Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (2009 г.) и программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Окружающий мир: 1-4 классы -М. : Вентана - Граф, 2013).
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса:

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Объём программы: На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. (33 учебные недели по 2 часа в неделю). Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса К концу обучения в 1 классе учащиеся должны: называть:
  • своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
  • основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
  • основные правила здорового образа жизни;
  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
  • основные условия благополучной жизни растений и животных;
  • профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
  • улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
  • основные достопримечательности родного города и столицы России.
различать (сопоставлять):
  • знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
  • основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);
  • различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.);
  • времена года;
  • животных, объединять их в группы(звери, птицы, насекомые);
  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
  • выполнять режим своего дня;
  • определять время по часам с точностью до часа;
  • подготавливать свое учебное место к работе;
  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  • выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.





































.

Содержание курса


Содержатель

ная линия



Учебный материал


Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1. Ты - первоклассник.

Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак.

3

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Ориентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак.

Выполнять правила поведения;

применять правила дорожного движения.

2.Твои друзья-взрослые и дети.

Правила общения, дружеские отношения.

6

Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения.

Использовать в процессе общения основные правила этикета;

строить диалог со взрослыми и сверстниками.

2. Твоё здоровье.

Здоровье, органы чувств, время, час, день недели. Гигиена, способы закаливания, гимнастика.

6

Ориентировка в понятиях и терминах: здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика.

Выполнять режим дня;

соблюдать правила гигиены.

3. Мы и вещи.

Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение к вещам.

4

Ориентировка в понятиях и терминах: труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность.

Выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда.

4. Родная природа.

Природа живая и неживая. Виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д.) и растений (хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.). Способы охраны природы, Красная книга.

36

Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга.

Различать живую и неживую природу;

различать сезонные изменения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

различать виды животных.

5. Родная страна.

Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество.

11

Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия.

Рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;

знать название своего города, страны, столицы;

знать символику страны;

знать полное имя, домашний адрес.



Учебно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» в 1 классе (66часов)


№ уроков п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Примечание

Ты первоклассник (3часа)


1 Этот удивительный мир.

1 Понимать, что такое окружающий мир. Понимать, что такое живая и неживая природа.

2

Давай познакомимся.

1 Рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие; знать название своего города, страны, столицы. Знать полное имя, домашний адрес.

3

Мы - школьники.

Правила поведения в школе.

1 Знать расположение помещений в школе; ориентироваться в расположении помещений; уважать труд работников школы; оказывать посильную помощь взрослым. Знать и соблюдать правила поведения в школе.

Родная природа (11часов)

4

Сентябрь - первый месяц осени

1 Знать признаки неживой и живой природы; знать сезонные изменения в природе.

5

Что нам осень подарила.

1 Классифицировать по признаку «овощи-фрукты».


6

Грибная пора.

1 Классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы.

7

Семья.

1 Рассказывать о своей маме: знать профессию мамы; оказывать маме посильную помощь; читать потешки о маме.

8

Любимые занятия.

1 Различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие -равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание).

9

Как из зерна получилась булка.

1 Выполнять правила ролевой игры; работать со схемами; рассказывать о своей профессии

10

Человек и домашние животные.

1 Рассказывать о домашних животных; знать правила общения с животными.

11

Октябрь уж наступил. Птицы осенью.

1 Собрать природный материал; наблюдать за живой и неживой природой.

12

Явления природы.

1 Наблюдать за живой природой.

13

Где ты живешь?

1 Знать маршрут «Школа - Дом».

14

Правила

поведения на

дорогах.

1 Выполнять упражнения в рабочей тетради: знать , зачем нужны правила дорожного движения; знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход", «железнодорожный переезд»,"разметка дороги","островок безопасности".

Мы и вещи (2 часа)

15

Ты и вещи.

1 Рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть». «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»; выполнять самооценку работы.

.

16

Кто работает ночью

1 Рассказывать о профессии не называя её.

Твоё здоровье (4 часа)

17

Твои помощники - органы чувств.

1 Выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора; знать органы чувств, как их охранять.

18

Правила гигиены.

1 Знать и соблюдать правила гигиены; понимать значение гигиены для здоровья человека.

19

О режиме дня.

1 Выполнять режим дня: составлять свой режим дня.

20

Урок в спортивном зале

1 Знать основные правила закаливания организма.

Родная природа (5 часов)

21- 22

Ноябрь- зиме родной брат.

2 Называть основные изменения в природе в ноябре; рассказывать, как дикие животные готовятся к зиме.

23

Дикие животные

1 Иметь представление о диких животных; знать отличительные признаки диких животных от домашних животных.

24

Звери -млекопитающие

1 Иметь представление о млекопитающих животных; знать отличительные признаки млекопитающих от других животных

25

Что мы знаем о птицах?

1 Различать и классифицировать животных, решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг».


1

Родная страна (2 часа)

26

Родной край.

1 Знать различные объекты села и города. Различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью.

27

Дом, в котором ты живешь.

1 Иметь представление о разных видах жилья человека.

Мы и вещи (2 часа)

28 - 29

Зачем люди трудятся?

2

Рассказывать о профессии не называя её.

Родная природа (2 часа)


30

В декабре, в декабре все деревья в серебре...

1 Определять и называть свойства воды, льда, снега.

31

Какой бывает вода?

1 Работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»; умение работать коллективно.

Твои друзья - взрослые и дети (3 часа)

32

О дружбе.

1 Различать основные нравственно-этические понятия.

33

Идем в гости.

1 Знать и придерживаться правил этикета; умение строить диалог, различать основные нравственно-эстетические понятия.

34

С наступающим новым годом!

1 Креативные умения: подготовка подарков к празднику

Родная природа (5 часов)

35-36

Январь - году начало, зиме -середина.

2 Сравнивать лиственные и хвойные деревья.

37

Хвойные деревья.

1 Сравнивать ветки сосны и ели.

38-39

Жизнь птиц зимой.

2 Различать и классифицировать птиц. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг».

Родная страна (5 часов)

40-41

Наша страна -Россия.

2 Знать свою национальность, знать какие народы живут в России.

42-43

Богата природа . России.

2 Иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений.

44

Мы -россияне.

1 Составлять описательный рассказ по картине, знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки

Родная природа (5 часов)

45

Февраль-месяц метелей и вьюг.

1 Приметы февраля, зимующие птицы.

46-47

Звери-млекопитающие.

2 Иметь представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных.

48

Наш уголок природы. Животные уголка природы.

1 Различать представителей растительного мира (но внешнему виду, месту обитания, способу движения).

49

Наш уголок природы. Растения уголка природы.

1 Описывать растения уголка природы; знать правила ухода за растениями уголка природы.

Родная страна (1 час)

50

Мы - граждане России.

1 Составлять описательный рассказ по картине; знать основные права и обязанности.

Твои друзья - взрослые и дети (3 часа)

51

Правила поведения.

1 Различать основные нравственно-этические понятия.

52

23 февраля

1 Иметь представление об одном из государственных праздников.

53

8 марта- праздник всех женщин.

1 Иметь представление об одном из государственных праздников.

Родная природа (2 часа)

54

Март-капельник .

1 Называть приметы весны: изменения в природе.

55

Птицы и звери весной.

1 Называть весенние изменения в живой и неживой природе: участвовать в диалоге «животных и растений».

Твоё здоровье (2 часа)

56

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1 Знать правила закаливания, уметь правильно закаливать организм.

57

Здоровая пища.

Какое бывает настроение.

1 Знать основные правила здорового образа жизни: понимать какие продукты приносят пользу; решать логические задачи: читать-драматизировать потешку.

Родная природа (2 часа)

58

Апрель- водолей.

1 Знать смысл понятия «животное - живое существо»; заполнять схемы.

59

Жизнь насекомых весной.

1 Уметь описывать предмет; выполнять творческие задания.

Родная страна (2 часа)

60

Весенние работы. Кто работает на транспорте.

1 Составлять описательный рассказ по иллюстрации; иметь представление об основных видах весенних работ. Знать основные виды транспортных средств: иметь представления о мире профессий.

61

День космонавтики.

1 Составлять описательный рассказ по иллюстрации.

Родная природа (4 часа)

62

Май весну завершает.

1 Различать времена года; приметы весны, приметы лета, летние месяцы.

63

Жизнь земноводных весной.

1

Знать, кто такие земноводные; иметь представление о фазах развития земноводного.

64

Животное - живое существо.

1 Различать животных; знать признаки живых существ.

65

Природе нужны все

1




Иметь представление о роли природы в жизни человека, иметь представление о редких животных; знать, что такое «Красная книга».

Родная страна (1 час)

66

Ты -пешеход.

1 Знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».





























Учебно-методическое обеспечение
1.Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир». Программа. 1-4 классы. - М.: Вентана - Граф, 2013г. 2.Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир». Методика обучения. 1-2 классы. - М.: Вентана - Граф, 2013г. 3.Учебник: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана - Граф, 2011г. 4. Рабочая тетрадь: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» - М.: Вентана - Граф, 2013г. 5. Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» в 1классе. Авторы- составители Т. В. Бут, Н. В. Лободина, 2012г






© 2010-2022