Литературное чтение 1 класс Гласные буквы Я, я

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 35

Тема

Гласные буквы Я, я

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к изучению нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные - овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические - характеризуют звуки [й'а] ['а] и букву я.

Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица

Образовательные ресурсы

Предметные картинки, на которых изображены яблоки и маяк.

Интерактивный комплекс.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя



II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный.

Фонетическая зарядка

- Пропойте по «ленте букв» гласные звуки

Поют буквы

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Проверка домашнего задания

Фронтальная. Словесный.

- Задаёт вопросы по прочитанному

- Правильно ли Денис поступил? Почему ты так считаешь?

- Какие реки вы знаете?

-Кем вы мечтаете стать, когда вырастете? Какие ещё профессии вы знаете?

Читают домашние тексты


Коллективный. Правильное произношение звуков

IV. Работа в группе

Групповые

Какие реки вы знаете?

Из букв составляют названия рек


Коллективный.

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Просмотр презентации

- Рассмотрите карту. Это изображение нашей страны.

- Как называется наша страна?

- Сегодня на уроке мы узнаем еще одну гласную букву

Слушают учителя Рассматривают карту. Отвечают на вопросы.

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фронтальный. Устные ответы,

VI. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 111)

Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

- Рассмотрите картинки.

- Давайте выполним слого-звуковой анализ слов, обозначающих рисунки.

- Произнесите слово яблоки
по слогам.

- Сколько слогов в слове?

- Какой первый?

- Какой второй? Третий?

- Медленно произнесите первый слог [й'аб].

Он состоит из 2 звуков. Два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной.

Какое еще слияние двух звуков обозначается одной гласной буквой?

- Выполните анализ слова Россия.

- Если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й'а].

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

- Первый слог - это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй и третий слоги - это слоги-слияния.

- Слияние еще двух звуков обозначается одной гласной буквой е


Производят слого-звуковой анализ слов яблоки, Россия: определяют количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делают вывод о том, что если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й'а].

(обозначать целый слог-слияние - два звука).

Сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись.

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов

2. Знакомство с бук-вой Я

Фронтальная. Словесный, практический.

Показывает на «ленте букв» букву Я.

- Это буква Я. Читать слова
с буквой я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й'а].

- На что похожа буква Я?

Куча яблок на прилавке...

И заметил, я друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

Находят букву Я
на «ленте букв».

Высказывают свое мнение


Находят букву Я на «ленте букв», определяют ее место среди других букв. Моделируют ее из шнурка или нитки

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

3.Физкультминутка

КоллективнаяПрактический


Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 111)

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

- Прочитайте слоги.

- Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой я?

- Прочитайте слова.

- Сколько звуков вы слышите, произнося букву я?

Хором читают слоги-слияния и слова с буквой я.

- Согласные перед буквой я мягкие

Наблюдают над произнесением согласных в слогах-слияниях с я. Делают вывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук ['а], то пишется буква я. Обозначают буквой я гласный звук ['а] после мягких согласных

Коллективный.

Чтение, беседа

5. Работа с текстом
(учебник, с. 111)

Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, беседа

- Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.

- Поработайте в паре: составьте к тексту вопросы и ответьте на них

Читают текст. Работают в паре, задают друг другу вопросы по тексту и отвечают на них

Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.

Фронтальный. Устные ответы, чтение

VII. Закрепление знаний и способов действий.

Работа с текстом на диске.

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, чтение

- Прочитайте текст - Найдите слова с буквой я

Читают, находят в предложениях букву я

Анализируют, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы, рассказ

VIII. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось? Почему?


Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу.

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы




© 2010-2022