Урок по окружающему миру в 4 классе по теме Из книжной сокровищницы Древней Руси

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир

Урок № ___ Дата _____________

Тема. Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки; познакомить

учащихся с историей появления письменности на Руси; развивать устную речь;

воспитывать любовь к Родине.


Оборудование: иллюстрации с изображением букв славянской азбуки и древних рукописных

книг.

Ход урока

I. Организационный момент

Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!

II. Проверка домашнего задания

  1. Фронтальный опрос

  2. Игра « Неотосланная депеша»

Учитель читает высказывания первых русских князей, а учащиеся отвечают: «Кто мог сказать такие слова?»

Высказывания:

1. «И призвали меня новгородцы, и пришел я с Синеусом и Трувором». (Рюрик.)

2. «Кто завтра не придет на реку, да будет мне враг». (Владимир Красное Солнышко.)

3. «Предсказал мне кудесник, будто смерть моя от коня моего». (Вещий Олег.)

4. «Всякий нищий и убогий приходите на княжий двор и берите все нужное из княжеских запасов: питье, пищу, деньги, а кто не может дойти - болен или немощен, то пусть младшая дружина развозит на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с медом и квасом. Ведь в Евангелиях сказано: «Продайте имения ваши и дадите нищим». (Владимир Красное Солнышко.)

5. «В память о великой победе над печенегами поставлю я на этом месте храм святой Софии, как в Царьграде». (Ярослав Мудрый.)

6. «Приходи ко мне, брате, в Москов». (Юрий Долгорукий.)

7. «Теперь я узнал истинного бога!» (Владимир Красное Солнышко.)

8. «Пусть Киев город будет самым главным на Руси. Пусть он будет матерью всех других городов». (Вещий Олег.)

III. Сообщение темы и целей урока

  1. Работа над загадкой

В названии темы урока «Из … сокровищницы Древней Руси» потерялось слово. Найти его вы сможете, разгадав мою загадку.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней.

Ученики. Это книга. А тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, как древнерусские мастера создавали рукописные книги, как появилась славянская азбука.

IV. Мотивация учебной деятельности

  1. Разгадывание кроссворда

Чтобы перейти к новой теме, необходимо решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

Вопросы к кроссворду.

1. Первые древнерусские города представляли собой поселки-… .

2. Как назывался стольный град великих князей?

3. Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»?

4. У какого озера стоит город Новгород?

5. Центр древнерусского города назывался…

6. На берегах какой реки расположился Великий Новгород?

7. Как назывались заостренные палочки для письма на бересте?

8. Богатый торговец, владелец торгового предприятия.

9. Березовая кора, которую использовали для письма.

К л ю ч е в о е с л о в о: кириллица.

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме Из книжной сокровищницы Древней Руси


  1. Постановка проблемного вопроса

Учитель. Что обозначает слово «кириллица»?

Ученики. Это славянская азбука.

Учитель. А кто создал славянскую азбуку? Почему славянская азбука называется кириллицей?

V. Изучение нового материала

  1. Объяснение учителем нового материала

Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Они жили в IX веке.

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти.

Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Салуни (сейчас Салоники). Кирилл изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Его и прозвали Философом, по-русски Мудрецом. Он овладел несколькими языками. Мефодий был правителем одной из славянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все добрые начинания брата.

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. Вот Кирилл и решил составить славянскую азбуку. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность - азбуку, которая называется кириллицей в память о ее создателе.

В Древней Руси создавались летописи-записи о важнейших исторических событиях. Писали их люди, которых называли летописцами.

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме Из книжной сокровищницы Древней Руси


  1. Чтение учащимися статьи учебника на с. 55-56

  2. Беседа с элементами рассказа

Учитель. Как вы думаете, на чем и как писали люди в прошлом?

Ученики. Острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском, и даже на медных листах.

Учитель (дополняет). Есть такое растение - папирус. Вдвое выше человека, и ствол в руку толщиной. Растет оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна - ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нем писались первые книги.

Было это свыше шести тысяч лет назад.

Сердцевину тростника-папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги-свитки.

Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и не один год.

  1. Чтение учащимися статьи учебника «Рукописные книги» на с. 56-57 учебника

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме Из книжной сокровищницы Древней Руси


VI. Закрепление изученного материала

  1. Обобщающая беседа

Учитель. Что обнаружили археологи при раскопках курганов близ города Смоленска? Что ученые смогли установить благодаря этой находке?

Ученики. Археологи обнаружили глиняный сосуд. Надпись на нем была сделана славянскими буквами и относится к началу Х века.

Учитель. Кто создал славянскую азбуку?

Ученики. Византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в IX веке.

Учитель. Почему азбука получила название кириллицы?

Ученики. В честь Кирилла.

Учитель. Когда на Руси распространилась письменность? Кто княжил тогда в Киеве?

Ученики. После принятия христианства по приказу князя Владимира.

Учитель. Что такое летопись? Где и кем велись эти записи?

Ученики. Летопись - записи о важнейших исторических событиях. Их вели монахи в монастырях или при княжеских дворцах.

Учитель. Назовите самую известную летопись Древней Руси.

Ученики. «Повесть временных лет».

Учитель. Кто написал ее? О чем она рассказывает?

Ученики. Эту летопись написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Он рассказывал о восточных славянах, нашествиях кочевников, первых русских князьях.

Учитель. Что использовали для письма до XIV века?

Ученики. Пергамент - писчий материал из телячьей кожи. Он дорого стоил. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте.

Учитель. Кто трудился над созданием рукописной книги?

Ученики. Несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.

Учитель. Чем писали? Что использовали для украшения рукописей?

Ученики. Писали коричневыми и черными чернилами. А для украшения использовали краски: киноварь (краска оранжево-красного цвета) и охра (краска желтого цвета).

Учитель. Какие орудия для письма использовали?

Ученики. Очищенные птичьи перья, чаще гусиные.

Учитель. Что служило обложкой книги? С какой целью приделывали застежки-ремешки с петлями?

Ученики. Переплет делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скруживались, приделывали застежки-ремешки.

  1. Игра «Древние книги»

С помощью стрелок надо показать связь слов в столбиках. На доске запись:

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме Из книжной сокровищницы Древней Руси


VII. Итог урока

Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 58 учебника.

VIII. Сообщение домашнего задания

С. 55-57. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание на с. 58.




© 2010-2022