- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по лепке Пластилиновая фантазия
Программа по лепке Пластилиновая фантазия
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Марценовская М.И. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа по лепке «Пластилиновая фантазия»
Актуальность программы
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно - эстетического освоения мира, в частности лепка.
Лепка - один из древнейших видов прикладного искусства. Из глины люди лепили посуду и игрушки. Глина служила строительным материалом и заменяла бумагу: на глиняных дощечках писали письма и документы. но для детского творчества глина сложный материал, гораздо проще, доступнее и удобнее использовать детям пластилин. Лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.
Работа с пластилином воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Занятия лепкой требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении предмета . Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Этому же способствует и своеобразие трудовых приёмов, не встречающихся ни в одном виде трудовой деятельности. Лепка влияет на общее развитие детей, на эстетические чувства, развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Программа составлена по принципу от простого к сложному. Лепят дети индивидуально, а так же создают и коллективные сюжетные композиции. Совместная работа над созданием предметов для общей игры, для выставки - всё это также развивает у детей художественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать красоту совместного труда и возможность общими усилиями сделать приятное и полезное для других.
Цель программы: Побуждать детей создавать динамические выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приёмы декорирования образа.
Задачи:
• Создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей;
• Познакомить детей с новыми способами лепки;
• Учить передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета;
• Учить, самостоятельно, определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;
• Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;
• Развивать мелкую моторику рук и пальцев, стимулирующую развитие речи;
• Способствовать развитию восприятия, внимания, памяти , воображения;
• Воспитывать художественно - эстетический вкус.
1 этап - подготовительный
Для любого человека независимо от его возраста значим результат. Поэтому любое "изделие" ребёнка должно быть "нужным" (дариться, показываться, быть предметом его игр). Внимательно и осознанно нужно относится к «изделиям», созданных руками ребёнка. Ребёнку необходимо внимание взрослого человека, похвала и одобрение. Это является одним из самых сильных психологических мотивов побуждающих ребёнка к деятельности и достижению результата.
Непосредственно перед занятием педагогу нужно приготовить всё, что он подобрал накануне: игрушку, иллюстрацию, натуру. Нужно определить место, где будет стоять предмет. Готовясь к занятию, педагог должен вылепить изображение, которое будут выполнять дети. Выполняя работу, нужно уточнить способы её решения, отметить, где возникли трудности. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом главном.
В первой части занятия нужно сообщить детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. Наглядный материал должен быть очень ярким, красивым, чтобы привлечь внимание ребёнка.
Вторая часть занятия - непосредственная работа над заданием. Во время работы нужно помогать детям в наиболее трудных местах. Лишний раз объяснить ребёнку, как делается и в какой последовательности. Анализ работ - один из важнейших компонентов занятия. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Как правило, после каждого занятия организуется выставка работ.
Это стимулирует детей к дальнейшей активной работе на занятиях лепкой. В работе с детьми используются загадки, пословицы и поговорки, что обогащает словарный запас детей.
С целью отображения результатов программы все работы будут сниматься на фотоаппарат.
2 этап - Основной рабочий план по реализации программы: «Пластилиновая фантазия»
Раздел №1 «Знакомство с пластилином! »
Раздел №2 «Выполнение изделий самых простых объёмных форм»
Раздел №3 «Выполнение более сложных изделий»
3 этап - Заключительный
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычной педагогической ценности.
«Детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» - Л. С. Выготский, следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.
В заключительном этапе будет проведено повторное диагностическое обследование детей с занесением результатов в диагностический лист.
Итогом реализации программы «Пластилиновая фантазия» будет являться организация выставки детских работ и создание фотоальбома.
Методическое обеспечение программы
В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.
Наглядные методы и приёмы обучения
Словесные методы и приёмы обучения
Практические методы
Материал и оборудование:
•Пластилин (по количеству детей)
•Дощечка или клеёнка (по количеству детей)
•Стека (по количеству детей)
•Тарелочки (по количеству детей)
•Салфетки (по количеству детей)
•Семена: гороха, фасоли, подсолнуха, тыквы. Палочки; пшено; бисер.
Основные приёмы лепки, которые должны будут усвоить дети во время занятий по данной программе:
Разминание; Отщипывание; Сплющивание; Скатывание; Вдавливание; Размазывание; Раскатывание; Соединение деталей; П рищипывание; Разрезание.
Работа с пластилином имеет свои правила, которые обязательно нужно выполнять:
•Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус.
•Лепку выполнять только на специальной подложке.
•Нельзя класть пластилин на стол.
•Не бросать остатки пластилина на пол.
•Следить , чтобы пластилин не попал на одежду, может остаться пятно.
•Хранить пластилин нужно в коробочке.
Ожидаемые результаты программы
При планировании программы будут учтены психофизические особенности и возможности умственно отсталых детей, а так же основные виды лепки: лепка по представлению, лепка по замыслу, сюжетная лепка и плоскостная лепка. Таким образом, актуальность проблемы использования лепки, как средства коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей в процессе кружковой работы несомненна.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Занятия лепкой:
• научат детей передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета;
• научат самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;
• будут способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;
• будут способствовать развитию мелкой моторики рук и пальцев, стимулирующих развитие речи;
• помогут развить восприятие, внимание, память, воображение;
• воспитают художественно - эстетический вкус ребёнка.
Критерии оценки программы
Критериями оценки результативности программы будут служить следующие показатели:
• умение детей скатывать ком из пластилина между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями;
• лепить колобки, колбаски, тарелочки;
• создавать несложные композиции из 2-3 фигур (сюжетная лепка) ;
• устойчиво устанавливать поделки на выставку.