Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г. Морозовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5 г. Морозовска»




«Утверждаю»



Директор МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска»



Приказ от _______________________ № ____



___________________/Л.Н.Мухортова/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для 3 класса НОО на 2015-2016 учебный год по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Количество часов - 34 часа

Учитель: Лукаш Татьяна Владимировна

Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству. Начальная школа (издательство «Просвещение», 2011 г.), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по начальной школе (2009 г.).

Пояснительная записка

Учебный план МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска» для начального общего образования на 2015-2016 учебный год составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Законы:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ

  2. Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Программы:

  1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)

  2. Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска» начального общего образования в рамках реализации ФГОС.

Постановления:

1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)

3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»

Приказы:

1. Приказ МО РФ от 05.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

2. Приказ МО Ростовской области от 03.06.2010 №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»

3. Приказ Минобрнауки от 29.12.2014 №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4.Приказ МО РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»

5. Приказ МО РФ от 22.09.2011 №2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»

6.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования»

7.Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

8.Приказ МО Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2015-2016 учебный год»

9. Приказ МО РФ от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»

Распоряжения:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

Письма:

1.Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

2.Письмо Департамента общего образования МО РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

3.Письмо МО РФ от 09.02.2012 №102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - Уставом МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска»

Цели курса: развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности
Задачи курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

  • приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

  • развитие воображения, образного мышления пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-

прикладных, архитектуре и дизайне их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.


Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

-формирование основ гражданственности;

-формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

-развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

-развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно календарному учебному графику МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска» предмет «Изобразительное искусство» реализуется в объёме

34 часа из расчёта 1 час в неделю.


Содержание учебного предмета

Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры.

Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет».

Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.

Декоративная работа

Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами.

Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок.

Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

Лепка

Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека - «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. п.

Беседы проводятся в процессе занятий.


Тематическое планирование № Раздел программы

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

предметные

метапредметные 1

Учись рисовать (16ч)

Форма, конструкция и пропорции.

Геометрические тела и предметы

Объём предметов

Осенний натюрморт

Колорит в живописи

Композиция.

Осенние листья.

Наброски и зарисовки

Осенние цветы

Рисование с натуры и рисование по памяти. Осень в лесу

Растительные формы

Осенняя веточка клёна

Насекомые. Жуки и стрекозы

Звери и птицы. Рисование дятла

Аппликация. Золотая осень

Иллюстрация к сказке П. Ершова

«Конёк-горбунок»

Рисование на тему: «Поздняя осень»

Декоративная работа. Роспись деревянной игрушки из Полхова-Майдана. Грибок


Понимать, что в основе своего строения каждый предмет имеет конкретное геометрическое тело

Показать цветовую окраску осенних листьев деревьев и кустарников

Наблюдать за расположением листьев и плодов на ветке

Наблюдать и передавать форму предметов

Изображать зверей и птиц в движении, передавать их пропорции, строение

Выполнять аппликацию по инструкции и образцу

Освоить элементарные приёмы иллюстрирования литературного произведения: сюжет, композиция

Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи

Передать характер животного, индивидуальность

Выполнять аппликацию из ткани по собственному замыслу

Передавать объём предметов на плоскости с помощью перспективы, светотени, цвета, штрихов карандаша и мазков кисти

Использовать тёплые и холодные цвета для передачи состояния и настроения художника и природы

Наблюдать и располагать предметы в единое целое

Наблюдать и передавать форму предметов

Знать, что такое цветовой круг. Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета .Уметь рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры .

Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.

Использовать различные возможности живописи для передачи собственного замысла в сюжетной композиции. Проговаривать последовательность действий на уроке.(Р) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.(П)

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства(К)

Учиться работать по предложенному учителем плану.(Р)

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам)(П)

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.(К)

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.(К)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.(П)

2

Волшебный мир (18ч)

Виды изо. Живопись.

Зимняя картина

Виды изо. Живопись.

Иллюстрация к сказке

Виды изо. Скульптура

Лепка филимоновской игрушки

Виды изо. Архитектура.

Мой дом

Виды изо. Архитектура.

Мой дом

Моя Родина-Россия.

Родные просторы.

Москва. Старинные города России Улица моего города

Тема матери в творчестве художников. Портрет мамы

Аппликация. Весеннее дерево

Рисование на тему: «Признаки весны»

Тема труда в изобразительном искусстве. Труд людей весной.

Родная природа. Первые цветы

Природные явления

Облака

Красота моря

Иллюстрация к русским народным сказкам

Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. Узоры Хохломы.

Передавать красоту зимнего пейзажа, состояние зимнего дня

Использовать особенности графики при выполнении иллюстрации.

Чувствовать гармоничное сочетание цветов, силуэтов архитектуры, изящество их форм, очертаний

Наблюдать как прекрасно передают образ нашей Родины выдающиеся художники

Наблюдать за изображением городских пейзажей в разные времена в картинах художников

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.

Выражать своё отношение к труду и быту русского народа

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы

Выполнять иллюстрации к русским народным сказкам

Применять простейшие приёмы народной кистевой росписи

Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи.

Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать её от других народных промыслов.

Чувствовать гармоничное сочетание цветов, силуэтов архитектуры, изящество их форм, очертаний

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.(Р)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уро-ке.(П)

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.(К)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.(П)

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства(К)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности


Раздел 1. Учись рисовать 16ч

1.

04.09

Мой прекрасный сад.

Использовать тёплые и холодные цвета для передачи состояния и настроения художника и природы.

2.

11.09

Летние травы.

Передавать объём предметов на плоскости с помощью перспективы, светотени, цвета, штрихов карандаша и мазков кисти.

3.

18.09

Прощание с летом.

Передавать объём предметов на плоскости с помощью перспективы, светотени, цвета, штрихов карандаша и мазков кисти.

4.

25.09

Дивный сад на подносах.

Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи.

5.

02.10

Осенние фантазии.

Выполнять пластилином декоративные элементы народной росписи.

6.

09.10

Линии и пространство.

Понимать, что в основе своего строения каждый предмет имеет конкретное геометрическое тело.

7.

16.10

Портрет красавицы осени.

Наблюдать за расположением листьев и плодов на ветке.

8.

23.10

Дорогие сердцу места.

Наблюдать как прекрасно передают образ нашей Родины выдающиеся художники.

9.

30.10

Машины на службе человека.

Наблюдать и передавать форму предметов.

10.

13.11

Труд людей осенью.

Выражать своё отношение к труду и быту русского народа.

11.

19.11

Животные.

Передать характер животного, индивидуальность.

12.

27.11

Животные.

Передать пластилином характер животного, индивидуальность.

13.

04.12

Животные на страницах книг.

Изображать зверей и птиц в движении, передавать их пропорции, строение.

14.

11.12

Где живут сказочные герои.

Чувствовать гармоничное сочетание цветов, силуэтов архитектуры, изящество их форм, очертаний.

15.

18.12

Сказочные кони.

Передать характер животного, индивидуальность.

16.

25.12

По дорогам сказки.

Использовать различные возможности живописи для передачи собственного замысла в сюжетной композиции.


Раздел 2. Волшебный мир 18ч

17.

15.01

Дорогая моя столица.

Наблюдать за изображением городских пейзажей в разные времена в картинах художников.

18.

22.01

Звери и птицы в городе.

Изображать зверей и птиц в движении, передавать их пропорции, строение.

19.

29.01

«Видит терем расписной».

Выполнять пластилином декоративные элементы народной росписи.

20.

05.02

Создаём декорации.

Наблюдать и передавать форму предметов.

21.

12.02

Великие полководцы России.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние человека.

22.

19.02

Красота в умелых руках.

Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи.

23.

26.02

Самая любимая.

Показать в рисунке своё отношение к маме.

24.

04.03

Подарок маме - открытка.

Выполнять аппликацию по инструкции и образцу.

25.

11.03

Забота человека о животных.

Передать характер животного, индивидуальность.

26.

18.03

Полёт на другую планету.

Передавать с помощью цвета космическое пространство.

27.

01.03

Головной убор русской красавицы.

Чувствовать гармоничное сочетание цветов, силуэтов , изящество форм, очертаний.

28.

08.04

Сказки А.С.Пушкина.

Освоить элементарные приёмы иллюстрирования литературного произведения: сюжет, композиция.

29.

15.04

Сказки А.С.Пушкина.

Освоить элементарные приёмы иллюстрирования литературного произведения: сюжет, композиция.

30.

22.04

Весенняя веточка.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.

31.

29.04

Праздничный салют.

Наблюдать и передавать форму предметов.

32.

06.05

Красота моря.

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы.

33.

13.05

Родная природа. Облака.

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы.

34.

20.05

«Пусть всегда будет солнце».

Наблюдать как прекрасно передают образ нашей Родины выдающиеся художники.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса:

1.Учебник: Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2.Альбом для рисования, акварельные краски

Технические средства

- Мобильный компьютерный класс для начальной школы..

- Интерактивный комплект.

Ресурсы Интернета:

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

school-collection.edu.ru,

- Детские электронные презентации: viki.rdf.ru/

- Учительский портал: uchportal.ru/

- Методический центр: numi.ru/

- nachalka.com/

- zavuch.info/

- 1september.ru

- festival.1september.ru и другие.

Результаты освоения учебного курса и системы их оценки

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения курса:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Обучающиеся научатся:

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер

различных произведений;

• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

• рисования цветными карандашами;

• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения декоративного панно из природных материалов;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);

• работой гуашевыми красками;

• постановки и оформления кукольного спектакля.

Обучающиеся получат возможность научиться:

1. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (хохломская роспись).

2. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).

3. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.


Система оценки индивидуальных достижений обучающихся

Оценивание индивидуальных достижений учащихся гимназии осуществляется на основании локального акта «Системаоценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов» приказ №1 от 30.08.2013г.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ гимназии №5

От_______ 2015г.№___

________ /_________________/

Подпись члена МС


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


_________ / ________________/

___ _________________2015г


© 2010-2022