Разработка урока русского языка на тему Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык Тема: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне Цель: - развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание. Этапы урока

Ход урока Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.
Работа в тетради. Запись числа. Классная работа.

  1. Словарная работа. Слайд
Составление и запись словарных слов с обозначением орфограмм Аккорд, терраса, хоккей, группа, шасси, аппетит, профессия. Вывод: в русском языке есть слова, в корне которого пишется удвоенная буква согласного. Написание удвоенной буквы согласного звука - это орфограмма. - Какие еще орфограммы русского языка связаны с буквами согласного звука.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.


- Как вы думаете есть ли еще трудности, связанные с правильностью написания буквы согласного звука? Прочитайте девиз нашего урока: Ужас.но интерес.но все то, что неизвес.но. Сможете ли вы объяснить правильность написания слов с пропущенными буквами? Попробуем раскрыть эту тайну русского языка. - Прочитайте слова. Как они называются? весть - [в,э ́с,т,] вестник - [в,э ́с,н,ик] известный - [изв,э ́сный,] Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили? (В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.) - Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)
Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?) - Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике. - Составим план урока.

  1. Вспомнить…
  2. Познакомиться…
  3. Научиться
  4. Продолжить работу…

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний 1. На слайде (доске) записаны слова: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно. Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы. По какому признаку вы их разделите? Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает). 2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами. Упр. 76. - Назовите слова, в которых согласный звук не произносится. - Как можно назвать этот согласный? (Непроизносимый.) - Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему? Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72. 3. Работа над текстом в рамке. - Прочитайте про себя. Вопросы после чтения: - Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки? - Непроизносимые согласные - это буквы или звуки? (Звуки.) - Это правило письма или закон языка? (Закон языка.) - Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Развитие умений - применение знания. Работа в парах Развиваем умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных. - Напишите слова с непроизносимыми согласными. Звезда, сердечко, грусть, капуста, место, честь. - определите, чем являются слова первого столбика. - А второго столбика. - Почему они являются проверочными? (После согласного стоит гласный звук.) Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается.
- Спишите данные пары слов, обозначьте орфограмму.
Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук. Определение алгоритма работы.

  1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков.
  2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук.
  3. Пишу слово.
  4. Проверяю написание, обозначаю орфограмму.
Применение правила на практике. Работа с группой слов: местность, интересный, устный, окрестность, сердце, вкусный, чудесный, властный, известный, грустный. Самостоятельная работа Запись предложения : Ужасно интересно все то, что неизвестно. Обозначьте орфограммы данного предложения.

V. Итог урока.


- С какой новой орфограммой вы познакомились? - Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].) - Как его можно обнаружить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.)

VI. Домашнее задание.


1. Упр. 1, с. 86. 2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.



© 2010-2022