Творческий учебный проект Веер как элемент бытовой культуры общества

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества


Творческий учебный проект

'' Веер как элемент бытовой культуры общества''

Авторы проекта:

Рябинкин Женя

Красова Наташа

Федосеева Олеся


воспитанники творческого

объединения «Искусница»

2 год обучения


Руководитель:

педагог дополнительного образования

Артамонова Т.Ю.

Гагино

2013

Цели проекта: Изготовить веер, используя одноразовые вилки и декорирующий материал

Задачи проекта:

· Придумать разнообразные формы и способы изготовления из разнообразных материалов веера для повседневного и праздничного использования;

· Придумать разнообразную конструкцию веера, изготовленную из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании;

· Сделать предварительные зарисовки, пробники, а затем макеты вееров;

· Подготовить и сделать устное сообщение-презентацию с демонстрацией полученных результатов.

Обеспечение:

· Разнообразные художественные материалы, бросовые материалы;

· Просмотр слайдов и иллюстративного материала с изображением интересующего объекта исследования;

· Работа с энциклопедическими источниками и др. печатными материалами;

· Посещение выставочных залов и музеев с целью подробного ознакомления с объектами исследования.

Ход выполнения учебного проекта

1-й этап. Организационный

Работа с педагогом для погружения в тему проекта. Определили тему проекта, остановились на заголовке ''Веер как элемент бытовой культуры общества''. Поставили цели и задачи решения проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.

Цели и задачи решения проекта названы выше.

Способы решения выстроили так:

1. Необходимо прочитать печатные источники;

2. Прежде чем изготовить макеты, нужно выполнить зарисовку и попробовать выполнить роспись на бумаге и ткани разными художественными материалами.

3. Придумать веер на основе современных технологий и отделочных материалов.



2-й этап. Исследовательский

Информация о истории возникновения веера.

Веер - это устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой), предназначенное для обмахивания, навевания прохлады.

Название веер от немецкого Facher . М. Фасмер считает, что это слово образовано народной этимологией под влиянием старославянского ''веять''.

Складной веер впервые появился в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части - тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип был перенесен в Западную Европу, а оттуда в 18 веке в Россию.

Повседневный и праздничный веер

В создании веера принимали участие лучшие художники своего времени. Вот, например, описание веера для бала: ''Модные веера делают из перьев, белых или цвета райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок''.

В 19 веке веер позволял судить о семейном положении женщины: ''Для балов при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев''.

В конце 19 века художники ''Мира искусства'' возродили интерес не только к искусству, но и к бытовой культуре 18 века (многие из них сами расписывали веера).

Повседневный веер был скромным, в основном сделанный из кружевного полотна или шелковой, атласной ткани. Украшением служила вышивка бисером или нитью.

Особый язык веера

Дамы и кавалеры 18 века вели своеобразных диалог между собой при помощи веера. Этот диалог нельзя было услышать, но можно было подглядеть. Язык веера читался в процессе ''разговора'', по перемене его положения, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных ''листиков''.

В бытовой культуре 18 века существовало выражение ''махаться'' (т.е. вести любовную игру, ''роман''). Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах 18 века изображения дам с веером довольно редки, а главное, что веер, как правило, закрыт, т.е. молчит.

Хотя язык веера можно назвать женским языком, его должны были понимать мужчины. Приведем примеры этого языка:

''Я замужем'' - говорит отмахиваясь развернутый веер;

''Вы мне безразличны'' - закрывается;

''Будьте довольны моей дружбой'' - открывается один листик;

''Вы страдаете, я вам сочувствую открываются два листика;

''Можете быть смелы и решительны'' - веер держится стрелой;

''Ты мой кумир'' - полностью раскрыт.

Цвет веера как язык общения

Цвет веера не только подбирался к туалету, но и мог содержать некоторую информацию о настроении владелицы:

Черный - печаль

Красный - радость

Лиловый - смирение

Голубой - постоянство, верность

Желтый - отказ

Коричневый - недолговечное счастье

Черный с белым - разрушенный мир

Розовый с голубым - любовь и верность

Убранный блестками - твердость и доверие.

Положение веера в руке - язык общения

Из множества вариантов этого своеобразного языка общения выбираем только тот, который совпадает у большинства авторов:



  • Чтобы выразить согласие да - следует приложить веер левой рукой к правой щеке;

  • Нет - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке

  • Я тебя люблю - правой рукой указать на сердце закрытым веером

  • Я вас не люблю - сделать закрытым веером движение в сторону

  • Будьте осторожны, за нами следят - открытым веером дотронуться до левого уха

  • Не приходи поздно - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а потом быстро закрыть его

  • Не приходи сегодня - провести закрытым веером по наружной стороне руки.





3-й этап.

Проработка идей

Мы поставили цель: найти разнообразные способы изготовления веера из разных материалов. В начале своей работы нами были выполнены зарисовки возможных форм и видов вееров. В основу таких зарисовок был положен полукруг и разная конфигурация контурного абриса.

Первая попытка выполнения веера была сделана из обычной бумаги путем складывания ''гармошкой''. Это было сделано для того, чтобы определить величину веера в развороте и дальнейшее удобство его использования. А так же необходимо было выявить ритмичность повторов конструкции жесткого каркаса (ребро веера - опорный стержень).

Это дало возможность скорректировать узор таким образом, чтобы в последующем самые красивые элементы не закрывались опорными стержнями и узор просматривался.

Но в процессе подготовки к практической работе (чтение текстовых материалов) нами было выделено, что веер в 18 веке был подвижным. Поэтому дальше мы сделали попытку разработать модель веера с отдельными листочками. Принципом соединения этих листочков стал обычный винт. В качестве украшения такого веера был взят прием рельефного моделирования узора на гофрированной бумаге, а также прием ''торцевания''.

Творческий итог работы

Придуманный нами веер на основе использования одноразовых вилок, украшенных различными декоративными приспособлениями:

  • Одноразовые вилки;

  • Тесьма;

  • Кружева;

  • Паетки;

  • Цветы из салфеток и т.д.

Итог:

Данная тема творческого проекта помогла нам оценить красоту придуманных элементов туалета женщины 18 века. Раскрыла многообразие приемов и способов работы, которые могут быть использованы и в других видах нашей деятельности, например, подготовка к праздникам, карнавалам, оформлении быта

© 2010-2022