Урок по окружающему миру на тему В мире звука (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема урока: «В мире звука»


Автор материала (ФИО)

Светикова Вера Викторовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МКОУ Верхнебезымяновская СОШ Урюпинского муниципального района Волгоградской области

Класс

2 класс

Название материала

Урок окружающего мира «В мире звука»

Учебный предмет

Окружающий мир

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Окружающий мир 2класс», УМК «Планета знаний».

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Текстовый документ

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Учебники, линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, "веревочный телефон", аудиопроигрыватель, балалайка

Цели,

Задачи урока

Цели: знакомство обучающихся с причиной возникновения звука.

Задачи:

1. Выявить проблему и построить гипотезу; научить находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки, различать звуки природы;

2.Методом наблюдения определить природу появления звука, дать определение понятию «звук»;

3.Оценить результаты совместной деятельности.

Краткое описание работы с ресурсом

Данная работа предлагается на этапе изучения и первичного закрепления знаний.

Используется фронтальная работа;

групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа;

работа с учебником.

Технологическая карта урока « В мире звука»


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Прозвенел звонок и смолк-

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели. Улыбнёмся мы друг другу

И пожмём соседу руку.

Пора урок нам начинать,

Чтоб много нового узнать.

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

Пусть урок принесет нам всем

радость общения

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Определяют своё настроение.

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

2.Актуализация

знаний.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести

детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию.

-Сейчас я предлагаю вам посидеть в полной тишине и послушать аудиозапись.

-Какие звуки вы услышали?

-Человек живет в мире звуков.

-Как вы думаете, что такое звук?

-Да, дети, звук - это то, что слышит ухо.

-Какие звуки вы слышали?

-Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы, шелест листьев, гудок автомобиля, в школе мы слышим звонок, который зовёт нас на урок. Мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации.

Прослушивают аудиозапись.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

Познавательные: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные: умение высказывать своё мнение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

3.Постановка учебной

задачи.

Сообщить тему урока, создать условия для проблемной ситуации.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока:

« В мире звука»

- сегодня мы попробуем себя в роли исследователей. Будем изучать звук. Наша задача - узнать, что такое звук, понять откуда он берётся и всегда ли звук, который мы слышим, одинаковый.
- В руках у меня обычная домра. Когда человек играет на домре, то издается звук.

- Что является в данном случае источником звука?

-Совершенно верно, колеблющая струна.

- А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?)

-Как вы думаете, в результате чего возникает звук?

-Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов.

-Что происходит дальше?

-Воздух передает колебания органам слуха.

-А к органу слуха относится?

-Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают проблемный вопрос.

Строят гипотезу.


Струна.

Голосовые связки.


Ухо.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение.

4.Открытие новых знаний.

Проектная деятельность.

-Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах?


- Откройте учебник, стр. 22

Работа в группах.
I группа - опыт № 1

II группа - опыт № 2
III группа - опыт № 3
IVгруппа- опыт № 4.
- Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования. Результаты исследования запишите в карточки, которые лежат у вас на столах.

-Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа - поднимите синий смайлик, если нет- то красный.

-Что является источником
звука?
- Что привела она в движение?
- Как мы услышали этот звук?
- Проделайте этот опыт с деревянной линейкой.
- Одинаково ли звучат звуки?

-Какой вывод можно сделать?

-Давайте оценим работу



- Назовите источник звука?
- Что она привела в движение? А еще что?


- Как мы услышали этот звук?

- Когда звук был слышен сильнее?

Какой можно сделать вывод?

- Давайте оценим работу.







- Что является источником звука?
- Какой звук слышали
сразу?
- Что передает колебания от ложки?
- Каким стал звук?


- Когда звук был сильнее?

-Подумайте, какой можно сделать вывод?

-Давайте оценим эту работу.


- Что является источником звука?
- Когда телефон лучше работает?
- По чему передаются колебания?

-Какой вывод можно сделать?

-Давайте, оценим работу.

1.Будь вежлив с товарищем в группе

2.Умей выслушать мнение каждого.

3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах. 6.Задай вопрос на понимание.

Работа с учебником

Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.



Опыт № 1.

Положили линейку на край стола. Крепко прижали ее рукой. Слегка ударили по ней. Услышали звук.
Колеблющаяся линейка.


-Воздух.

-Воздух передал колебания уху.


-Нет.

-Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.



Опыт № 2.

Надели резиновое кольцо на стакан.

Пробренчали натянутой резинкой.

Приложили стакан дном к уху. Снова побренчали.

-Колеблющаяся резинка.

-Воздух.
- Стенки стакана.

-Воздух передает колебания к уху.

-Когда стакан приложили дном к уху.

-Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.



Опыт № 3.

Взяли металлическую ложку. Ударили по ней карандашом. Прислушались к звуку. Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались. Поднесли нитку с ложкой к уху. Стукнули по ложке карандашом.

-Ложка.

-Негромкий.

-Нитка.

-Мелодичным, сильным.
- Когда поднесли ближе к уху.

Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.

Опыт № 4.

Соединили между собой два пластмассовых стаканчика веревочкой. Сначала говорили при ослабленной веревке. Затем при натянутой.

-Голос, голосовые связки.

-При натянутой веревке.

-По веревке.

-Телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута.

Познавательные: формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

5.Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

Вышли уточки на луг.

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

- Какие звуки вы имитировали?

Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.

6.Первичное закрепление.

Выполнение задания №2 (слайд)

-Воспроизведи с другом по очереди следующие звуки: топот копыт, хлопанье крыльев птицы, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, жужжание мухи, барабанный бой, кряканье утки.

Выполнение задания№3 (слайд)

Отгадайте загадку.

В лесах, в горах,
На всех языках
Каждое слово
Повторить готово. Что это?

- Где можно услышать эхо?

- Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучат громче. Давайте попробуем.

-У Бориса дома есть пианино. Подумайте, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо?

Угадывают звук.

Воспроизводят звук.

Отвечают на вопросы.


Проводят опыт.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

7.Рефлексия.

-Какую задачу мы ставили на уроке? Удалось ли нам решить поставленную задачу?

Каким образом?

Какие получили результаты? Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Оцените себя. Поднимите смайлики.

Кто понял тему - синий смайлик;

испытывал затруднения - красный смайлик.

Оценка обучающихся.

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

Регулятивные: самооценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Домашнее задание:

Учебник стр.22-24, вопросы на стр.24





© 2010-2022