- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа факультатива «Риторика». 2 - 3 класс
Программа факультатива «Риторика». 2 - 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тулегенова А.Т. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа факультатива «Риторика».
Данный курс предназначен для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. Составитель программы учитель начальных классов КГУ Карасорской СОШ
г. Экибастуза Тулегенова Акмарал Токтасыновна. Место факультативного курса в структуре программы начальных классов. Программа выстроена в русле концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания, соответствует образовательному стандарту.
Пояснительная записка
Современные требования к обучению детей ставят перед начальной школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в коллективе, умениями, которые обеспечивают решение задач, составляющих суть той или иной деятельности, сообщение учащимся определенных риторических знаний, сведений, способствующих обогащению духовного мира личности. Проблема обучения грамотной речи и речевому поведению могут быть успешно решены в том случае, если это обучение основано на единой концепции, на базе целостного курса, адресованного учащимся начальных классов. Основой решения этой концепции может стать риторический подход, ориентированный на поиски, теоретическое осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения эффективной, успешной, результативной речью. «Риторика» - интегрированный курс, совмещающий в себе формы и методы, понятия и содержание таких учебных дисциплин, как риторика, развитие речи, литература. В программе курса используются идеи Концепции развития одарённых детей; опыт, накопленный в области развития речи и литературы в обучении младших школьников; опыт психологов. Цель курса: формировать произнесение четкой, грамотной речи, навыки построения монолога, диалога. Задачи:
- способствовать развитию речи детей;
- воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения;
- учить младших школьников пользоваться этим средством успешно и уместно;
- развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;
- развивать умение слышать собеседника;
- учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;
- учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;
- выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;
- развивать актерские творческие способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.
В решении этих задач нужно опираться на культуру речи определенного общества. В этом состоит риторическая грамотность. Занятия по курсу «Риторики» предполагают включение в процесс обучения всевозможных драматизаций, инсценировку сказок, рассказов и т.п, обучение произнесению речи, построению монолога, диалога и т.д.; Объём учебного времени: 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание курса: Чему учит риторика.
1 Виды речи.
2 Приёмы подготовки речи.
3 Вежливое общение.
2 Правильность речи.
4 Задачи высказывания
2 Слушаем, вдумываемся.
2 Читаем учебные тексты.
1 Учимся писать, редактировать.
2 Тесты разные нужны.
4 Пересказ.
3 Рассуждение.
3 Сравнение. Правила сравнения.
3 Повторение изученного.
1 Риторический праздник.
1
Календарно-тематическое планирование к факультативу «Риторика».
№
п/п
тема
кол-во часов
основные литературоведческие понятия
региональный компонент
Дата
1 Чему учит риторика.
1
2 Виды речи.
1
3 Виды речи.
1
4
Приёмы подготовки речи.
1
Составление рассказа «Природа Казахстана»
5 Приёмы подготовки речи.
1
6 Приёмы подготовки речи.
1
7 Вежливое общение.
1
8 Вежливое общение.
1
9 Правильность речи.
1
10 Правильность речи.
1
11 Правильность речи.
1
12 Правильность речи.
1
13 Задачи высказывания
1
14 Задачи высказывания
1
15 Слушаем, вдумываемся.
1
Подготовить рассказ на тему «Экибастуз - история и современность».
16 Слушаем, вдумываемся.
1
17 Читаем учебные тексты.
1 стили речи, словарная статья.
18 Учимся писать, редактировать.
1
Статья на тему «Реки Казахстана»
19 Учимся писать, редактировать.
1
20 Тесты разные нужны.
1 изобразительно-выразительные средства речи Сочинение-описание «Золотой человек»
21 Тесты разные нужны.
1
22 Тесты разные нужны.
1
23 Тесты разные нужны.
1
24 Пересказ.
1
Изложение по тексту «Звери и птицы Казахстана»
25 Пересказ.
1
26 Пересказ.
1
27 Рассуждение.
1
28 Рассуждение.
1
29 Рассуждение.
1
30 Сравнение. Правила сравнения.
1 изобразительно-выразительные средства: сравнение, метафора Сочинение «Сохранить природу Казахстана».
31 Сравнение. Правила сравнения.
1
32 Сравнение. Правила сравнения.
1
33 Повторение изученного.
1
34 Риторический праздник.
1
Форма организации курса: классно-урочная.
Форма завершения курса: Риторический праздник.
Список рекомендуемой литературы
для учащихся:
1. Вербитская Л.А. Давайте говорить правильно.- М.: Просвещение, 1993.
2. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзоко М.В., Шапова Л.А. Умеете ли вы общаться?- М.: Просвещение, 1991.
3. Бадмаев Б.Ц. Выступление, беседа - всегда общение.- М.: Просвещение, 1983.
4. Гуревич С.С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики.- Киев, 1988.
5. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи.- Ростов - на - Дону, 1996.
для учителя:
1. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А.Н. Леонтьев и современная психология.- М.: Просвещение, 1983, с. 118 - 128.
2. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству.- М.: Сфера, 1999.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Просвещение, 1979.
4. Безменова Н.А. Теория и история риторики.- М.: Наука, 1991.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1991.
6. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия.- М.: Просвещение, 1989.
7. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения.- М.: Центр развивающего обучения, 1996.
8. Егоров А. Берега Михаила Чистякова: [О творчестве поэта М.Чистякова]// Рудный Алтай.- 1998.-4 апр.
9. Зарифьян Н.А. Теория словесности. Библиография и комментарий.- М.: Просвещение, 1990.
10. Зимняя И.А. Воздейственность выступления лектора. - М.: Наука, 1975.
Зыбина Т.М. Ещё раз о риторике // Русский язык в школе, 1987, № 6.
осмыс ления
Практическая работа. (7-10 мин)
Опыт 1
Определите состав почвы. Рассмотрите почву. Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых).
Опыт 2
Положи в стакан с водой комок почвы.
Вывод: в почве есть воздух.
Учащиеся записывают в таблицу, что в почве есть воздух.
Опыт 3
Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге?
Опыт 4
Расскажите, чем отличаются эти виды почвы, и можем ли мы на них вырастить хороший урожай?
Физминутка.
На интерактивной доске.
Работа в группах по тексту учебника . (10 мин)
1 Группа- Рассказать что такое почва.
2 Группа- Составить постер состав почвы.
3 Группа- Составить постер влияние насекомых , червей и других животных, бактерий на плодородие почвы..
4 Группа- Составить постер перегной.
Хорошо молодцы вы сегодня хорошо поработали. Садовой Никита приготовил доклад на тему что разрушает почву и как это предотвратить.
Тестирование. (6 мин)
Тест по теме: «Почва. Состав почвы».
1.Верхний плодородный слой земли - это а) глина б) почва в) дренаж 2. Цвет почвы зависит от количества в ней а) перегноя б) удобрений в) влаги 3. Перегной - это … а) перепревшие листья, погибшие растения и животные б) растения и животные в) корни растений 4. Основное свойство почвы - это … а) солончак б) водопроницаемость
в) плодородие
5.Состав почвы:
а)песок, микроорганизмы, перегной
б)воздух, песок, вода, глина, перегной в)песок, глина, перегной
Критерии оценивания
5б - оценка 5
4б - оценка 4
3б - оценка 3
Просмотр правильных ответов на интерактивной доске.
Выступление наблюдателей. Оценивание работы каждого участника группы.
Проводят опыты, делают выводы, записывают их к себе в тетрадь.
Проводят опыты, делают выводы, записывают их к себе в тетрадь.
Проводят опыты, делают выводы, записывают их к себе в тетрадь.
Проводят опыты, делают выводы, записывают их к себе в тетрадь.
Повторяют за учителем слова физминутки и движения.
Работая в группах рисуют постеры и защищают их делая выводы.
Выполняют тест по теме «Почва. Состав почвы»
После выполнения просматривают правильные ответы на интерактивной доске, подсчитывают свои балы и говорят наблюдателю, который выставляет их в свою таблицу.
Выступление наблюдателя и оценивание работы в группе.
Новые подходы в преподавании и обучении.
VII. Работа по физической карте Казахстана.
Показ месторождений : Покажите на карте самое крупное месторождение железной руды? Меди?
Самое крупное месторождение железной руды - Соколовско - Сарбайское, другие: в Сарыарке и Северном Приаралье. Крупное месторождение меди - Жезказган и Конырат в Сарыарке.
Алюминий - в Арколыкском месторождении Костанайской области.
Полиметалические руды - на Алтае.
Газ и нефть - Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау.
Каменный уголь - близ Караганды и Екибастуза.
VIII. Итог урока: - На Земле очень много полезных ископаемых. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Понравился ли вам урок? Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
Практическая работа №4. Определение на карте месторождений полезных ископаемых, обозначение их на контурной карте.
1.К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак в тетраде
Песок -
Глина -
Каменный уголь -
Нефть -
Природный газ -
Железная руда -
Известняк -
Гранит -
2. Работа по карте Казахстана.
Показ месторождений : Покажите на карте самое крупное месторождение железной руды? Меди?
Самое крупное месторождение железной руды - Соколовско - Сарбайское, другие: в Сарыарке и Северном Приаралье. Крупное месторождение меди - Жезказган и Конырат в Сарыарке.
Алюминий - в Арколыкском месторождении Костанайской области.
Полиметалические руды - на Алтае.
Газ и нефть - Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау.
Каменный уголь - близ Караганды и Екибастуза.
Вывод . На Земле очень много полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Слайд 15 Что такое флюгер? Посмотрите, ребята, флюгер - это метеорологический прибор для измерения направления ветра.
Это пластинка из металла, которая под воздействием ветра крутится вокруг своей оси, демонстрируя, таким образом, направление воздушных масс.
Дополнительный слайд 16 с картинками флюгера.
5. Практическая работа. Слайд 17 Дежурные раздают тетради учащимся и выполняется ими творческая работа. Дети должны написать определение флюгера и нарисовать свой воображаемый флюгер. Тетради сдаются.