Роль домашнего задания в учебном процессе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Роль домашнего задания в учебном процессе. 1. История вопроса. Волнующая нас, педагогов, ныне, на пороге нового века, проблема домашних заданий, увы не нова. В спорах на эту тему «скрещивали шпаги» наши коллеги и сто, и более лет назад. Тема дискуссий та же, что и ныне: нужно ли загружать детей домашними уроками или не нужно? А если нужно, то в каких объемах? И еще - чем компенсировать отсутствие таких заданий? В девятнадцатом веке споры всегда завершались в пользу сторонников домашних заданий - детей заставляли заниматься и на уроках, и после уроков, практически весь день. Но по мере приближения двадцатого века и особенно в его начале, споры разгорелись с новой силой. К началу двадцатого века уже был накоплен опыт работы без домашних заданий: преподаватель читает лекцию, затем каждого, начиная с лучших просит повторять, дополняя их ответ. Оказывалось, что дома тогда не надо ничего повторять. Что же касается выполнения при таком методе учебной программы, то «исполнить ее всецело находится в зависимости от умения преподавателя отделить существенное от несущественного». То есть можно «не задавать уроков для заучивания наизусть дома, а взамен этого вести преподавание в виде бесед, заставляя повторять если не всех, то многих. Существенной причиной, по которой следует избегать домашних заданий, является то, что они поглощают свободное время добросовестных учеников. « Для того и создаются классы, чтобы учиться там, а не дома. Для того и существуют учителя, чтобы учить. Учебник не всегда может заменить учителя, но учитель всегда должен заменить учебник». Выполнение учащимися домашних учебных заданий, является одной из форм обучения. Под домашней учебной работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изученного на уроке материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и упрочивать знания. Попытки отдельных учителей под видом преодоления перегрузок учащихся осуществлять обучение без организации домашней работы и афишировать этот "опыт" в печати в научном отношении являются несостоятельными. Необходимость домашней учебной работы обусловливается следующими факторами: а) на уроке имеет место концентрированное усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание, нужна домашняя учебная работа; б) овладение научными понятиями требует их неоднократного осмысления и усвоения; в) обстоятельность и прочность усвоения изучаемого материала достигается только при рассредоточенном его запоминании; г) домашняя учебная работа имеет важное значение для развития творческих задатков и способностей учащихся.

2. Современная точка зрения на домашнее задание. Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности. Дело в том, что как уже отмечалось, познание идет не по кругу, а по спирали и что каж¬дое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. Далее, на уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение. Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Домашние задания по своему содержания включают в себя: а) усвоение изучаемого материала по учебнику. б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.). в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам. г) выполнение творческих работ по литературе. д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах. е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике. ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии. з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д. и) Решение и составление задач. Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей. Отсюда вытекает, что домашняя работа является естественным и логичным продолжением классной. Можно установить следующие цели, к которым следует стремиться при организации домашней работы: • закрепление в памяти материала, разобранного в классе, и в отдельных случаях - более углублённое и расширенное его изучение; • повторение ранее пройденного материала; • закрепление и расширение разнообразных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы, посредством выполнения соответствующих заданий. .
© 2010-2022