- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрушина Т.Х. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрена
на заседании ШМО
руководитель ШМО
_________С. Ю. Мустафина
31.08.2015
Согласована:
зам. директора по УВР
____________ Р. Х. Мансурова
31.08.2015
Утверждено
приказ директора МОБУ СОШ с.Языково
муниципального района Благоварский район
Республики Башкортостан №153-ОД
01.09.2015
Рабочая программа по Технологии
для 4 б класса
Учитель: Петрушина Талига Хисматовна
2015 - 2016 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, основной программы начального общего образования МОБУ СОШ с.Языково, и на основе авторской программы Цирулик Н.А, С.И.Хлебниковой «Технология»
Цель : оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.
В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:
-
духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
-
формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности
к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью; -
развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
-
развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
-
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
-
формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
-
развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
-
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки.. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова).
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость
Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОБУ СОШ с.Языково на изучение технологии в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год
В программе предусмотрены часы на письменную деятельность
- итоговая контрольная работа-1
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Русский язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделия
5.Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения «Технология»
Личностные результаты:
-ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
-
ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
-
предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
-
положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
-
осознание своей ответственности за общее дело;
-
ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
-
уважение к чужому труду и результатам труда;
-
уважение к культурным традициям своего народа;
-
представление о себе как гражданине России;
-
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
-
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-
понимание чувств окружающих людей;
-
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные результаты:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Регулятивные ууд :
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные ууд:
- осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- владеть общими приемами решения задач;
- работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
- находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
- передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательных текстов;
- выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;
-
проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;
-
обобщать на основе выделения сущностной связи;
-
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
-
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные ууд
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты :
-называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
- выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
- использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
- соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
-подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
- экономно расходовать используемые материалы;
- применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль),режущими (ножницы), колющими(игла);
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
-выстраивать последовательность реализации собственного замысла
6.Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание
Традиционные народные промыслы и ремесла своего края, уважительное отношение к ним.
Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ».
Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность).
Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы.
Отбор и анализ информации из учебника, других печатных изданий и электронных источников информации.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до создания собственных образов. Исследовательская работа.
Использование полученных знаний и умений для творческой самореализации в домашних условиях.
Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Многообразие материалов.
Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма, сутаж, природный материал (песок, опилки, яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер.
Свойства материалов:
-
бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги, сложенной в несколько слоев, объемное плетение из двух полосок;
-
ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани;
-
нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки.
Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием.
Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки, пластилина.
Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием. Подбор материалов для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Виды художественной техники .Лепка
Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных художественных промыслах.
Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).Аппликация
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж).
Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).Мозаика .Мозаика из мелких природных материалов, например песка или опилок. Коллаж
Соединение в одной работе разных материалов и предметов.
Художественное вырезание
Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура.
Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание.
Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).
Художественное складывание Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами.
Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием. Плетение .Объемное плетение из бумаги. Плетение на картоне с помощью иголки и нитки. Шитье и вышивание .Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный».
Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.
Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой, линейкой, циркулем).
Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Конструкция изделия. Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения деталей.
Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу. Простейшие задачи конструктивного характера на изменение свойств конструкции Плоскостное конструирование и моделирование
Мозаика из элементов круга и овала. Игрушки из картона с подвижными деталями. Головоломки из картона и шнура.
Объемное конструирование и моделирование из бумаги
Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого замка.
Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Твори, выдумывай, пробуй!». 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Специфическое сопровождение (оборудование):
-
инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
-
материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».
7. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Основные виды учебной деятельности учащихся
дата
Планир.
Факт.
1
2
Инструктаж по технике безопасности. Конструирование из растений, Композиции из сухих растений Наблюдения в природе. Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, виды соединения деталей;Решать задачи конструктивного характера: на изменение вида и способа соединения деталей, придания новых свойств конструкции;
Анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу, эскизу и доступным заданным условиям;
2.09
9.09
3
Соломенных дел мастера
Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Изготавливать аппликацию из соломки. Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки.
16.09
4
5
Соломенных дел мастера
Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Воспринимать и анализировать информацию об изделиях из соломки в народной культуре. Упражняться в обработке материала, использовать новые и освоенные ранее приемы работы. Изготавливать изделие из волокнистых материалов по инструкции. Вносить творческие изменения и дополнения в изделие.
23.09
30.09
6
7
Контррельеф. Горельеф. Сграффито.
Разметка прямоугольника, чтение условных обозначений, приёмы сгибания.Технология получения изображений с оттисков.Эстамп из засушенных листьев.
7.10
14.10
8
Аппликации из оболочек лука и чеснока.
Подготовка листьев и семян к работе; заготовка деталей; правила наклеивания деталей на всю поверхность; приёмы сушки плоских аппликаций.
21.10
9
Пластилин на проволочном каркасе.
Приёмы лепки из пластилина; приём подготовки изделия к росписи (высушивание в муке).
28.10
10
Реалистическая лепка.
Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.
11.11
11
Оригами из пластилина.
Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.
18.11
12
Композиции из пластилиновой ленты.
Итоговый урок-что ты знаешь о пластилине?
Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.
25.11
13
14
Лоскутная мозаика
Приёмы разметки деталей на ткани карандашом, мелом, мылом; особенности вырезания деталей из ткани. Подбирать материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в зависимости от поставленной цели;
2.12
9.12
15
Вырезание и аппликация. Орнаменты.
Приёмы разметки симметричной формы; разметка прямоугольника с помощью линейки; основные приёмы вырезания окошка
16.12
16
Геометрический орнамент. Бордюр.
Приёмы разметки симметричной формы; разметка прямоугольника с помощью линейки; основные приёмы вырезания окошка
23.12
17
Инструктаж по тб Зооморфные мотивы в орнаменте. Многослойные орнаменты.
Приёмы разметки симметричной формы; разметка прямоугольника с помощью линейки; основные приёмы вырезания окошка
20.01
18
Инструктаж т.б. Оригами. Соединение модулей разных размеров.
Получение цилиндрической формы из прямоугольника; склеивание круглых деталей на оправках.
Подготовительная работа к изготовлению изделия (заготовка, отдельные детали).
27.01
19
Склеивание модулей. Кусудамы.
Получение цилиндрической формы из прямоугольника; склеивание круглых деталей на оправках.
Подготовительная работа к изготовлению изделия (заготовка, отдельные детали).
3.02
20
Художественное конструирование из бумаги. Динамическая открытка
Приёмы оклеивания изделий бумагой внутри и снаружи; приёмы изготовления завитков из полос бумаги.
10.02
21
Складывание из большого листа бумаги.
Приёмы оклеивания изделий бумагой внутри и снаружи; приёмы изготовления завитков из полос бумаги.
17.02
22
Складывание с последующим вырезанием
Деление окружности на 3 части циркулем; продавливание сторон треугольников фальцовкой.
24.02
23
Декорирование комнатных цветов.
Подготовка листьев и семян к работе; заготовка деталей; правила наклеивания деталей на всю поверхность; приёмы сушки плоских аппликаций.
9.03
24
Моделирование из фольги. Цветы для букета.
Приёмы разметки симметричной формы; приёмы резания картона; разметка и заготовка деталей декора (аппликация).
2.03
25
26
Поделки из синтепона.
Приёмы соединения деталей конструктора; приёмы резания синтепона
16.03
23.03
27
Рисуем тонкими веточками.
Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.
6.04
28
Рамки для художественных работ.
Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.
13.04
29
Складывание по кривой линии.
Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.
20.04
30
Рельефная бумага
Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.
27.04
31
Итоговая контрольная работа
11.05
32
Транспарантное вырезание
Сборка икосаэдра по сегментам.
Ребристый шар из 20 кругов.
4.05
33
34
Моделирование фигурок животных.
Приёмы складывания бумаги; приёмы разметки сложенной заготовки; приёмы вырезания мелких деталей с внутренними углами.
18.05
25.05
8.Материально-техническое обеспечение
1.печатные издания
- Учебник системы учебников «Л.В.Занкова»
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
1.Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
- Методические пособия для учителя
1.Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Твори, выдумывай, пробуй!» (4 кл.) -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2.технические средства
1.классная доска
2.магнитная доска
3.ноутбук
4.принтер
5. фотокамера
6.мультимедийный проектор
7.интерактивная доска
3учебно-практическое оборудование
1.Набор предметных картинок «Швы»
2.Коллекция тканей, ниток