- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательские работы обучающихся начальных классов
Исследовательские работы обучающихся начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Н.С. |
Дата | 26.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Исследовательская работа «Из истории пионерии города Бердска»
Выполнил:
Фроловский Михаил
Взвейтесь кострами синие ночи
Мы пионеры - дети рабочих…
(гимн пионеров)
Введение Однажды я посмотрел мультфильм «Чебурашка» о том, как крокодила Гену и Чебурашку приняли в пионерский отряд. Мне очень понравились пионеры, которые носили галстуки, красиво маршировали и делали разные полезные дела. Мама немного рассказала о том, как была пионеркой, достала свой пионерский галстук, пилотку, значок и показала фотографии того времени. Мне захотелось поподробнее узнать о том, как жили пионеры и рассказать об этом ребятам нашего класса. В исследовании мне помогала моя мама Фроловская Оксана Александровна. Цель работы: изучить историю пионерской организации города Бердска. Задачи:
- выяснить, что знают ребята моего класса о пионерах;
- собрать и изучить информацию о пионерии;
- ознакомиться с атрибутами пионеров;
- собрать сведения о пионерской организации города Бердска;
- подготовить презентацию о пионерской организации города Бердскаи показать её ребятам нашего класса;
- обсудить с ребятами, какие полезные дела мы можем сделать вместе и составить план их выполнения;
Место проведения исследовательской работы: МБОУ СОШ №1, 2 А класс, кружковое объединение «Наш край»
Время проведения исследования: январь - февраль 2014 г
Материалы, используемые для исследования: книги, статьи в Интернет, экспонаты музея, фотографии, атрибуты пионеров.
Объекты исследования:
- Жители Бердска
- Ученики 2 А класса - 24 человека
- Родители,бабушки и дедушки учеников- 24 человека
- Пионерская форма, атрибуты
Методы исследования:
- анкетирование
- опрос
- наблюдение
- фотофиксация
- работа с информационными источниками
- изучение фондов городского музея
- анализ и обобщение информации об объекте исследования
Основная часть
-
Методика проведения исследований
- Письменный опрос:
- Устный опрос
- библиотекарей центральной детской и взрослой библиотеки, школьной библиотеки для выяснения информации об истории пионерской организации города Бердска;
- работника городского музея для выяснения информации об истории пионерской организации города Бердска;
- пионеров разных лет, чтобы узнать о пионерских делах
- Наблюдение
- Фотофиксация
- Работа с информационными источниками
- Анализ и обобщение информации об объекте исследования.
- Результаты исследований
- Письменный опрос
- Вы были пионером?
- Какие символы и атрибутику пионерской организации вы знаете?
- Перечислите пионерские дела.
- Что вы знаете об истории возникновения и развития пионерской организации города?
- Когда была создана пионерская организация в г. Бердске?
- Как вы относитесь к пионерской организации как форме детского движения?
- Кто ею руководил?
- Большинство взрослых были пионерами.
- Взрослые знают символы и атрибуты пионеров.
- Они принимали активное участие в пионерских делах. Названо 16 видов дел.
- Бывшим пионерам особенно запомнились походы, костры, песни, субботники, пионерский лагерь, дружба, взаимопомощь, организованность, ответственность.
- Об истории возникновения и развития пионерской организации города Бердска, её руководителях почти никто ничего не вспомнил.
- Один опрошенный указал, что руководил пионерской организацией комитет ВЛКСМ.
- Из 37-ми участников опроса положительное мнение о пионерской организации высказали 36 человек. Они считают, что пионерия помогает воспитать в детях патриотизм.
- Один опрошенный отрицательно относится к пионерской организации.
Мы составили анкеты для детей «Пионерская организация города Бердска» (Приложение 1) и провели опрос учеников моего класса.Было опрошено 35 человек. Были заданы следующие вопросы:
- Кто такие пионеры?
- Перечисли пионерские дела.
- В городе Бердске были пионеры?
- Кто из твоих близких был пионером?
- Хотел бы ты участвовать в пионерских делах?
Выводы:
-
Ребята недостаточно знают, кто такие пионеры
-
Из пионерских дел большинство назвали помощь старшим и младшим, сбор макулатуры, металлолома. О других делах знают мало.
-
Большинство ребят хотели бы участвовать в пионерских делах.
- Устный опрос
-
Мы посетили городскую взрослую библиотеку. К сожалению, не удалось найти информацию о пионерской организации города Бердска.
-
В городской детской библиотеке я опросил Стрельникову Галину Николаевну. Она рассказала о Доме пионеров города Бердска и показала книги с фотографиями. Я узнал, что Дом пионеров появился 1957 году. Директором была Т. Прокопьева.
- Я опросил библиотекаря школьной библиотеки Лапину Марию Тимофеевну. Она сообщила о том, что в Бердске был музей пионерии города, а где он находится сейчас, она не знает. Библиотекарь принесла пионерский барабан, палочки и старенький пионерский галстук. Я попробовал постучать в барабан. Получилось очень громко.
- Я попросил ребят нашего класса опросить своих родных и узнать о пионерских делах, в которых они принимали участие. Ребята принесли в класс фотографии и рассказали, что о том, что узнали.
- Мы опросили пионеров разных лет. (Приложение 3) Мама Полины, Кудрявцева Наталья Евгеньевна, сообщила, что в пионеры принимали сначала отличников и хорошистов, а потом всех остальных. Каждый стремился стать пионером. В пионеры принимали 19 мая у памятника В.И. Ленину на площадке перед Городским домом культуры.
- Мы посетили городской музей и опросили заведующую экспозиционным отделом Наталью Федоровну Шапенкову. Она сообщила, что музей пионерии города был передан городскому музею, и предоставила нам справочные материалы, альбомы, фотографии.
- Наблюдение
- Фотофиксация
- Работа с информационными источниками
- Интернет
Пионерская дружина
(школа)
Отряд
Звено
Звено
Отряд
Отряд
Звено
Звено
Звено
Звено
В пионерскую организацию принимали школьников с 9 до 14 лет. В пионеры принимали торжественно на сборе пионерского отряда или дружины, как правило, 22 апреля, в день рождения В.И. Ленина, или 19 мая, в день рождения пионерии. Сначала в пионеры принимали отличников и активистов. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза.
Законы пионеров Советского Союза:
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
В пионерской организации были свои символы и ритуалы. Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком. (Приложение 5) Пионер обязан был носить красный галстук. Каждый школьник должен был уметь завязывать его особым узлом. Позором считалось прийти в школу без галстука или с помятым галстуком. Пионер должен быть опрятным, аккуратным и с гордостью носить пионерскую символику.
В торжественных случаях надевалась парадная форма. Я прочитал, что важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. Горн созывает пионеров. Горнист должен уметь подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Назначение барабана - сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда исполнять «Марш», «Дробь». Значит, я был прав, когда рассуждал о барабане, а моя гипотеза о горне не подтвердилась. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились атрибуты. У пионеров были свои законы, свой гимн, девиз «Всегда готов!», приветствие - салют. У пионеров была своя газета «Пионерская правда».
-
Изучение справочных материалов, альбомов, фотографий музея
В музее мы изучили статьи из газеты «Ленинский путь», читали воспоминания пионеров разных лет. Фотографии - это живые свидетели, которые рассказывают о том, какие были пионеры. (Приложение 6) Я узнал, что пионерская организация появилась в 1922 году в школе № 9. Пионерские отряды стали создаваться весной 1923 года. В Бердске в 1924 году работала детская коммуна. На ее базе был создан пионерский отряд. По воспоминаниям пионерки 20-х годов Адоньевой Анны Никитичны в июне 1923 года было организовано два пионерских отряда, в которых было 200 пионеров. В 1925 году ее назначили вожатой пионеров. Пионеры организовали пионерский клуб, изучали законы и обычаи юных пионеров, принимали участие в хозяйственных делах. Первые пионерские отряды участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности. Заготавливали на зиму дрова, уголь для школы. Сажали цветы, деревья. Помогали одиноким и больным старикам. Они любили петь песни и показывать концерты, ходили кататься на коньках и лыжах, занимались спортом, выступали с гимнастическими номерами, ходили на демонстрации. Проводили сборы, летом - слёты, спортивные соревнования. В 1932 году вокруг Бердска строятся пионерские лагеря, в которых пионеры проводили школьные каникулы. Я выяснил, что в Бердске в пионеры торжественно принимали у памятника героям гражданской войны. Стоять в почетном карауле у памятника героям гражданской войны могли только лучшие пионеры. Мы нашли информацию, что в 1975 году торжественная линейка, на которой принимали в пионеры учеников школы № 1, состоялась у Монумента Славы в Новосибирске. Жизнь пионеров была интересной и разнообразной. Они собирали макулатуру, металлолом, помогали пенсионерам (тимуровское движение), участвовали в конкурсе смотре строя и песни,военно-спортивнойигре «Зарница», играли с мячом в «Пионербол» помогали инспекторам дорожного движения, проводили операции «Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов), изучали природу («Юные натуралисты»), занимались в спортивных кружках и секциях, проводили субботники, походы. В годы Великой Отечественной войны организовалось массовое тимуровское движение. Пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, собирали урожай. В школе и в классах пионеры выпускали дружинные и отрядные стенгазеты. В 1957 году группа учащихся 1-й школы почти полностью изготовила учебные пособия и экспонаты для биологического кабинета. Некоторые из экспонатов были представлены на ВДНХ. Многие ребята получили Похвальные грамоты. В 1960 году была объявлена пионерская «Двухлетка» - соревнование по сбору металлолома. Ребята нашего города за два года собрали 320 тонн металла. В 1975 году пионеры участвовали в операции «Миллион - Родине!». За месяц было собрано 28 тонн макулатуры. Вся пионерская организация города была участником Всесоюзной операции «Байкало-Амурской магистрали - пионерские рельсы». В июле 1975 года двое бердчанок Люба Лежнина и Наташа Чаплинская, ученицы школы № 2, участвовали в слёте следопытов, который проходил в Москве. Их отряд был награжден памятным вымпелом. Это была большая честь для школы. Тимуровцы много лет помогали жителям города, инвалидам. Ребята участвовали в концертах художественной самодеятельности. Все школы проводили у себя фестивали. Пионеры школы № 11 дружили с пионерами из Болгарии. В письмах они рассказывали своим друзьям о жизни отряда. Большую работу проводили красные следопыты: они разыскивали в городе участников великой Отечественной войны и каждую неделю в радиопередаче «Пионерское слово» рассказывали много интересного об этих людях, их боевых подвигах. Проводились встречи с ветеранами войны и труда.
В школах ребята-краеведы собирали материалы, открывали краеведческие музеи. В городе есть даже улица Пионерская.
- Анализ и обобщение информации об объекте исследования
Заключение
1.Выводы
- В результате письменного опроса мы пришли к выводу, что ребята нашего класса имеют недостаточные знания опионерской организации города Бердска.
- В пионерской организации были свои символы и ритуалы. Пионеры носили форму с пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком.
- Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.
- У пионеров были свои законы, свой гимн, девиз «Всегда готов!», приветствие - салют. У пионеров была своя газета «Пионерская правда».
- Пионерами города Бердска было организовано много полезных дел. Дети были заняты делом, они были объединены одной общей идеей.
- Ребята моего класса тоже готовы делать полезные дела.
- Пионерская организация учила дружбе, взаимовыручке, доброте. Добрые полезные дела, сделанные не в одиночку, а коллективно, укрепляют и закаляют ребят.
- Изучение истории пионерской организации необходимо и важно, потому, что это история каждой семьи, которая объединяет детей и взрослых, прививает любовь к своей Родине и ее прошлому.
Оказывается, изучать историю своего города очень интересно. Я хочу, чтобы бердчане любили свой город, гордились им.
2.Рекомендации
Рекомендации для педагогов Предлагаем использовать собранный нами материал для проведения уроков, занятий краеведческого кружка, внеклассных мероприятий.
Рекомендации (для детей и родителей) Изучайте прошлое и настоящее родного города: посещайте музей, выставки бердчан; читайте городские газеты, беседуйте со старожилами и молодёжью города. Каждый житель должен любить свой город и знать историю своей малой родины.
Список используемых источников информации
-
Биографический справочник «Почётные граждане города Бердска»
- Александр Лямин. Путешествие в историю Бердска. Бердск, 2005, отпечатано в Бердской типографии
- Фотоальбом. Бердск. Начало истории - середина ХХ века. ИД «Букъвица», 2005
- Сайт центральной детской библиотеки Detberdsk.ucoz.ru.
- Интернет. statesymbol.ru/sovietsymbol/
Приложение 1.
Анкетирование
Анкета «Пионерская организация города Бердска» Ваш возраст____________________________________________________________
Вы были пионером?___________________________________________________
Какие символы и атрибутику пионерской организации вы знаете?_______________
Перечислите пионерские дела_____________________________________________
Что вы знаете об истории возникновения и развития пионерской организации города?________________________________________________________________
Когда была создана пионерская организация в г. Бердске?_____________________
Кто ею руководил?______________________________________________________
Как вы относитесь к пионерской организации как форме детского движения?
Обработка анкет «Пионерская организация города Бердска»
Возраст опрашиваемых
28 - 40 лет
41 - 51 год
57 - 65 лет
Всего
Количество опрошенных
23
6
8
37
Из них были пионерами
20
6
8
34
Какие символы и атрибутику пионерской организации вы знаете?
-
Галстук
13
1
3
17
-
Горн
9
1
2
12
-
Значок
8
2
10
-
Барабан
7
1
2
10
-
Флаг, знамя
6
2
8
-
Пилотка
5
5
-
Пионерское приветствие (салют)
2
2
-
Пионерская форма
2
2
В каких пионерских делах вы принимали участие?
-
Председатель совета дружины школы
1
1
-
Совет дружины школы
1
1
-
Председатель совета отряда
1
1
-
Сбор макулатуры, металлолома
23
6
8
37
-
Тимуровская работа (помощь ветеранам ВОВ, пенсионерам)
16
4
4
24
-
Шефская работа (работа с октябрятами, помощь в учёбе)
7
2
9
-
Зарница
4
2
1
7
-
«Зелёный патруль»
3
2
5
-
Пионерские сборы
1
2
3
-
Смотр песни и строя
2
1
3
-
Конкурсы, выступления
2
2
-
Вахта памяти у Вечного огня
1
1
2
-
Выпуск стенгазет,
-
общественная работа
2
2
-
Барабанщик в оркестре
1
1
-
Отряд ЮИД
1
1
-
Хорошо учиться, уважать старших, помогать родителям.
-
Пионер - всем ребятам пример!
1
2
3
Что особенно запомнилось из жизни пионерии?
-
Походы, костры, песни
1
2
5
8
-
Дружба, взаимопомощь, организованность, ответственность, некогда было скучать, было интересно и весело!
5
2
7
-
Красные галстуки, значки, пилотки, барабан, горн
2
3
5
-
Пионерский лагерь
2
3
5
-
Субботники
4
4
-
Приём в пионеры, праздник 19 мая
1
2
3
-
Поездки в театр, экскурсии
1
2
3
-
Художественная самодеятельность
1
2
3
-
Пионерские сборы, слёты
1
2
3
-
Соревнования между звеньями
1
1
2
-
Газета «Пионерская правда», журнал «Пионер»
2
2
-
Директор школьного радио, экскурсовод школьного музея
1
1
-
Смотры строя и песни
1
1
-
Помощь совхозу
1
1
Выводы 1. Большинство взрослых были пионерами 2. Взрослые знают символы и атрибуты пионеров 3. Они принимали активное участие в пионерских делах. Названо 16 видов дел. 4.Бывшим пионерам особенно запомнились походы, костры, песни, субботники, пионерский лагерь, дружба, взаимопомощь, организованность, ответственность. 5. Об истории возникновения и развития пионерской организации города Бердска, её руководителях почти никто ничего не вспомнил. 6.Один опрошенный указал, что руководил пионерской организацией комитет ВЛКСМ. 7. Из 37-ми участников опроса положительное мнение о пионерской организации высказали 36 человек. Они считают, что пионерия помогает воспитать в детях патриотизм. 8. Один опрошенный отрицательно относится к пионерской организации.
Анкета для детей «Пионерская организация города Бердска»
Ваш возраст____________________________________________________________
Кто такие пионеры?___________________________________________________
Перечислите пионерские дела_____________________________________________
В городе Бердске были пионеры?
Кто из твоих близких был пионером?
Хотел бы ты участвовать в пионерских делах?
Обработка анкет для детей «Пионерская организация города Бердска»
Возраст опрашиваемых
7 лет
8 лет
9 лет
Всего
Количество опрошенных
1
24
10
35 Кто такие пионеры?
-
Члены детской организации
1
6
1
8
-
Помощники
4
3
7
-
Ребята, которые совершали хорошие дела, поступки
4
3
7
-
Школьники, которые носили красный галстук
3
2
5
-
Дети
4
4
-
Первопроходцы
1
1
-
Не знаю
4
4
Пионерские дела
-
Помощь старшим, младшим
1
16
10
27
-
Сбор макулатуры, металлолома
1
11
5
17
-
Общественно-полезные дела
1
6
2
9
-
Игра «Зарница»
2
1
3
-
Спорт, соревнования
2
2
-
Поход
2
2
-
Хорошо учиться
2
2
-
Защищали Родину в войне
1
1
-
Не знаю
3
3
В городе Бердске были пионеры?
-
Да
-
Нет
-
Не знаю
1
20
1
3
10
31
1
3
Кто из твоих близких был пионером?
-
Мама, папа
-
Бабушки, дедушки
-
Тёти, дяди
1
22
11
6
8
7
2
30
19
8
Хотел бы ты участвовать в пионерских делах?
-
Да
-
Нет
-
Не знаю
1
17
5
2
9
1
27
6
2
Выводы:
-
Ребята мало знают о пионерах.
-
Из пионерских дел большинство назвали помощь старшим и младшим, сбор макулатуры, металлолома. О других делах знают мало.
-
Большинство ребят хотели бы участвовать в пионерских делах.
Приложение 2.
Устный опрос ребят
Лена рассказывает о маме
Мама Лены - отличница
Рассказы ребят
Приложение 3
Устный опрос пионеров разных лет
Кудрявцева Наталья Евгеньевна - последняя пионерка
Ларгина Светлана Николаевна рассказала о помощи малышам
Приложение 4
Фото пионерских атрибутов
Пионерская форма
Горн и барабан пионеров
Фото зданий
На месте этого 10-этажного дома возле музыкальной школы был Дом пионеров
Улица Пионерская
Приложение 5
Фото бердчан в пионерской форме
Ученики одной из бердских школ в обычной форме
Ученики одной из бердских школ в парадной форме
Папа Полины Еловой Моя мама
Приложение 6
Фото пионеров разных лет
Бердская детская коммуна.
Первый пионерский отряд 1924 год
4-класс, 1932 год
Акробатические номера
В пионерском лагере
23