- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока Добро и зло курса Основы светской этики
Разработка урока Добро и зло курса Основы светской этики
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Добрякова Т.Е. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор: Кутейникова А.В.
Должность: учитель начальных классов
Категория: высшая
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло» Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий "добро" и "зло"; формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: -расширить представления учащихся о понятиях "добро" и "зло" с позиции нравственного смысла; -прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия; -побудить к уважительному отношению к иному мнению, к иной точке зрения; Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - создать условия для формирования умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); -способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД); -способствовать формированию умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; -создать условия для формирования умений работать в группах (коммуникативные УУД); -побудить к формированию рефлексии (регулятивные УУД). Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: -подвести обучающихся к пониманию основных категорий морали - добро и зло. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: мастерская ценностных ориентаций Методы: проблемно - поисковый; работа в группах. Предполагаемый результат: -обучающиеся должны иметь четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло», -уметь давать оценку различным ситуациям и поступкам, -должны научиться давать анализ своим действиям и действиям товарищей, -уметь работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения. Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, карточки, капельки со словами (добро и зло), весы. Ход занятия: 1. Индуктор. Формулировка темы урока и постановка задач учащимися Зло как снежный ком катилось И все больше становилось Тут добро, как будто солнце Глянуло в свое оконце. И от Зла не отвернулось А спокойно… улыбнулось. Знаете, что вдруг случилось Зло исчезло… Растворилось Е.Королёва -Как вы думаете, о чём это стихотворение? Какова его тема? Основная мысль? -А кто мне может сказать, какова же тема нашего сегодняшнего урока? 2. Погружение в тему. Актуализация знаний. - Давайте теперь поиграем в ассоциации. Вам нужно заполнить таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.
цвет
слово
чувство
сказ. герой
поступок добро
зло
3. Изучение нового.
Знакомство с притчей "Бабочка" (в исполнении С.Копыловой)
- Прочитайте пожалуйста притчу, которая называется «Бабочка».
(Про мудрого человека люди говорили, что он видит суть любой вещи. Многие спрашивали у него совета. Два молодых человека поспорили о способностях учителя. Один из них утверждал, что поставит учителя в тупик своим вопросом. С утра юноша поймал бабочку и взял её плотно в свои ладони. Он решил, подойдя к учителю спросить, жива бабочка или мертва.
Если учитель скажет, что жива, - размышлял юнец, я слегка сожму ладони и покажу всем мертвую бабочку.
Если скажет, что мертва, то я разожму ладони, и бабочка взлетит. Так учитель попадет впросак, а я выиграю спор.
Подойдя к учителю в присутствии других людей, юноша спросил:
- Учитель, жива или мертва бабочка у меня в ладонях? - и услышал в ответ.
- Всё в твоих руках…)
- Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)
- Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)
- А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)
- Как вы понимаете смысл этой притчи?
- Каких людей вы называете добрыми, а каких - злыми?
Определение понятий. - Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? У вас есть рабочий лист, подумайте и запишите, что для вас - добро, а что - зло.
- А теперь, давайте заглянем в словарь Ожегова и сравним определение, данное в словаре с вашими. Как изменилось, или дополнилось ваше представление об этих понятиях?
Словарь Ожегова
ДОБРО. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
ЗЛО. 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. 2. Беда, несчастье, неприятность. 3. ед. Досада, злость. - Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. 4. Практикум - Перед вами лежат карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы: Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм, бескорыстие.
- Теперь давайте попробуем составить синквейн со словами «добро»/ «зло»
Добро.
Чистое, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Добро всегда побеждает зло.
Польза.
- Послушайте еще одну притчу. (Когда- то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Внук задумался над словами деда и спросил: - А какой волк в конце концов побеждает? ….. Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.) -О каких волках говорил старик? - Как вы понимаете слова старика в конце притчи? 5. Социоконструкция Добро и зло на чаше весов. - Как выдумаете, чего на Земле больше: добра или зла? Может, нам помогут разобраться в этом весы? - На одну чашу мы будем класть «зло»: зависть, грубость, хамство, наглость, жадность, лицемерие, безразличие. - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершаете, совершают люди вокруг нас и по капельке положим их на чашу весов с «добром»: благородство, дружелюбие, радость, душевность, доброжелательность, счастье, отзывчивость, чуткость, забота, дружба, понимание, внимание, милосердие, доверие, любовь. - Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки - в море добра. 6. Игра «Добрый гном» - Чтобы мы не забывали о доброте друг к другу, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Добрый гном» Для этого вы напишите на листочке своё имя и сложите так, чтобы он не развернулся. Я эти листочки перемешаю и вам раздам. Для того, кто вам достался, вы - «добрый гном». Одно условие - нельзя рассказывать, кто кому достался. Что же означает «добрый гном»? Это означает, что вы в течение дня должны сделать что-нибудь приятное этому человеку, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрый гномом» и какие добрые дела сделали, мы узнаем на следующем занятии. Одно из главных условий игры - на все добрые дела не должны быть потрачены деньги. 7. Итог урока - Наш сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами…
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
8. Домашнее задание
По выбору:
-
Подобрать пословицы о добре и зле.
-
Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
-
Сочинение "Добро и зло в русских народных сказках".
-
Рисунок "Воплощение образов добра и зла".
-
Придумать свой вариант сказки о борьбе Добра со Злом.
6. Рефлексия -Я бы хотела, чтобы вы посмотрели видеоролик песни «Дорогою добра» и ответили мне на вопросы: -Что для вас сегодня было ценным? -Что нового для себя вы узнали? - Какой ответ вы дадите на главный вопрос «Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?»