Мастер-класс по русскому языку 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по русскому языку в 3 классе


Автор: Самсон Татьяна Николаевна - учитель высшей категории МБОУ СОШ №11 г.Альметьевск Республики Татарстан.
Тип: ролевая игра.
Форма: имитация восхождения группы альпинистов на вершину горы.
Тема: «Деятельностный метод обучения на уроках русского языка».
Основные цели игры:

  1. Образовательная:
  • показать цели и задачи предмета русского языка в рамках стандартов общего образования второго поколения;
  • через обмен опытом расширить уровень знаний по теме: «Деятельностный метод обучения на уроках русского языка».
  1. Развивающая:
    • развитие и создание условий для творческого мышления.
  2. Воспитательная:
    • воспитание ответственности за результаты коллективной деятельности и культуры взаимоотношений в ходе игры.

Оборудование: карточки с заданиями; схемы, таблицы, тесты; рисунок горы; звуковая запись «Шум моря».
Игра проводится с учителями, методистами, педагогами-организаторами, психологами.
Мастер-класс рассчитан на 20 минут.

План проведения


  1. Организационный момент.

    • Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вы в гостях у педагога высшей квалификационной категории Самсон Татьяны Николаевны. Нас ждет сложный маршрут к вершине горы Олимп. Давайте разделимся на две группы. Любое восхождение сопряжено с опасностями и очень хочется, чтобы в трудную минуту вы могли опереться на дружеское плечо. Для этого давайте улыбнемся друг другу и скажем приятные слова (очень рады видеть вас, с вами приятно работать, вы надежные, рад встрече с вами…).


  1. Основная часть.

  • Тема нашего мастер-класса «Деятельностный метод обучения на уроках русского языка».
- Чтобы дать полный ответ на этот вопрос, мы должны пройти от подножия горы до ее вершины. Займемся походными сборами: маршрутная карта, снаряжение, еда. Чтобы ничего не забыть, для себя ведем маршрутный лист. Начинаем с проверки маршрута.

1 этап. Выстраиваем маршрут. ФГОС

(схема: ориентация на результат)


Начальная школа - новый этап в жизни ребенка, он примеряет на себя новую роль - ученик, школьник, так как занимается учебной деятельностью. Идет формирование словесно-логического мышления, произвольного внимания, письменной речи, анализа, синтеза, классификации, способности к реализации внутреннего плана действия. Но в настоящее время резко возросла информированность детей, они мало читают. Встает задача научить читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Наши дети еще не наигрались, а это говорит о недостаточном развитии их психологической готовности к школе, начинаются трудности в обучении. У детей ограниченное общение со сверстниками - затрудняется освоение детьми моральных норм, не формируется коммуникативная компетентность, дети не отзывчивы, не проявляют толерантность. Современные дети не участвуют в деятельности детских и общественных организаций и не имеют опыта сотрудничества и взаимопомощи. Возрастает количество одаренных детей и растет количество детей из группы риска. Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. (Работа со схемой «Вектор смещения акцентов нового стандарта»).


2этап. Проверяем снаряжение

(работа со схемой «Вектор смещения акцентов нового стандарта»)


Сегодняшнее образование должно закладывать систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является формирование УУД (Личностные, Коммуникативные, Познавательные, Регулятивные), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Скажи мне - и я запомню,

Покажи мне - и я пойму,

Вовлеки меня - и я научусь!


- Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплектов и отдельных учебных пособий. Педагоги в соответствии со статьей 55 Закона РФ «Об образовании» получили право на свободу их выбора. Мы с вами проведем небольшую экскурсию по нашим учебникам. Ваша задача соотнести учебник и программу (группы получают по 4 учебника разных авторов). - Перед восхождением мы должны ответить еще на один вопрос - КАК УЧИТЬ? Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения. Педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсона была разработана технология деятельностного метода обучения, которая сегодня в начальной школе получила широкое распространение. Метод обучения, при котором ребенок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.


3 этап. Деятельностный метод обучения на уроках русского языка


Сейчас мы устроим короткий привал, и я расскажу вам легенду. Спартанцы вели борьбу с врагом, но никак не могли его победить. Тогда они послали гонца к оракулу, чтобы он посоветовал им хорошего полководца. Каково же было их удивление, когда они увидели хромого неказистого человека, да еще хромого. Это был школьный учитель. Но спартанцы под его руководством победили. Вы поняли, что его сила была в слове. В классе 46 часов отводится на речевое общение и 124 часа на тему «Язык как средство общения». Чтение, осмысление, обращение, устное и письменное воспроизведение чужой речи, роль языка, формы и значения слов, слово и его значимые части, части речи, предложения, изобразительно-выразительные средства языка. Программа ориентирует на отбор материала, обладающего воспитательным потенциалом. Введены специальные разделы и темы мировоззренческого характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развитии общества. Материал на доступном детям уровне позволяет рассказать о богатстве русского языка, о связи русского языка с историей культуры русского народа. Приоритетным признается формирование важнейших коммуникативно-речевых умений: читать и писать, понимать смысл, отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологи, сюда же относятся умения этикетного характера. Группам дается задание ответить на тесты по русскому языку.


  1. Подведение итогов.

- Наш мастер-класс подошел к концу. Мы с вами затронули очень трудоемкий вопрос и нашли пути его решения. - Уважаемые коллеги поздравляю вас с восхождением на вершину горы Олимп. Благодарю вас за сотрудничество.

Литература:


  1. Кондаков А.М., Кезина Л.П. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010.

  2. Журнал «Практика образования №1». - 2006.

  3. Журнал «Практика образования №3». - 2007.

  4. Ярутова А.Н. Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011.


© 2010-2022