- Преподавателю
- Начальные классы
- Творческий учебный проект Веер как элемент бытовой культуры общества
Творческий учебный проект Веер как элемент бытовой культуры общества
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Артамонова Т.Ю. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Творческий учебный проект
'' Веер как элемент бытовой культуры общества''
Авторы проекта:
Рябинкин Женя
Красова Наташа
Федосеева Олеся
воспитанники творческого
объединения «Искусница»
2 год обучения
Руководитель:
педагог дополнительного образования
Артамонова Т.Ю.
Гагино
2013
Цели проекта: Изготовить веер, используя одноразовые вилки и декорирующий материал
Задачи проекта:
· Придумать разнообразные формы и способы изготовления из разнообразных материалов веера для повседневного и праздничного использования;
· Придумать разнообразную конструкцию веера, изготовленную из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании;
· Сделать предварительные зарисовки, пробники, а затем макеты вееров;
· Подготовить и сделать устное сообщение-презентацию с демонстрацией полученных результатов.
Обеспечение:
· Разнообразные художественные материалы, бросовые материалы;
· Просмотр слайдов и иллюстративного материала с изображением интересующего объекта исследования;
· Работа с энциклопедическими источниками и др. печатными материалами;
· Посещение выставочных залов и музеев с целью подробного ознакомления с объектами исследования.
Ход выполнения учебного проекта
1-й этап. Организационный
Работа с педагогом для погружения в тему проекта. Определили тему проекта, остановились на заголовке ''Веер как элемент бытовой культуры общества''. Поставили цели и задачи решения проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.
Цели и задачи решения проекта названы выше.
Способы решения выстроили так:
1. Необходимо прочитать печатные источники;
2. Прежде чем изготовить макеты, нужно выполнить зарисовку и попробовать выполнить роспись на бумаге и ткани разными художественными материалами.
3. Придумать веер на основе современных технологий и отделочных материалов.
2-й этап. Исследовательский
Информация о истории возникновения веера.
Веер - это устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой), предназначенное для обмахивания, навевания прохлады.
Название веер от немецкого Facher . М. Фасмер считает, что это слово образовано народной этимологией под влиянием старославянского ''веять''.
Складной веер впервые появился в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части - тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип был перенесен в Западную Европу, а оттуда в 18 веке в Россию.
Повседневный и праздничный веер
В создании веера принимали участие лучшие художники своего времени. Вот, например, описание веера для бала: ''Модные веера делают из перьев, белых или цвета райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок''.
В 19 веке веер позволял судить о семейном положении женщины: ''Для балов при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев''.
В конце 19 века художники ''Мира искусства'' возродили интерес не только к искусству, но и к бытовой культуре 18 века (многие из них сами расписывали веера).
Повседневный веер был скромным, в основном сделанный из кружевного полотна или шелковой, атласной ткани. Украшением служила вышивка бисером или нитью.
Особый язык веера
Дамы и кавалеры 18 века вели своеобразных диалог между собой при помощи веера. Этот диалог нельзя было услышать, но можно было подглядеть. Язык веера читался в процессе ''разговора'', по перемене его положения, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных ''листиков''.
В бытовой культуре 18 века существовало выражение ''махаться'' (т.е. вести любовную игру, ''роман''). Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах 18 века изображения дам с веером довольно редки, а главное, что веер, как правило, закрыт, т.е. молчит.
Хотя язык веера можно назвать женским языком, его должны были понимать мужчины. Приведем примеры этого языка:
''Я замужем'' - говорит отмахиваясь развернутый веер;
''Вы мне безразличны'' - закрывается;
''Будьте довольны моей дружбой'' - открывается один листик;
''Вы страдаете, я вам сочувствую открываются два листика;
''Можете быть смелы и решительны'' - веер держится стрелой;
''Ты мой кумир'' - полностью раскрыт.
Цвет веера как язык общения
Цвет веера не только подбирался к туалету, но и мог содержать некоторую информацию о настроении владелицы:
Черный - печаль
Красный - радость
Лиловый - смирение
Голубой - постоянство, верность
Желтый - отказ
Коричневый - недолговечное счастье
Черный с белым - разрушенный мир
Розовый с голубым - любовь и верность
Убранный блестками - твердость и доверие.
Положение веера в руке - язык общения
Из множества вариантов этого своеобразного языка общения выбираем только тот, который совпадает у большинства авторов:
-
Чтобы выразить согласие да - следует приложить веер левой рукой к правой щеке;
-
Нет - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке
-
Я тебя люблю - правой рукой указать на сердце закрытым веером
-
Я вас не люблю - сделать закрытым веером движение в сторону
-
Будьте осторожны, за нами следят - открытым веером дотронуться до левого уха
-
Не приходи поздно - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а потом быстро закрыть его
-
Не приходи сегодня - провести закрытым веером по наружной стороне руки.
3-й этап.
Проработка идей
Мы поставили цель: найти разнообразные способы изготовления веера из разных материалов. В начале своей работы нами были выполнены зарисовки возможных форм и видов вееров. В основу таких зарисовок был положен полукруг и разная конфигурация контурного абриса.
Первая попытка выполнения веера была сделана из обычной бумаги путем складывания ''гармошкой''. Это было сделано для того, чтобы определить величину веера в развороте и дальнейшее удобство его использования. А так же необходимо было выявить ритмичность повторов конструкции жесткого каркаса (ребро веера - опорный стержень).
Это дало возможность скорректировать узор таким образом, чтобы в последующем самые красивые элементы не закрывались опорными стержнями и узор просматривался.
Но в процессе подготовки к практической работе (чтение текстовых материалов) нами было выделено, что веер в 18 веке был подвижным. Поэтому дальше мы сделали попытку разработать модель веера с отдельными листочками. Принципом соединения этих листочков стал обычный винт. В качестве украшения такого веера был взят прием рельефного моделирования узора на гофрированной бумаге, а также прием ''торцевания''.
Творческий итог работы
Придуманный нами веер на основе использования одноразовых вилок, украшенных различными декоративными приспособлениями:
-
Одноразовые вилки;
-
Тесьма;
-
Кружева;
-
Паетки;
-
Цветы из салфеток и т.д.
Итог:
Данная тема творческого проекта помогла нам оценить красоту придуманных элементов туалета женщины 18 века. Раскрыла многообразие приемов и способов работы, которые могут быть использованы и в других видах нашей деятельности, например, подготовка к праздникам, карнавалам, оформлении быта