- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока русского языка на тему Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне 3 класс
Разработка урока русского языка на тему Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горева Е.А. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский язык Тема: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне Цель: - развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание. Этапы урока
Ход урока Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний.
Работа в тетради. Запись числа. Классная работа.
- Словарная работа. Слайд
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Как вы думаете есть ли еще трудности, связанные с правильностью написания буквы согласного звука? Прочитайте девиз нашего урока: Ужас.но интерес.но все то, что неизвес.но. Сможете ли вы объяснить правильность написания слов с пропущенными буквами? Попробуем раскрыть эту тайну русского языка. - Прочитайте слова. Как они называются? весть - [в,э ́с,т,] вестник - [в,э ́с,н,ик] известный - [изв,э ́сный,] Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили? (В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.) - Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)
Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?) - Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике. - Составим план урока.
- Вспомнить…
- Познакомиться…
- Научиться
- Продолжить работу…
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Открытие новых знаний 1. На слайде (доске) записаны слова: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно. Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы. По какому признаку вы их разделите? Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает). 2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами. Упр. 76. - Назовите слова, в которых согласный звук не произносится. - Как можно назвать этот согласный? (Непроизносимый.) - Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему? Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72. 3. Работа над текстом в рамке. - Прочитайте про себя. Вопросы после чтения: - Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки? - Непроизносимые согласные - это буквы или звуки? (Звуки.) - Это правило письма или закон языка? (Закон языка.) - Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Развитие умений - применение знания. Работа в парах Развиваем умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных. - Напишите слова с непроизносимыми согласными. Звезда, сердечко, грусть, капуста, место, честь. - определите, чем являются слова первого столбика. - А второго столбика. - Почему они являются проверочными? (После согласного стоит гласный звук.) Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается.
- Спишите данные пары слов, обозначьте орфограмму.
Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук. Определение алгоритма работы.
- Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков.
- Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук.
- Пишу слово.
- Проверяю написание, обозначаю орфограмму.
V. Итог урока.
- С какой новой орфограммой вы познакомились? - Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].) - Как его можно обнаружить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.)
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 1, с. 86. 2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.