Урок русского языка Что такое корень слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Что такое корень слова?»



Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Задачи:

  1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников.
  2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с использованием ИКТ.
Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки со словами.
Планируемые результаты обучения: закрепить и систематизировать знания учащихся об однокоренных словах; развивать умения находить в тексте однокоренные слова и отличать их от слов с омонимичными корнями» уточнить понятие о корне, как главной части основы слова.
Основные понятия: корень слова, однокоренные слова, основа слова.
УМК «Школа России»: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 1 слайд

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака - из множества водяных капель, лес - из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова состоят из частей. Каждая часть вносит в слово свою «смыслиночку». Сегодня на уроке вспомним, как называется главная часть слова.
  1. Минутка чистописания
Кк Корень растения, корень зуба, корень слова
  1. Словарная работа. 2 слайд
Игра «Узнай слово» Кртфль, ркт, пгд, мбль, пмдр, пшнц, грц, чрнй, пндльнк.
- Какое слово лишнее? Почему?
  1. Самоопределение к деятельности.
1 слайд Задание «Четвёртый лишний»: Борьба, борец, бороться, воевать. Весельчак, веселый, радостный, веселье. Вражда, враг, противник, вражеский. Дорога, путь, подорожник, дорожный. - Как называются такие слова? Что у них общего? О какой части слова пойдет речь? - Сформулируйте тему урока. 3 слайд - Какие лексические значения имеет слово корень? Вспомните минутку чистописание. - Как называются слова в словосочетаниях? Омонимы.
  1. Работа по теме урока.
  1. Выполнение упражнений 130 коллективно, 131 самостоятельно
Проверка 4 слайд.
  1. Физкультминутка.

  1. Беседа
- Как вы думаете, сколько бывает родственных слов? 5 слайд - Оказывается, от большинства корней можно образовать несколько десятков слов, например, с корнем «чист» около 60, а с корнем «вод» можно найти больше ста. В наше время у некоторых слов «родственники» прибавляются. Например, у слова «луна» было совсем мало «родственников»: лунный, безлунный, лунатик. А в наше время появились еще слова: прилунился, луноход.
  1. Подбор однокоренных слов
Корень слова - главная, значимая часть. Родственные связи дарят корню власть. Выясни умело линию родства - однокоренные подбери слова. - Подберите однокоренные слова к каждому слову в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное. 6 слайд. Дым - … , … , … . Бег - … , … , … . Холод - … , … , … . Свет - … , … , … . Боль - … , … , … .
- Подберите и напишите однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его в однокоренных словах. гриб Урок русского языка Что такое корень слова тот, кто любит собирать гриб маленький гриб часть гриба под землей час Урок русского языка Что такое корень слова мастер по починке часов солдат, стоящий на посту вал Урок русского языка Что такое корень слова дорога через горный хребет остановка в пути снежные глыбы, которые обрушиваются с гор барабан Урок русского языка Что такое корень слова тот, кто играет на барабане бить, стучать в барабан маленький барабан
  1. Работа с фразеологизмами. 7 слайд.
Вырвать с корнем уничтожить Смотреть в корень обращать внимание на что-то самое важное В корне пресечь прекратить что-то в самом начале Краснеть до корней волос стало очень стыдно Врастать корнями жить где-то очень давно В корне неправильно совсем неверное решение 7.Рефлексия.
- Какая часть слова хранит лексическое значение однокоренных слов? - Ребята, какое «открытие» вы сделали сегодня на уроке? Что вам показалось наиболее интересным? А что показалось для вас самым трудным? - Оцените свою работу на уроке.
8. Итог урока. - Что такое корень слова? - Назовите признаки однокоренных слов.
9. Домашнее задание. Упражнение 132, правило на странице 75.
© 2010-2022