Конспекты уроков музыки 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Проводы зимы, встреча весны».

Цели урока:

-знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

-развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.

-пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, музыкальный центр.

Ход урока.

1.Оргмомент. (Садитесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с таким настроением мы начнем урок музыки).

2.Объяснение нового материала.

Слайд №1

Ребята, совсем скоро наступит время, когда зима сойдется с весной.

В деревнях и городах России будут устраиваться проводы зимы - праздновать веселую и широкую Масленицу.

- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике?

- Как и когда празднуют масленицу?

Слайд №2

Масленица - древний славянский праздник, который отмечается весной или в конце весны.
Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
А главным угощением были -…?

Правильно - блины.

Слайд №3

Они имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.

Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.

И не зря в народе говорили:

Слайд №4

«Без блина не Масленица, без пирога не именинник».

«На горках покататься, в блинах поваляться»,

«Не житье, а масленица»,

«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить»,

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»,

«Масленица объедуха, деньги приберуха».

- Как вы понимаете эти поговорки?

- О чем они нам говорят, рассказывают?

Слайд №4

В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр - последняя неделя перед началом Великого поста.

В деревнях катались на санках, ходили на ходулях.

3. Физкультминутка.


- А вы знаете какие-нибудь масленичные игры?

А еще на масленицу играли в такие игры, как:

Катание с гор

Бой мешками

Ледяной столб

Перетягивание каната

Жмурки

Слайд №6

И, конечно же, праздник не обходился без чучела Масленицы. Издревле чучело Масленицы мастерили из соломы. Везли его в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали.

- Как вы думаете, зачем его сжигали? (чтобы попрощаться с зимой и встретить весну.)

Посмотрите как в одном городе сжигали Чучело Масленицы (видео).

А еще на Масленицу пели веселые песни. Одну из которых мы сейчас послушаем.

4. Слушание и анализ - обсуждение музыкального произведения.

Звучит народная песня «Ой блины, блины, блины…» в исполнении детского хора.

- Сколько человек исполняет эту песню?

- О чем поется в песне?

- Какая музыка по характеру?

- Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?

5. Разучивание песни.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. дикцию (четкое произношение текста)

  2. характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)

  3. возможно добавление хлопков народных деревянных инструментов (трещетки, ложки, свистульки).

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои. (2 раза)

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои. (2 раза)


Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои. (2 раза)

На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои. (2 раза)

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои. (2 раза)

6. Закрепление пройденного материала. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.

- С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились?

- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).

- Как праздновали Масленицу?

- В какие игры играли?

- Какую поговорку о масленице, вы запомнили?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

7. Домашнее задание. Разучивание песни «Ой блины, блины, блины…»

Учитель:

Конспекты уроков музыки 1 класс

© 2010-2022