Конспект урока по ОРКСЭ Совесть и долг

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тюменяк Муниципального района Туймазинского района Республики Башкортостан









Учебно-методическая разработка

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль Основы светской этики


«Совесть и долг»








Учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Тюменяк

Шабиева Лилия Смагиловна


Конспект урока

(модуль Основы светской этики)

4 класс

Тема: «Совесть и долг»

Цель урока: формирование первичных представлений о значении совести в жизни человека и общества.

Задачи урока:

• актуализация знаний и представлений, полученных на предыдущих уроках;

• развитие представлений о механизмах, регулирующих поведение человека;

• совершенствование умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения нравственного выбора;

• формирование внутренней установки поступать согласно своей совести;

• совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

• совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;

• обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;

• развитие интереса к изучению предмета.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, долг.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», «чувство долга», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование:

(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал.

1. Актуализация знаний:

- Вспомните о поступке Марины. Можно ли сказать, что она поступила по совести?

- Приходилось ли вам слышать это выражение?

- Как вы можете его объяснить?

2. Формулирование темы урока, постановка цели.

3. «Случай на дороге». Обсуждение

- А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)

-Что заставило водителя прийти в милицию и сдаться?

- Почему он сказал: «Я не могу так больше жить».

Совесть - это переживание осуждения или одобрения собственного поступка.

Стыд - это тяжёлое подавленное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

4. Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

О.Воротынский

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть - это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд - близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

5. Голос совести (работа по карточке - соединить стрелками)

Удовлетворенность-Неудовлетворенность-

1.Вызывает спокойную, чистую совесть. Человек осознает, что он справляется со своими моральными обязанностями, нет нарушений долга, отступлений от нравственных правил.

2.Рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в

будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.

6. Проблемная ситуация: «Один водитель сбил человека насмерть и уехал. Никто происшествия не видел, свидетелей не было…» Какое продолжение может быть? Как нужно поступить, что нужно делать в таких ситуациях?

- Я в ваших ответах услышала слова «Должен был…» И слова эти очень непростые. В них вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ (понятия «долг», «моральная норма», «человек долга»)

7. Работа с текстом учебника.

  • Чтение текста урока.

  • Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (с. 57-58).

  • Вопросы для обсуждения:

1. Как помогла совесть Лиде?

2. Можем ли мы назвать Олю бессовестной?

3. Как мы можем объяснить, что такое совесть, после прочтения рассказа?

4. Как вы думаете, совесть - это то, чего человек боится или то, на что он полагается?

  • Словарная работа со словом совесть (с. 57).

  • Чтение сказки «Бабушка-медведица и внучка»(с. 59-60).

  • Вопросы для обсуждения:

1. Определите, кто из героев сказки поступил по совести.

2. Чему учит сказка о бабушке-медведице и внучке?

3. Что значит поступать по совести?

  • Словарная работа со словом долг (с. 145)

4. Можете ли вы теперь ответить на вопрос, как связаны совесть и долг?

5. «Кто такой совестливый человек?»

  • Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека:

  1. Он работает с душой - да.

  2. Не пройдёт мимо чужой беды - да.

  3. Всё делает по совести - да.

  4. Он добр, честен, правдив - да.

  5. Ищет оправдание своим поступкам - нет.

Учитель: Вот он какой - совестливый человек. Совесть нужна при всех

обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся.

Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках. Она напоминает об обязанностях, долге, ответственности, заставляет ориентироваться на поступки других людей. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказательства собственной невиновности. Она, молча и неотступно, заставляет нас говорить себе правду. Это наш внутренний судья.

Физминутка

8. Упражнения совести

А) «Минута раскаяния»

Учитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки, вспомним, кого мы обидели, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и записывают.

Б) «Минута прощения»

Учитель. Второе полезное упражнение совести - просить прощения.

Может быть, стоит попросить прощения у тех, кого обидели?

Дети записывают, просят прощения, складывают листочки и передают адресату. Кто получил записку, открывает и читает.

Учитель. Чувство раскаяния и чувство прощения- это великие чувства. Они очищают и исцеляют человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние.

В первый раз трудно сделать такой шаг, а как еще можно попросить прощение? (Можно попросить прощение в записке, позвонить или при встрече).

- Как должен поступить человек, у которого просят прощение? (Уметь прощать)

- А сейчас я хочу вам подарить красные сердечки.

Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.

Физминутка

9. Высказывания знаменитых людей:

Без совести и при большом уме не проживёшь.

М. Горький.

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

А. Пушкин.

Учитель. В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Памятка.

Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

  • Чистая совесть обеспечивает уважение - даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.

  • Чистая совесть даёт силы - для принятия справедливых решений.

  • Чистая совесть даёт свободу - от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.

  • Чистая совесть даёт возможность - видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

  • Чистая совесть даёт надежду - на изменение мира к лучшему.

  • Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

  • Не берите чужого без разрешения.

  • Не желайте никому зла

  • Не допускайте грубости

  • Во всём помогайте ближним

  • Будьте добрым человеком

-Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.

-Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

10. Итог урока. Рефлексия

- Что значит, жить в ладу со своей совестью?

Оценивание

Я чувствовал себя на уроке… Материал мне был понятен…

Конспект урока по ОРКСЭ Совесть и долгКонспект урока по ОРКСЭ Совесть и долг

Я усвоил основные понятия… Я выполнял задания…

Конспект урока по ОРКСЭ Совесть и долгКонспект урока по ОРКСЭ Совесть и долг

Мне захотелось поступать согласно Хочу поделиться знаниями

моральным нормам… с друзьями…

Конспект урока по ОРКСЭ Совесть и долгКонспект урока по ОРКСЭ Совесть и долг

9.Домашнее задание.

1. Нарисуйте рисунки по теме урока. (по желанию)

2. Прочитайте сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» или

посмотрите (желательно с родителями) мультфильм с одноименным названием.

Учитель. Расставаясь, я хочу пожелать:

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Всё в Ваших руках.


Использованная литература:

  • o-pogovorkah.ru/rb/pog.php? psychlib.ru/mgppu/Tvd-2004/Tvd-288.htm

  • mtelegin.ru/dialog/vdialog/82-metod15

  • grandcorsar.blog.ru/145292099.html

  • «Основы светской этики», пособие для учащихся ОО «Дрофа»- 2012

  • «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение -2012

  • Пособие для учителя. М.: Просвещение-2011 (Стандарты второго поколения)

Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов



© 2010-2022