Исследовательская работа Тайна двух искусств. Живопись. Иконопись

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти






Проектно-исследовательский семинар школьников





Исследовательская работа:


«Тайна двух искусств. Живопись. Иконопись»









Автор работы:

Голубец Злата Евгеньевна

г. о. Тольятти, МБУ СОШ № 63, 4 Б класс

Соавтор Зотова Ирина Игоревна

Научный руководитель:

Скороходова Ольга Валентиновна,

учитель начальных классов высшей категории


Тольятти


2014

«Тайна двух искусств. Живопись. Иконопись»

Аннотация

В современном мире возрос интерес к религии и церкви. Один идет туда от недостатка, из-за какой- то нужды, другой из-за того, что не находит смысла в жизни, от разочарования. Третий приходит в церковь поблагодарить за долгожданное счастье. Но есть и такие люди, которые, испытывая уважение к вере, приходят в церковь как в храм искусства.

На уроке по основам религиозной культуры и светской этики при изучении модуля «Основы православной культуры» [1] часто обращаемся к произведениям иконописи. Невозможность заглянуть в прошлое компенсирует иконописный сюжет. Однажды тема этого урока пересеклась с темой урока литературы о героях Руси. Мы знакомились с подвигом Дмитрия Донского [2]. Сюжет картин в обоих учебниках был одинаковым: Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. Но техники исполнения были разными. Картина Алексея Кившенко выглядела более живой, натуральной, как кадр кинофильма. Репродукция иконы же не допускала лишних деталей, образы людей строги, выражение лиц одинаковое, линии четкие, цвета не содержат полутонов.

Авторов заинтересовали тайны мастеров живописи и иконописи, поэтому они решили научиться самим и научить других различать картину и икону.

Предметы исследования: картина А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского» и иконы «Благословение преподобным Сергием князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву».

Цель исследования: научиться различать картину и икону и правильно толковать некоторые иконописные символы.

Методы исследования:

1.Поисковый

2.Аналитический

3.Сравнительный

Область применения результатов: уроки ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», уроки русского языка и литературы, классные часы.

В работе делаются выводы о том, какие способы изображения используют живописец и иконописец, что обозначают некоторые предметы-символы, в чем главное отличие картины от иконы.


Тайна двух искусств. Живопись. Иконопись.


Введение


В современном мире возрастает интерес к религии и церкви. Один идет туда от недостатка, из-за какой то нужды, другой - из-за того, что не находит смысла в жизни, от разочарования. Третий приходит в церковь поблагодарить за долгожданное счастье. Но есть и такие люди, которые, испытывая уважение к вере, приходят в церковь как в храм искусства. Именно в церкви, как ни в каком другом месте объединились и чудесным образом переплелись самые прекрасные из искусств: архитектура и музыка (духовное пение), церковная служба как зрелищное искусство и золотошвейное искусство, ювелирное мастерство и книгоиздательство, живопись и иконопись. Огромен интерес к древнерусской живописи и иконописи в нашей стране, и не менее велики трудности ее понимания у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытывают практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные. Дело отчасти в том, что коренятся эти трудности просто в недостатке знаний у отдельного человека.

Объект исследования: живопись и иконопись

Предметы исследования: картина и икона

Цель исследования: научиться отличать картину от иконы и правильно толковать некоторые иконописные символы.

Тему исследования считаем актуальной, так как умение разбираться в том, что оставлено нам предками, значит чтить их память, уважать их стремления и желания. Культурное наследие - это ключ, который поможет нам в общении с теми, кто нас окружает.







1.

Откуда возник интерес


На уроке по основам религиозной культуры и светской этики при изучении модуля «Основы православной культуры» [1] мы часто обращаемся к произведениям иконописи. Невозможность заглянуть в прошлое компенсирует иконописный сюжет. Однажды тема этого урока пересеклась с темой урока литературы о героях Руси. Мы знакомились с подвигом Дмитрия Донского [2] . Сюжет картин в обоих учебниках был одинаковым: Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. Но техники исполнения были разными. Картина Алексея Кившенко выглядела более живой, натуральной, как кадр кинофильма. Икона же не допускала лишних деталей, образы людей строги, выражение лиц одинаковое, линии четкие, цвета не содержат полутонов.


2.

Сравнительный анализ

картины А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского» и иконы «Благословение преподобным Сергием князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву».


Исследовательская работа Тайна двух искусств.Живопись.ИконописьИсследовательская работа Тайна двух искусств.Живопись.Иконопись

Сравнивая глазами два произведения искусства, нам захотелось найти отличия одного от другого.

Первое, что мы отмечаем, это круги вокруг головы Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Мы уже знаем, что это нимб - обозначение сияния, символ святости этих людей. Только двое на изображении имеют нимб, значит, иконописец выделяет этих людей. Сегодня мы знаем, почему. Церковь чтит и поминает этих святых, оставивших след в истории России.

Второе - это краски: яркие краски картины и сдержанные тона иконы. На картине можно различить несколько тонов зеленого: от травяного до почти серого. Так же живописец играет и с другими красками. Появляется ощущение многоцветия. На иконе все четко: красный-всегда красный, голубой - всегда голубой. Цветов мало.

Третье - на картине большую площадь занимает пейзаж, легко представить, где происходит действие, картина живая, туда хочется попасть. Легко определить время года и состояние природы. Это как сцена из фильма, съемки которой происходят у тебя на глазах. Икона не дает информации о времени года и состоянии природы. Значит, иконописец считает это ненужным, второстепенным.

Четвертое - линии кисти плавные, много закруглений - это на картине, на иконе много прямых линий, очень простых. Кажется, что это написано рукой ребенка.

Пятое - на картине присутствуют тени, отбрасываемые фигурами людей и элементами архитектуры, на иконе теней нет вообще.

Шестое - картину хочется рассматривать и рассказывать, а над иконой размышлять и молчать.

Мы проанализировали два произведения искусства самостоятельно и увидели некоторые различия. То, что живописец считает частью картины и тщательно выписывает, иконописцу не важно, он обращает внимание зрителя на что-то другое.

3.


Определение понятий «картина» и «икона»


Чтобы лучше понять язык иконы, мы посетили несколько православных храмов города Казани и попросили поделиться с нами своими мыслями одноклассников и родителей

Для начала мы определились с тем, что такое картина и икона.

Картина-это творчество живописца, вывод из его наблюдений, раздумий, фантазия. Поэтому она должна представлять собой продуманный и законченный художественный образ. Живопись представлена в нескольких видах, основными из которых являются портрет, пейзаж, натюрморт, архитектурная или историческая живопись [3] .То есть картина не всегда изображает человека, его образ. Картины выставляются на всеобщее обозрение, их хвалят или ругают, уничтожают или перерисовывают, картины составляют коллекции. На картину надо смотреть. Их может рисовать кто угодно: и художник, и ребенок и даже животное. И в любом случае картина будет для кого-то представлять некоторую ценность. Картина - средство для общения с автором, его идеями и переживаниями

Икона - это священное изображение (образ), который почитают. Это живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. [4] Икона-это всегда образ, лик, или несколько образов, ликов. Все остальное второстепенно. Икона «живет» в церкви или в доме в красном углу. Перед ней стоит лампада (или свечка) - символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится. На икону можно смотреть с закрытыми глазами. Писать икону может только мастер. Чтобы иметь право написать икону, надо получить благословение. В некоторых случаях иконописец выдерживает пост и только потом приступает к работе. Говорят, что икону пишет «…не человек, а Бог рукою человека». Икона - способ общения с Богом [5].

Итак, к нашим сравнительным характеристикам мы добавили еще несколько важных.

Главное: картина выдает настроение автора, а икона эмоций автора не показывает, потому что пишется с другой целью.

4.

Возникновение иконописи на Руси.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах.

С глубокой древности это слово употребляется для отдельных особенных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными.

«Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской иконописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего, это Священное Писание, Библия - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа» [6].

Для изготовления икон использовались клеи и меловые краски, способные сохраняться ни одну сотню лет. Такие иконы до сих пор являются достоянием православных храмов. Первые росписи и иконы исполняли греческие мастера. Иконы писали на досках, преимущественно липовых, по меловому грунту минеральными и органическими красками, растертыми на яичном желтке. Первым иконописцем был святой евангелист Лука. Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. « Самая известная икона Андрея Рублева «Троица». Давно это было: жил в монастыре инок Андрей Рублев. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Подготовил липовую доску, натянул на нее холст, покрыл смесью клея и мела, подсушил. Отполировал до зеркального блеска поверхность, Стал готовить краски: растирал природные камешки-минералы, смешивая с яичным желтком, разводил водой, Молился Андрей, и наливалась, расцветала под его кистью красками икона, наполнялась чудесным и добрым светом» [7].

Искусству иконописи более тысячи лет, но по-прежнему к нему относятся с большим уважением и трепетом.

5.

Исследователи и ученые о различиях картины и иконы


Мы определились с несколькими существенными отличиями картины от иконы самостоятельно и с помощью друзей и родителей. Используя дополнительную литературу, мы решили дополнить и расширить свои представления по теме исследования.

Находим первое различие, на которое уже обратили свое внимание раньше. Нимб как символ святости и напоенности Божественным светом. Отмечаем для себя, что нимб в православных изображениях сливается с фигурой святого и составляет с ней единое целое [8].

Авторство иконописца зачастую скрывается, так как иконописание - служение, а не самовыражение. Единственной надписью на иконе является имя того, чей лик написан - образ сливается с именем. Живописец подписывает свою картину, указывая на авторство и меру ответственности за нее [9].

В отличие от картины икона может иметь оклад - украшение, покрывающее лицевую поверхность иконной доски и оставляющее открытыми лица, руки, ноги. Оклад может быть изготовлен из драгоценных или простых металлов, камней, бисера, ткани [10].

Пропорции фигур, изображенных на иконе, могут быть условными, автор не уделяет внимания соблюдению точных размеров, поэтому части тела могут быть удлиненными, позы не всегда правильными. Главное не предмет (красота тела), а идея.

Складки на одеждах картинных героев плавные, бархатные, мягкие, тогда как складка на иконе представляет собой скорее ровный излом. Складки не беспорядочны, а подчинены определенному ритму иконы [11].

Рисуя картину, художник подчиняет изображение законам перспективы, когда все дороги вдали сливаются в одну точку. Икона же не сводит параллельные линии, а расширяет их, и само пространство как бы отсутствует. На это и мы обратили внимание, когда рассуждали о дальнем плане-лесе на картине Алексей Кившенко.

Следующее отличие мы тоже заметили, но объяснить его не смогли. На картине свет падает на лицо так, что можно определить его источник и направление, а на иконе свет как символ святости исходит от лика святого. [7]

Еще одно очень важное и интересное отличие: характерная для икон единовременность изображения. На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к ложу Богородицы и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа [9]

Итак, мы отметили некоторые сходства в самостоятельных рассуждениях о различии картины и иконы и найденных в дополнительных источниках информации. Пользуясь полученными сведениями, можем дать устное описание иконы или картины, а так же сопоставить их.

Заключение



Проделанная нами исследовательская работа привела нас к следующим выводам:


  1. Мы научились отличать картину от иконы и верно толковать некоторые иконописные символы.

  2. Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл.
  3. Картина-это эмоции, икона-это Божие откровение.

  4. Икону нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.










Источники

  1. Муравьев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. - М.:Просвещение,2013г,с.71

  2. Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А. Литературное чтение 4 класс. - М.:Просвещение,2013г, с.71

  3. Википедия ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%F2%E8%ED%E0

  4. Википедия ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EA%EE%ED%E0

  5. Кравченко А. С., Уткин А. П. "Икона". Москва. 1993.

  6. Сайт, посвященный основам православной культуры vitval2008.narod.ru/OPK/Glavnaja.htm

  7. Сайт, посвященный основам православной культуры vitval2008.narod.ru/OPK/Glavnaja.htm

  8. Клин православный pravklin.ru/publ/tradicionnaja_pravoslavnaja_ikona

  9. Иконописная мастерская «Логос» mastericonlogos.ru/Publication/Icona

  10. Близкие по духу темы clubs.ya.ru/4611686018427441556/replies.xml?item

  11. Икона как образец духовного творчества iconpainting.narod.ru/t_yankevich.html







© 2010-2022