Открытый урок чтения на тему: Лиса и журавль (русская сказка). (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения в 3 классе

Тема урока: Лиса и журавль (русская сказка).

3 класс Цель: работать над усвоением учащимися содержания сказки «Лиса и журавль», знакомить с видами сказок, развивать навык выразительного чтения; корригировать логическое мышление на основе упражнений на анализ; воспитывать мотивацию к учению. Оборудование: иллюстрации к сказкам, карточки со словами.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Речевая гимнастика.

- А сейчас давайте приготовим наш речевой аппарат к чтению.

Упражнения для дыхания:

- Вдох, выдох - 3 раза;

- Вдохнули, задержали дыхание, выдохнули - 3 раза;

- Вдохнули, на выдохе - ф, с, ш

Упражнения для губ и языка:

  • Футбол

  • Лопатка

  • Лопатка иголочка

  • Лошадка

Чистоговорка

Сначала читаю я, а вы слушаете, затем повторяете за мной.

Са-са-са: в клетке спит лиса.
Су-су-су: смотрим на лису.
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.
Се-се-се: знаем сказку о лисе.

III.Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

Итог выставление оценок.

IV. Изучение нового материала.

А сейчас послушайте :«Жили - были…..», «В некотором царстве, в некотором государстве...»

- Откуда эти строки? ( строки из сказок).

- Ребята мы с вами начинаем читать новый раздел «народные сказки».

- А что такое сказка?

В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.

- Какие сказки вы знаете?

- А сейчас я вам предлагаю отгадать героев нашей сказки?

За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

- Как вы догадались, что это лиса? (лиса) (показ иллюстрации)

- Что вы знаете о лисе? Некрупное, хищное млекопитающее. Масса взрослых особей составляет в среднем 8 кг. Хитрая и умная рыжая плутовка отлично приспосабливается к различным условиям обитания. В зимний период их мех становится плотнее, защищая животных от морозов. Основная пища лисиц - мышевидные грызуны, серые полевки. А еще зайцы, мелкие птички и яйца, гнездящихся на земле пернатых, лягушки, змеи, всевозможные насекомые. Едят эти хищники и растительный корм. Если, к примеру, она обитает вблизи птицефермы, то объедается домашней птицей. - Рассмотрите картинки. Какая картинка лишняя? Почему? (журавль дикая птица, а все остальные домашние)

- Что вы знаете о журавле?( показ иллюстрации) Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы. В природе они обитают на открытых пространствах - болотах, лугах. Практически у всех видов журавлей есть на голове участки голой кожи, часто ярко окрашенные. В питании журавлей преобладают растительные корма, хотя они могут склевать насекомое, прихватить зазевавшуюся лягушку или мышонка, поймать рыбёшку.

Сегодня, мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Сказки бывают разные. Народные и авторские.

- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор народ.

- Что это значит? Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили на этой же земле, на которой живем мы. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек не только хорошо ее запомнил, но еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и в свою очередь рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.

Первичное восприятие сказки.

Чтение сказки учителем с целевым вопросом

- Кто из героев вам больше понравился?

Словарная работа. (слова записаны на доске)

На доске записаны слова, которые встретятся в тексте. Прочитайте их про себя, вслух.

Чтение учителем

А сейчас давайте прочитаем их вместе.

Пир - большой званый обед, а также вообще обильное угощение.

Потчевать - угощать.

Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.

Несолонохлебавши- ни с чем.

Окрошка - (от глагола крошить - мелко нареза́ть) - традиционное блюдо русской национальной кухни, холодный суп. Является традиционным блюдом в России и на Украине.

Чтение сказки учащимися самостоятельно и индивидуальная работа.

Целевой вопрос: подготовьтесь к чтению вслух?
Чтение вслух первой части

- С какими словами и как обращалась лиса к журавлю, когда звала в гости? Прочитайте.

Чтение вслух второй части

- Чем потчевала (угощала) лиса журавля?

- Как угощала лиса журавля? Как вела себя лиса за обедом?

- Как оправдывалась перед журавлем?

- Почему журавль пригласил лису в гости? (потому что хотел отомстить, пригласил в ответ на приглашение лисы).

Чтение вслух третьей части

- Что приготовил журавль?

- В какой сосуд налил еду? Найдите в тексте.

- Как вел себя журавль?

- Как вела себя лиса, чтобы достать окрошку? Прочитайте.

- Смогла ли лиса поесть окрошки?

- Какие слова лисы повторил журавль, когда угощал гостью?( Прочитайте)
Чтение вслух четвертой части.

- Почему лиса была раздосадована угощением журавля?

- Почему распалась дружба лисы с журавлем? (Оба поступили плохо, обманывая друг друга.)
- Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?

- Каким, в сказке показан журавль? (журавль сообразительный, не позволяет себя обижать).

Работа с иллюстрацией

- Найдите слова сказки, которые относятся к иллюстрации.


Работа над пониманием жанровых особенностей сказки.

- Почему это произведение можно назвать сказкой? (Лиса и журавль ведут себя, как люди: ходят в гости, готовят обед, разговаривают, едят кашу, окрошку - пищу человека.)


V. Итог урока.

- Какую сказку читали?

- Как вы понимаете пословицу «Как аукнется, так и откликнется»( как ты отнесёшься к кому - либо, так и он к тебе отнесётся.)

- Из данных картинок выберите только те, которые относятся к нашей сказке?

- Чему учит нас эта сказка? Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

Домашнее задание.

Чтение сказки слабым учащимся. Пересказ сказки.



© 2010-2022