Урок по русскому языку для 2 класса «Глагол. Общее понятие» Программа Л. В. Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку для 2 класса «Глагол. Общее понятие» Программа Л.В.ЗанковаУрок по русскому языку для 2 класса «Глагол. Общее понятие» Программа Л.В.ЗанковаУрок по русскому языку для 2 класса «Глагол. Общее понятие» Программа Л.В.Занкова

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема : Глагол. Общее понятие.

1.ФИО (полностью)

Растова Любовь Сергеевна

2.Место работы

МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1 »

3.Должность

Учитель начальных классов

4.Предмет

Русский язык

5.Класс

2

6.Тема и номер урока в теме

Глагол.

Общее понятие. 1 урок

7.Базовый учебник

А.В.Полякова «Русский язык» 2 класс

Москва «Просвещение» 2012

8.Цель урока: создать условия для формирования грамматического понятия «глагол»; ознакомить с лексическим значением глаголов и их ролью в речи.

9.Задачи:

-образовательные:

  • актуализировать знания обучающихся о грамматическом понятии «глагол»;
  • развивать у обучающихся умение находить глаголы среди других частей речи.
  • уточнить представления обучающихся о функции глаголов в речи.

-развивающие:

  • развивать у обучающихся умения строить произвольное речевое высказывание в устной форме;
  • развивать у обучающихся умение осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, из учебника, из Интернета);
  • развивать познавательный интерес учащихся, применяя игровые ситуации.

-воспитательные:

  • воспитывать умение слушать собеседника, согласовывать свои действия с партнёром;
  • формировать умение вступать в коллективное учебное сотрудничество;
  • воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

10.Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков

11.Метод: Частично - поисковый

12.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

13.Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: учиться формировать самооценку готовности к уроку.

Организационный момент.

-Дети, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением (ребята поднимают эмблемы настроения, см. Приложение 1)

-А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?

(весёлый)

-Создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату.

Личностные УУД:

Самооценка готовности к уроку.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные УУД:

Учебно -познавательный интерес, организация рабочего места.

II.Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи.

Цель: актуализировать знания обучающихся о глаголе.

Словарно-орфографическая работа.







Слайд 1

а л е о б р г

-Прочитайте записанные буквы.

-Какое слово рассыпалось? (берлога)

-Запишите это слово. Поставьте в нём ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание? (На правописание непроверяемой безударной гласной е)

-Подчеркните букву е. Её надо запомнить.

-Кто живёт в берлоге? (медведь)

Слайд 2 (картинка)

-Запишите слово медведь.

Поставьте в нём ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание? (На правописание безударной гласной е)

-Ребята, а кто знает, почему так назвали медведя?

Это интересно

-Послушайте, какую информацию об этом слове Алёшина Анжелика нашла в Интернете.

Медведь. У греков, да и у многих других народов, медведь именовался арктос , что означало ужасный.

Медведь был самым грозным противником человека в европейских лесах. Его опасались больше, чем любого другого зверя. Древние люди считали, что если изменить имя, то изменится и характер животного.

Страшное имя арктос они заменили очень удачным, безобидным словом медоед. Медведь - «едящий мёд»

-Что интересного и полезного вы узнали из этого сообщения?

-А где ещё можно найти информацию о животных?

(показываю книги)

-Составьте предложение со словами медведь и берлога.

( Медведь спит в берлоге.)

-Запишите предложение.

Укажите части речи.

Проверка.

-Какой частью речи является слово спит?

-А может это тоже имя существительное? Докажите.

(Спит - это глагол)

-Что вы можете рассказать о существительных?

-А о глаголе?

-Ребята, у вас в тетради на полях нарисована ёлочка.

- На какой веточке находятся наши знания о глаоле? (на нижней)

- Почему?

( Мы о глаголе ничего не знаем)

- Напишите букву Г на нижней веточке карандашом.

-О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

- Чему мы должны научиться?

Личностные УУД:

Ценностное отношение к умению видеть и признавать свои ошибки.

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, обобщение.

Осознанное построение речевого высказывания.

Подведение под понятие.

Извлечение необходимой информации из текстов.

РегулятивныеУУД:

Целеполагание.

Метапредметные УУД:

Владение правильной речью.

Знания об окружающем мире.

Предметные УУД:

Знания о глаголе как части речи.





III.Открытие нового знания.

Цель: создать условия для формирования грамматического понятия «глагол»




-Ребята, а как вы находите имена существительные? Что вам помогает? (алгоритм)

Значит, нужен алгоритм нахождения глагола.

-Попробуем составить его все вместе.

Слайд 3

Игра «Лишнее слово».

-Выписать из каждой строчки лишнее слово.

снег зима идёт дождь

прыгают игра мяч кукла

загадки бежит дети книги

-Какие слова записали? (Идёт, прыгают, бежит)

-Что можно сказать о записанных словах? (Это глаголы)

-Кто может изобразить эти слова?

-Что они обозначают? (действие предмета)

На какие вопросы отвечают?

-Составьте на своих листочках алгоритм нахождения глагола.

Алгоритм нахождения глагола.

1)Обозначает действие предмета.

2)Отвечает на вопросы что делает? что сделает?

-Проверьте себя.

Слайд 4 (алгоритм)

-Что же такое глагол? Какой вывод можно сделать?

(Глагол-это слово (часть речи), которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?»

Слайд 5 (вывод)

Личностные УУД:

Умение удерживать учебную задачу.

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Подведение под понятие.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения.

Метапредметные УУД:

Знания о группах слов.

Умение вести диалог.

Предметные УУД:

Находить слова, обозначающие действия предметов; определять у глаголов значение, начальную форму.

IV. Первичное закрепление УУД.

Цель: учится находить глаголы среди других частей речи.

Распознавание глаголов среди других частей речи.

Поучимся находить глаголы в текстах.

-Я буду читать стихотворение, а вам нужно хлопать в ладоши, когда я буду называть глаголы

У меня друзей немало,

Но я их всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Варя варит,

Валя валит,

Света светит,

Катя катит,

Соня спит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню -

Подрисую что-нибудь.

-Как узнавали глаголы?

Что же такое глагол?

-Прочитаем правило в учебнике на стр. 5

-Дома его надо выучить.

Личностные УУД:

Ценностное отношение к умению выбирать действия по достижению цели.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие.

Установление причинно-следственных связей.

Выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Метапредметные УУД:

Умение работать самостоятельно.

Физминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

-Вы долго сидели. И чтобы снять усталость и напряжение, выполним упражнения.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки - плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

- Что мы сейчас выполняли? (действия)

-Как называются слова, которые обозначают действия в грамматике?

Личностные УУД:

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

V. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: сформировать умение применять полученные знания на практике.



Наблюдение над ролью глаголов в предложении.

-Найдите в учебнике упр. 3, прочитайте задание.

-Что нужно сделать? (прочитать )

-Какое сравнение есть в этом упражнении?

-Что ещё нужно сделать?

(списать и указать слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делают?

-Списывайте.

-Слова нужно подчеркнуть одной чертой.

Работаете в паре. Используйте алгоритм.

Проверка.

- Какие слова вы сейчас подчёркивали? (глаголы)

- Проверьте, правильно ли вы подчеркнули глаголы.

Слайд 6

улыбнулись

растрепали

шелестят

горят

-Как вы думаете, для чего в речи нужны глаголы?

-Прочитайте это стихотворение, не называя слов, отвечающих на вопрос что делают?

-Что заметили? (Предложения непонятные, в них нет никакого смысла)

-Для чего нужны в речи глаголы? Сделайте свой вывод.

-Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока про медведя. Разберите его по членам предложения.

-Каким членом предложения является «глагол»? (сказуемым)

-Да, ребята, глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым.

- Работаем в группах.

1 ряд-первая группа, 2 ряд-вторая группа, 3 ряд-третья группа. (см. Приложение 2)

-Передаёте листочек и каждый из вас должен написать вместо точек одно слово. Читаете существительное и пишите рядом: 1 ряд: что делают этими предметами, 2 ряд: как эти животные голос подают, 3 ряд: как эти животные передвигаются.

Проверка.

-Передаёте листочек назад, и каждый из вас читает своё словосочетание.

-Какие слова добавляли? (глаголы)

-Что обозначают эти слова?

-На какие вопросы они отвечают?

Личностные УУД:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные УУД:

Выполнение действий по алгоритму.

Установление аналогий и причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Готовность слушать собеседника, признавать возможность различных точек зрения.

Предметные УУД:

Применение новых знаний в жизненных ситуациях.

VI.Итог урока. Рефлексия.

Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.





Самооценка

- Подведём итог нашего урока.

- Какова была цель урока? (учиться находить глаголы)

- Какие знания мы открыли? (узнали, что глагол обозначает действие предмета, отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?»; в предложении бывает сказуемым)

- Научились мы находить глаголы среди других частей речи?

-На какой веточке у нашей ёлочки мы поставим букву Г? (на средней веточке)

- Сотрите букву Г на нижней веточке и напишите её на средней веточке.

- Всем ли было легко?

- Надо ли ещё потренироваться в нахождении глаголов?

- Дома потренируетесь.

Задания по выбору.

Упр.6 в учебнике или

Придумать и записать 5-7 глаголов на тему «Что я делаю в школе?»

-А теперь оцените свою работу на уроке.

- Если было легко на уроке, то нарисуйте в тетради зеленый круг, если иногда встречались трудности - то желтый, если не понял тему урока - то красный.

Личностные УУД:

Самооценка на основе критерия успешности.

Познавательные УУД:

Рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные УУД:

Формулирование и аргументация своего мнения.

Приложения

Приложение 1.

Приложение 2 Работа в группах

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Ответьте: что делают этими предметами?

Кто как голос подает? Что делает?

Кто как передвигается? Что делают?

Лопатой

Карандашом

Ножницами

Молотком

Топором

Утюгом

Ручкой

Ножом

Ложкой


Копают


Лев

Кошка

Собака

Соловей

Рыба

Лошадь

Корова

Воробей

Медведь

Волк

Рычит

Птицы, бабочки…

Рыбы, дельфины…

Змеи, ящерицы…

Кузнечики…

Гуси, утки…

Лягушки…

Урок по русскому языку для 2 класса «Глагол. Общее понятие» Программа Л.В.Занкова


© 2010-2022