Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему Секреты речи (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Секреты речи»

для 2 класса





2015 -2016 учебный год



Пояснительная записка

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Рабочая программа к курсу «Секреты речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Речь» с использованием методического пособия Т. Н. Соколовой " Школа развития речи".

Программа данного курса представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности».

Для проведения занятий разработан учебно - методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Цель и задачи программы

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности: 1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции; 2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся; 3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей; 4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала; 5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Отличительные особенности программы К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие: 1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся; 2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений; 3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика; 4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком; 5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Ожидаемые результаты учащихся - Применение полученных знаний и умений в практической деятельности. - Участие в школьных, районных и городских конкурсах и олимпиадах.




Календарно-тематическое планирование


№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

план

факт

1

Слова бывают разные…

2

Многозначные слова. Игра «Отгадай словечко»

3

Омонимы. Игра «Проверь свою память»

4

Омоформы и омофоны. Игра «Найди пару»

5

Синонимы. Игра «Лишнее слово»

6

Антонимы. Игра «Составь новое словечко»

7

Фразеологизмы. Игра «Отгадай слова»

8

Фразеологизмы. Игра «Бусинки»

9

Омофоны. Игра «Ищем пару»

10

Пословицы. Игра « Найди звук»

11

Загадка. Игра «Давай сочини-ка!»

12

Загадка. Игра « Кто больше?»

13

Прием олицетворения. Игра «Оживим предмет»

14

Текст. Игра «Отгадай словечко»

15

Текст. Опорные слова. Игра «Загадка с догадкой»

16

Составление текста по опорным словам. Игра «Сколько слов?»

17

Проверь себя. Игра «Кто там живет?»

18

Деление текста на части. Игра «Он. Она»

19

Деление текста на части. Картинный план. Игра «Отгадай словечко»

20

Картинный и цитатный план. Игра «Выбери словечко»

21

Составление текста. Игра «Подбери слово»

22

Словосочетание. Игра «Назови целое»

23

Связь событий в тексте. Игра «Назови слово»

24

Слова- признаки. Игра «Узнай друга»

25

Слова- описания. Игра «Слово и слова»

26

Составление текста- описания. Игра «Волшебник»

27

Сравнение признаков. Игра «Слово за словом»

28

Текст - повествование. Игра «Необычное слово»

29

Текст- рассуждение. Игра «Кто быстрее?»

30

Типы текста. Игра «Придумай сам!»

31

Составление рассказа «Мой выходной день».

32

Составление текста по вопросам. Игра «Загадочные животные»

33

Викторина.

34

Подведение итогов. «Играем сами, играем с друзьями»

Литература:

1. Т.Н. Соколова. Юным умникам и умницам: Школа развития речи / Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ, 2011.

2. Криволапова Н.А. учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. - Курган: Ин-т повыш. квалиф. и переподготовки работников образования, 2005.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1 / М.Ю. Демидова и др. ; под ред. Г.С. Ковалевой , О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 - (Стандарты второго поколения)

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010 - (Стандарты второго поколения)





© 2010-2022