Разработка урока по окружающему миру в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 1-м классе на тему
«Донбасс - многонациональный край» разработала учитель начальных классов Горловской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 49

Полстяная Любовь Викторовна


Цель: воспитание гуманной личности в духе братства народов, интернационалистических убеждений;

создать условия для формирования представлений о Донбассе как многонациональном регионе.

Задачи:

Образовательные:

актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов Донбасса.

Развивающие:

развивать элементарную информационную грамотность;

развивать коммуникативные способности детей;

совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

Воспитательные:

воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;

прививать любовь к Родине, народу.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация к уроку; диск с песнями.

Орг. момент.

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

Работа над новым материалом.

Вводное слово

Поля, лиманы, перелески,
Осенний лес в багряном блеске,
Ручьев весенних перезвон,
И святость дедовских икон.
Донбасс, Донбасс, ты мой родной,
Я лучше места нет, не знаю.
Ты крылья шире расправляй,
Донбасс родной, мой дивный край.

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе

Рассказ учителя.

Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения ДОНецкий угольный БАССейн. В широком смысле Донбассом (Большой Донбасс) называют обширный регион, включающий в себя территории современных Донецкой и Луганской областей Украины, отдельные районы Днепропетровской области, и небольшую полосу Ростовской области РФ с городами Шахты и Миллерово. Но обычно под Донбассом имеют в виду территорию двух областей (Донецкую и Луганскую) с населением в 8 миллионов человек (Малый Донбасс). Слайд «Карта Донбасса»

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе Разработка урока по окружающему миру в 1 классе

- Каждое государство, республика, край, город имеют свои символы.

(Слайды с символами)

Донбасс. Большой и благодатный край. Располагаясь на юго-востоке Украины, Донецкая область занимает выгодное географическое положение: омывается водами Азовского моря, простираются живописные ландшафты Донецкого кряжа, богатые и красивые леса на берегах реки Северский Донец. Плодородные почвы позволяют выращивать на Донбассе пшеницу, рожь, подсолнечник, виноград, клубнику, малину, яблоки и вишни, сливы и груши, помидоры и огурцы. Главное наше богатство - уголь. (Можно использовать слайды презентации «Люблю тебя, родной Донбасс!» - 1 урок 2015 уч. год)
И все это делают люди с разными именами и национальностями, которые гордо называют себя донбассцами.

По подсчётам ДНР в Донецкой области проживают представители 133 национальностей из 134 по Украине. Наиболее многочисленными являются русские и украинцы, а также белорусы, молдаване, татары, армяне, азербайджанцы, евреи….. Каждый из народов имеет своеобразную историю заселения и культуру. Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Но «чтобы роду не было переводу», он должен жить много-много лет, даже столетий. В старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть: и песни, и вышивка, и доброе слово, - делают семью богатой.
А наша донбасская семья действительно богатая - на национальности.

Донбасс- это многонациональный край, соцветие многих культур. Мы не разделяем народы, тем более, не разделяем украинский и русский народы, до последнего времени у нас никогда не было проблем на национальной почве.

«Только с помощью культуры, только с помощью литературы, музыки, истории можно помочь людям лучше понять друг друга для того, чтобы жить в мире и благополучии" ( Владимир Путин).
В честь национального многообразия Донбасса 26 октября отмечается День Единения народов Донбасса.

Знакомство с понятиями: религия, обычаи и язык.

Сообщение учителя: одна из главных особенностей каждого народа - язык, на котором он говорит. В зыке народа отражается его история, традиции, творчества.

- А еще, ребята, у каждого народа есть своя религия. Более 1000 лет назад почти все люди не Земле верили в добрых и злых духов. Они считали, что весь окружающий мир населен многочисленными богами: солнца, воды, ветра:. Слово религия означает "благочестие, святыня". На Руси принята религия христианство. Построено много христианских храмов. Священная книга православных христиан - Библия. Православие самая распространенная религия среди народов Донбасса. Слайд «Православный храм»

Разработка урока по окружающему миру в 1 классеРазработка урока по окружающему миру в 1 классе

Среди татар, башкир, кабардинцев, чеченцев, азербайджанцев распространено мусульманство. Священная книга мусульман - Коран. Храм мусульман называется Мечеть. Слайд «Мечеть» Разработка урока по окружающему миру в 1 классе Разработка урока по окружающему миру в 1 классе

У евреев храм называется Синагога. Слайд « Синагога».

Разработка урока по окружающему миру в 1 классеРазработка урока по окружающему миру в 1 классе

Знакомство с национальными обычаями, традициями, костюмами

Интересные традиции славянских народов твоего края.

(Справка: Славянские народы.

Русские, украинцы и белорусы -народы, очень близкие между собой по генотипу, языку, культуре,общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и белорусов живет впределах своих исторически сложившихся этнических территорий. Но и в других государствах, различныхрегионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко составляют значительную часть их населения.

Народные традиции и обычаи веками соблюдаются как среди сельских жителей, так и среди горожан. К ним относятся и христианские, и языческие обряды, пришедшие в современную жизнь с древних веков.

Христианство дало народу Пасху и Рождество, язычество сказывается в народных праздниках Ивана Купалы и Масленицы. Рождественские колядки и свадебные обычаи также крепко вошли в современную жизнь.

Традиции соблюдаются во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи и красят яйца. Не только верующие, но и люди, далекие от религии, участвуют в этом обряде. Ночью все собирают пасхи и крашеные яйца в корзины, берут всякую снедь, наготовленную к празднику, и несут в церковь. Священник ходит с ведром и веником, и, брызгая святой водой на снедь и прихожан, произносит: «Христос воскресе!», а все люди вторят ему: «Истинно воскресе!». Это означает радость от воскресения Христова, которое и празднуется в этот день. Затем все идут «разговляться», то есть вкушать скоромную пищу, которую нельзя было есть в течение всего Поста.

Зимой традиции русского народа особо проявляются в праздновании Рождества Христова. Особо интересны колядки, которые устраиваются в ночь на 7 января. Люди ходят по домам, поют песни (колядки), за это их хозяева благодарят и угощают. Особенно любят эту традицию дети.

- Кто из вас знает колядки? (На русском и украинском языках)

Традиции интересны в праздновании Нового года - любимейшего праздника
всех, начиная от мала до велика. У детей радость и предвкушение праздника начинается еще за неделю до наступления Нового года - в день св.Николая Чудотворца, а крестники на Рождество носят так называемую «вечерю» к своим крестным. В платок заворачиваются калачи, складываются гостинцы, и ребенок идет в гости - несет угощение к своим крестным родителям. Те в ответ его угощают и дарят подарки.

Очень красив обряд церковного венчания, который, чтя обычаи, совершают после бракосочетания молодожены. Считается, что после проведения венчания, когда Господь освятит их отношения, и молодые будут жить счастливо под покровительством небесных сил. Перед венчанием жених «выкупает» невесту у родных, проходя массу испытаний, которые устраивают ему подружки невесты. Когда молодые после венчания приезжают домой, по традиции, их на пороге встречают родители с хлебом и солью, желая им счастья и долголетия.
Традиции славянского народа нашли интересное проявление в праздновании Ивана Купалы. Это отголосок языческих обрядов, так любимый в народе. В этот день по вечерам устраиваются танцы и пляски, прыгают через костер.
Не менее любима в народе Масленица. В течение всей недели, люди пекут блины, угощают друг друга, катаются на санях и устраивают кулачные бои. Это последняя неделя веселья и разгула, потому что за ней идет Великий Пост. (Сопровождать слайдами с народными гуляньями)

Физкультминутка: «Дружба - это не работа!!!»

- Говорят, что в песне, танце, одежде - раскрывается душа народа. (Слайды «Национальные костюмы народов Донбасса»)

Разработка урока по окружающему миру в 1 классеРазработка урока по окружающему миру в 1 классе

Разработка урока по окружающему миру в 1 классеРазработка урока по окружающему миру в 1 классе

Разработка урока по окружающему миру в 1 классеРазработка урока по окружающему миру в 1 классе

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе Разработка урока по окружающему миру в 1 классе
- Сейчас мы полюбуемся с Вами, как исполняет Кубанский казачий хор песню - танец «Трава моя, трава», а вы, ребята, обратите внимание на одежду артистов. (Звучит песня в исполнении Кубанского казачьего хора).
- Вы, конечно, обратили внимание, что поют песню по-русски, а танцуют по-кавказски. Это происходит потому, что каждый народ, населяющий наш край делится красивыми мелодиями своих песен, движениями танцев, деталями одежды. Одежда, удобная, яркая, красочная, нарядная, украшенная вышивкой.
На хуторе нашем вишневом
У чистой криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.
И те становые цветочки,
Как щедрого лета молва,
Шитьём украшают сорочки,
Подолы рубах, рукава. И. Варавва.
- Долгими зимними вечерами девушки украшали вышивкой одежду. Вышивать крестиком сложно: надо не только подобрать оттенки ниток, но и внимательно считать клеточки. Вот и мы сейчас будем внимательно считать клеточки, а вместо иголки и ниток нам будут помогать фломастеры и гелевые ручки. (Учащиеся выполняют работу: раскраски народных костюмов).
Рефлексия.

-Я думаю….
- Меня удивило…
- Я почувствовал….
Подведем итоги.
- В семье мы дружим с родными и близкими, в классе дружим с одноклассниками, с соседями по дому дружим. Значит, в крае мы тоже должны жить дружной семьёй. А закончу урок я такими словами: Дружба народов - не просто слова, Дружба народов - навеки жива, Дружба народов - счастливые дети, Колос на ниве и сила в расцвете. Чутким сердцем и мудрой рукою Нам великая дружба дана. И живут неразрывной семьею Все народы и все племена! - Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину


© 2010-2022