Рабочая программа по технологии

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрена

на заседании ШМО

руководитель ШМО

_________С. Ю. Мустафина

31.08.2015

Согласована:

зам. директора по УВР

____________ Р. Х. Мансурова

31.08.2015



Утверждено

приказ директора МОБУ СОШ с.Языково

муниципального района Благоварский район

Республики Башкортостан №153-ОД

01.09.2015




Рабочая программа по Технологии

для 4 б класса

Учитель: Петрушина Талига Хисматовна





2015 - 2016 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, основной программы начального общего образования МОБУ СОШ с.Языково, и на основе авторской программы Цирулик Н.А, С.И.Хлебниковой «Технология»

Цель : оптималь­ное общее развитие каждого ребенка (пси­хическое, физическое, духовно-нравствен­ное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

Общее развитие служит основой для эф­фективного формирования планируемых об­разовательных результатов по усвоению уни­версальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и пред­метных учебных действий.

В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается ре­шение следующих задач:

  • духовно-нравственное развитие в про­цессе формирования понимания материаль­ной культуры как продукта преобразо­вательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;

  • формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности
    к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятель­ности, ценностного отношения к труду, род­ной природе, своему здоровью;

  • развитие в процессе предметно-практи­ческой деятельности психических функ­ций: зрительно-пространственного восприя­тия, воссоздающего и творческого вообра­жения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;

  • развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;

  • развитие регулятивной структуры дея­тельности, включающей ориентировку в за­дании, планирование, прогнозирование, конт­роль, коррекцию, оценку;

  • формирование умения искать и преоб­разовывать информацию с использованием различных информационных технологий;

  • развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследователь­ской деятельности;

  • развитие коммуникативной компетент­ности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в со­временном технологическом мире. Давно установлено, что активные физи­ческие действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связа­на с руками. Развивая моторику, мы созда­ем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмеча­ют большое стимулирующее влияние функ­ций руки.. Речевые области формируются под влиянием им­пульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова).

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальца­ми, кистью руки, как ручной труд. На заня­тиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные дви­жения - точность, ловкость, скорость

Предмет открывает широкие возможнос­ти для развития зрительно-пространствен­ного восприятия, воссоздающего и творчес­кого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуаль­ной активности, речи, воли, чувств.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МОБУ СОШ с.Языково на изучение технологии в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год

В программе предусмотрены часы на письменную деятельность

- итоговая контрольная работа-1

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегри­рует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реали­зовать их в интеллектуально-практической деятельности учени­ка. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объ­ектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство - использование средств худо­жественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности челове­ка как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Русский язык - развитие устной речи на основе использо­вания важнейших видов речевой деятельности и основных ти­пов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсужде­ния результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельнос­ти; построение логически связанных высказываний в рассуж­дениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение - работа с текстами для создания об­раза, реализуемого в изделия

5.Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения «Технология»

Личностные результаты:

-ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

  • ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности тре­бованиям конкретной учебной задачи;

  • предпосылки для готовности само­стоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предло­женных критериев;

  • положительное отношение к преоб­разовательной творческой деятель­ности;

  • осознание своей ответственности за общее дело;

  • ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;


  • уважение к чужому труду и резуль­татам труда;

  • уважение к культурным традициям своего народа;

  • представление о себе как граждани­не России;

  • понимание нравственного содержа­ния собственных поступков и поступ­ков окружающих людей;

  • ориентация в поведении на приня­тые моральные нормы;

  • понимание чувств окружающих людей;

  • готовность следовать в своей дея­тельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные результаты:

- следовать установленным прави­лам в планировании и контроле спо­соба действия;

- в сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками контролировать и оце­нивать свои действия при работе с учебным материалом;

- отбирать адекватные средства дос­тижения цели деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- действовать в учебном сотрудниче­стве в соответствии с принятой ролью;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарища­ми, другими лицами.

Регулятивные ууд :

-следовать установленным прави­лам в планировании и контроле спо­соба действия;

- в сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками контролировать и оце­нивать свои действия при работе с учебным материалом;

- отбирать адекватные средства дос­тижения цели деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- действовать в учебном сотрудниче­стве в соответствии с принятой ролью;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарища­ми, другими лицами.

Познавательные ууд:

- осуществлять поиск нужного по­знавательного материала в дополни­тельных изданиях; в соответствую­щих возрасту словарях и справочни­ках;

- владеть общими приемами решения задач;

- работать с информацией, представ­ленной в форме текста, рисунка, схе­мы, чертежа;

- находить информацию, заданную в тексте в явном виде;

- передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной за­дачи;

- умению смыслового восприятия познавательных текстов;

- выделять ряд признаков в изучае­мых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;

  • проводить сравнение и классифи­кацию по самостоятельно выделен­ным основаниям;

  • обобщать на основе выделения сущностной связи;

  • подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобще­ния;

  • проводить аналогии между изучае­мым материалом и собственным опы­том.

Коммуникативные ууд

-договариваться и приходить к об­щему решению в совместной деятель­ности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- ориентироваться на позицию парт­нера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и пози­цию;

- оценивать действия партнера и со­относить со своей точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Предметные результаты :

-называть и описывать традицион­ные народные промыслы и ремесла своего края или России;

- выявлять особенности рукотвор­ных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;

- использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;

- соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

-подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;

- называть новые технологические приемы ручной обработки материа­лов, использовавшиеся в этом году;

- экономно расходовать используе­мые материалы;

- применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежны­ми (линейка, угольник, циркуль),режущими (ножницы), колющими(игла);

- изготавливать плоскостные и объ­емные изделия по простейшим черте­жам, эскизам, схемам, рисункам;

-выстраивать последовательность реализации собственного замысла

6.Содержание учебного предмета

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

Традиционные народные промыслы и ре­месла своего края, уважительное отношение к ним.

Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художест­венный образ».

Общие правила создания предметов ру­котворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность).

Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы.

Отбор и анализ информации из учебни­ка, других печатных изданий и электронных источников информации.

Задания разных типов - от точного пов­торения образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до создания собственных образов. Исследовательская работа.

Использование полученных знаний и умений для творческой самореализации в домашних условиях.

Осуществление под руководством учите­ля проектной деятельности по созданию го­тового продукта.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Многообразие материалов.

Пластилин, бумага обычная цветная, бе­лая плотная, цветная с двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, нитки, тесь­ма, сутаж, природный материал (песок, опилки, яичная скорлупа, высушенная ко­жура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер.

Свойства материалов:

  • бумага: вырезание по внутреннему кон­туру, симметричное вырезание из бумаги, сложенной в несколько слоев, объемное плетение из двух полосок;

  • ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани;

  • нитки: соединение деталей, приклеива­ние на основу, плетение на картоне с по­мощью иголки.

Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием.

Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модуль­ное соединение, с помощью проволоки, пластилина.

Отделка: вышивкой, бисером, раскраши­ванием. Подбор материалов для изделий по их декоративно-художественным и конструк­тивным свойствам.

Виды художественной техники .Лепка

Лепка сложной формы разными прие­мами, в том числе и приемами, используе­мыми в народных художественных промыс­лах.

Лепка низким и высоким рельефом (ба­рельеф и горельеф).Аппликация

Выпуклая контурная аппликация (по ли­нии контура приклеить нитки, шнурки, бу­мажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж).

Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).Мозаика .Мозаика из мелких природных материа­лов, например песка или опилок. Коллаж

Соединение в одной работе разных мате­риалов и предметов.

Художественное вырезание

Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предваритель­ным нанесением контура.

Вырезание узоров, фигур без предвари­тельного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание.

Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой прикле­ить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).

Художественное складывание Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами.

Складывание из любой фигуры с после­дующим вырезанием. Плетение .Объемное плетение из бумаги. Плетение на картоне с помощью иголки и нитки. Шитье и вышивание .Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный».

Пришивание пуговиц «на ножке» в про­цессе изготовления изделий.

Приемы безопасной работы с ин­струментами (ножницами, иглой, стекой, линейкой, циркулем).

Работа с технической документацией (эс­кизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных графических изображений. Изго­товление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Конструкция изделия. Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения деталей.

Несложные конструкции изделий по ри­сунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу. Простейшие задачи конструктивного ха­рактера на изменение свойств конструкции Плоскостное конструирование и моделирование

Мозаика из элементов круга и овала. Игрушки из картона с подвижными де­талями. Головоломки из картона и шнура.

Объемное конструирование и моделирование из бумаги

Объемные изделия из деталей, соединен­ных с помощью щелевого замка.

Цирулик Н.А. Методические рекоменда­ции к учебнику «Технология. Твори, выду­мывай, пробуй!». 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издатель­ский дом «Федоров».

Специфическое сопровождение (обо­рудование):

  • инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: нож­ницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в иголь­нице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с про­волокой.

  • материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержа­нием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные сал­фетки, страницы журналов), картон (обыч­ный, цветной, гофрированный), ткань (од­нотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, му­лине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природ­ные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баноч­ки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».

7. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

дата

Планир.

Факт.

1

2

Инструктаж по технике безопасности. Конструирование из растений, Композиции из сухих растений Наблюдения в природе. Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, виды соединения деталей;Решать задачи конструктивного характера: на изменение вида и способа соединения деталей, придания новых свойств конструкции;

Анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу, эскизу и доступным заданным условиям;

2.09

9.09

3

Соломенных дел мастера

Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Изготавливать аппликацию из соломки. Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки.

16.09

4

5

Соломенных дел мастера

Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Воспринимать и анализировать информацию об изделиях из соломки в народной культуре. Упражняться в обработке материала, использовать новые и освоенные ранее приемы работы. Изготавливать изделие из волокнистых материалов по инструкции. Вносить творческие изменения и дополнения в изделие.

23.09

30.09

6

7

Контррельеф. Горельеф. Сграффито.

Разметка прямоугольника, чтение условных обозначений, приёмы сгибания.Технология получения изображений с оттисков.Эстамп из засушенных листьев.

7.10

14.10

8

Аппликации из оболочек лука и чеснока.

Подготовка листьев и семян к работе; заготовка деталей; правила наклеивания деталей на всю поверхность; приёмы сушки плоских аппликаций.

21.10

9

Пластилин на проволочном каркасе.

Приёмы лепки из пластилина; приём подготовки изделия к росписи (высушивание в муке).

28.10

10

Реалистическая лепка.

Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.

11.11

11

Оригами из пластилина.

Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.

18.11

12

Композиции из пластилиновой ленты.

Итоговый урок-что ты знаешь о пластилине?

Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.

25.11

13

14

Лоскутная мозаика

Приёмы разметки деталей на ткани карандашом, мелом, мылом; особенности вырезания деталей из ткани. Подбирать материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в зависимости от поставленной цели;

2.12

9.12

15

Вырезание и аппликация. Орнаменты.

Приёмы разметки симметричной формы; разметка прямоугольника с помощью линейки; основные приёмы вырезания окошка

16.12

16

Геометрический орнамент. Бордюр.

Приёмы разметки симметричной формы; разметка прямоугольника с помощью линейки; основные приёмы вырезания окошка

23.12

17

Инструктаж по тб Зооморфные мотивы в орнаменте. Многослойные орнаменты.

Приёмы разметки симметричной формы; разметка прямоугольника с помощью линейки; основные приёмы вырезания окошка

20.01

18

Инструктаж т.б. Оригами. Соединение модулей разных размеров.

Получение цилиндрической формы из прямоугольника; склеивание круглых деталей на оправках.

Подготовительная работа к изготовлению изделия (заготовка, отдельные детали).

27.01

19

Склеивание модулей. Кусудамы.

Получение цилиндрической формы из прямоугольника; склеивание круглых деталей на оправках.

Подготовительная работа к изготовлению изделия (заготовка, отдельные детали).

3.02

20

Художественное конструирование из бумаги. Динамическая открытка

Приёмы оклеивания изделий бумагой внутри и снаружи; приёмы изготовления завитков из полос бумаги.

10.02

21

Складывание из большого листа бумаги.

Приёмы оклеивания изделий бумагой внутри и снаружи; приёмы изготовления завитков из полос бумаги.

17.02

22

Складывание с последующим вырезанием

Деление окружности на 3 части циркулем; продавливание сторон треугольников фальцовкой.

24.02

23

Декорирование комнатных цветов.

Подготовка листьев и семян к работе; заготовка деталей; правила наклеивания деталей на всю поверхность; приёмы сушки плоских аппликаций.

9.03

24

Моделирование из фольги. Цветы для букета.

Приёмы разметки симметричной формы; приёмы резания картона; разметка и заготовка деталей декора (аппликация).

2.03

25

26

Поделки из синтепона.

Приёмы соединения деталей конструктора; приёмы резания синтепона

16.03

23.03

27

Рисуем тонкими веточками.

Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.

6.04

28

Рамки для художественных работ.

Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.

13.04

29

Складывание по кривой линии.

Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.

20.04

30

Рельефная бумага

Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.

27.04

31

Итоговая контрольная работа

11.05

32

Транспарантное вырезание

Сборка икосаэдра по сегментам.

Ребристый шар из 20 кругов.

4.05

33

34

Моделирование фигурок животных.

Приёмы складывания бумаги; приёмы разметки сложенной заготовки; приёмы вырезания мелких деталей с внутренними углами.

18.05

25.05

8.Материально-техническое обеспечение

1.печатные издания

- Учебник системы учебников «Л.В.Занкова»

«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

1.Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

- Методические пособия для учителя

1.Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Твори, выдумывай, пробуй!» (4 кл.) -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2.технические средства

1.классная доска

2.магнитная доска

3.ноутбук

4.принтер

5. фотокамера

6.мультимедийный проектор

7.интерактивная доска

3учебно-практическое оборудование

1.Набор предметных картинок «Швы»

2.Коллекция тканей, ниток



© 2010-2022