- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи
Конспект урока по русскому языку на тему Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сундукова А.Т. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УМК «Школа 2100»
Предмет: Русский язык
Автор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.
Класс:2
Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ).
Метод урока: деятельностный.
Оборудование:
-
учебник «Русский язык» - 2 кл. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
-
опорные схемы к уроку: «ромашка» с частями речи
-
мультфильм «Ох и Ах»
-
«Маленькая дверь в большой мир». Авт. Р.Н. Бунеев, книга для чтения 1 часть, 2 кл.
-
Интерактивная доска, компьютер.
Учитель: Сундукова А.Т., учитель начальных классов МКОУ «Прогимназия 70», высшая квалификационная категория
Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
Цель и задачи: познакомить детей со словами - междометиями, к которым нельзя задать вопрос, определить их роль в речи;
развитие умения устанавливать отличительные признаки нового класса слов;
актуализировать у детей представление об эмоциях;
понаблюдать и научиться, правильно, выделять на письме междометия;
способствовать закреплению у детей навыков использования междометий в своей речи для выражения чувств;
воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
1. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности.
1.Вступительная беседа
Звучит музыка «Облака » идет видео (имитация полета на облаках)
Внимание! Приземляйтесь! Понравилось вам, ребята, кататься на облаках? Что вы чувствовали при этом? (Радость!)
- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) (Комментированная запись числа.) - Какую запись должны сделать дальше? Напишите слова «Классная работа». Словарная работа: Родина, Россия, Москва, народ, язык (национально-региональный компонент) - Что надо сделать со словарными словами? Поставить в словах ударение, подчеркните буквы, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить. Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями…)
-Ребята, задача нашего сегодняшнего урока - открытие новых знаний. На этом уроке нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы познакомимся с новыми словами, поговорим о наших чувствах. Я уверена они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее. Вы готовы к сотрудничеству? Пожелали друг другу удачи.
Девиз урока. «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».
- Какие мы делаем шаги при открытии новых знаний? (понять «Что я не знаю?», «Сам найду способ») Смайлик очень доволен.
Чтобы не упустить ничего важного нужно спланировать свою деятельность на уроке.
Составим план
-
Повторение
-
Пробное действие
-
Выясним, что мы не знаем
-
Найдем способ справиться с затруднением
-
Потренируемся.
-
Оценим свой труд
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- внутренняя позиция школьника (Л);
- учебно-познавательная мотивация
(Л);
- планирование учебного сотрудничества (К)
-умение слушать и понимать речь других (К).
-Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).(Р)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии.
-С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые нам будут необходимы при открытии нового) Цель: активизировать знания детей об изученных частях речи и связи слов в предложении.
- Чтобы продолжить работу предлагаю вспомнить теоретический материал с какими группами слов мы с вами знакомы и дополнить «ромашку» частями речи, которые мы изучили.
( На доске расположена ромашка; при названии каждой группы лепесток переворачивается, на нем показаны группы; один лепесток остаётся не перевёрнутым.)
Создание проблемной ситуации - Что можно составить из слов - частей речи? (Предложения)
- Как называется центр предложения?
Грамматическая основа - подлежащее + сказуемое
- Как умеем связывать слова в предложении? (По вопросам)
- Составьте предложения из рассыпанных слов.
Запись на доске (на карточках):
ужалила
большая
малыша
ах
оса
После обсуждения предложение записывается с комментированием в тетрадь: Ах, большая оса ужалила малыша. Обозначьте грамматическую основу в предложении и обозначьте графически связь слов в предложении. Напишите вопросы, которые задавали к словам мы смогли задать вопросы, а какая часть речи у нас вызвало затруднение) У кого нет результата?(слово «ах») Что теперь вы будете делать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)
-Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.(П)
-Представлять информацию в виде таблицы. (П)
-Выявлять сущность, особенности объектов. (П)
-На основе анализа объектов делать выводы. (П)
-Обобщать и классифицировать по признакам. (П)
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р).
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить?
- Почему вы не смогли выполнить задание до конца? (Мы не знаем, какой вопрос задать оставшемуся слову, и к какой части речи относится) Какой шаг учебной деятельности вы выполняли? (мы выясняли, что мы не знаем)
Молодцы, вы смогли определить своё затруднение? Порадуйтесь. Ура!
Цель: зафиксировать интеллектуальный разрыв между имеющимися знаниями детей и несостоятельностью ответа на вопрос.
- Какой вопрос нужно задать к слову ах?
- Предлагаю провести исследовательскую работу по группам.
1 группа --> исследуют как имя существительное.
2 группа --> исследуют как имя прилагательное.
3 группа --> исследуют как глагол.
Вывод! Ни на какой из вопросов слово ах не отвечает, значит это новая группа слов, т.е. новая часть речи. Цель: показать роль междометий в предложении. - Поздравляю Вас! Вы сегодня на уроке сделали маленькое лингвистическое открытие, о том, что есть в русской речи такие слова, к которым нельзя задать вопрос. А какую же работу они выполняют в речи?
- Представьте, что этим малышом оказались бы вы. Какое чувство вы бы испытывали после укуса осы? ( Ой! Больно ).
- Как, вы думаете? Что это за маленькое слово (ах?) И почему мы не можем задать вопрос?
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.( Р) -осуществлять познавательную и личностную рефлексию.( Р)
- Развиваем умение слушать и понимать других.(К)
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К)
- Оформлять свои мысли в устной форме.(К)
- постановка и формулирование проблемы (П);
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Определите тему урока.
Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
-Какую цель мы поставили на уроке? Определим цели нашего урока. ( На доске карточки- слова) Выяснить: Научиться: Что можно использовать для открытия нового знания? (Учебник, справочник, эталоны с предыдущих уроков….) Посмотрите на ромашку, мы должны открыть ещё один лепесток и узнать к какой части речи относятся новые слова.
- Эти слова называются «междометия». С латинского это название переводится как «брошенное между». (открываю последний лепесток ромашки, на котором записано название новой части речи) - Сегодня на уроке мы выясним с какой целью в нашей речи употребляются междометия.
а) просмотр мультфильма - А сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами. Посмотрите фрагмент сказки и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства - Внимательно послушайте отрывок из сказки про двух братьев. - Какие слова помогли героям выразить их душевное состояние, их чувства? (ах, ох) - Какие чувства выражает каждое из этих слов? ( просмотр фрагмента) как звали героев мультфильма? - назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства. (дети называют ОХ, АХ, УХ) - …………..
На доске: появляются картинки, с изображением ОХ и АХ - какие чувства выразили эти слова?
АХ ОХ Радость восторг неуверенность (в жизни такого человека (пессимист - оптимист)) для чего служат междометия ( для выражения различных чувств) В русском языке много таких слов, с помощью которых можно передать свои чувства, отношение к происходящему, выразить свои эмоции. (варианты междометий записаны на доске.) ОЙ - страх АХ - восторг ХА-ХА - насмешка, злорадство. ОХ - усталость
ЭХ - радость, ликование УХ - радость, удивление. Именно эти слова помогают выражать наши чувства и эмоции Вывод: эти слова выражают разные чувства (слова - чувства). Работа с учебником. Теперь обратимся к учебнику (стр.66, упр.103) и понаблюдаем, как на письме выделяется междометие. Запишите одно из предложений по выбору в тетрадь. Вывод: междометия пишутся в начале предложения с большой буквы. После них ставятся « , » или « ! » составление предложений по схемам. Особенности записи междометий в предложении.
-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.(Л)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П).
- построение речевых высказываний (П); - Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
- постановка и формулирование проблемы (П);
5. Реализация построенного проекта.
Физминутка
Физминутка
Работа по учебнику стр.78 Упр. 106 - развивается умение наблюдать за оттенками чувства, которые выражают междометия. Ученики заменяют междометия, читают предложения с разной интонацией, выражением. Сравнить с автором Лингвистический эксперимент (одно и тоже междометие выражает разные чувства) -лица; текст
«Друзья» развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.(Р)
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)
установка на здоровый образ жизни
Физминутка
«Друзья»
- установка на здоровый образ жизни (Л);
6. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Особенности записи междометий в предложении. Составьте предложения по схемам ( междометия выставляю перед составлением предложений) (Ах!) _____ _____ _____! (Ох,) ______ _____ _____! (Ой,) ______ _____! (Эй,) ______ _____ _____! -Какие слова помогли вам правильно составить предложение. - Какое чувство выражает каждое предложение? - Какие знаки препинания ставятся в предложениях после междометий? Запись в тетрадь одного предложения по выбору ученика. (Эльбрус)
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К)
- Оформлять свои мысли в устной форме.(К)
- Умение работать в паре.(К)
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
поиск необходимой информации (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) - достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать). Междометия в произведениях известных писателей -Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать свои стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее. -Послушайте отрывки из известных вам произведений. а) «Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква») -Узнали откуда? -Найдите новое слово. -Какое чувство оно выражает? (боль от смеха) б) «Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» (А.Милн «Винни - Пух и все-все-все») -Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг) в) «Фу, как не стыдно язык показывать! - загремел голос из громкоговорителя» (Н.Носов «Незнайка на луне») -Назовите новое слово. Что оно выражает? (недовольство)
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
- построение логической цепи рассуждений (П);
- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
- построение речевых высказываний (П);
8. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в группах.
А сейчас каждая группа попробует себя в роли писателей. (Каждой группе розданы карточки с предложениями, в которые они должны вставить подходящие междометие и записать) а) - Щиплет уши, щиплет нос. - …, на улице мороз! (Ой) б) - …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота. (Ох) в) -В пятнышках спинка. - …, как неловко. - И покраснела божья коровка. (Ох) г) - …, бескрылый человек, у тебя две ножки, -Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки. (Эх) Варианты стихов появляются на слайдах. Каждая группа зачитывает свои варианты. - Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое? О чем мы говорили? 1. В русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос - междометия. 2. В речи они употребляются для того, чтобы речь была ярче, богаче и эмоциональнее. 3. После междометий ставится восклицательный знак или запятая. - А сейчас послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие: Мне, - сказало междометие, - Интересно жить на свете, Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Те, кого охватит страх, Произносят слово …! (Ах) У кого тяжелый вздох, Произносят слово … ! (Ох) Кто встречается с бедой, Произносит слово … ! (Ой) Кто отстанет от друзей, Произносит слово … ! (Эй) У кого захватит дух, Произносит слово … ! (Ух) Интересно жить на свете, Если знаешь…. (междометия)
- поиск необходимой информации (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- управление поведением партнера (К);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
- умение структурировать знания (П);
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Расскажите, чему научились на уроке по опорам на доске.
Продолжите мои предложения:
- Я понял, что…
- Было интересно… - Было трудно… - Оцените свою деятельность на уроке, используя облако наклейте на него магниты: Зелёный - я молодец, Жёлтый - мне надо постараться..
- внутренняя позиция школьника (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- формулирование и аргументация своего мнения (К);
Д.з
Упр.89 Дидактический материал. Вывод.
- планирование учебного сотрудничества (К)
-
-построение речевых высказываний (П);