- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру по теме Строение человека
Конспект урока по окружающему миру по теме Строение человека
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коточигова Н.А. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Коточигова Надежда Алексеевна
учитель начальных классов
ГБОУ лицея № 226
Санкт-Петербурга
Урок окружающего мира. 2 класс.
УМК «Школа России»,
автор учебника А.А.Плешаков
Тема урока «Строение тела человека»
Цель урока: создать условия для формирования представлений о работе внутренних органов человека, поиска информации в учебной литературе.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Формирование понятий о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека и их отличии.
2. Формирование умения работать с научным текстом и выделять в нём главное.
3. Формирование отношений сотрудничества, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Воспитательные:
4. Развитие познавательной активности учащихся, наблюдательности, внимания, памяти.
Развивающие:
6. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование и материалы:
-
презентация;
-
карточка для учащихся;
для опытов:
-
поролоновая губка,
-
литровая банка с водой,
-
воздушный шарик,
-
веревка,
-
песочные часы.
Ход урока.
№
деятельность учителя
деятельность учеников
1. Организационный момент.
Учитель читает:
Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться?
Ни минутки не лениться?
Не скучать? Не отвлекаться?
А стараться и стараться!
Учащиеся проверяют школьные принадлежности, готовность к уроку.
2 Актуализация опорных знаний.
Слайд 2
- Вы готовы к работе?
- Тогда внимание на экран. Что вы видите?
- Как устроен дом снаружи?
- А что находится внутри дома?
-
Слайд 3То, что мы видим снаружи - это внешнее строение дома. То, что можем увидеть внутри - это внутреннее строение дома.
- Что вы видите на следующем слайде?
- Какие части машины вы видите снаружи?
- А что находится внутри машины?
- Закончите фразу: То, что мы видим снаружи - это …
- То, что можем увидеть внутри - это …
- дом
- крыша, двери и т.д.
- пол, мебель …
- машину
- Снаружи есть двери, окна, колеса, фары
- Сиденья, руль, двигатель…
- внешнее строение машины
- внутреннее строение машины
Слайд 4
- Какой вывод мы можем сделать?
- Строение бывает внешнее и внутреннее
3. Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения.
Слайд 5
Слайд 6
- Сейчас мы поиграем в игру «Узнай по силуэту и назови». Я буду показывать силуэты различных предметов, а вы называть кто это?
Учащиеся узнают по силуэту и называют животных.
4. Тема и постановка целей урока.
Слайд 7
- Как вам удавалось узнать то, или иное животное?
- По каким признакам узнали человека?
- Посмотрите на схему и определите тему урока.
- по внешнему строению тела
«Внешнее и внутреннее строение тела человека».
5. План работы на урок:
Слайд 8
- Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие, а помогать нам будут два доктора - Айболит и Неболейка.
Слайд 9
- С чего начнем наше путешествие? Составим план наших остановок:
1. Исследовательская
2. Познавательная
3. Обобщающая
4. Испытательная
Учащиеся предлагают разные варианты планов, выбирается правильный.
6. Внешнее строение человека. Исследовательская работа.
Слайд 10
- Посмотрите друг на друга и скажите, что вы сможете исследовать самостоятельно: внешнее или внутреннее строение?
- Определите самостоятельно части тела человека. Возьмите карточку и подпишите их.
Проверка:
- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: назовите их.
- Как назвать по-другому руки и ноги?
- Как одним словом назвать грудь, живот и спину?
- внешнее строение
Учащиеся работают в парах.
Ученик выходит и называет части тела, а все остальные показывает их. Если допускаются ошибки, то учащиеся их исправляют.
- верхние конечности
- туловище
7. Внутреннее строение тела.
Слайд 11
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 12
- Следующая остановка
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ.
- Что нам может помочь на уроке, где мы можем взять нужную нам информацию?
- Что изображено на слайде?
- Где он находится?
- Поэтому его полное название - головной мозг.
- Откройте учебник на стр. … Найдите абзац, в котором рассказывается о головной мозге. Прочитайте.
- Что же такое головной мозг и как его ещё называют?
Практическая работа:
Головной мозг управляет работой всех остальных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим. Давайте проверим, как долго вы можете не дышать? По моему сигналу вы задерживаете дыхание, а я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимете руку и запомните число, которое я в это время назвала.
Сколько секунд вы смогли не дышать?
- Человек не может не дышать, ему нужно все время вдыхать и выдыхать воздух. При помощи какого органа происходит дыхание?
- Давайте найдем и покажем, где у вас расположены легкие?
- Дыхание происходит при помощи лёгких, которые расположены в грудной клетке.
- Как это происходит, давайте найдём и прочитаем в учебнике.
Практическая работа:
Легкие похожи на две розовые губки (учитель показывает). При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжать губки), когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются (показать).
- Вы прочитали о том, что если бы легкие перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа 500 л воды или 500 таких банок (показать литровую банку с водой)
-
Слайд 15Скажите, как узнают, жив ли человек?
- Это плотный мускулистый мешок, который все время сжимается и разжимается и непрерывно гонит в сосуды кровь, заставляя ее обегать все тело и нести питание всему организму. Сердце расположено в левой части груди.
- Давайте найдем и покажем, где у вас находится сердце?
- Давайте найдем в учебнике сведения о работе сердца и прочитаем их про себя.
- Что вы узнали о работе сердца?
- Покажите свой кулачок. Это размер вашего сердца. Приложите к тому месту, где находится ваше сердце.
-
Слайд 16Как вы думаете, кровь несет питание организму в виде булок, котлет, конфет или уже обработанную пищу?
- Правильно. А перерабатывает пищу желудок.
- Давайте найдём, где он находится. Он находится в верхней части живота под рёбрами с левой стороны.
- Давайте прочитаем в учебнике о желудке.
- Как называют желудок?
- Почему его так называют?
Практическая работа:
Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спустившийся воздушный шарик (учитель показывает). Дунешь в шарик - он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может. Время от времени желудок сокращается и проталкивает полупереваренную пищу дальше.
-
Слайд 17Из желудка пища попадает в кишечник. Он расположен в животе. Определите, где у вас находится кишечник.
- Найдите в учебнике сведения о кишечнике и прочитайте.
Практическая работа:
Кишечник свернут так плотно (учитель показывает свернутую бельевую веревку), что целиком помещается в животе. Но если его растянуть (вытягивают веревку), то длина его будет около 8 метров. Только после того как пища пройдет через весь кишечник, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму. А не переваренные части твердой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника и удаляются из организма.
-
Слайд 18Нельзя не сказать еще об одном органе-помощнике желудка - это печень. Она располагается с правой стороны от желудка в верхней части живота.
Давайте вместе найдём, где располагается печень.
- Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.
Практическая работа:
- А еще печень - это единственный орган, который может сам себя восстановить. Если убрать кусочек этого органа (учитель показывает с помощью пластилина), то через некоторое время печень снова приобретет прежние размеры.
-
Слайд 19Печень, желудок и кишечник - это органы «внутренней кухни». Объясните, как вы это понимаете?
-
Слайд 20Рассмотрите иллюстрацию, покажите и назовите внутренние органы человека.
- учебник, дополнительная литература, энциклопедия …
- мозг
- в голове
Учащиеся самостоятельно находят необходимый абзац. Если у кого возникнет затруднение, то ему может помочь сосед за партой или учитель.
- Чтобы человек не делал, нашими мыслями, чувствами движениями всем управляет головной мозг - главный командный пункт организма.
Ответы учащихся.
- Легкие
Учащиеся вместе с учителем показывают на себе, где располагаются легкие.
Учащиеся находят абзац, в котором говорится о лёгких и читают.
В конце практической работы учащиеся еще раз показывают расположение легких и их работу с помощью рук.
- Прослушивают, бьется ли сердце.
Учащиеся вместе с учителем показывают место нахождения сердца.
Ученики находят необходимый абзац и читают самостоятельно.
- Сердце - это неутомимый мотор. Который непрерывно гонит кровь по сосудам. Если кровь перестанет двигаться по телу, то человек погибнет. А размером сердце всего лишь с кулак
Учащиеся сжимают кулачок и показывают расположение сердца и его работу.
- Нет
Учитель показывает место нахождения желудка, а ученики повторяют.
Учащиеся находят и читают сведения о желудке и читают самостоятельно.
- Желудок - это главное отделение твоей «внутренней кухни».
- В его мускулистых стенках таятся особые желёзки. Они выделяют кислый сок, который необходим для переваривания большей части пищи.
Вместе с учителем ученики находят расположение кишечника.
Один из учеников читает вслух.
2 ученика помогают растянуть верёвку длиной 8 метров
Вместе с учителем ученики находят расположение печени.
Ответы учащихся, исправление ошибок, вывод.
Учащиеся по очереди выходят, показывают и называют внутренние органы человека.
8. Физминутка.
9. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Слайд 21
Слайд 24
Слайд 22
Слайд 23
Следующая станция «Обобщающая»
1) Коллективное составление схемы
2) выполнение задания в рабочей тетради стр.3 № 1
Коллективная работа по составлению схемы.
Учащиеся показывают предметы используемые в практических работах (шарик, губки, пластилин, веревку) и объясняют какую роль играют в нашем теле.
10. Проверка и оценивание.
Слайд 26
Слайд 25
Станция Испытательная.
- О чем сегодня говорили на уроке?
- Наши доктора предлагают проверить свои знания с помощью теста. Кто готов?
Слайд 27 -38 Тест.
- Для чего необходимы нам знания о строении человека?
- Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна?
- О том, как правильно следить за своим здоровьем мы поговорим на следующем уроке.
- О строении человека
У учащихся карточки с цифрами 1, 2, 3. Учитель задает вопрос, а ученики показывают ответы с помощью карточек.
- Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!
11. Рефлексия. Итог урока.
Слайд 39
- Наши помощники прощаются с вами.
- Кому урок понравился?
- Кто узнал, что-то новое?
- Нарисуйте смайлик соответствующий вашему настроению:
если у вас на уроке всё получалось, вам было интересно, вы узнали много нового - нарисуйте улыбающийся смайлик (1)
если были трудности, вы не успевали - задумчивый смайлик (2)
если вам было не интересно и ничего нового вы не узнали - плачущий смайлик (3)
12.Домашнее задание.
Слайд 40
- Прочитать в учебнике статью «Строение тела человека»
- В рабочей тетради с.3 № 3, 4.
7