Психолого-педагогические основы духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогические основы духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста

С.Л. Рубинштейн писал, что «…природа, как стихийная сила, гроза, как распускающиеся почки, цветение жизни, весна, нежность и тепло жизни, как связи родства, любовь к ребёнку, женщине, к семье, своим близким, любовь к ближнему в её исходных формах - так по-разному поступает природа для человека» [56. С.106]. Он отмечает, что « человек, отчуждённый от природы, от жизни Вселенной, от игры её стихийных сил, не способный соотнести себя с ними, не способный перед лицом этих сил найти своё место и утвердить своё человеческое достоинство - маленький человек. Прекрасное как завершённое в себе, совершенное явление, увековеченное в своём настоящем чувственном бытии, есть первый пласт души человека» [56. С.108]. Он считает, что способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, чувствительность к нему - это некая предпосылка затем появляющегося человеческого отношения.

Абсолютной ценностью воспитания является ребёнок, человек как «мера всех вещей». Человек - это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и помогающая разрешать противоречия между природным социальным началами в человеке. Лишь через культуру происходит его естественное вхождение в социальную жизнь. Е.В. Бондаревская предлагает в качестве глобальной цели современного воспитания рассмотреть человека культуры. Она выделяет следующие критерии данного типа личности: «человек культуры - свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения это обозначает воспитание в учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень сознания, чувств достоинства, самоуважения, самостоятельность, дисциплина, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Человек культуры - гуманная (гуманизированная) личность. Гуманность - вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, готовностью оказывать помощь, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость, доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, положения в обществе. Человек культуры - духовная личность [9. С.29 - 36].

А.В. Сухомлинский писал, что «средоточием нравственности является долг человека перед человеком, перед обществом, перед Отечеством, долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями» [61. С. 119.]. Нравственное воспитание, по мнению Я.А. Коменского, заключается в воспитании у них умеренности, трудолюбия, почтительности к старшим, вежливости и опрятности. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Психологи педагоги подчёркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в школьном детстве. Р.С. Буре отмечает, что «именно в этом возрасте происходить интенсивное развитие личности человека» [11. С.9]. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности идёт через присвоение материальной и духовной культуры человечества Необходимым сословием развития сознания является свободная воля человека. Свободный индивид по-настоящему самоактуализируется, становится личностью, когда следует своим ценностным. Но выработать в себе эту способность можно только через развитие рода, через присвоение духовной культуры, складывающейся на протяжении всей истории развития человечества.

Характерным для детей старшего возраста (особенно подготовительной школе группы), является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, в их суждениях, и в высказываниях, и в оценке поступков сверстников, в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В этом возрасте у ребят начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Но вместе с тем нравственные проявления детей пяти-семи лет отличаются неровностью, неустойчивостью, особенно это характерно для ребёнка шестого года жизни.

По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или как хорошие, то шести-семилетние ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, например, персонажей литературных произведений. Дети улавливают разнообразие нравственных явлений: можно по-разному порадовать, огорчить, проявить заботу и т. д.

Для выражения своего отношения к людям и их поступкам дети используют знакомые им критерии оценок: «так нечестно», «обманывать не хорошо», «он хороший товарищ, потому что всегда помогает». Однако ребята не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые. Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманности - особая задача в работе педагога. Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими детьми.

В повседневной жизни детского сада создаются возможности для употребления и уточнения этических представлений и воспитания гуманных качеств ребёнка. Каждое морально-этическое понятие: доброта, справедливость, смелость - имеет определённое содержание, которое и необходимо довести до сознания ребёнка.

Формирование у детей этических представлений и гуманных чувств проводиться систематически, целенаправленно как на занятиях, так и в повседневной жизни. Методы и приёмы воспитания нравственных чувств разнообразны. У детей старшей группы представления о доброте, честности формируют на основе бесед о конкретном поступке. Этические беседы знакомят ребят с нормами поведения, углубляют этические представления, формируют нравственные понятия. Этические беседы можно строить на основе множественных произведений морального содержания или на подборе ассоциаций, побуждающих детей высказаться, раскрыть свои этические представления.

А.В. Запорожец писал, что у дошкольника «восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами» [29. С.13]. В течение дошкольного возраста развитие отношения к художественному произведению проходит путь от непосредственного явного участия ребёнка в изображённых событиях до более сложных форм восприятия, которые для правильной оценки явления требуют занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны. Постепенно дошкольник научается становиться на позицию героя, мысленно действовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребёнка в результате его воспитания, впервые делают возможным настоящее понимание художественных произведений, проникновение в их идейное содержание, в свою очередь, восприятие художественного произведения влияет дальнейшее развитие этих мотивов.

А.В. Запорожец отмечает, что «игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития этой ещё не окрепшей формы психической деятельности ребёнка. Здесь имеются как бы переходные формы от реального, фактического действования с предметом к размышлению о нём. Когда ребёнок начинает овладевать этой формой деятельности, перед его знанием открываются новые возможности. Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному повествованию» [29. С.77].

Методические приёмы, используемые при работе с произведениями художественной литературы, должны вести детей к более глубокому пониманию моральной сути этого произведения. Поэтому вопросы к беседе направляются не только и не столько на припоминание детьми сюжетной линии, содержания произведения, сколько на анализ поступков героев, понимание идеи, не всегда ярко выраженной. Беседуя о таких произведениях, необходимо учить ребёнка определить и мотивировать своё отношение к положительным и отрицательным героям, для чего ставить перед ребёнком вопрос почему? Так литературное произведение помогает развивать у детей способность к анализу своего собственного поведения. Ребёнок постепенно привыкает замечать плохое не только у сверстников, но и в своём поведении, стремится его исправить.

Умение вызвать ребёнка на откровенность требует большого искусства педагога. Важно не унизить, не оскорбить самолюбие ребят, а сделать так, чтобы пробудить у них чувство стыда.

Художественная литература - это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребёнка.

Л.С. Выготский отмечал, что национально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее. Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Момент взволнованности, не безразличия должно служить отправной точкой всякой воспитательной работы» [18. С.19]. Педагог должен стремиться к тому, чтобы при решении задач нравственного воспитания соединить этическое и эстетическое в единое целое.

Практикуя чтение книги, ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, поступок, образ, которые не могут не затронуть его восприятий. В одно мгновение ребёнок переживает какой-то отрезок жизни, и, чем яснее переживания, тем богаче его представления о действительности.

Большое значение имеет умение педагога научить ребёнка соотносить поступки героев художественных произведений со своим опытом, со своими поступками. К концу года круг этических представлений значительно расширяется и педагогу необходимо учить детей не только правильно определять идею художественного произведения или сказки, но и давать характеристику образов. Дети при анализе образа должны пользоваться упрощёнными (хороший, плохой, вежливый) и дифференцированными разделениями (правдивый, честный, смелый, храбрый, справедливый, добрый, ленивый, трудолюбивый).

Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным изменениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

Чувство - ни слова, ни мысли, ни даже поступки не выражают так ясно и верно самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания нашей жизни и её строя»,- говорил К. Д. Ушинский [64, С. 176.].

Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Развитие эмоциональной сферы ребёнка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей. Этическое развитие ребёнка, формирование моральных представлений связано развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме, контролировать выполнение ребёнком моральных правил. Гораздо позднее выработать у него определённое отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребёнок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос взаимосвязи представлений и поведения ребёнка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности воспитании детей в детском саду и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребёнка и питанием его нравственных качеств.

У ребёнка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, положение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма.

Чувства детей надо воспитывать. Невоспитанность, неразвитость чувств ребёнка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Взрослых сложно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма - черт актера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку, подготовка ребёнка к школе не должно состоять только в обучении его чтению, тематике, письму. Нельзя забывать о духовной подготовке- развитии воспитательного отношения к делу, воспитании чувства ответственности, отношения к окружающим, благородных убеждений, человечности, мужества.

Конечно же, не следует преувеличивать прочность чувств, сформированных в дошкольном возрасте, но вместе с тем нужно помнить, что именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности человека.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребёнка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое хо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может являться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям.

Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась конфликтная ситуация, а как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Беседуя с детьми о содержании произведения, недостаточно спросить, как поступил тот или иной герой. Необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершённым им поступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств.

При формировании у детей этических представлений, необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредоточивать их внимание на жизненном опыте. Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая своё поведение с поведением других - одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений. Обращение к личному опыту дает возможность педагогу выяснить, какие этические понятия ими ещё усвоены. При этом следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребёнка во время таких бесед, чтобы понять, как он относится к тому, что данный момент обсуждается.

Одним из условий пробуждения и воспитания чувств является развитие чувственного сознания детей. Известно, что дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. От осознания причин и мотивов поступков зависит глубина, устойчивость чувств ребёнка.

Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянно кропотливой заботой взрослых над развитием нравственного сознания детей.

Л.С. Выготский писал: «нравственным поведением всегда будет такое, которое связано со свободным выбором социальных форм поведения, следует поступать в нравственном воспитании.

Иногда мы избегаем какого-нибудь поступка, потому что боимся наказания, которое последует за ним. Избегать чего-нибудь из боязни ещё не значит совершать нравственный поступок» [19, С. 142.]. Формальное обучение ребёнка правилам хорошего поведения даёт обычно временный, сиюминутный результат. Воспитывая у детей сознательное отношение к своим поступкам, ребенок должен прежде всего сам понять причины, побудившие ребёнка (вершить то или иное действие, затем непременно узнать, как он объясняет (о. и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребёнку разобраться. Донести до сознания детей, объяснить им, например, что не нужно совершать злые поступки, потому, что за это наказывают, а потому, что лгать, жать младших и т. д. Само по себе отвратительно, можно только конкретных поступках. У детей необходимо вызвать жалость, сочувствие тем, кто пострадал из-за лжи.

Таким образом, привитие в человеке духовно-нравственных качеств - это сложный процесс. Где ответственную роль играем мы взрослые. Оно не приходит само по себе. Именно там мы воспитываем культурного человека. поэтому в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию.



© 2010-2022