- Преподавателю
- Начальные классы
- Читательская компетенция учащихся начальных классов
Читательская компетенция учащихся начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макарова М.Ю. |
Дата | 25.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Читательская компетенция учащихся начальных классов.
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. На сегодня основной проблемой в начальной школе является читательская компетенция учащихся. Читательская компетенция - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни. Перед учителями стоит цель при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее. В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса: - формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения; - формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; - развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы; - формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; - формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства; - развитие воображения, творческих способностей; - формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; - обогащение представлений об окружающем мире. Для решения поставленных задач многие учителя в своей работе используют «Читательский дневник» для учащихся 1, 2, 3, 4 классов. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. В программу «Читательского дневника» включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Такие как: Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных», Братья Гримм «Сказки», К. Булычев "Девочка с планеты Земля", Г.Х.Андерсен "Улитка и розовый куст", М.Твен "Дик Бейкер и его кот", А. Гайдар «Чук и Гек», «Тимур и его команда», С. Михалков «Стихи для детей» и др. В своем читательском дневнике каждый ребенок проводит работу, состоящую из 6 пунктов: 1. рецензия об авторе; 2. характеристика главных героев; 3. выразительные средства; 4. опорная схема; 5. иллюстрация к произведению; 6. мое впечатление о прочитанном. Работая над произведением, ребенок должен знать биографию писателя. Прежде всего, биография - это описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим. Биография является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности. Биография воссоздаёт историю человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т. д. Рецензию об авторе ребенок пишет по следующим пунктам:
- Фамилия, имя, отчество.
- Даты жизни и места рождения (страна, город).
- Область деятельности.
- Происхождение, родственные связи.
- Образование.
- Список произведений.
- Дата смерти.
Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов - это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных - речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Характеристика главного героя пишется по следующим пунктам:
- Расскажи о понравившемся герое.
- Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения ).
- Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
- Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
- Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
- Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
- Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
- Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
- Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя». (А.С. Пушкин) Сравнения - это сопоставление двух явлений, что бы пояснить одно из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
В своей работе учащиеся изображают красочную опорную схему, где указывают всех героев, взаимосвязь, отношения, чувства между ними.
Иллюстрация - визуализация, такая как рисунок, фотография или другая работа, создаваемая с целью выделить субъект, а не форму. Иллюстрации используются для: передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения; визуализации образов героев повествования; демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация); отображении пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).
Самым основным этапом в работе с произведением является анализ прочитанного произведения. Анализ басни, сказки, рассказа - различен.
Анализ рассказа
- Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Что ты знаешь об авторе?
- Подумай, какой из типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (показывает); рассуждение (доказывает).
- Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
- Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
- Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
- В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
Анализ басни
- Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
- Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
- Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.
- Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
- Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
- Перечисли основные черты характера главных героев басни.
- Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
- Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?
- Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
Анализ сказки
- Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
- Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
- Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
- Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
- Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
- Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
- Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
Литература
1. Джежелей О.В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроке внеклассного чтения. М., 1975, с. 28 2. Обнорская О.А. Почему мои дети любят читать. 2000, с. 34-37 3. Павлова А.П. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках внеклассного чтения. М.; 1988, с.60 4. Саволайте Х.М. Методические задачи по методике чтения. М.; 1990, с. 93-94 5. Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. М.; 1998, с. 38 6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М. «Педагогика», 1990, с.25 7. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное развивающее обучение. М., 1996, с. 15 8. slovari.yandex.ru