Программа по лепке Пластилиновая фантазия

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по лепке «Пластилиновая фантазия»

Актуальность программы

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно - эстетического освоения мира, в частности лепка.

Лепка - один из древнейших видов прикладного искусства. Из глины люди лепили посуду и игрушки. Глина служила строительным материалом и заменяла бумагу: на глиняных дощечках писали письма и документы. но для детского творчества глина сложный материал, гораздо проще, доступнее и удобнее использовать детям пластилин. Лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

Работа с пластилином воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Занятия лепкой требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении предмета . Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Этому же способствует и своеобразие трудовых приёмов, не встречающихся ни в одном виде трудовой деятельности. Лепка влияет на общее развитие детей, на эстетические чувства, развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Программа составлена по принципу от простого к сложному. Лепят дети индивидуально, а так же создают и коллективные сюжетные композиции. Совместная работа над созданием предметов для общей игры, для выставки - всё это также развивает у детей художественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать красоту совместного труда и возможность общими усилиями сделать приятное и полезное для других.

Цель программы: Побуждать детей создавать динамические выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приёмы декорирования образа.

Задачи:

• Создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей;

• Познакомить детей с новыми способами лепки;

• Учить передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета;

• Учить, самостоятельно, определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;

• Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;

• Развивать мелкую моторику рук и пальцев, стимулирующую развитие речи;

• Способствовать развитию восприятия, внимания, памяти , воображения;

• Воспитывать художественно - эстетический вкус.

1 этап - подготовительный

Для любого человека независимо от его возраста значим результат. Поэтому любое "изделие" ребёнка должно быть "нужным" (дариться, показываться, быть предметом его игр). Внимательно и осознанно нужно относится к «изделиям», созданных руками ребёнка. Ребёнку необходимо внимание взрослого человека, похвала и одобрение. Это является одним из самых сильных психологических мотивов побуждающих ребёнка к деятельности и достижению результата.

Непосредственно перед занятием педагогу нужно приготовить всё, что он подобрал накануне: игрушку, иллюстрацию, натуру. Нужно определить место, где будет стоять предмет. Готовясь к занятию, педагог должен вылепить изображение, которое будут выполнять дети. Выполняя работу, нужно уточнить способы её решения, отметить, где возникли трудности. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом главном.

В первой части занятия нужно сообщить детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. Наглядный материал должен быть очень ярким, красивым, чтобы привлечь внимание ребёнка.

Вторая часть занятия - непосредственная работа над заданием. Во время работы нужно помогать детям в наиболее трудных местах. Лишний раз объяснить ребёнку, как делается и в какой последовательности. Анализ работ - один из важнейших компонентов занятия. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Как правило, после каждого занятия организуется выставка работ.

Это стимулирует детей к дальнейшей активной работе на занятиях лепкой. В работе с детьми используются загадки, пословицы и поговорки, что обогащает словарный запас детей.

С целью отображения результатов программы все работы будут сниматься на фотоаппарат.

2 этап - Основной рабочий план по реализации программы: «Пластилиновая фантазия»

Раздел №1 «Знакомство с пластилином! »

Раздел №2 «Выполнение изделий самых простых объёмных форм»

Раздел №3 «Выполнение более сложных изделий»

3 этап - Заключительный

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычной педагогической ценности.

«Детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» - Л. С. Выготский, следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.

В заключительном этапе будет проведено повторное диагностическое обследование детей с занесением результатов в диагностический лист.

Итогом реализации программы «Пластилиновая фантазия» будет являться организация выставки детских работ и создание фотоальбома.

Методическое обеспечение программы

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения

Словесные методы и приёмы обучения

Практические методы

Материал и оборудование:

•Пластилин (по количеству детей)

•Дощечка или клеёнка (по количеству детей)

•Стека (по количеству детей)

•Тарелочки (по количеству детей)

•Салфетки (по количеству детей)

•Семена: гороха, фасоли, подсолнуха, тыквы. Палочки; пшено; бисер.

Основные приёмы лепки, которые должны будут усвоить дети во время занятий по данной программе:

Разминание; Отщипывание; Сплющивание; Скатывание; Вдавливание; Размазывание; Раскатывание; Соединение деталей; П рищипывание; Разрезание.

Работа с пластилином имеет свои правила, которые обязательно нужно выполнять:

•Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус.

•Лепку выполнять только на специальной подложке.

•Нельзя класть пластилин на стол.

•Не бросать остатки пластилина на пол.

•Следить , чтобы пластилин не попал на одежду, может остаться пятно.

•Хранить пластилин нужно в коробочке.

Ожидаемые результаты программы

При планировании программы будут учтены психофизические особенности и возможности умственно отсталых детей, а так же основные виды лепки: лепка по представлению, лепка по замыслу, сюжетная лепка и плоскостная лепка. Таким образом, актуальность проблемы использования лепки, как средства коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей в процессе кружковой работы несомненна.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Занятия лепкой:

• научат детей передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета;

• научат самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;

• будут способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;

• будут способствовать развитию мелкой моторики рук и пальцев, стимулирующих развитие речи;

• помогут развить восприятие, внимание, память, воображение;

• воспитают художественно - эстетический вкус ребёнка.

Критерии оценки программы

Критериями оценки результативности программы будут служить следующие показатели:

• умение детей скатывать ком из пластилина между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями;

• лепить колобки, колбаски, тарелочки;

• создавать несложные композиции из 2-3 фигур (сюжетная лепка) ;

• устойчиво устанавливать поделки на выставку.



© 2010-2022