Сценарий урока по литературному чтению С. Д. Дрожжин Родине (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока по литературному чтению Класс: 4 Программа: УМК «Школа России» Учебник: Литературное чтение. Ч.-2. М.: «Просвещение» 2015. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся в 2 частях Ч. 2; М: Просвещение 2015. Тема урока: Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине».





Выполнила: Савельева Светлана Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара







Самара, 2016 Цель: Познакомить с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина, способствовать формированию любви и уважения к родине. Задачи: 1) познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине», раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать лирические произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения; расширять литературный кругозор учащихся; 2) развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом. 3) воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. Прививать любовь к родному краю. 4) коррекционная - корректировать устную речь учащихся. 5) здоровьесберегающая - создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность (физминутка), вести контроль за позой учащихся во время работы за партой. Личностные УУД: • формирование умение анализировать лирические стихотворения; • понимание важности умения выразительно читать лирические произведения • повышение уровня мотивации учебной деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические - устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы - самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель - ученик; ученик - ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; - проговаривать в логической последовательности свои действия; - учиться делать самооценку своей деятельности на уроке. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма проведения: урок - исследование Форма организации работы на уроке: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, групповая, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир. Оборудование: 1) для учителя: выставка книг о Родине, выставка рисунков детей « Моя малая Родина», портрет поэта, диск с записью стихотворения «Родине», хрестоматия по литературе родного края 1-4 классы С. И. Ожегов. «Словарь русского языка». М.: «Русский язык», 2000.





Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
Вступительное слово учителя, эмоциональный аспект. - Здравствуйте, ребята! Урок литературного чтения. Прозвенел и смолк звонок, Вас ждёт интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно даётся учение.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. -С каким произведением и автором вы познакомились на прошлом уроке? (Иван Саввич Никитин «Русь»). Выразительное чтение стихотворения и беседа по вопросам на с.132 учебника. -У каждого человека живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами - это Россия. Но и у каждого из нас есть малая Родина. - Что вы можете назвать своей малой родиной? (край, область, посёлок, улица, дом, друзья) - На нашей выставке ваши рисунки, они объединены одной, общей темой «Моя малая Родина». - Что, вы, изобразили на своих рисунках? - Что, особенно хотелось выразить? Как вы относитесь к родному краю?

-Произведения какого жанра собраны в этом разделе? (стихотворения) -Что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра? (ритм, рифма, мелодия) -Над каким разделом мы сейчас работаем? (Родина) -Значит, следующее стихотворение будет о чём? (о Родине) -Но разве И.С. Никитин не всё написал о Родине? Почему не достаточно прочитать одного поэта и понять? Зачем нужно прочитывать несколько стихотворений разных авторов? Давайте будем разбираться.

3. Знакомство с биографией поэта. -Прежде чем прочитать стихотворение, давайте познакомимся с автором. Работа в группах. Прочитайте биографию автора и выберите нужную информацию. Рассказ одного учащихся из группы. С.Д. Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка (церковный служитель, пояснить) грамоте «две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне. Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появится его публикация. Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа. Вывод: Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но зато много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями. Образ Родины - один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине.

4. Исследование поэтического текста. Самостоятельное чтение детьми

-Нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине». -Прочитайте это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём? Чтение «разведка» -А в процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. -Кому, что было непонятно? Работа в парах. Словарно - лексическая работа: молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой чарующий простор - привлекательный среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень взор - взгляд. - Подберите синонимы к слову * гордиться- кичиться, важничать, тщеславиться, зазнаваться. - Подберите антоним к слову * бодро- устало. -Как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение? И что было главным в нём? (гордость, восторг и самое главное - это любовь к своей Родине) -Однокоренные слова к слову Родина (родной, род, родненький, родимый) -А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить, сказать нежные строки.

5. Работа над средствами выразительной речи - Какие средства выразительности использует автор в поэтической речи? (эпитет, сравнение, олицетворение) • Эпитеты- определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета. ( Волгою родной, чарующий простор, тёмные леса, приветных деревень, великой и святой.) • Олицетворение - « в каждом шелесте листов, твой голос узнаю.» Пробуем передать чувства, настроение поэта. Самостоятельно расставляем ударения, логические паузы, подбираем тон, темп, громкость.

-С какой интонацией мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно, громко, трогательно) -Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием: -Где Родина поэта? (у берегов Волги. Волгу называют главной улицей России. Это один из символов страны.) -Объясни строки «стою недвижим я» (застыл, замер, зачарован её красотой) -Волга- Волга, мать родная - поётся в старинной русской песне. Это самая протяженная река Европы, ее длина 3530 километров. Первым ученым, который описал и в общих чертах нанес Волгу на карту, был древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. Случилось это во II веке нашей эры.

6. Прослушивание чтение стихотворения на диске. Беседа. -Послушайте стихотворение «Родине» и назовите основную мысль этого произведения, с каким чувством поэт читает его. (слушание запись на диске) -Какие чувства вызвало у вас это произведение? (чувство гордости) -Как называют человека горячо любящего свою Родину? (патриот) -В годы войны солдаты сражались за нашу Родину, что вы можете про них сказать? -Каких полководцев вы знаете? (Кутузов, Суворов, Жуков) -А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно? (торжественное, восторженное, читается легко и свободно) -Почему поэт называет родину «Великой и Святой»? -Какое дерево является символом нашей Родины - России? (белоствольная береза)

Люблю березку русскую, То светлую, то грустную В зеленом сарафанчике с платочками в карманчике. Люблю ее нарядную, простую ненаглядную

7. Физминутка. По родному краю Дружно мы шагаем. ( Марш на месте.) Справа от нас - зелёный луг. ( Поворот.) Слева находится лес. ( Поворот.) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! ( Махи руками.)

-Каждый из нас как-то по-особому может выразить свои чувства к родине. Например, художник, это делает с помощью красок, композитор пишет музыку, поэты, говорят о Родине - поэтической строкой. 8. Работа по лирическому стихотворению. -Как представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками (поля, озёра, леса, луга, деревни) - Когда более красивой находит поэт Родину? (в тёплый весенний день) -С чем сравнивает приход весны? Почему? -Чем восхищается поэт? (трудом) -А когда труд приносит радость? (когда человек все силы отдаёт своей родине) -Каким поэт называет труд? Как понимаешь? (на благо народа, на своё благо) -Что значит «грудь наполняется восторгом»? (после трудового дня человек отдыхает и наслаждается красотой своего края. -Когда поэт испытывает наибольший восторг? (когда наедине) -Что значит «наедине»? -Что слышит поэт? (голос Родины) -А в чем он проявляется? (в шелесте листов узнаёт голос Родины) -А какие ещё голоса у Родины? (долг перед родиной, перед отчизной) -А что видит поэт? (мощь, силу, красоту) -В чём? (в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину) -Какой называет Родину? (Великой, святой, чистой душой. Необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая, родная, волшебная, свободная, мощная, сильная, красивая) - Что ему особенно дорого? ( Просторы, река Волга, народ, во всем слышит голос Родины).

9. Работа с иллюстрацией с 134-135. -Кто изображен на иллюстрации? (Это поэт. Он вышел на улицу полюбоваться природой, подышать свежим воздухом, отдохнуть и набраться сил у матушки природы. -Что видит? (На иллюстрации изображена церковь. Россия испокон веку была православной, люди во все времена верили в Бога, просили его о помощи и защите. О здоровье своём и близких, благополучии, душевном равновесии. И по всей Руси можно встретить золотые купола церквей, часовен и храмов, куда приходят люди за помощью). Что слышит? (Он наслаждается природой, она человеку необходима, так как человек - часть природы. Он слышит шелест листьев, ловит каждое дуновение ветерка, впитывает в себя красоту природы, чтобы потом с помощью поэтических строк показать всю красоту на бумаге) -Какие краски использует художник? (теплые, нежные)

10. Игра «Продолжи пословицу» -В народе сложено множество пословиц и поговорок о родине. Прочитайте на доске начало пословицы и найдите ее продолжение. (Ответы детей) 1.Человек без родины, что соловей без песни. 2.Родная сторона-мать, а чужая-мачеха. 3.Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. 4.Своя земля и в горсти мила. 5.Тот герой, кто за Родину горой. 6.На чужой сторонушке рад своей воронушке. -Ребята, а что объединяет все эти пословицы? (они все о Родине)

11. Коллективная работа в группах. Написать мини-сочинение «Что для вас родина?» У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других маленькая деревенька, но все люди любят её одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но, ни что не заменит родину. И желание вернуться в родные края не пропадает. У меня есть своё излюбленное местечко- это бабушкин домик в деревне Жёлтое. С него уже осыпается побелка, прогнулись ставни, но он продолжает согревать нас своим теплом, льющимся из старой печки. На этом островке начался наш род - род Филатовых. Я считаю его своей родиной. Я очень люблю те дни и вечера, когда вся наша большая семья собирается в стареньком, но таком родном доме. Я очень люблю ходить к реке, мне кажется, что природа слушает и понимает меня, она хороший слушатель. Нет ничего прекраснее этого уголка в России. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперёд. И мы растём, взрослеем, но малую родину - бабушкин домик - я никогда не забуду, я буду любить, и чтить её до самых последних дней своей жизни. И постараюсь эту любовь передать своим детям.



12. Знакомство с выставкой книг других поэтов о Родине ( книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова, Александровой) - Кто из поэтов вам знаком, которые писали о Родине? - Чтение отрывков из знакомых стихотворений. -Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка - скромница, И ромашковый бугор. А другим наверно вспомнится Свой родной московский двор. Или степь, от маков красная. Золотая целина. Родина бывает разная, Но у всех она одна. ( З. Александрова)





13.Домашнее задание: -Выучить наизусть стихотворение С. Д. Дрожжин «Родине»

14.Рефлексия. -Ребята, скажите, а какой бы пословицей вы закончили наш урок? («Нет ничего краше, чем Родина наша») -Хотели бы вы иметь такого друга, как С.Д. Дрожжин? -Что для вас значит Родина? (мама, солнце, дом, семья, мой город) -А что бы вы хотели сделать для своей Родины? -Все молодцы! Спасибо за урок.































Познавательные УУД: строить устное высказывание с учетом учебной задачи поиск необходимой информации с помощью учебной литературы переработка и преобразование информации из одного вида в другой анализировать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками работа в парах и группах Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
© 2010-2022