- Преподавателю
- Начальные классы
- Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе развития ФГОС в НОО
Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе развития ФГОС в НОО
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Катунькина Ю.М. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость). Тема моего инновационного педагогического опыта - «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО». Актуальность и перспективность моего опыта заключается в том, что в настоящее время со стороны родителей младших школьников имеется социальный заказ на то, чтобы образование, которое их дети получат в начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного изучения отдельных предметов, для развития творческого мышления и комплексного интеллектуального развития детей, способных в будущем принимать нестандартные решения. Моя основная задача - раскрепостить мышление каждого ребёнка, использовать все возможности для развития способностей, которые дала ему природа, сохранить и развить их, то есть раскрыть индивидуальность каждого, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести устойчивость к социальным воздействиям. На это же ориентирует нас ФГОС НОО. Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить. Поэтому на первый план образования выдвигается задача развития каждого школьника. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов). Своеобразие и новизна моего опыта заключаются в создании воспитательной системы, позволяющей сделать детский мир интеллектуально богатым, нравственно чистым, эмоционально привлекательным, комфортным и защищённым. Чтобы каждый ребёнок мог сказать: «Это мой мир и мир вокруг меня». Детский мир - это, прежде всего, школьный мир, мир школьной семьи, где существует свой уклад жизни, свои традиции, своя история. Всё школьное сообщество влияет на формирование взглядов, вкусов, привычек, а главное, мировоззрение младшего школьника, помогает осознать себя как частицу окружающего мира. Основным условием создания такой воспитательной системы является максимум внимания, любви, ласки, уважения к детям. При дефиците внимания, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь перед окружающими, формируется чувство отчуждённости. В силу возрастных особенностей сегодняшние дети эмоциональны, подвижны, впечатлительны, импульсивны, подвержены чужому влиянию, как положительному, так и отрицательному. Они отличаются взрослостью суждений, практичностью в поступках, но все испытывают затруднения в общении, взаимодействии, сотрудничестве. Поэтому основным принципом в своей работе я считаю принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителя, педагогов дополнительного образования, педагогов - предметников, работающих в классе. Изменения в организации процесса обучения и воспитания младших школьников также связаны с реализацией новых принципов проведения уроков и воспитательных мероприятий. Наряду с общепринятыми (доступности, активности, наглядности (иллюстративности), последовательности, системности, сознательности) я использую новые принципы: 1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка, предполагающий использование во время учебно - воспитательной работы таких методов и приёмов, в процессе выполнения которых вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств, обеспечивающих включение ребёнка в процесс управления собственными физиологическим и психическим состояниями. 2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации учебно - воспитательной работы, в результате которой осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения поставленных задач и проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность учащихся, совершенствуются их интеллектуальные качества. 3. Принцип обоснованного ответа. Его реализация предполагает установку учащихся на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими заданий, необходимость обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы. 4. Принцип успешности в обучении и развитии. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, то есть новую зону ближайшего развития.
Наличие теоретической базы опыта. В основе моей воспитательной системы лежит разработанная известным философом М. С. Каганом структура личности, состоящая из пяти основных потенциалов: - интеллектуального (познавательного); - ценностного (нравственного); - коммуникативного; - творческого; - художественного. Формирование перечисленных потенциалов способствует развитию целостной, многогранной и творческой личности человека, что и является моей важнейшей целью. Представления М. С. Кагана о личности стали для меня методологической основой для создания воспитательной системы, в которой можно выделить пять миров: 1. Мир знаний. 2. Мир интересов и ценностей. 3. Мир общения. 4. Мир творчества. 5. Мир искусства. Также я опираюсь в своей работе на теоретические рекомендации интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Т. В. Кудрявцева, П. Я. Гальперина, И. С. Якиманской. Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея моего опыта - создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Первый год реализации программы (1 класс): - знакомлю с различными видами внимания и памяти, способствую развитию познавательных интересов; - обеспечиваю положительный эмоциональный настрой учащихся к активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр, внеурочной деятельности «ЮИДД», проектной деятельности «Мой край» - привлекаю родителей к реализации данной программы.
Второй год реализации программы (2 класс): - знакомлю со способами развития внимания, памяти; - развиваю познавательные способности школьников - восприятие, воображение, мышление (логическое и творческое) через организацию работы внеурочной деятельности «Развивающая математика», «Занимательная грамматики», - воспитываю коммуникативную культуру школьника - умение работать в паре, минигруппе, коллективе.
Третий год реализации программы (3 класс): - совершенствую навыки познавательной деятельности учеников; - формирую оргдеятельностные умения третьеклассников: самоорганизацию, самокоррекцию, поддерживаю желание успешно учиться; - воспитываю у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора.
Четвёртый год реализации программы (4 класс): - обеспечиваю устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию своих интеллектуальных способностей; - поддерживаю увлечённость учащихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности; - обеспечиваю формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.
Оптимальность и эффективность средств. - работа на классных часах по авторской программе «Воспитание и развитие личностных качеств младшего школьника», нацеленной на изучение индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка, способствующей сохранению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика, улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов, формированию личностных качеств - самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки; - использование технологии мониторинга результативности обучения младших школьников; - программы работы внеурочной деятельности «Занимательнаяматематика», «Весёлая грамматика», «По дороге безопасности» использование личностно-ориентированных, информационно - коммуникационных, игровых, тестовых, здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения, проектной методики, исследовательской деятельности, технологии рейтинговой оценки деятельности учащихся «Портфолио»; - творческие конкурсы; - интеллектуальные игры, - экскурсии; - психологические тренинги; - диагностические средства; - работа с родителями.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).
Прогнозируемые результаты работы по теме «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников»:
1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими. 2. Обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учёбе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность. 3. Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности. 4. Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения. 5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса. 6. Увлекаются каким - либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности. 7. Младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной деятельности. Опыт моей работы по теме ориентирован на: - положительную динамику результативности обучения, воспитания и развития обучаемых; - активное участие младших школьников в муниципальных, , межрегиональных и Всероссийских интеллектуальных конкурсах и достижение высоких результатов в них; - рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, кружках и клубах по интересам; - активное участие учащихся во внеклассной работе; - высокий уровень удовлетворённости родителей и учащихся жизнедеятельностью класса и школы; - высокий уровень сплочённости детского коллектива.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися.
1. План работы кружков «Мастера и мастерицы», «Секреты здоровья», «Зелёная планета». 2. Программа «Воспитание и развитие личностных качеств младшего школьника». 3. Технология мониторинга результативности обучения младших школьников. 4. Входные и итоговые диагностические мониторинги. 5. Экскурсии (в ГИБДД «Соблюдай правила дорожного движения», в пожарную часть, на почту, в планетарий, в цирк, в городской музей, в ДДТ, в музыкальную школу, в лес). 6. Работа с родителями. Родительские собрания: 1-й класс: «Особенности внимания детей младшего школьного возраста». 2-й класс: «Развитие слуховой и зрительной памяти». 3-й класс: «Учёт возрастных особенностей младших школьников в обучении и воспитании». 4-й класс: «Учение с увлечением».
Классные семейные праздники: 1-й класс: День Матери. 2-й класс: Семейная игра «Счастливый случай». 3-й класс: Масленица. 4-й класс: Семейный КВН «Жизнь пройти - не поле перейти». 7. Творческие конкурсы: - Обучающиеся имеют высокие результаты по учебным предметам
- 1 ученик - 3 место в школьной олимпиаде младших школьников по русскому языку,2014г.;
- 1 ученик лауреат 1 степени конкурса детского творчества «Привет из детства!», номинация «Стихотворное чтение» , 2013г.;
- 2 ученика лауреаты 2 степени конкурса детского творчества «Привет из детства!», номинация «Литературное слово», 2014г.;
- 1 ученица лауреат 3 степени конкурса детского творчества «Привет из детства!», номинация «Литературное слово», 2014 г.;
- участники конкурса детского творчества «Привет из детства!», номинация «Вокал», 2013г.
- призеры и участники международного математического конкурса-игры «Кенгуру» по школе,2013г.;
- призеры и участники международного математического конкурса-игры «Кенгуру» по школе,2013г
- призеры и участники всероссийского математического конкурса «Листопад знаний»,2014;
-
призеры и участники международного проекта «ЭМУ- Эрудит», 2013-2014гг;
-
участники всероссийской дистанционной мультиолимпиады-марафон Муравейник-2014г.»;
-
призёры и участники дистанционного конкурса «Львёнок» в сюжетном и стартовом турах, 2014г..
8. Интеллектуальные игры. 1-й класс:
- в стране сказочных животных;
- игра «Отгадай-ка»;
- КВН «По следам Робинзона»;
- игра «Ох, уж эти почемучки!»;
- игра «Угадай-ка!»;
- экологический марафон.
- турнир смекалистых;
- игра «Поле чудес» - «Редкие животные»;
- игра «Счастливый случай»
- брейн - ринг;
- конкурс знатоков «Знай и люби свой край»;
- игровая программа «Серьёзный разговор»;
- весенний калейдоскоп.
- мы открываем мир;
- в мире животных;
- звёздный час;
- экспресс - опрос;
- интеллектуальное шоу;
- интеллектуальная игра «Бабушкин клубок»;
- устами младенца (спорт и творчество);
- игра «Пять звёзд» (о здоровом образе жизни);
- это зависит от тебя.
- путешествие в мире растений;
- игра «Слабое звено»;
- интеллектуальный лабиринт;
- игра «Своя игра»;
- экологическая викторина;
- викторина «Природа нашей планеты»;
- эрудит «О вреде курения»;
- выпускной КВН «Школьный корабль»;
- диагностическая анкета по оценке экологической подготовки учащихся.
- диагностика психических механизмов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления;
- игры на развитие внимания;
- в гостях у Сказки;
- игры на развитие памяти;
- игры на развитие умения ориентироваться в пространстве;
- веселье у короля Зодиака;
- игры на развитие пространственного мышления;
- какого цвета Зима;
- игры на развитие восприятия и воображения;
- разноцветный калейдоскоп;
- проказы Смехотама;
- выделение признаков объектов;
- по страницам любимых книг;
- таланты среди нас;
- тренинги внимания;
- логические задачи на упорядочивание;
- обучение анализу зрительного образа;
- обучение составлению сюжетного рассказа;
- загадки четырёх сестёр;
- знакомство с правилами сравнения;
- правила классификации;
- шутки Весельчака - шарады;
- логические задачи на развитие способности рассуждать;
- логические задачи на развитие аналитических способностей;
- развитие фантазии: обучение планированию преобразования объектов;
- итоговая диагностика психических механизмов.
- учёные НИИ ОПП РАН «ШТУР» (школьный тест умственного развития);
- уровень развития познавательных процессов учащихся с повышенным уровнем обученности;
- методика А. М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- методика Е. Н. Степанова «Удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»;
- анализ успеваемости школьников;
- статистический учёт и анализ занятости учащихся во внеурочное время, участия в школьных, районных, республиканских конкурсных программах выставках, викторинах, олимпиадах, Всероссийских конкурсах, в смотрах знаний, в научно-практических конференциях;
- выявление уровня речевых и коммуникативных умений выпускника начальной школы;
- методика Н. П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»;
- Щуркова Н. Е. Тест «Размышляем о жизненном опыте».