах, подбирают однокоренных слова к заданному слову
Личностные
результаты
Имеют мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
П.: осознают познавательную задачу, решают её; используют знаково-символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.
Р.: планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха (неуспеха) и способы преодоления трудностей.
К.: участвуют в диалоге, общей беседе; оценивают мысли, советы, предложения других людей, разные мнения; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его
Основное
содержание темы, понятия и термины
Корень, слова, однокоренные слова, «дерево» слов; словообразовательный словарь, морфемный словарь
Образовательные ресурсы
Морфемный словарь, словообразовательный словарь
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма контроля
Осуществляемые действия
Формируемые умения
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальный.
Словесный.
Слово учителя
Приветствует учащихся
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Л - проверяют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II.Постановка учебной задачи.
Фронтальная. Словесный.
Сообщение учителя, беседа, инсценировка .
Инсценировка.
Учитель. Однажды встретились корень куста и корень слова.
- Здравствуй, я корень, а ты кто?
- Я тоже корень.
- Я в земле живу, а ты где живёшь?
- А я в словах живу.
- Ну какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!
Учитель. Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, и такие от которых новые слова растить можно!
- Попробуйте объяснить, о чём у нас с вами разговор будет на уроке?
Слушают учителя; соотносят содержание инсценировки и учебный материал; отвечают на вопросы, формулируют тему урока и определяют цель деятельности на уроке
Р - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Фронтальный, ответы на вопросы
III. Сообщение новых знаний
Работа с учебником
Презентация теоретического материала Словесный.
Сообщение учителя, беседа, наблюдение
Групповая работа
Ученик-исследователь
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101). Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.
- Составьте предложение с любым словом, которое вы нашли на рисунке.
-Сделайте вывод: какие однокоренные слова вы использовали? Ответы по группам.
-Что общего в этих словах?
Слушают учителя, отвечают на вопросы; составляют предложения с выбранным словом.
Работают со схемами слов, подбирая к ним слова с аналогичной структурой .
Дети наблюдают и выявляют слова с общим корнем. Исследуют: какие слова называются однокоренными?
Пр. - отрабатывают умения выполнения разбора слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой.
Р. - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Беседа по вопросам, письмо
IV. Первичное закрепление
Фронтальная. Словесный.
Сообщение учителя, беседа Ученик-исследователь
- Выполните упр.3 нас.101 учебника - Ребята, нам нужно выполнить задания, они представлены в трёх блоках по уровню сложности. Сделайте выбор и приступайте к работе в группе.
Дети распеделяются по уровневым группам, выполняю дифференцированную работу: КРАСНЫЙ - выстроить цепочку слов, начать со слова из которого растёт слово и закончить ряд; ЖЁЛТЫЙ - исследовать цепочку слов «Найти лишнее слово, исключить из списка», выделить корень; ЗЕЛЁНЫЙ - выделить в словах главную, общую, неизменяемую часть слава.
Дети делают вывод по групповому заданию и общий вывод по теме. Слушают учителя, защищают свои исследовательские проекты, в отведённое учителем время комментируют представленные работы
Пр. - отрабатывают умения выполнения разбора слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой.
Р. - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Защита мини-проектов по группам
Физкультминутка
Коллективная.
Практический
Ученик-исследователь
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Л - выполняют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
Правильное выполнение движений
. Творческое задание
-
Проектная деятельность. Исследовательская лаборатория
Индивидуальная работа. Ученик-исследователь, учитель-исследователь.
-Исследование в группах прошло хорошо, новое задание для настоящих исследователей пришло и выполнить его необходимо индивидуально. Вам предложен текст. Выберите слова, часто повторяющиеся в тексте, сгруппируйте их, определяя корень слова, запишите в цепочку так, чтобы из первого слова выросло целое дерево слов. Изобразите на деревце, используя эти слова, приклеивая их клеем к иллюстрации, на которой изображено дерево.
Индивидуально работают по заданию. Дети делают вывод по индивидуальному заданию, осуществляют проверку и взаимопроверку и делают общий вывод по теме.
Пр. - отрабатывают умения выполнения разбора слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой.
Р. - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Защита индивидуальных проектов (заочно)
2.Защита классного проекта
Фронтальная.
Словесный,
практический.
Ученик-исследователь, учитель-исследователь.
Слушают учителя, защищают свои исследовательские проекты, в отведённое учителем время комментируют представленные работы
К - приобретают опыт публичного выступления, оформления и представления своего исследования
Индивидуальный. Презентация проекта
3.Обсуждение проектов. Составление рейтинга
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа
- Итак, все проекты представлены. Предлагаю высказать своё мнение о том, что понравилось, что удивило, что показалось интересным. Пока звучат мнения слушателей, примите участие в составление рейтинга лучших 5 проектов.
Высказывают свои мнения о представленных проектах. Пишут на листочках по пять фамилий учащихся, чьи проекты наиболее понравились
К - размышляют, высказывают мнение, представляют и аргументируют свою позицию, приобретают опыт ведения корректного спора
Беседа по вопросам
IV. Рефлексия
Фронтальная. Словесный. Беседа
- Какая задача стояла перед нами?
- Удалось ли её решить?
-Какие знания и умения помогли нам?
- Кто справился с задачей?
- Кто испытывал затруднения? Почему?
Отвечают на вопросы учителя.
Р - открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция