Внекласное мероприятие Как лбди научились считать?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа.





Внеклассное мероприятие « Как люди научились считать».

( неделя математики в начальной школе.)


Разработали и провели Колина С.Н.

Красильникова Н. В.

Цель- Воспитание любви к предмету математики.

Задачи: 1. Формировать коммуникативные, регулятивные и познавательные учебные действия.

2. Проводить вычисления для принятия решений в жизненных ситуациях.

3. Строить цепочки логических рассуждений.

4. Решать нестандартные задачи.

План:

  1. Подготовительный этап.

  2. Выступление учеников.

  3. Выступление учителя «« Как люди научились считать».(Презентация)

  4. Занимательные задания.

  5. Математическая викторина.

  6. Знакомство с великими математиками. (презентация)

  7. . Подведение итогов.

1.Подготовительный этап.

Накануне был дан старт началу недели математики. Выступали учащиеся третьих классов. Дети были ориентированы на то. что во вторник проходит математическая викторина. Троим ученикам были розданы стихи- гимн математики, что актуализировало тему и стимулировало внимание.


2. Выступление учеников. Гимн математике.

Гимн мАтематике

Чтоб водить корабли ,

Чтобы в небо взлететь ,

Надо многое знать ,

И при этом , и при этом ,

Вы заметьте-ка ,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

Почему корабли

Не садятся на мель ,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель ?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка ,

Капитанам помогает

Ма-те-ма-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком

Или лётчиком стать.

Надо прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессий

Вы заметьте-ка,

Где бы вам не пригодилась математика

2.Выступление учителя «« Как люди научились считать».(Презентация)

  1. Введение.
    Много тысяч лет назад наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, разыскивая себе пищу. Люди ловили рыбу, собирали ракушки, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало отличалась от жизни животных. Да и сами они отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями: палкой, камнем.
    Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат родители и учителя, старшие братья и сёстры.
    - А как учились считать наши предки?
    - Как люди научились записывать цифры?
    - На что похожи цифры?
    - Какие тайны скрываются в числах?
    - Какова роль чисел в нашей жизни?
    - На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в своей работе.


    I. Из истории чисел.
    1. Арифметика каменного века.
    Ещё в самые отдалённые времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определить, когда надо засевать поля, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна запасли.
    Но первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч лет назад древние пастухи стали делать из глины кружки - по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон.
    Но в стаде были не только овцы, но и коровы, и ослы. Поэтому пришлось из глины делать и другие фигурки. Перекладывать глиняные фигурки и камешки, делать зарубки на дереве было довольно утомительным занятием. Но прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось придумать названия для чисел.

    2.Числа получают имена.
    Учиться требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей. Охотились наши предки иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было умело окружить зверя. Старший расставлял людей определёнными группами, а для этого он должен был уметь считать. А так как названий чисел тогда ещё не было, он показывал число на пальцах.
    Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Они так тесно связаны со счётом, что на древнегреческом языке «считать» выражалось словом «пятерить». В русском языке слово «пять» напоминает «пясть» - кисть руки.
    О том, как появились имена у чисел, учёные узнают, изучая языки различных народов. Сначала названия получили только числа 1 и 2. название числа «один» связывалось со словом «солнце». А название для числа «два» - с предметами, встречающимися попарно: с крыльями, глазами, ушами. А всё, что после двух, называлось «много».
    Но потом понадобилось называть и другие числа. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для 1 и 2. например, чтобы назвать число «пять», говорили «два, два, один».
    Позднее слово «три» стали называть вместо слова «много». И даже сейчас мать, рассердившись на сына, говорит ему: «Что, я три раза должна повторять одно и то же!» Так постепенно люди осваивали счёт.


    3. Первые цифры.

    Долгое время после того, как появились названия чисел, люди их не записывали. Причина для этого была самая уважительная - они ещё не умели писать. Поэтому прибегали к зарубкам на дереве или на кости, к узелкам на верёвках и т. д.
    Но эти значки обозначали не числа, а предметы - головы скота, мешки зерна, кувшины масла. Их приходилось изображать столько, сколько было предметов.
    И вот примерно 5 тысяч лет назад было сделано замечательное открытие. Люди догадались, что можно знаком обозначать не одну голову скота, а сразу 10 или 100 голов. Так стали появляться цифры.
    Слово цифра возникло от арабского слова «сифр». В 1202 году в «Книге об абаке» Леонардо Пизанский писал: «С помощью этих знаков: 9,8,7,6,5,4,3,2,1 и знака 0, можно написать какое угодно число».
    В дальнейшем словом «цифра» стали называть все эти знаки.
    Древние греки и евреи применяли алфавитную систему нумерации: числа от единицы до девяти, а затем все десятки и сотни обозначались буквами в порядке алфавита.
    В Западной Европе до 18 века в официальных документах применялась римская буквенная нумерация. Она использовала всего семь цифр:
    I. -1
    V. 5
    X. 10
    L. 50
    C. 100
    D. 500
    M. 1000
    Число также записывалось в виде последовательности цифр, но из эстетических соображений запрещалось четырёхкратное повторение одной и той же цифры. Римские цифры используются до сих пор в обозначениях дат и порядковых номерах
    4. Открытие нуля.
    Интересны были различные способы обозначения чисел, придуманные египтянами и вавилонянами, греками и римлянами. Но у всех этих методов был один недостаток: по мере увеличения чисел нужны были всё новые и новые знаки. Величайший древнегреческий математик Архимед научился называть громадные числа, но обозначать их он не умел. Архимед, один из гениальнейших математиков в истории человечества, не додумался до…. нуля!
    Знакомясь в первом классе с числом 0, вряд ли кто из нас представлял, что это - одно из величайших изобретений в математике. Без нуля не было бы современной математики, не было бы таких достижений человеческого разума, как вычислительные машины и космические корабли.
    Впервые 0 был придуман вавилонянами примерно 2 тысячи лет назад. Но они его применяли лишь для обозначения пропущенных разрядов в середине числа. Писать нули в конце записи числа они не догадались.
    В Индии примерно полторы тысячи лет тому назад 0 был присоединён к девяти цифрам. Появилась возможность обозначать этими цифрами любое число, как бы велико оно не было. И самое главное, запись таких гигантских чисел стала довольно короткой.
    Индийской системой обозначений мы пользуемся до сих пор. Арабы заимствовали у индийцев цифры и позиционную десятичную систему записи чисел. Европейцы узнали её от арабов. Поэтому наши цифры, в отличие от римских, стали называть арабскими.


    II. Числа в нашей жизни.

    1. Пословицы и поговорки
    1.
    Одно сегодня лучше двух завтра.
    Раз солгал - навек лгуном стал.
    Делу время, а потехе час.
    У ежа одна сила - колючки.
    Одна нога тут, другая - там.
    2.
    Как две капли воды.
    Одна голова - хорошо, а две - лучше.
    Скупой платит дважды.
    Убить двух зайцев.
    Старый друг лучше новых двух.
    3.
    Заблудиться в трёх соснах.
    Обещанного три года ждут
    4.
    На все четыре стороны.
    Без четырёх углов изба не рубится.
    Жить в четырёх стенах
    5.
    Как свои пять пальцев.
    Пятое колесо в телеге.
    6.
    Шестое чувство.
    В книге шесть листов простых, а седьмой - золотой.
    7.
    За семью морями.
    Семь бед - один ответ.
    Семь раз примерь, один раз отрежь.
    На седьмом небе.
    До седьмого колена.
    8.
    У сытого коня восемь ног.
    Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
    10.
    Десятая вода на киселе.
    Дело десятое.
    Чего не сделает один, сделают десятеро.



    2. Игры
    1.Третий лишний
    2.. Сядь первым
    3. Два мороза
    4. Восемь имён.
    5. Семеро одного не ждут.
    6. Две из трёх.
    7. Четверо в комнате.
    8. Тройной прыжок.
    9. Наперегонки парами

    3. Физкультминутки
    Две птички
    Раз, два, три, четыре, пять
    Две свинки
    Сороконожки


    4. Загадки и ребусы.
    Число 1.
    Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
    У кого одна нога, да и та без башмака? (У гриба)

    Число 2.
    Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
    В школе есть такая птица:
    Если сядет на страницу,
    То с поникшей головой
    Возвращаюсь я домой. (Двойка)

    Число 3.
    Один льёт, другой пьёт,
    Третий зеленеет да растёт. (дождь, земля, растение)


    Число 4.
    Кто в году четыре раза переодевается? (Времена года)
    Под крышей четыре ножки,
    А на крыше суп да ложки. (Стол)

    Число 5.
    У двоих матерей по пяти сыновей,
    И всем одно имя. (Руки, пальцы)

    Число 6.
    Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

    Число 7.
    Кнутом не гонят,
    Овсом не кормят;
    Когда пашет -
    Семь лугов тащит. (Трактор)

    Число 8.
    Я так мила, я так кругла,
    Я состою из двух кружков,
    Как рада я, что я нашла
    Себе таких, как вы, дружочков. (Восьмёрка)

    Число 9.
    Отгадайте-ка, ребятки,
    Что за цифра-акробатка?
    Если на голову встанет,
    Ровно на три меньше станет. (Девятка)

    Число 10.
    На десять братьев двух шуб хватит. (Рукавички)


    5. Стихотворения с числами
    Единица - это птица,
    Длинный клюв, сама - как спица!
    Просто птица мало ела
    И немного похудела.
    Два на лебедя похожа:
    Шейка есть и хвостик тоже.
    Лебедь может подсказать,
    Как нам цифру два узнать.

    На столе банан лежит -
    Мы ещё положим.
    Получилась цифрв три!
    Посмотри - похоже?
    У меня в руке флажок!
    Осмотри скорей, дружок,
    До чего же он хорош,
    На четвёрку так похож!


    Ветер парус надувает.
    А на мачте флаг играет
    Ветер хочет оказать
    Всем ребятам цифру пять!

    На заборе у калитки
    Примостилась цифра шесть:
    Как у маленькой улитки,
    Завиток и рожки есть.

    Солнце жарко припекает,
    Цапля крылья расправляет.
    А расправит их совсем,
    Превратится в цифру семь!

    У восьмёрки два кольца.
    Без начала и конца.
    Цифра восемь так вкусна:
    Из двух бубликов она.

    Кот улёгся на карниз,
    Хвост пушистый свесил вниз.
    Котик, котик, до чего ж
    На девятку ты похож!

    Рисовали просто круг
    Получилась цифра вдруг
    Эту цифру назовём
    Круглым толстеньким нулём.

    У нуля была подружка,
    Единичка - хохотушка.
    Над нулём она шутила
    И в десятку превратила!

    6. Стихотворения из чисел.

    Грустное стихотворение:
    511 16
    5 20 337
    712 19
    2000047

    Весёлое стихотворение:
    2 15 42
    42 15
    37 08 5
    20 20 20!
    7 14 100 0
    2 00 13
    37 08 5
    20 20 20!

    III. Наши исследования и наблюдения
    1. Любимые числа

    Нам было интересно узнать, какие числа привлекают людей, нравятся им. Для этого мы провели опрос среди учеников начальной школы и взрослых. Подведя итоги, пришли к следующим выводам:
    Любимое число у мальчиков - 5
    У девочек - 5
    У взрослых - 5
    На втором месте - тройка.
    2.Числа в названиях предприятий и организаций нашего района.
    Когда мы ходим по посёлку, по селу, то видим, что люди используют числа, чтобы дать названия своим организациям, предприятиям. Мы провели наблюдения и нашли некоторые из них:
    Магазин «Пятёрка»
    Закусочная «Три семёрки»
    Магазин «Тройка»

    3. Цифры - лидеры в номерах телефонов одноклассников.
    Мы провели наблюдение, какую цифру чаще называли одноклассники, когда сообщали свой номер. Эти цифры - три, семь, пять.
    И снова те же числа. Может быть, когда часто произносишь числа, то они становятся любимыми?


4. Занимательные задания.

7. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? вилка

8. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? мокрое

9. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? 1

10. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? нисколько

11. На четырёх ногах стою, ходить же вовсе не могу. Стул

13. Двенадцать братьев друг за другом стоят, но друг друга не видят. Месяцы

19. У одного папы спросили: «Сколько у вас детей?» Он ответил: «У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра.» Сколько же у него детей? 5

20. Летела стая гусей. 1 гусь впереди, 2 позади, 1 гусь между двумя и 3 в ряду. Сколько всего гусей. 3

21. Шли две матери с дочерьми, да бабушка с внучкой. Нашли полтора пирога. По сколько им достанется? По половине

22. Меня зовут Толей. У моей сестры только один брат, как зовут брата моей сестры? Толя

23. По улице идут два отца и два сына. Всего три человека. Может ли быть такое? да

24. Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу ему семь ребят. Сколько ребят шли в Ленинград? нисколько

5. Математическая викторина

№1.

«Сколько учеников в вашем классе?», - спросил Яша у Веры. Вера, подумав, сказала: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмёрками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз и получится число учеников нашего класса. Сколько учеников было в этом классе?

№2.

Полкан лает чаще, чем Жучка. Полкан лает реже, чем Барбос. Кто лает чаще всех?

№3.

Мурка мяукает тише Барсика, но громче Пушка. Кто мяукает громче всех?

№4.

Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик сосчитал их лапы, получилось 10 лап. Сколько могло быть кур, сколько собак? Найди все возможные решения.

№5.

Решите магический квадрат.

12

4

24

28

20

№6.

Четверых мальчиков зовут Денис, Илья, Артем, Вова. Кого из мальчиков как зовут, если Илья не самый высокий, но всё же он выше Дениса и Вовы, а Денис не выше Вовы?


  1. Знакомство с великими математиками. (презентация)

Показать презентацию и дать комментарии.

7. Подведение итогов.


© 2010-2022