Конспект урока по окружающему миру по теме Строение человека

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коточигова Надежда Алексеевна

учитель начальных классов

ГБОУ лицея № 226

Санкт-Петербурга



Урок окружающего мира. 2 класс.

УМК «Школа России»,

автор учебника А.А.Плешаков


Тема урока «Строение тела человека»

Цель урока: создать условия для формирования представлений о работе внутренних органов человека, поиска информации в учебной литературе.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Формирование понятий о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека и их отличии.

2. Формирование умения работать с научным текстом и выделять в нём главное.

3. Формирование отношений сотрудничества, взаимопомощи, адекватной самооценки.

Воспитательные:

4. Развитие познавательной активности учащихся, наблюдательности, внимания, памяти.

Развивающие:

6. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование и материалы:

  • презентация;

  • карточка для учащихся;

для опытов:

  • поролоновая губка,

  • литровая банка с водой,

  • воздушный шарик,

  • веревка,

  • песочные часы.


Ход урока.

деятельность учителя

деятельность учеников

1. Организационный момент.


Учитель читает:

Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться?
Ни минутки не лениться?
Не скучать? Не отвлекаться?
А стараться и стараться!

Учащиеся проверяют школьные принадлежности, готовность к уроку.

2 Актуализация опорных знаний.

Слайд 2

- Вы готовы к работе?

- Тогда внимание на экран. Что вы видите?

- Как устроен дом снаружи?

- А что находится внутри дома?

-

Слайд 3То, что мы видим снаружи - это внешнее строение дома. То, что можем увидеть внутри - это внутреннее строение дома.

- Что вы видите на следующем слайде?

- Какие части машины вы видите снаружи?

- А что находится внутри машины?

- Закончите фразу: То, что мы видим снаружи - это …

- То, что можем увидеть внутри - это …

- дом

- крыша, двери и т.д.

- пол, мебель …

- машину

- Снаружи есть двери, окна, колеса, фары

- Сиденья, руль, двигатель…

- внешнее строение машины

- внутреннее строение машины

Слайд 4



Конспект урока по окружающему миру по теме Строение человека

- Какой вывод мы можем сделать?

- Строение бывает внешнее и внутреннее

3. Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения.

Слайд 5


Слайд 6

- Сейчас мы поиграем в игру «Узнай по силуэту и назови». Я буду показывать силуэты различных предметов, а вы называть кто это?

Учащиеся узнают по силуэту и называют животных.

4. Тема и постановка целей урока.




Слайд 7


- Как вам удавалось узнать то, или иное животное?

- По каким признакам узнали человека?

- Посмотрите на схему и определите тему урока.

- по внешнему строению тела

«Внешнее и внутреннее строение тела человека».

5. План работы на урок:

Слайд 8

- Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие, а помогать нам будут два доктора - Айболит и Неболейка.

Слайд 9

- С чего начнем наше путешествие? Составим план наших остановок:

1. Исследовательская

2. Познавательная

3. Обобщающая

4. Испытательная

Учащиеся предлагают разные варианты планов, выбирается правильный.

6. Внешнее строение человека. Исследовательская работа.

Слайд 10



- Посмотрите друг на друга и скажите, что вы сможете исследовать самостоятельно: внешнее или внутреннее строение?

- Определите самостоятельно части тела человека. Возьмите карточку и подпишите их.

Проверка:

- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: назовите их.

- Как назвать по-другому руки и ноги?

- Как одним словом назвать грудь, живот и спину?

- внешнее строение

Учащиеся работают в парах.

Ученик выходит и называет части тела, а все остальные показывает их. Если допускаются ошибки, то учащиеся их исправляют.

- верхние конечности

- туловище

7. Внутреннее строение тела.

Слайд 11

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 12

- Следующая остановка

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ.

- Что нам может помочь на уроке, где мы можем взять нужную нам информацию?

- Что изображено на слайде?

- Где он находится?

- Поэтому его полное название - головной мозг.

- Откройте учебник на стр. … Найдите абзац, в котором рассказывается о головной мозге. Прочитайте.

- Что же такое головной мозг и как его ещё называют?

Практическая работа:

Головной мозг управляет работой всех остальных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим. Давайте проверим, как долго вы можете не дышать? По моему сигналу вы задерживаете дыхание, а я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимете руку и запомните число, которое я в это время назвала.

Сколько секунд вы смогли не дышать?

- Человек не может не дышать, ему нужно все время вдыхать и выдыхать воздух. При помощи какого органа происходит дыхание?

- Давайте найдем и покажем, где у вас расположены легкие?

- Дыхание происходит при помощи лёгких, которые расположены в грудной клетке.

- Как это происходит, давайте найдём и прочитаем в учебнике.

Практическая работа:

Легкие похожи на две розовые губки (учитель показывает). При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжать губки), когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются (показать).

- Вы прочитали о том, что если бы легкие перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа 500 л воды или 500 таких банок (показать литровую банку с водой)

-

Слайд 15Скажите, как узнают, жив ли человек?

- Это плотный мускулистый мешок, который все время сжимается и разжимается и непрерывно гонит в сосуды кровь, заставляя ее обегать все тело и нести питание всему организму. Сердце расположено в левой части груди.

- Давайте найдем и покажем, где у вас находится сердце?

- Давайте найдем в учебнике сведения о работе сердца и прочитаем их про себя.

- Что вы узнали о работе сердца?

- Покажите свой кулачок. Это размер вашего сердца. Приложите к тому месту, где находится ваше сердце.

-

Слайд 16Как вы думаете, кровь несет питание организму в виде булок, котлет, конфет или уже обработанную пищу?

- Правильно. А перерабатывает пищу желудок.

- Давайте найдём, где он находится. Он находится в верхней части живота под рёбрами с левой стороны.

- Давайте прочитаем в учебнике о желудке.

- Как называют желудок?

- Почему его так называют?

Практическая работа:

Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спустившийся воздушный шарик (учитель показывает). Дунешь в шарик - он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может. Время от времени желудок сокращается и проталкивает полупереваренную пищу дальше.

-

Слайд 17Из желудка пища попадает в кишечник. Он расположен в животе. Определите, где у вас находится кишечник.

- Найдите в учебнике сведения о кишечнике и прочитайте.

Практическая работа:

Кишечник свернут так плотно (учитель показывает свернутую бельевую веревку), что целиком помещается в животе. Но если его растянуть (вытягивают веревку), то длина его будет около 8 метров. Только после того как пища пройдет через весь кишечник, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму. А не переваренные части твердой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника и удаляются из организма.

-

Слайд 18Нельзя не сказать еще об одном органе-помощнике желудка - это печень. Она располагается с правой стороны от желудка в верхней части живота.

Давайте вместе найдём, где располагается печень.

- Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.

Практическая работа:

- А еще печень - это единственный орган, который может сам себя восстановить. Если убрать кусочек этого органа (учитель показывает с помощью пластилина), то через некоторое время печень снова приобретет прежние размеры.

-

Слайд 19Печень, желудок и кишечник - это органы «внутренней кухни». Объясните, как вы это понимаете?

-

Слайд 20Рассмотрите иллюстрацию, покажите и назовите внутренние органы человека.

- учебник, дополнительная литература, энциклопедия …

- мозг

- в голове

Учащиеся самостоятельно находят необходимый абзац. Если у кого возникнет затруднение, то ему может помочь сосед за партой или учитель.

- Чтобы человек не делал, нашими мыслями, чувствами движениями всем управляет головной мозг - главный командный пункт организма.


Ответы учащихся.

- Легкие

Учащиеся вместе с учителем показывают на себе, где располагаются легкие.

Учащиеся находят абзац, в котором говорится о лёгких и читают.

В конце практической работы учащиеся еще раз показывают расположение легких и их работу с помощью рук.


- Прослушивают, бьется ли сердце.

Учащиеся вместе с учителем показывают место нахождения сердца.

Ученики находят необходимый абзац и читают самостоятельно.

- Сердце - это неутомимый мотор. Который непрерывно гонит кровь по сосудам. Если кровь перестанет двигаться по телу, то человек погибнет. А размером сердце всего лишь с кулак

Учащиеся сжимают кулачок и показывают расположение сердца и его работу.

- Нет

Учитель показывает место нахождения желудка, а ученики повторяют.

Учащиеся находят и читают сведения о желудке и читают самостоятельно.

- Желудок - это главное отделение твоей «внутренней кухни».

- В его мускулистых стенках таятся особые желёзки. Они выделяют кислый сок, который необходим для переваривания большей части пищи.


Вместе с учителем ученики находят расположение кишечника.

Один из учеников читает вслух.

2 ученика помогают растянуть верёвку длиной 8 метров


Вместе с учителем ученики находят расположение печени.


Ответы учащихся, исправление ошибок, вывод.

Учащиеся по очереди выходят, показывают и называют внутренние органы человека.

8. Физминутка.


9. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Слайд 21

Слайд 24

Слайд 22

Слайд 23

Следующая станция «Обобщающая»

1) Коллективное составление схемы

Конспект урока по окружающему миру по теме Строение человека


2) выполнение задания в рабочей тетради стр.3 № 1

Коллективная работа по составлению схемы.

Учащиеся показывают предметы используемые в практических работах (шарик, губки, пластилин, веревку) и объясняют какую роль играют в нашем теле.

10. Проверка и оценивание.

Слайд 26

Слайд 25

Станция Испытательная.

- О чем сегодня говорили на уроке?

- Наши доктора предлагают проверить свои знания с помощью теста. Кто готов?

Слайд 27 -38 Тест.

- Для чего необходимы нам знания о строении человека?

- Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна?

- О том, как правильно следить за своим здоровьем мы поговорим на следующем уроке.

- О строении человека

У учащихся карточки с цифрами 1, 2, 3. Учитель задает вопрос, а ученики показывают ответы с помощью карточек.

- Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!

11. Рефлексия. Итог урока.

Слайд 39

- Наши помощники прощаются с вами.

- Кому урок понравился?

- Кто узнал, что-то новое?

- Нарисуйте смайлик соответствующий вашему настроению:

если у вас на уроке всё получалось, вам было интересно, вы узнали много нового - нарисуйте улыбающийся смайлик (1)

если были трудности, вы не успевали - задумчивый смайлик (2)

если вам было не интересно и ничего нового вы не узнали - плачущий смайлик (3)

12.Домашнее задание.

Слайд 40

- Прочитать в учебнике статью «Строение тела человека»

- В рабочей тетради с.3 № 3, 4.



7

© 2010-2022