- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агурина В.П. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (2009 г.) и программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Окружающий мир: 1-4 классы -М. : Вентана - Граф, 2013).
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса:
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Объём программы: На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. (33 учебные недели по 2 часа в неделю). Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса К концу обучения в 1 классе учащиеся должны: называть:
- своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
- основные правила здорового образа жизни;
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
- основные условия благополучной жизни растений и животных;
- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
- основные достопримечательности родного города и столицы России.
- знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
- основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);
- различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.);
- времена года;
- животных, объединять их в группы(звери, птицы, насекомые);
- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
- выполнять режим своего дня;
- определять время по часам с точностью до часа;
- подготавливать свое учебное место к работе;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
.
Содержание курса
№
Содержатель
ная линия
Учебный материал
Кол-во часов
Требования ФГОС
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Предметные
Знать
Уметь
1. Ты - первоклассник.
Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак.
3
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Ориентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак.
Выполнять правила поведения;
применять правила дорожного движения.
2.Твои друзья-взрослые и дети.
Правила общения, дружеские отношения.
6
Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения.
Использовать в процессе общения основные правила этикета;
строить диалог со взрослыми и сверстниками.
2. Твоё здоровье.
Здоровье, органы чувств, время, час, день недели. Гигиена, способы закаливания, гимнастика.
6
Ориентировка в понятиях и терминах: здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика.
Выполнять режим дня;
соблюдать правила гигиены.
3. Мы и вещи.
Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение к вещам.
4
Ориентировка в понятиях и терминах: труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность.
Выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда.
4. Родная природа.
Природа живая и неживая. Виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д.) и растений (хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.). Способы охраны природы, Красная книга.
36
Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга.
Различать живую и неживую природу;
различать сезонные изменения в природе;
ухаживать за комнатными растениями;
различать виды животных.
5. Родная страна.
Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество.
11
Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия.
Рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
знать название своего города, страны, столицы;
знать символику страны;
знать полное имя, домашний адрес.
Учебно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» в 1 классе (66часов)
№ уроков п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Характеристика деятельности обучающихся
Примечание
Ты первоклассник (3часа)
1 Этот удивительный мир.
1 Понимать, что такое окружающий мир. Понимать, что такое живая и неживая природа.
2
Давай познакомимся.
1 Рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие; знать название своего города, страны, столицы. Знать полное имя, домашний адрес.
3
Мы - школьники.
Правила поведения в школе.
1 Знать расположение помещений в школе; ориентироваться в расположении помещений; уважать труд работников школы; оказывать посильную помощь взрослым. Знать и соблюдать правила поведения в школе.
Родная природа (11часов)
4
Сентябрь - первый месяц осени
1 Знать признаки неживой и живой природы; знать сезонные изменения в природе.
5
Что нам осень подарила.
1 Классифицировать по признаку «овощи-фрукты».
6
Грибная пора.
1 Классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы.
7
Семья.
1 Рассказывать о своей маме: знать профессию мамы; оказывать маме посильную помощь; читать потешки о маме.
8
Любимые занятия.
1 Различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие -равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание).
9
Как из зерна получилась булка.
1 Выполнять правила ролевой игры; работать со схемами; рассказывать о своей профессии
10
Человек и домашние животные.
1 Рассказывать о домашних животных; знать правила общения с животными.
11
Октябрь уж наступил. Птицы осенью.
1 Собрать природный материал; наблюдать за живой и неживой природой.
12
Явления природы.
1 Наблюдать за живой природой.
13
Где ты живешь?
1 Знать маршрут «Школа - Дом».
14
Правила
поведения на
дорогах.
1 Выполнять упражнения в рабочей тетради: знать , зачем нужны правила дорожного движения; знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход", «железнодорожный переезд»,"разметка дороги","островок безопасности".
Мы и вещи (2 часа)
15
Ты и вещи.
1 Рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть». «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»; выполнять самооценку работы.
.
16
Кто работает ночью
1 Рассказывать о профессии не называя её.
Твоё здоровье (4 часа)
17
Твои помощники - органы чувств.
1 Выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора; знать органы чувств, как их охранять.
18
Правила гигиены.
1 Знать и соблюдать правила гигиены; понимать значение гигиены для здоровья человека.
19
О режиме дня.
1 Выполнять режим дня: составлять свой режим дня.
20
Урок в спортивном зале
1 Знать основные правила закаливания организма.
Родная природа (5 часов)
21- 22
Ноябрь- зиме родной брат.
2 Называть основные изменения в природе в ноябре; рассказывать, как дикие животные готовятся к зиме.
23
Дикие животные
1 Иметь представление о диких животных; знать отличительные признаки диких животных от домашних животных.
24
Звери -млекопитающие
1 Иметь представление о млекопитающих животных; знать отличительные признаки млекопитающих от других животных
25
Что мы знаем о птицах?
1 Различать и классифицировать животных, решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг».
1
Родная страна (2 часа)
26
Родной край.
1 Знать различные объекты села и города. Различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью.
27
Дом, в котором ты живешь.
1 Иметь представление о разных видах жилья человека.
Мы и вещи (2 часа)
28 - 29
Зачем люди трудятся?
2
Рассказывать о профессии не называя её.
Родная природа (2 часа)
30
В декабре, в декабре все деревья в серебре...
1 Определять и называть свойства воды, льда, снега.
31
Какой бывает вода?
1 Работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»; умение работать коллективно.
Твои друзья - взрослые и дети (3 часа)
32
О дружбе.
1 Различать основные нравственно-этические понятия.
33
Идем в гости.
1 Знать и придерживаться правил этикета; умение строить диалог, различать основные нравственно-эстетические понятия.
34
С наступающим новым годом!
1 Креативные умения: подготовка подарков к празднику
Родная природа (5 часов)
35-36
Январь - году начало, зиме -середина.
2 Сравнивать лиственные и хвойные деревья.
37
Хвойные деревья.
1 Сравнивать ветки сосны и ели.
38-39
Жизнь птиц зимой.
2 Различать и классифицировать птиц. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг».
Родная страна (5 часов)
40-41
Наша страна -Россия.
2 Знать свою национальность, знать какие народы живут в России.
42-43
Богата природа . России.
2 Иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений.
44
Мы -россияне.
1 Составлять описательный рассказ по картине, знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки
Родная природа (5 часов)
45
Февраль-месяц метелей и вьюг.
1 Приметы февраля, зимующие птицы.
46-47
Звери-млекопитающие.
2 Иметь представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных.
48
Наш уголок природы. Животные уголка природы.
1 Различать представителей растительного мира (но внешнему виду, месту обитания, способу движения).
49
Наш уголок природы. Растения уголка природы.
1 Описывать растения уголка природы; знать правила ухода за растениями уголка природы.
Родная страна (1 час)
50
Мы - граждане России.
1 Составлять описательный рассказ по картине; знать основные права и обязанности.
Твои друзья - взрослые и дети (3 часа)
51
Правила поведения.
1 Различать основные нравственно-этические понятия.
52
23 февраля
1 Иметь представление об одном из государственных праздников.
53
8 марта- праздник всех женщин.
1 Иметь представление об одном из государственных праздников.
Родная природа (2 часа)
54
Март-капельник .
1 Называть приметы весны: изменения в природе.
55
Птицы и звери весной.
1 Называть весенние изменения в живой и неживой природе: участвовать в диалоге «животных и растений».
Твоё здоровье (2 часа)
56
Если хочешь быть здоров, закаляйся!
1 Знать правила закаливания, уметь правильно закаливать организм.
57
Здоровая пища.
Какое бывает настроение.
1 Знать основные правила здорового образа жизни: понимать какие продукты приносят пользу; решать логические задачи: читать-драматизировать потешку.
Родная природа (2 часа)
58
Апрель- водолей.
1 Знать смысл понятия «животное - живое существо»; заполнять схемы.
59
Жизнь насекомых весной.
1 Уметь описывать предмет; выполнять творческие задания.
Родная страна (2 часа)
60
Весенние работы. Кто работает на транспорте.
1 Составлять описательный рассказ по иллюстрации; иметь представление об основных видах весенних работ. Знать основные виды транспортных средств: иметь представления о мире профессий.
61
День космонавтики.
1 Составлять описательный рассказ по иллюстрации.
Родная природа (4 часа)
62
Май весну завершает.
1 Различать времена года; приметы весны, приметы лета, летние месяцы.
63
Жизнь земноводных весной.
1
Знать, кто такие земноводные; иметь представление о фазах развития земноводного.
64
Животное - живое существо.
1 Различать животных; знать признаки живых существ.
65
Природе нужны все
1
Иметь представление о роли природы в жизни человека, иметь представление о редких животных; знать, что такое «Красная книга».
Родная страна (1 час)
66
Ты -пешеход.
1 Знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».
Учебно-методическое обеспечение
1.Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир». Программа. 1-4 классы. - М.: Вентана - Граф, 2013г. 2.Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир». Методика обучения. 1-2 классы. - М.: Вентана - Граф, 2013г. 3.Учебник: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана - Граф, 2011г. 4. Рабочая тетрадь: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» - М.: Вентана - Граф, 2013г. 5. Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» в 1классе. Авторы- составители Т. В. Бут, Н. В. Лободина, 2012г