Программа факультатива «Риторика». 2 - 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа факультатива «Риторика».


Данный курс предназначен для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. Составитель программы учитель начальных классов КГУ Карасорской СОШ

г. Экибастуза Тулегенова Акмарал Токтасыновна. Место факультативного курса в структуре программы начальных классов. Программа выстроена в русле концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания, соответствует образовательному стандарту.
Пояснительная записка


Современные требования к обучению детей ставят перед начальной школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в коллективе, умениями, которые обеспечивают решение задач, составляющих суть той или иной деятельности, сообщение учащимся определенных риторических знаний, сведений, способствующих обогащению духовного мира личности. Проблема обучения грамотной речи и речевому поведению могут быть успешно решены в том случае, если это обучение основано на единой концепции, на базе целостного курса, адресованного учащимся начальных классов. Основой решения этой концепции может стать риторический подход, ориентированный на поиски, теоретическое осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения эффективной, успешной, результативной речью. «Риторика» - интегрированный курс, совмещающий в себе формы и методы, понятия и содержание таких учебных дисциплин, как риторика, развитие речи, литература. В программе курса используются идеи Концепции развития одарённых детей; опыт, накопленный в области развития речи и литературы в обучении младших школьников; опыт психологов. Цель курса: формировать произнесение четкой, грамотной речи, навыки построения монолога, диалога. Задачи:

  • способствовать развитию речи детей;
  • воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения;
  • учить младших школьников пользоваться этим средством успешно и уместно;
  • развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;
  • развивать умение слышать собеседника;
  • учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;
  • учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;
  • выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;
  • развивать актерские творческие способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

В решении этих задач нужно опираться на культуру речи определенного общества. В этом состоит риторическая грамотность. Занятия по курсу «Риторики» предполагают включение в процесс обучения всевозможных драматизаций, инсценировку сказок, рассказов и т.п, обучение произнесению речи, построению монолога, диалога и т.д.; Объём учебного времени: 34 часа в год, 1 час в неделю.



Содержание курса: Чему учит риторика.

1 Виды речи.

2 Приёмы подготовки речи.

3 Вежливое общение.

2 Правильность речи.

4 Задачи высказывания

2 Слушаем, вдумываемся.

2 Читаем учебные тексты.

1 Учимся писать, редактировать.

2 Тесты разные нужны.

4 Пересказ.

3 Рассуждение.

3 Сравнение. Правила сравнения.

3 Повторение изученного.

1 Риторический праздник.

1































Календарно-тематическое планирование к факультативу «Риторика».


п/п

тема

кол-во часов

основные литературоведческие понятия

региональный компонент

Дата

1 Чему учит риторика.

1


2 Виды речи.

1


3 Виды речи.

1




4


Приёмы подготовки речи.

1
Составление рассказа «Природа Казахстана»

5 Приёмы подготовки речи.

1


6 Приёмы подготовки речи.

1


7 Вежливое общение.

1


8 Вежливое общение.

1


9 Правильность речи.

1


10 Правильность речи.

1


11 Правильность речи.

1


12 Правильность речи.

1


13 Задачи высказывания

1




14 Задачи высказывания

1




15 Слушаем, вдумываемся.

1

Подготовить рассказ на тему «Экибастуз - история и современность».

16 Слушаем, вдумываемся.

1


17 Читаем учебные тексты.

1 стили речи, словарная статья.

18 Учимся писать, редактировать.

1
Статья на тему «Реки Казахстана»

19 Учимся писать, редактировать.

1


20 Тесты разные нужны.

1 изобразительно-выразительные средства речи Сочинение-описание «Золотой человек»

21 Тесты разные нужны.

1


22 Тесты разные нужны.

1


23 Тесты разные нужны.

1


24 Пересказ.

1
Изложение по тексту «Звери и птицы Казахстана»

25 Пересказ.

1


26 Пересказ.

1


27 Рассуждение.

1


28 Рассуждение.

1


29 Рассуждение.

1



30 Сравнение. Правила сравнения.

1 изобразительно-выразительные средства: сравнение, метафора Сочинение «Сохранить природу Казахстана».

31 Сравнение. Правила сравнения.

1


32 Сравнение. Правила сравнения.

1


33 Повторение изученного.

1


34 Риторический праздник.

1









Форма организации курса: классно-урочная.

Форма завершения курса: Риторический праздник.

Список рекомендуемой литературы

для учащихся:

1. Вербитская Л.А. Давайте говорить правильно.- М.: Просвещение, 1993.

2. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзоко М.В., Шапова Л.А. Умеете ли вы общаться?- М.: Просвещение, 1991.

3. Бадмаев Б.Ц. Выступление, беседа - всегда общение.- М.: Просвещение, 1983.

4. Гуревич С.С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики.- Киев, 1988.

5. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи.- Ростов - на - Дону, 1996.

для учителя:

1. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А.Н. Леонтьев и современная психология.- М.: Просвещение, 1983, с. 118 - 128.

2. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству.- М.: Сфера, 1999.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Просвещение, 1979.

4. Безменова Н.А. Теория и история риторики.- М.: Наука, 1991.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1991.

6. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия.- М.: Просвещение, 1989.

7. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения.- М.: Центр развивающего обучения, 1996.

8. Егоров А. Берега Михаила Чистякова: [О творчестве поэта М.Чистякова]// Рудный Алтай.- 1998.-4 апр.

9. Зарифьян Н.А. Теория словесности. Библиография и комментарий.- М.: Просвещение, 1990.

10. Зимняя И.А. Воздейственность выступления лектора. - М.: Наука, 1975.

Зыбина Т.М. Ещё раз о риторике // Русский язык в школе, 1987, № 6.





осмыс ления

Практическая работа. (7-10 мин)

Опыт 1

Определите состав почвы. Рассмотрите почву. Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых).

Опыт 2

Положи в стакан с водой комок почвы.

Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся записывают в таблицу, что в почве есть воздух.

Опыт 3

Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге?

Опыт 4

Расскажите, чем отличаются эти виды почвы, и можем ли мы на них вырастить хороший урожай?

Физминутка.

На интерактивной доске.

Работа в группах по тексту учебника . (10 мин)

1 Группа- Рассказать что такое почва.

2 Группа- Составить постер состав почвы.

3 Группа- Составить постер влияние насекомых , червей и других животных, бактерий на плодородие почвы..

4 Группа- Составить постер перегной.

Хорошо молодцы вы сегодня хорошо поработали. Садовой Никита приготовил доклад на тему что разрушает почву и как это предотвратить.

Тестирование. (6 мин)

Тест по теме: «Почва. Состав почвы».

1.Верхний плодородный слой земли - это а) глина б) почва в) дренаж 2. Цвет почвы зависит от количества в ней а) перегноя б) удобрений в) влаги 3. Перегной - это … а) перепревшие листья, погибшие растения и животные б) растения и животные в) корни растений 4. Основное свойство почвы - это … а) солончак б) водопроницаемость

в) плодородие

5.Состав почвы:

а)песок, микроорганизмы, перегной

б)воздух, песок, вода, глина, перегной в)песок, глина, перегной

Критерии оценивания

5б - оценка 5

4б - оценка 4

3б - оценка 3

Просмотр правильных ответов на интерактивной доске.

Выступление наблюдателей. Оценивание работы каждого участника группы.

Проводят опыты, делают выводы, записывают их к себе в тетрадь.

Проводят опыты, делают выводы, записывают их к себе в тетрадь.

Проводят опыты, делают выводы, записывают их к себе в тетрадь.

Проводят опыты, делают выводы, записывают их к себе в тетрадь.

Повторяют за учителем слова физминутки и движения.

Работая в группах рисуют постеры и защищают их делая выводы.

Выполняют тест по теме «Почва. Состав почвы»

После выполнения просматривают правильные ответы на интерактивной доске, подсчитывают свои балы и говорят наблюдателю, который выставляет их в свою таблицу.

Выступление наблюдателя и оценивание работы в группе.

Новые подходы в преподавании и обучении.





VII. Работа по физической карте Казахстана.
Показ месторождений : Покажите на карте самое крупное месторождение железной руды? Меди?
Самое крупное месторождение железной руды - Соколовско - Сарбайское, другие: в Сарыарке и Северном Приаралье. Крупное месторождение меди - Жезказган и Конырат в Сарыарке.
Алюминий - в Арколыкском месторождении Костанайской области.
Полиметалические руды - на Алтае.
Газ и нефть - Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау.
Каменный уголь - близ Караганды и Екибастуза.
VIII. Итог урока: - На Земле очень много полезных ископаемых. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Понравился ли вам урок? Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________



















Практическая работа №4. Определение на карте месторождений полезных ископаемых, обозначение их на контурной карте.

1.К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак в тетраде

Песок -

Глина -

Каменный уголь -

Нефть -

Природный газ -

Железная руда -

Известняк -

Гранит -

2. Работа по карте Казахстана.
Показ месторождений : Покажите на карте самое крупное месторождение железной руды? Меди?
Самое крупное месторождение железной руды - Соколовско - Сарбайское, другие: в Сарыарке и Северном Приаралье. Крупное месторождение меди - Жезказган и Конырат в Сарыарке.
Алюминий - в Арколыкском месторождении Костанайской области.
Полиметалические руды - на Алтае.
Газ и нефть - Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау.
Каменный уголь - близ Караганды и Екибастуза.


Вывод . На Земле очень много полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!



Слайд 15 Что такое флюгер? Посмотрите, ребята, флюгер - это метеорологический прибор для измерения направления ветра.
Это пластинка из металла, которая под воздействием ветра крутится вокруг своей оси, демонстрируя, таким образом, направление воздушных масс.
Дополнительный слайд 16 с картинками флюгера.
5. Практическая работа. Слайд 17 Дежурные раздают тетради учащимся и выполняется ими творческая работа. Дети должны написать определение флюгера и нарисовать свой воображаемый флюгер. Тетради сдаются.

© 2010-2022