- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по устной речи в 3 классе школа 8 вида
Рабочая программа по устной речи в 3 классе школа 8 вида
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дуброва Н.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Устная речь.
3 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет направлен на коррекцию недостатков общего и речевого развития учащихся 3 класса.
Уроки УСТНОЙ речи призваны решать три взаимосвязанных задачи: дидактическую, коррекционную и воспитательную.
Задачи:
-
Расширить и уточнить представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.
-
Обогатить словарный запас учащихся.
-
Активизация речевой деятельности.
-
Развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, речь и мышление
В качестве приоритетного направления в организации уроков устной речи выбрана работа по расширению и уточнению природоведческих знаний и представлений, знаний о явлениях и предметах окружающей жизни, о правилах поведения в быту, природе, обществе. Дидактическая задача урока - это направления работы педагога по освоению, закреплению, отработке речевых навыков и умений. Уроки устной речи строятся в определенной динамике их решения: уточнение понимания смысла, значения слов → их использование в устной диалогической речи → формирование умения составлять совместное устное высказывание → развитие умения самостоятельно составлять описательно-повествовательный текст с опорами, по плану и без них. Уроки устной речи способствуют формированию умения точного выбора слов, умению задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по опорам и пр. Разнообразная тематика уроков устной речи позволяет совершенствовать эти речевые умения в процессе знакомства с новым лексическим материалом. Коррекционная задача уроков направлена на выравнивание высших психических функций, лежащих в основе формирования речевой деятельности. Воспитательная задача рассматривается с позиции деятельностного подхода к процессу формирования личности ребенка. Приоритетное направление в решении воспитательной задачи -работа над мотивационно-потребностной сферой школьников с интеллектуальным недоразвитием, под которой понимается воспитание мотивации к учению, эмоциональной отзывчивости, потребности в общении и др.Потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремлении быть среди учеников, в желании выразить свое отношение к тем или иным предметам и явлениям окружающей среды позволяют учителю решать широкий спектр задач, связанных с процессом формирования личности ребенка в целом.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Используя метод наблюдения дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных. Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.
РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ
-
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-
Формирование уважительного отношения.
-
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
-
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
-
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевых высказывании в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.
-
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
-
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье - сберегающего поведения в природной и социальной среде.
-
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
1. Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под ред. В.Г. Петровой. - М., 1986.
2. Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М., 1999.
3. Программы для 0 - IV классов школы VIII вида ( для детей с нарушениями интеллекта) в 2-х книгах. - М., 1998.
4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2002.
5. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. - М., 2005.
6. Развитие речи 3 класс (вспомогательной школы) Е.Д. Худенко, В.А. Фёдорова. - М., «Аркти», 2005.
7. Русский язык 3 класс (вспомогательной школы) В.В. Воронкова. - М. «Владос». 2005.
8.С.В.Комарова .Устная речь - учебник для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. М-«ПРосвещение»2013год.
Утверждаю
Директор МКС(К)ОУ С(К)ОШИ
п. Нижний Куранах
Борисова Н.А. ___________________
Календарно - тематическое планирование. Устная речь. 3 класс.
№
Программный материал
Количество часов
1
Снова в школу
4
2
Здравствуй, осень!
3
3
Чистоговорки.
2
4
Скороговорки. Поговорки.
2
5
Мы собрались поиграть
5
6
В библиотеке
6
7
Сказки про Машу
6
8
Отправляюсь в магазин
6
9
Телефонный разговор
5
10
Я-зритель
5
11
Какая сегодня погода?
5
12
Снегурочка
4
13
Весёлый праздник
5
14
15
Учимся понимать животных
Узнай меня
Всего
5
5
68
.
№
тема
срок
1 четверть(18 часов).
1
Летние каникулы.
2
Как провели лето. Рассказ об отдыхе летом.
3
Конструирование диалогов-приветствий из заданных реплик
4
Беседа по картине «Снова в школу»
5
Золотая осень. Листопад.
6
Составление рассказа «Труд людей осенью».
7
Знакомство с картиной И.И.Левитана «Золотая осень»
8
Чистоговорки.
9
Тренировочные упражнения.
10
Скороговорки, Пословицы.
11
Всех скороговорок неперескороговоришь. Конкурс.
12
Мы собрались поиграть… Конструирование диалога-конфликта с использованием карточек
13
Разучивание считалок.
14
Составление предложений с опорными словами по теме «мы собрались поиграть»
15
Разучивание правил подвижной игры
16
Игры с правилами.
17
Составление копилки игр.
18
Итоги четверти.
2 четверть (14 часов).
1
Как я провёл осенние каникулы.
2
Правила поведения в библиотеке. Знакомство со словом «формуляр»
3
Экскурсия в школьную библиотеку. Диалоги с библиотекарем.
4
Рассказывание сказок с опорой на иллюстрированные книги, полученные в библиотеке
5
Ролевая игра « В библиотеке»
6
Викторина по прочитанным книгам.
7
Прослушивание аудиозаписи сказки «Маша и медведь»
8
Составление предложений с использованием текстовых синонимов.
9
Коллективное рассказывание сказки «Три медведя» с опорой на картинки и слова
10
Инсценирование сказки о Маше
11
Коллективное составление новой сказки о Маше
12-13
Как мы готовимся к встрече Нового года.
14
Итоги четверти.
3 четверть (20 часов)
1
Как мы провели зимние каникулы.
2
Знакомство со словом «супермаркет». Отделы магазина.
3
Моделирование диалога между продавцом и покупателем. Ролевая игра.
4
Экскурсия в магазин.
5
Для чего используете телефон? Виды телефонов.
6
Правила общения по телефону
7
Прослушивание аудиозаписи стихотворения К.Чуковского.
8
Чтение по ролям диалогов героев сказки К.Чуковского
9
Я- зритель.
10
Моделирование диалога между зрителем и кассиром, зрителем и гардеробщиком
11
Игра «Я дарю тебе билет»
12
Составление правил вежливого зрителя.
13
Ролевая игра «Кинотеатр»
14
Время года -зима. Прогноз погоды.
15
Закончи рассказ о зиме.
16
Описание зимы по вопросам.
17
План на выходные дни с учётом прогноза погоды.
18
Подготовка прогноза погоды на завтра.
19
Экскурсия.
20
Проверь себя. Итоги четверти.
4 четверть (16 часов)
1
Мои впечатления о проведённых каникулах.
2
Прослушивание аудиозаписи сказки «Снегурочка»
3
Составление предложений по картинкам с использованием текстовых синонимов.
4
Театрализованное представление сказки «Снегурочка»
5
Конкурс «Мастер сказки сказывать»
6
Весёлый праздник. Беседа по теме с обращением к личному опыту.
7
Обсуждение и проигрывание возможных конкурсов и развлечений.
8
Конкурсы и развлечения на детском празднике
9
Ролевая игра «Приём гостей»
10
Учимся понимать животных
11
Беседа о домашних животных, которые живут у детей
12
Составление правил ухода за домашними животными.
13
Пересказ произведении о животных.
14
Игра «Наш портрет»
15
Игра «Светофор». Составление коллажа «Наш класс»
16
Здравствуй, лето! Итоги года.
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»
МО «Алданский район»
Рабочая программа
по УСТНОЙ РЕЧИ
3 КЛАСС
Составила: учитель начальных классов
Дуброва Наталья Александровна
2013- 2014 уч.год