Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе развития ФГОС в НОО

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость). Тема моего инновационного педагогического опыта - «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО». Актуальность и перспективность моего опыта заключается в том, что в настоящее время со стороны родителей младших школьников имеется социальный заказ на то, чтобы образование, которое их дети получат в начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного изучения отдельных предметов, для развития творческого мышления и комплексного интеллектуального развития детей, способных в будущем принимать нестандартные решения. Моя основная задача - раскрепостить мышление каждого ребёнка, использовать все возможности для развития способностей, которые дала ему природа, сохранить и развить их, то есть раскрыть индивидуальность каждого, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести устойчивость к социальным воздействиям. На это же ориентирует нас ФГОС НОО. Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить. Поэтому на первый план образования выдвигается задача развития каждого школьника.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов). Своеобразие и новизна моего опыта заключаются в создании воспитательной системы, позволяющей сделать детский мир интеллектуально богатым, нравственно чистым, эмоционально привлекательным, комфортным и защищённым. Чтобы каждый ребёнок мог сказать: «Это мой мир и мир вокруг меня». Детский мир - это, прежде всего, школьный мир, мир школьной семьи, где существует свой уклад жизни, свои традиции, своя история. Всё школьное сообщество влияет на формирование взглядов, вкусов, привычек, а главное, мировоззрение младшего школьника, помогает осознать себя как частицу окружающего мира. Основным условием создания такой воспитательной системы является максимум внимания, любви, ласки, уважения к детям. При дефиците внимания, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь перед окружающими, формируется чувство отчуждённости. В силу возрастных особенностей сегодняшние дети эмоциональны, подвижны, впечатлительны, импульсивны, подвержены чужому влиянию, как положительному, так и отрицательному. Они отличаются взрослостью суждений, практичностью в поступках, но все испытывают затруднения в общении, взаимодействии, сотрудничестве. Поэтому основным принципом в своей работе я считаю принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителя, педагогов дополнительного образования, педагогов - предметников, работающих в классе. Изменения в организации процесса обучения и воспитания младших школьников также связаны с реализацией новых принципов проведения уроков и воспитательных мероприятий. Наряду с общепринятыми (доступности, активности, наглядности (иллюстративности), последовательности, системности, сознательности) я использую новые принципы: 1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка, предполагающий использование во время учебно - воспитательной работы таких методов и приёмов, в процессе выполнения которых вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств, обеспечивающих включение ребёнка в процесс управления собственными физиологическим и психическим состояниями. 2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации учебно - воспитательной работы, в результате которой осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения поставленных задач и проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность учащихся, совершенствуются их интеллектуальные качества. 3. Принцип обоснованного ответа. Его реализация предполагает установку учащихся на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими заданий, необходимость обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы. 4. Принцип успешности в обучении и развитии. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, то есть новую зону ближайшего развития.
Наличие теоретической базы опыта. В основе моей воспитательной системы лежит разработанная известным философом М. С. Каганом структура личности, состоящая из пяти основных потенциалов: - интеллектуального (познавательного); - ценностного (нравственного); - коммуникативного; - творческого; - художественного. Формирование перечисленных потенциалов способствует развитию целостной, многогранной и творческой личности человека, что и является моей важнейшей целью. Представления М. С. Кагана о личности стали для меня методологической основой для создания воспитательной системы, в которой можно выделить пять миров: 1. Мир знаний. 2. Мир интересов и ценностей. 3. Мир общения. 4. Мир творчества. 5. Мир искусства. Также я опираюсь в своей работе на теоретические рекомендации интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Т. В. Кудрявцева, П. Я. Гальперина, И. С. Якиманской. Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея моего опыта - создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Первый год реализации программы (1 класс): - знакомлю с различными видами внимания и памяти, способствую развитию познавательных интересов; - обеспечиваю положительный эмоциональный настрой учащихся к активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр, внеурочной деятельности «ЮИДД», проектной деятельности «Мой край» - привлекаю родителей к реализации данной программы.
Второй год реализации программы (2 класс): - знакомлю со способами развития внимания, памяти; - развиваю познавательные способности школьников - восприятие, воображение, мышление (логическое и творческое) через организацию работы внеурочной деятельности «Развивающая математика», «Занимательная грамматики», - воспитываю коммуникативную культуру школьника - умение работать в паре, минигруппе, коллективе.
Третий год реализации программы (3 класс): - совершенствую навыки познавательной деятельности учеников; - формирую оргдеятельностные умения третьеклассников: самоорганизацию, самокоррекцию, поддерживаю желание успешно учиться; - воспитываю у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора.
Четвёртый год реализации программы (4 класс): - обеспечиваю устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию своих интеллектуальных способностей; - поддерживаю увлечённость учащихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности; - обеспечиваю формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.
Оптимальность и эффективность средств. - работа на классных часах по авторской программе «Воспитание и развитие личностных качеств младшего школьника», нацеленной на изучение индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка, способствующей сохранению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика, улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов, формированию личностных качеств - самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки; - использование технологии мониторинга результативности обучения младших школьников; - программы работы внеурочной деятельности «Занимательнаяматематика», «Весёлая грамматика», «По дороге безопасности» использование личностно-ориентированных, информационно - коммуникационных, игровых, тестовых, здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения, проектной методики, исследовательской деятельности, технологии рейтинговой оценки деятельности учащихся «Портфолио»; - творческие конкурсы; - интеллектуальные игры, - экскурсии; - психологические тренинги; - диагностические средства; - работа с родителями.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).
Прогнозируемые результаты работы по теме «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников»:
1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими. 2. Обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учёбе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность. 3. Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности. 4. Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения. 5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса. 6. Увлекаются каким - либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности. 7. Младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной деятельности. Опыт моей работы по теме ориентирован на: - положительную динамику результативности обучения, воспитания и развития обучаемых; - активное участие младших школьников в муниципальных, , межрегиональных и Всероссийских интеллектуальных конкурсах и достижение высоких результатов в них; - рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, кружках и клубах по интересам; - активное участие учащихся во внеклассной работе; - высокий уровень удовлетворённости родителей и учащихся жизнедеятельностью класса и школы; - высокий уровень сплочённости детского коллектива.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися.

1. План работы кружков «Мастера и мастерицы», «Секреты здоровья», «Зелёная планета». 2. Программа «Воспитание и развитие личностных качеств младшего школьника». 3. Технология мониторинга результативности обучения младших школьников. 4. Входные и итоговые диагностические мониторинги. 5. Экскурсии (в ГИБДД «Соблюдай правила дорожного движения», в пожарную часть, на почту, в планетарий, в цирк, в городской музей, в ДДТ, в музыкальную школу, в лес). 6. Работа с родителями. Родительские собрания: 1-й класс: «Особенности внимания детей младшего школьного возраста». 2-й класс: «Развитие слуховой и зрительной памяти». 3-й класс: «Учёт возрастных особенностей младших школьников в обучении и воспитании». 4-й класс: «Учение с увлечением».
Классные семейные праздники: 1-й класс: День Матери. 2-й класс: Семейная игра «Счастливый случай». 3-й класс: Масленица. 4-й класс: Семейный КВН «Жизнь пройти - не поле перейти». 7. Творческие конкурсы: - Обучающиеся имеют высокие результаты по учебным предметам
  • 1 ученик - 3 место в школьной олимпиаде младших школьников по русскому языку,2014г.;
  • 1 ученик лауреат 1 степени конкурса детского творчества «Привет из детства!», номинация «Стихотворное чтение» , 2013г.;
  • 2 ученика лауреаты 2 степени конкурса детского творчества «Привет из детства!», номинация «Литературное слово», 2014г.;
  • 1 ученица лауреат 3 степени конкурса детского творчества «Привет из детства!», номинация «Литературное слово», 2014 г.;
  • участники конкурса детского творчества «Привет из детства!», номинация «Вокал», 2013г.
  • призеры и участники международного математического конкурса-игры «Кенгуру» по школе,2013г.;
  • призеры и участники международного математического конкурса-игры «Кенгуру» по школе,2013г

  • призеры и участники всероссийского математического конкурса «Листопад знаний»,2014;
  • призеры и участники международного проекта «ЭМУ- Эрудит», 2013-2014гг;

  • участники всероссийской дистанционной мультиолимпиады-марафон Муравейник-2014г.»;

  • призёры и участники дистанционного конкурса «Львёнок» в сюжетном и стартовом турах, 2014г..


8. Интеллектуальные игры. 1-й класс:
  • в стране сказочных животных;
  • игра «Отгадай-ка»;
  • КВН «По следам Робинзона»;
  • игра «Ох, уж эти почемучки!»;
  • игра «Угадай-ка!»;
  • экологический марафон.
2-й класс:
  • турнир смекалистых;
  • игра «Поле чудес» - «Редкие животные»;
  • игра «Счастливый случай»
  • брейн - ринг;
  • конкурс знатоков «Знай и люби свой край»;
  • игровая программа «Серьёзный разговор»;
  • весенний калейдоскоп.
3-й класс:
  • мы открываем мир;
  • в мире животных;
  • звёздный час;
  • экспресс - опрос;
  • интеллектуальное шоу;
  • интеллектуальная игра «Бабушкин клубок»;
  • устами младенца (спорт и творчество);
  • игра «Пять звёзд» (о здоровом образе жизни);
  • это зависит от тебя.
4 класс:
  • путешествие в мире растений;
  • игра «Слабое звено»;
  • интеллектуальный лабиринт;
  • игра «Своя игра»;
  • экологическая викторина;
  • викторина «Природа нашей планеты»;
  • эрудит «О вреде курения»;
  • выпускной КВН «Школьный корабль»;
  • диагностическая анкета по оценке экологической подготовки учащихся.
9. Классные часы «Развитие творческих способностей учащихся».
  • диагностика психических механизмов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления;
  • игры на развитие внимания;
  • в гостях у Сказки;
  • игры на развитие памяти;
  • игры на развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • веселье у короля Зодиака;
  • игры на развитие пространственного мышления;
  • какого цвета Зима;
  • игры на развитие восприятия и воображения;
  • разноцветный калейдоскоп;
  • проказы Смехотама;
  • выделение признаков объектов;
  • по страницам любимых книг;
  • таланты среди нас;
  • тренинги внимания;
  • логические задачи на упорядочивание;
  • обучение анализу зрительного образа;
  • обучение составлению сюжетного рассказа;
  • загадки четырёх сестёр;
  • знакомство с правилами сравнения;
  • правила классификации;
  • шутки Весельчака - шарады;
  • логические задачи на развитие способности рассуждать;
  • логические задачи на развитие аналитических способностей;
  • развитие фантазии: обучение планированию преобразования объектов;
  • итоговая диагностика психических механизмов.
10. Диагностические средства. Эффективность реализации программы интеллектуального развития младших школьников отслеживается по результатам диагностических анкет:
  • учёные НИИ ОПП РАН «ШТУР» (школьный тест умственного развития);
  • уровень развития познавательных процессов учащихся с повышенным уровнем обученности;
  • методика А. М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
  • методика Е. Н. Степанова «Удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»;
  • анализ успеваемости школьников;
  • статистический учёт и анализ занятости учащихся во внеурочное время, участия в школьных, районных, республиканских конкурсных программах выставках, викторинах, олимпиадах, Всероссийских конкурсах, в смотрах знаний, в научно-практических конференциях;
  • выявление уровня речевых и коммуникативных умений выпускника начальной школы;
  • методика Н. П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»;
  • Щуркова Н. Е. Тест «Размышляем о жизненном опыте».
11. Видеоматериалы. 12. Выступления на конференциях.
© 2010-2022