Открытое занятие для будущих первоклассников Гласные и согласные звуки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Ход урока

I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторение изученного - На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Слайд 2. - Давайте с вами вспомним и расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете? А чем устная речь отличается от письменной? (Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Устная речь - это любая звучащая речь. Устная речь передается звуками, письменная речь - графическими знаками.) Слайд 3 - Приведите примеры устной и письменной речи. - Из чего состоит наша речь? ( из предложений) - Послушайте мою речь и определите, что я скажу: Листья тополя пожелтели. -Что я сказала? (предложение) - А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово. Приготовили ладошки, считаем. - Сколько слов в этом предложении? ( 3) - Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? А в письменной речи? - Кто может составить схему этого предложения? \______ _____ _____ .
Проверяем Слайд 4 - Что вы услышали, когда произносили слова? - Из чего же они состоят? -Какие бывают звуки? ( не знаем)







III. Постановка учебной задачи Звуковой анализ слова - Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.. - Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей. - Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту. Слайд 5. - Произнесите еще раз это слово - АИСТ. Запишем звуковой состав. На прошлом занятии я вам говорила, что звук обозначаем квадратиком. Но прежде, чем записать схему, посчитаем кол-во звуков. Приготовили пальчики и произносим четко каждый звук.: ( схема) - Сколько звуков в слове АИСТ? (4), обведем четыре клеточки.






-Какие звуки мы слышим ?
Физкульминутка Слайд 6 - Прежде чем мы про это узнаем, нам надо немножко отдохнуть и набраться сил. Повторяем движения. IV. «Открытие» нового знания 1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук. Звуковой анализ. (групповая работа). Слайд 7 1.Итак, отдохнули, продолжаем. Вернемся к нашему слову АИСТ. Хором назовите первый звук в этом слове, а теперь - последний. - Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? (по-разному) - Давайте понаблюдаем - еще раз скажите первый звук, но совсем тихо… Теперь громче, еще громче. - Что происходит со ртом? (открывается) - Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук… - Получилось? - Почему? - Нам помогает произносить звуки воздух и голос.


2. - Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград. -А закрыли рот, образовали преграду - и звук не получился.
Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными. Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

  1. Знакомство с согласными звуками.

1 - А теперь произнесите последний звук в слове АИСТ. - Посмотрите ротик в зеркало.
- Воздух тоже проходит свободно или есть преграда? - Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?! Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными. Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными - вот поэтому они согласные.
Физкульминутка - Встаньте. Покажите. Слайд 8 - Как ходит курица? А как она кричит? (ко-ко) - Как ходит петух? А как он кричит? (ку-ка-ре-ку)

- Как ходит утка? А как она кричит? (Кря! Кря) - Как прыгает лягушка? А как она кричит (ква-ква) - Какая картинка лишняя? Почему? (лягушка не птица) - Какой звук одинаковый вы услышали? Произнесите его! (К) - воздух проходит свободно? Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?! А как называется этот звук? V. Первичное закрепление - А, представляете, пока мы с вами разбирали новую тему,Маша провертелась, проиграла, а сейчас не может выполнить задание. Поможете Маше выполнить задание? 1. Игра «Доскажи словечко» Слайд 9

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…










Отгадай Слайд 10

А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… - змеиный слышен свист.

Шшш… - шуршит опавший лист.

Жжж… - шмели в саду жужжат.

Ррр… - моторы тарахтят.
-Так, как отличить гласный звук от согласного? Слайд 11
- Сайд 12 Когда я готовилась к нашему занятию, нашла такую интересную иллюстрацию. Посмотрите. Звуки бегут на перегонки. Какие звуки приходят к финишу первыми? - Кто умет читать, прочитайте. Почему? VI. Включение в систему знаний и повторение.
1.-Устали, отдохнем??? Тогда, встаем. Игра «Поймай звук» (стоя) Слайд 13 - Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, прыгаете и хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете. (утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка). Миша вас проверяет.
2. -Рассмотрите рисунки и схемы к ним. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов? Слайд 14 -На какие группы можно разделить схемы слов? -Какая схема лишняя? - Маша не поняла. Почему? - Проверяем. III. Рефлкесия 1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения - Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. 2. Беседа: - О чем вы узнали сегодня на занятии? - Возникали у вас затруднения? - Вы смогли их преодолеть?







3.Самооценка Оцените свою работу на уроке. Слайд 15 - Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок. - Если у вас иногда возникали сомнения - делали ошибки, поднимите жёлтый кружок. - Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок. - Так, кому было интересно на занятии, все понятно, Кто выбирает зеленый кружок - поднимите руку. И т.д. - Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.


© 2010-2022