- Преподавателю
- Начальные классы
- "Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [п], [п`]; буквы П, п. "
"Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [п], [п`]; буквы П, п. "
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федоровская С.А. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя России Шерстянникова А.Н.
Усть - Кутского муниципального образования.
Урок обучения грамоте на тему
«Согласные звуки [п], [п`]; буквы П,п.
Слова отвечающие на вопрос «Кто?» и « Что?»».
в 1 классе.
Автор разработки:
Федоровская Светлана Александровна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №6.
2012год
г. Усть- Кут.
Пояснительная записка.
Номинация конкурса- игровые уроки.
Тема урока: Согласные звуки [п], [п`]; буквы П,п.
Слова отвечающие на вопрос «Кто?» и « Что?».
Тип урока: изучения нового материала
Цель: Познакомить с новыми согласными звуками [п], [п`], буквами П,п.
При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:
Образовательная:
1.Познакомить со словами отвечающие на вопрос «Кто?» и « Что?».
Развивающая:1
1. Формировать умения выделять звуки в речи, определять место звука в слове.
2.Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения.
3. Развивать у учащихся навыки исследовательских умений и навыков.
4 Развивать речь, память, внимание, фонематический слух.
5. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.
Воспитывающая:
1.Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг другу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Урок изучения нового материала.
На уроке были использованы следующие методы обучения :
частично- поисковый с элементами исследовательского;
технологии- компьютерная, тестовая, групповая, игровая, здоровье-сберегающая.
Уровень формирования знаний достигался благодаря использованию следующих принципов обучения:
-
логичности подачи материала
-
доступности, опоры на ранее изученный материал
-
наглядности обучения ( презентация)
-
принцип прочности результатов обучения и развития познавательной деятельности.
На уроке сочетаются следующие формы работ: коллективная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Этапы урока:
1. Организационный момент ( 1мин).
2. Актуализация изученных знаний (5 мин).
3. Самоопределение к деятельности(5 мин).
4.Физминутка(2мин)
5. Изучение и первичное закрепление новых знаний( 18мин .)
6. Подведение итога урока( 2 мин).
7. Рефлексия ( 2мин).
На протяжении всего урока была обратная связь на уроке сочеталась фронтальная работа с групповой, работа в парах.
Смена видов деятельности способствовала сохранить и развить продуктивную мотивацию учения и настроения на протяжении всего урока.
Здоровье- сберегающие технологии реализованы благодаря физминутке и подвижной игре и тёплому эмоциональному настроению.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка , взаимопроверка выполненной работы в парах.
Этапы урока все взаимосвязаны, переходят из одной в другой , логически последовательны. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса.
Презентация выполнена в программе Microsoft Pоwer Point режим показа последовательный , управляемый пользователем. Презентация состоит из 14 слайдов. Смена слайдов по щелчку.
№ слайда
Назначение
1
Титульный.
2-3
Герои Простоквашино
4
Почтальон Печкин
5
Задание от Матроскина.
6
Задание от дяди Фёдора.
7
Цели урока.
8
Угощение Печкину.
9-12
Загадки от Шарика.
13-14
Буквы П.п, слоги с буквой п.
15
Задание от Галчонка
16
Итог урока.
Расчётное время реализации урока- 35 минут
Ход урока.
І. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок у нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Сели ровно, спинки прямо.
Вижу, класс наш, хоть куда
И урок начать пора.
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в Простоквашино искать клад. По дороге мы будем встречать жителей Простоквашино и выполнять их задания.(Сл.-2)
Учитель: В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Мальчик, пёс и кот -
Ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой -
Знаем мы из книжки,
Но надёжнее друзей
Нету у мальчишки.
Учитель: Ребята, вы узнали жителей Простоквашино. Но здесь нет ещё одного. Давайте узнаем, кто это?
Кто ворчит и почту носит?
Иногда приходит в гости
С целым ворохом газет.
Догадались или нет?
(Это Печкин, почтальон.
Кто из вас с ним не знаком?)(Сл-4)
ІІ. Актуализация изученных знаний.)
Учитель:Первый житель - Матроскин. Выполним его задания.(Сл- 5)
1)Чтение букв звуками
Улица «Гласных» А О У Е Ы
Учитель: Какая буква лишняя?
Дети:( Е - обозначает мягкость согласных звуков. Может обозначать два звука; Ы - бывает только строчная);
Улица «Согласных» Н С И К Т
Учитель:- Какая буква лишняя?
Дети: (и - гласный звук)
2) Чтение слов
аист
оса
кот
сито
сок
сук
куст
у Нины
у Тони
у Ани
у Насти
Учитель: Повторите, как пищат птенцы?
Дети: Пи- пи- пи!
Учитель: Какой звук слышим в начале слова?
Дети: ( Звук [п`] )
Учитель: Сформулируйте тему урока?
Дети: Звуки [п] ) , [ п`] и буквы П,п
Учитель:Попробуйте , сформулировать цели нашего урока.
Познакомиться с ….. ( с новыми звуками , буквами которые их обозначают)
Учиться отличать…. ( новые звуки от других звуков речи, определять их местоположение в словах)
Учиться…. ( читать слова, предложения с новой буквой)
ІV. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
- Печкин предлагает вам побывать в роли исследователей.
1. Исследование слов ( работа в парах)
Исследуйте слова Почтальон и пёс, выделите первый звук в словах, дайте ему характеристику.
Поделитесь своими открытиями
[п] - согласный, твёрдый, глухой.
[п`] - согласный, мягкий, глухой).
-Какой вопрос можно поставить к слову Почтальон? (Кто?)
-Почему?
- Какой можно поставить вопрос к слову пёс? (Кто)
- К каким словам мы ставим вопрос «Кто?», «Что?».( На вопрос «Кто?»-отвечают слова, обозначающие одушевлённые существа. На вопрос «Что?»- слова, обозначающие неодушевлённые предметы.)
2. Упражнение в определение звука в словах.
Определите, есть ли в слове звук [п] ) , [ п`] в слове.
- Да- встать, нет - присесть.
Пингвин, ручка, палка, арбуз, пирожок, бублик, апельсин.
Мы приготовили для Печкина угощение. Найдите в каких словах есть звук п] ) , [ п`] ( апельсин, груша, яблоко, бананы, пирожки, печенье.)
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие угощение?( Что?)
3. Определение местоположения звука в словах.
- Печкин предлагает отгадать Шарику загадки
В отгадке узнай, где стоит изучаемый звук. На какой вопрос отвечает?
- Зубастый зверёк
Грызёт со свистом дубок (пила.)
-Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычи ждёт. ( паук.)
- (лопата.
Вперевалку шёл со льдин
К нам на утренник … ( пингвин.)
-Назвать слова, отвечающие на вопрос « Кто?».( паук, пингвин)
-Назвать слова, отвечающие на вопрос «Что?».( пила, лопата)
4.Знакомство с буквами П,п.
На что похожа буква П.
5.Прочесть слоги, слова.
ап
па
парус
оп
по
пони
уп
пу
парк
ып
пе
пенал
ип
пи
пила
-Прочитайте слоги, слова, где звук «п»- мягкий. ( пе,пи, пилка, пенал.)
-Какое слово лишнее в 3 столбике?( пони- одуш,)
6. Чтение текста « Покупка» и работа над содержанием.
-Что купил папа Пете?
-Что есть у Веры?
- Кому купили кисти и краски?
- Назовите слова, отвечающие на вопрос «Что?»
- Назовите слова, отвечающие на вопрос « Кто?»
И в заключение Печкин предлагает вам ответить на вопросы теста.
-Звук «п»- гласный? (нет)
-Звук «п»- согласный, глухой ? (да)
-Буква П, обозначает только твёрдый звук? (нет)
-Слово « пингвин», отвечает на вопрос «Кто? « (да)
-Слово « пенал», отвечает на вопрос «Что?» (да)
- В слове «пирог», звук «п»- твёрдый ? (нет)
Учитель: На какой вопрос отвечают слова 1 столбика?
Дети: Кто?.
Учитель: На какой вопрос отвечают слова 2 столбика?
Дети: Что?
Учитель На какой вопрос отвечают слова 3 столбика?
Дети: Кто?
Учитель: Почему, слова в з столбике записаны с заглавной буквы.
Дети: Имена людей- имена собственные
Учитель: Как называется слово, с которым они употреблены?
Дети: Предлог.
Учитель: На что указывает нам предлог?
Дети: Место нахождения кого- либо.
Учитель: Что мы знаем о правописании предлогов с другими словами?
Дети: Предлоги со словами пишутся отдельно.
ІІІ. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Почтальон Печкин предлагает повторить, как пыхтит каша?
Дети: Пых! Пых! Пых!
Учитель: Какой звук мы слышим в начале слова пых?
Дети: Звук [п]
Учитель: Повторить, как пищат птенцы?
Дети: Пи- пи- пи!
Учитель: Какой звук слышим в начале слова?
Дети: Звук [п`]
Учитель: Сформулируйте тему урока?
Дети: Звуки [п] ) , [ п`] и буквы П,п.
-Учитель: Попробуйте , сформулировать цели нашего урока.(Сл-7)
Дети: Познакомиться с ….. ( с новыми звуками , буквами которые их обозначают)
Учиться отличать…. ( новые звуки от других звуков речи, определять их местоположение в словах)
Учиться…. ( читать слова, предложения с новой буквой)
ІV. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Учитель: Дядя Фёдор предлагает вам побывать в роли исследователей. (Сл-6)
1. Исследование слов ( работа в парах)
Учитель: Исследуйте слова Почтальон и пёс, выделите первый звук в словах, дайте ему характеристику.( памятка№1)
Учитель: Поделитесь своими открытиями
Дети: [п] - согласный, твёрдый, глухой.
[п`] - согласный, мягкий, глухой.
-Учитель: Какой вопрос можно поставить к слову Почтальон?
Дети: Кто?
Учитель: Почему?
Дети: Одушевлённый предмет
Учитель: Какой можно поставить вопрос к слову пёс?
Дети: Кто?)
Учитель: К каким словам мы ставим вопрос «Кто?», «Что?»
Дети: На вопрос «Кто?»-отвечают слова, обозначающие одушевлённые существа. На вопрос «Что?»- слова, обозначающие неодушевлённые предметы.
2. Упражнение в определение звука в словах.( физминутка)
Учитель: Игра -Определите, есть ли в слове звук [п] ) , [ п`] в слове.
- Да- встать, нет - присесть.
Учитель: Пингвин, ручка, палка, арбуз, пирожок, бублик, апельсин.
Мы приготовили для Печкина угощение. Найдите в каких словах есть звук п] ) , [ п`] ( апельсин, груша, яблоко, бананы, пирог, пирожное.)
Дети: апельсин, пирог, пирожное.
Учитель: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие угощение?
Дети: Что?
3. Определение местоположения звука в словах.
Учитель: Печкин предлагает отгадать Шарику загадки
В отгадке узнай, где стоит изучаемый звук. На какой вопрос отвечает?
Учитель Зубастый зверёк
Грызёт со свистом дубок .
Дети: (пила.)
Учитель: Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычи ждёт.
Дети: ( паук.)
Учитель: Рядом с дворником шагаю
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
Дети: лопата.
Учитель: Вперевалку шёл со льдин
К нам на утренник …
Дети: пингвин.
Учитель: Назвать слова, отвечающие на вопрос « Кто?».
Дети: паук, пингвин.
Учитель: Назвать слова, отвечающие на вопрос «Что?».
Дети: пила, лопата.
4.Знакомство с буквами П, п.
На что похожа буква П.
5.Прочесть слоги, слова.
ап
па
парус
оп
по
пони
уп
пу
парк
ып
пе
пенал
ип
пи
пила
Учитель: Прочитайте слоги, слова, где звук «п»- мягкий.
Дети: пе, пи, пилка, пенал.
Учитель: Какое слово лишнее в 3 столбике?
Дети: пони - одуш.
6. Самостоятельная работа.
Чтение текста « Покупка» и работа над содержанием.
Учитель? Что купил папа Пете?
Дети:
Учитель: Что есть у Веры?
Дети:
Учитель: Кому купили кисти и краски?
Дети:
Учитель: Назовите слова, отвечающие на вопрос «Что?»
Дети:
Учитель: Назовите слова, отвечающие на вопрос « Кто?»
7. Работа в группах.( памятка№2)
Учитель: Составить из слогов слова.
1,3 группа- слова, отвечающие на вопрос «Кто?»,
2.4 группа- слова, отвечающие на вопрос « Что?»
ПОР
ПИ
ЛОТ
ПО
вар
ТО
ла
ПИ
Учитель: Проверка на слайде.
И в заключение Печкин предлагает вам ответить на вопросы теста.(Сигналы)
-Звук «п»- гласный? (нет)
-Звук «п»- согласный, глухой ? (да)
-Буква П, обозначает только твёрдый звук? (нет)
-Слово « пингвин», отвечает на вопрос «Кто? « (да)
-Слово « пенал», отвечает на вопрос «Что?» (да)
- В слове «пирог», звук «п»- твёрдый ? (нет)
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы добрались до Простоквашино и нашли клад. А какой клад мы приобрели?
Дети: Это наши знания.
V.Рефлексия.
Учитель: Раскрасить конвертики с письмами, выражая своё отношение к уроку.
Красный- понравился.
Синий- не понравился.
VІ. Итог урока.
Учитель: Какие новые звуки вы узнали?
Какие игры с буквами вам понравились.