- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС УМК Начальная школа 21 века
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС УМК Начальная школа 21 века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Серебрякова Ю.Н. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Рус-
ский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдоки-
мовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
(научный руководитель Н.Ф. Виноградова). Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции
лингвистического образования младших школьников. Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
го письма. Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащих-
ся с основными положениями науки о языке. Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основ-
ными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибоч-
ного письма, развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокуп-
ность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-
коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации,
пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса
срусский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения
русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Такое струк-
турирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстракт-
ного мышления: решить практические задачи по формированию навыков грамотного, без-
ошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда
на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учени-
ков от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения
различных видов работ. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не
на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционирова-
нием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с
опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить
кругозор второклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни род-
ного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к
обучению. Во втором классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение
предмета «Русский язык» отводится 170 часов (5 часов в неделю).
Учебно-тематический план
№
п/п
Содержание программного материала
Количество
часов
1
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)
57
2
Фонетика
10
3
Слово и предложение
6
4
Состав слова
19
5
Лексика
22
6
Правописание (формирование навыков грамотного письма)
58
7
Развитие речи
34
8
Повторение
5
9
Резерв
16
ИТОГО
170 часов
Содержание программы (170 часов) Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний), (57 ч.) Фонетика (10 ч.) Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и со-
гласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я; их функции. Согласные твердые
и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонко-
сти-глухости. Слог. Ударение. Перенос. Слово и предложение (6 ч.) Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением -
имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова,
обозначающие действия, - глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопроситель-
ные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в
предложении. Состав слова (19 ч.) Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Одноко-
ренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образо-
вания слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставоч-
но-суффиксальный способ образования слов. Лексика (22 ч.) Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения
слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов. Правописание (формирование навыков грамотного письма), (58 ч.) Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мяг-
кого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и соглас-
ных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроиз-
носимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной буквы е в корне при сло-
вообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-,
-ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.
Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание раздели-
тельных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок. Развитие речи (34 ч.) Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Вы-
ражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало тек-
ста подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последова-
тельность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком пред-
ложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смы-
словом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректиро-
вание текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над струк-
турой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План тек-
ста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предло- женному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов:
описание, повествование, рассуждение, их особенности. Повторение (5 ч.) Резерв (16 ч.) Слова с непроверяемым написанием для изучения во 2 классе Автобус., автомобиль, адрес, апрепь берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокзал, во-
робей, ворона, воскресенье, вторник, вчера, герой, город, дежурный, декабрь, деревня, до-
рога, до свидания, завтра, завтрак, заяц, здание, здравствуй, земляника, иней, июль, июнь,
капуста, карандаш, картина, квартира, кино, кинофильм, класс, компьютер, коньки, корзина,
корою, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, лестница, лопата, машина, медведь,
месяц, мечта, молоко, мороженое, мороз, Москва, мультфильм, народ, ноябрь, обед, обла-
ко, овощи, одежда, однажды, октябрь, отец, пальто, пенал, платок, понедельник, посуда,
праздник, пятница, работа, ребята, рисунок, Родина, Россия, русский, сегодня, сентябрь,
скоро, собака, соловей, сорока, спасибо, среда, столица, суббота, телевизор, телефон, тет-
радь, товарищ, ужин, ученик, фамилия, февраль, хорошо, четверг, что, чувствовать, щавель,
ягода, язык, январь.
Требования к уровню подготовки учащихся
Второклассник научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки,
парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, при-
ставку; - лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
- решать учебные и практические задачи:
- делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфогра-
фические и пунктуационные ошибки; - подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определен-
ные программой); - разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до- по-, под-, про-; за-, на-, над-;
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
- устанавливать значения суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяе-
мыми морфемами);
но-суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных: -онок, -енок;
-ок; -ек; -и к; -ость; - применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив,
-чив, -лив; - подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- составлять план текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учеб-
нике материала).
Планируемые результаты освоения предмета Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредмет-
ных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные результаты освоения курса «Русский язык». У второклассника продолжат формироваться-. осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
видуальной культуры человека;